Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-08-20 | 97 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЦРР детский сад № 11 «Буратино» г. Невель Псковская область
Принято на заседании педсовета «Утверждаю»
«____»_________________ 2019 г. Зам. заведующей МДОУ
протокол № ___________ ________________(Пехурова С.А.)
ПРОГРАММА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
Составитель: Терещенко Елена Викторовна
г. Невель, 2019 г.
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………………... I.Целевой раздел. I.1. Пояснительная записка……………………………………………………… I.2. Цели и задачи программы…………………………………………………... I.3. Принципы и подходы к реализации Программы………………………….. I.4. Планируемые результаты…………………………………………………… II. Содержательный раздел. II.1. Перспективно-тематическое планирование………………………………. II.2. Формы и методы реализации Программы………………………………… II.3. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………. III. Организационный раздел. Проектирвание и организация образовательной работы, рпп-среда…………………………………………………………………………….. IV. Список литературы………………………………………………………. V. Список приложений: Перспективно-тематическое планирование. Анализ работы за текущий год. Конспекты образовательных мероприятий. Информация для родителей: консультации, буклеты, фотоотчеты. Электронное приложение: презентация программы, тематические презентации для детей, пособия. | 3 - 4 5 – 6 6 - 7 7 - 8 8 – 10 11 – 12 12 - 14 15 16 17 |
|
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа валеологического образования детей «Мое здоровье» |
Основание для разработки Программы | Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г.) |
Составитель | Е.В. Терещенко, воспитатель. |
Целевая группа | Дети дошкольного возраста 3 – 7 лет. |
Срок реализации Программы | четыре года: 2019 – 2022 г. |
Цель Программы | Формирование системы знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей. |
Задачи Программы | • воспитание основ валеологической культуры детей; • укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, профилактика заболеваний; • воспитание у детей культурно-гигиенических навыков на основе элементарных представлений по анатомии, физиологии и гигиене человека; • формирование у детей механизмов социально-психологической адаптации, навыков социализации; • выработка первоначальных практических навыков контроля и сохранения своего здоровья; • формирование представлений и установок о ценности здоровья и здорового образа жизни. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | На конец обучения по Программе дети: - демонстрируют сформированную мотивацию к здоровому образу жизни; - владеют валеологическими представлениями и навыками; - демонстрируют ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (переносят знания о правилах здоровья в собственную жизнь). |
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией ДОУ и родителями (законными представителями) детей группы. Формы предоставления результатов: открытые занятия для родителей и педагогов; итоговое занятие; фотовыставки; слайдовая презентация; отчет о реализации Программы. |
Краткое содержание Программы | Программа включает в себя 5 взаимосвязанных и взаимозависимых направлений: - формирование у детей интереса к валеологической науке; - формирование у детей системы знаний по санитарии и гигиене; - формирование у детей системы знаний по антропологии и основам экологии человека; - формирование у детей системы знаний по анатомии, физиологии, психологии и социологии; - формирование у детей системы знаний по основам медицины и профилактики. |
|
I. Целевой раздел.
II. Содержательный раздел.
II.1. Тематическое планирование.
Программа включает в себя 5 взаимосвязанных и взаимозависимых блоков:
1. Блок формирования у детей интереса к валеологической науке и мотивации и способности переносить знания о здоровье, здоровом образе жизни, профилактике заболеваний и безопасном поведении в повседневное поведение.
Реализуется за счет организации интересных для детей форм образовательных ситуаций, применения современных педагогических технологий (проекты, игры-путешествия и т.д.), что в свою очередь мотивирует детей к переносу знаний в повседневное поведение.
2. Блок формирования у детей системы знаний по санитарии и гигиене.
Определение алгоритмов культурно-гигиенических мероприятий, режима дня; обучение детей следить за внешним видом; выполнять элементарные санитарно-гигиенические мероприятия по уходу за одеждой и обувью (сушка, протирание обуви), навыки поведения за столом; умение сопоставлять соблюдение гигиенических правил с профилактикой некоторых заболеваний.
3. Блок формирования у детей системы знаний по основам экологии человека.
Знания о воздействии на организм человека условий среды, взаимосвязей человека и природы, воздействия на среду и ее защиту, медико-биологические аспекты взаимодействия, а также прогнозирование будущих изменений с целью сохранения здоровья и оптимизации среды.
Знания о позитивных и негативных факторах (положительные и отрицательные поступки), влияющих на состояние здоровья человека, причины возникновения заболеваний.
4. Блок формирование у детей системы знаний по анатомии, физиологии, психоло-гии и социологии.
|
Знания об анатомо-физиологическом строении человека (о внешнем строении, о частях тела и их назначении, функциональные возможности; знание о внутренних органах человека, образующих дыхательную и пищеварительную системы, знание костно-мышечной системы человека, ее назначение; значение нормального функционирования от различных внешних и внутренних факторов).
Социально-психологические знания и умения: знание о психологических состояниях человека (чувства, эмоции, настроение); умение описать свое состояние физическое и психологическое, умение определять настроение и самочувствие других людей.
5. Блок формирования у детей системы знаний по основам медицины и профилактики.
Понятия «здоровье», «болезнь», «организм». Знания о приёмах профилактики различных заболеваний, мерах их предупреждения (знание приемов и способов профилактики инфекционных кишечных заболеваний, ОРЗ, профилактики травм, профилактики кожных заболеваний).
Знание о профилактической ценности лечебных трав.
Безопасное поведение с медицинскими приборами и лекарствами.
Примерная тематика занятий.
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Мой организм. Образ я. Здоровье и болезнь. Правила поведения за столом. Полезная и вредная еда. Здоровье зубов. Как одеваться чтобы не болеть. Чистота и здоровье. Наша кожа. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Помощники здоровья – врачи. | Как устроен человек. Части тела. Красивая осанка. Верхние и нижние конечности. Зачем мы занимаемся физкультурой. Как ухаживать за собой. Зачем мы едим. Какая пища полезней. Язык, вкусовые ощущения. Откуда берутся болезни. Осторожно – лекарства! | Функциональные возможности орга-низма. Органы чувств, внутренние органы. Почему я вижу. Моё зрение. Почему я слышу. Как я распознаю запахи. Нос и уход за ним. Как мы дышим. Режим дня. Зачем мы спим. Эмоции и здоровье. Наши поступки. Полезные и вредные привычки. | Наука валеология. Здоровье и окружающая среда (социальные, экологические факторы). Профилактика заболеваний (гигиена, оздоровление, закаливание). Витамины и здоровый организм. Спорт – это здорово! Лечебная природа. Зеленая аптека. Сохрани свое здоровье сам. Правила здоровья. |
|
Перспективно-тематическое планирование Программы по возрастным группам представлено в Приложении № 1.
IV. Список литературы.
§ Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
§ Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
§ Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.
§ Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.
§ Кучма В., Рапорт И. Состояние здоровья современных детей дошкольного возраста. / Здоровье дошкольника. №3. 2008.
§ Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. – СПб.: КАРО, 2005.
§ Смирнов Н.К. Здоровьсберегающие образовательные технологии. М.: АРКТИ, 2003.
§ Хлопова Т.П., Легких Н.П., Якушева Л.Г., Гусарова И.Н., Фоменко С.К. Здоровье детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. – Краснодар, 2004.
§ Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
§ К.Ю.Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.:Мозаика-Синтез, 2014.
§ Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - Изд. 2-е, доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
§ Тюмасева З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб.: МА-НЭБ, 2002.
§ Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. - Шадринск, 2004.
§ Пономарева Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: монография. - Шадринск, 2009.
§ Кушнина Е.Г. Педагогические условия эколого-валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2002.
§ Тюмасева З.И. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования: Словарь-справочник / Тюмасе-ва З.И., Стариков В.П. - Сургут: Сургут. тип., 2004.
Интернет ресурсы:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nachal-ekologovaleologicheskoy-kompetentnosti-doshkolnikov-definitivnaya-harakteristika-struktura-diagnostika
https://www.dissercat.com/content/valeologicheskoe-soprovozhdenie-vospitatelnogo-protsessa-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezh
https://programma-po-formirovaniyu-valeologicheskoykultury-doshkolnikov-poznay-sebya-malysh-kak-nauchit-rebyonka-sohranyat-i-ukreplyat.pdf
https://uchebnikfree.com/istoriya-antropologiya/ekologiya-cheloveka-drugie-31288.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/экология человека
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/11/formirovanie-elementarnykh-valeologicheskikh-znaniy-u
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nachal-ekologovaleologicheskoy-kompetentnosti-doshkolnikov-definitivnaya-harakteristika-struktura-diagnostika
https://pandia.ru/text/78/329/67234.php
|
V. Список приложений.
2018 – 2019 уч. г.
Приложение № 1. Перспективно-тематический план (младшая группа)… стр. 21 -
Приложение № 2. Отчет о реализации программы за 2018 – 2019 уч. г..... стр.
Приложение № 3. Конспекты образовательных мероприятий…………… стр.
Приложение № 4. Информация для родителей…………………………….. стр.
Уч. г.
Уч. г.
Уч. г.
Приложение № 1.
Перспективно-тематический план (младшая группа).
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Тема - Здоровье зубов.
Консультация (стендовый материал) «Гигиена полости рта».
Март
Тема - Моё здоровье.
Консультация (стендовый материал) «Как укрепить иммунитет. Точечный массаж».
Апрель | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема - Физкульт – ура! | ||||||||||||||||||||||||||||
Формировать представление о том, что физические упражнения вызывают хорошее настроение, укрепляют организм. Расширять сведения об организме. Развивать сознательное и бережное отношение к своему здоровью. | § Занятие «Я и мое тело» (конспект) § ОС «Физкульт-ура!» (конспект) § Игра-занятие «Вот я какой». Продолжать знакомить детей с строением тела человека, с возможностями его организма: умею бегать, прыгать. § Игровые ситуации: «Поможем зверятам быть здоровыми». § Игра-занятие «Я здоровье берегу». Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, обучить несложным приемам самомассажа. § Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке». Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта. § С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду». Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||
Консультация (стендовый материал) «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью». Представление родительского опыта закаливания ребенка (на родительском осбрании). | ||||||||||||||||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||||||||||||
В младшей группе.
Воспитатель: Терещенко Е.В. Май 2019 г. Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества. На этапе дошкольного возраста важными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. К здоровьесберегающим образовательным технологиям в детском саду относится и технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. После изучения научно–методической литературы по валеологическому образованию детей дошкольного возраста и анализа своего опыта в этой сфере, я пришла к выводу о необходимости разработки программы валеологического образования детей, начиная с младшего возраста. Результатом моей методической работы стала Программа валеологического образования детей дошкольного возраста «Мое здоровье» с перспективным планом образовательных мероприятий познавательного и практического характера. Осенью 2018 года в нашу группу «Колосок» пришли дети младшего дошкольного возраста. Шесть детей из группы впервые пришли в детский сад. Качественный и количественный анализ знаний и умений детей на начало года показал, что дети, пришедшие в группу, затрудняются определить, что такое здоровье (в силу возрастных особенностей, так как отношение детей младшего возраста к здоровью только начинает формироваться). Мотивация к здоровому образу жизни была не устойчива и требовала постоянного педагогического сопровождения. Малыши недостаточно были знакомы с гигиеническими нормами и правилами, плохо выполняли алгоритм гигиенических процедур; не знали о значении их выполнения; не владели навыками поведения за столом; плохо знали части тела; не умели обозначать свое настроение (знания социально-психологического блока). В перспективном плане на месяц я реализовывала одну тему, но многократно в течение года я возвращалась к одному и тому же понятию и ежедневно малыми дозами «наращивала» их в самых разнообразных видах деятельности. Например, в октябре реализовывалась тема «Чистота и здоровье», но в течение всего года уделялось большое внимание гигиенической культуре. В период адаптации я пыталась отследить, какие привычки сформировались у ребенка. После того как все дети адаптировались, мной была проведена стартовая диагностика, цель которой: уточнить овладение детьми практических умений основ гигиенической культуры. Основным методом стартовой диагностики стало наблюдение за детьми в процессе умывания, одевания, подготовка ко сну, закаливания. Исходя из данных диагностического наблюдения, я и построила свою дальнейшую работу с детьми. В течение года проводились систематические режимные беседы с использованием потешек, художественной литературы, закреплялись знания в сюжетно-ролевых играх, проводились дидактические игры, которые помогали запомнить алгоритм умывания. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее обогащение осуществляла с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: консультации «Адаптация ребенка к детскому саду», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста», оформила брошюру «Гигиена полости рта»», проводила индивидуальные беседы с родителями. Диагностические наблюдения и беседы с детьми, в конце года позволяют сделать вывод о том, что работа по валеологическому образованию детей результативна. Дети научились пользоваться предметами гигиены, стали понимать значение соблюдения правил гигиены; научились называть части тела, знают их назначение, могут определить, какое у них настроение. Расширились представления детей о себе и окружающем мире, появились навыки безопасного поведения. Реализация первой ступени программы позволила сформировать у детей некоторые основы профилактических знаний: знание основ культуры питания, культура питания как основа профилактики многих заболеваний. Основной процент детей стали проявлять самостоятельность в культурно-гигиенических умениях и навыках. Однако, в ходе наблюдения за детьми данного возраста выявилась ситуативность применения сформированных валеологических знаний и умений, некоторые дети не всегда еще применяют знания в повседневной жизни. Этот факт будет учитываться в дальнейшей работе. Первый год реализации Программы позволяет мне сделать выводы об основных педагогических условиях валеологического образования детей: Условие 1. Формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий. Суть теории развития понятий заключается в следующем: при усвоении сложных общебиологических понятий их нельзя сообщать, как это обычно делается при усвоении отдельных факторов. Их надо именно формировать, т.е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, многократно в течение года возвращаться к одному и тому же понятию и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения. Воспитатель должен постоянно держать в памяти все понятия и ежедневно малыми дозами «наращивать» их в самых разнообразных видах деятельности. Работу по формированию здоровьесберегающих понятий необходимо начинать с младшего возраста. Когда сведения о мире усваиваются самым экономным способом – путем запечатления. В дальнейшем эти понятия станут фундаментом будущих понятий, будут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую. Условие 2. Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур. Условие 3. Помимо таких форм обучения как: специально организованные познавательные занятия, прогулки, игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические), свободная самостоятельная деятельность в течение дня, следует широко практиковать решение логических задач, проводить праздники и конкурсы, работать с моделями, модулями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребёнка и способствуют развитию его познавательных способностей. Условие 4. Объем знаний настолько велик, что на специально организуемых занятиях невозможно реализовать все знания в полном объеме. На занятия выносятся только узловые вопросы, основная же масса сведений сообщается детям в форме обычного, нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом, как это делают родители в обыденной жизни, а также в ходе реализации принципа «делай, как я». Необходимо учитывать возраст и знания своих детей. Условие 5. Ежегодно, при повторном возвращении к каждой из тем, знания постепенно должны пополняться новыми понятиями, смыслами, ценностями. Это достигается за счет рассмотрения темы с новых позиций и установления новых связей, ее обогащения новым жизненным опытом ребёнка, повзрослевшего на год. Такое выстраивание учебного содержания соответствует концентрической модели. Использование этой модели позволяет реализовать на практике ряд преимуществ, связанных с возможностью многократно возвращаться к пройденному материалу. Условие 6. Одним из условий эффективного валеологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность через: самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников; самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологических основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.
Тема «Организм человека. Образ Я» Игра «Составь человечка»
Тема «Мой организм. Образ Я» Образовательная ситуация «Это я – девочка, это я – мальчик»
Приложение № 2 Мониторинг качества образования
ЦРР детский сад № 11 «Буратино» г. Невель Псковская область
Принято на заседании педсовета «Утверждаю» «____»_________________ 2019 г. Зам. заведующей МДОУ протокол № ___________ ________________(Пехурова С.А.) ПРОГРАММА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
Составитель: Терещенко Елена Викторовна
г. Невель, 2019 г. Содержание
Паспорт программы
I. Целевой раздел.
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура... Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций... Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |