II. Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

II. Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык»

2020-08-20 119
II. Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В целях осуществления перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) общеобразовательным организациям следует вести разработку образовательных программ, рабочих программ по учебным предметам (курсам), иные документы перспективного планирования с учетом современных государственных требований к содержанию, условиям реализации и результатам среднего общего образования.

В соответствии с п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования в учебном плане учебный предмет «Иностранный язык» входит в состав предметной области «Иностранные языки». Примерное количество часов на преподавание учебного предмета определено в примерной основной образовательной программе среднего общего образования (ПООП СОО).

В соответствии с учебным планом количество часов, предусмотренное для изучения иностранного языка в 10-11 классах:

на базовом уровне – первый иностранный – 3 часа, второй иностранный – 2 часа,

на углубленном уровне – первый иностранный – 6 часов, второй иностранный – 3 часа.

ФГОС СОО определяет, что результаты изучения школьниками предметов «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» (базовый уровень) должны отражать:

1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире;

2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны/стран изучаемого языка;

3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

В соответствии с ФГОС СОО требования к предметным результатам освоения углубленного курса иностранного языка должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;

2) сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;

3) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

Учителю иностранного языка, осуществляющему образовательный процесс в 10 классе, важно помнить, что на уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо традиционных двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», что ранее делалось в структуре ПООП начального и основного общего образования, выделяются еще две группы результатов: результаты базового и углубленного уровней.

Как и на уровне основного общего образования, группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая направленность.

Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях.

Примерные программы учебных предметов «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» построены таким образом, чтобы предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.

Изучение предметов «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» предполагает освоение обучающимися 10-11 классов следующих тем:

Повседневная жизнь. Домашние обязанности. Покупки. Общение в семье и в школе.Семейные традиции. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка сдрузьями.

Здоровье. Посещение врача. Здоровый образ жизни.

Спорт. Активный отдых. Экстремальные виды спорта.

Городская и сельская жизнь. Особенности городской и сельской жизни в России и странахизучаемого языка. Городская инфраструктура. Сельское хозяйство.

Научно-технический прогресс. Прогресс в науке. Космос. Новые информационные технологии.

Природа и экология. Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменениеклимата и глобальное потепление. Знаменитые природные заповедникиРоссии и мира.

Современная молодежь. Увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями.Образовательные поездки.

Профессии. Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выборапрофессии. Образование и профессии.

Страны изучаемого языка. Географическое положение, климат, население, крупные города,достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом.Праздники и знаменательные даты в России и странах изучаемого языка.

Иностранные языки. Изучение иностранных языков. Иностранные языки впрофессиональной деятельности и для повседневного общения. Выдающиесяличности, повлиявшие на развитие культуры и науки России и странизучаемого языка.

Учителю-предметнику, планирующему образовательную деятельность в 10 классе, необходимо учитывать, что содержательный раздел ПООП СОО не конкретизирует, какой содержательный материал должен быть освоен обучающимися в 10 классе, а какой – в 11 классе, т. е. не дает распределения содержания по годам обучения, а также не связывает изучение материала с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками.

Примерные программы по учебным предметам, представленные в ПООП

СОО, не сковывают творческой инициативы учителей-авторов рабочих программ по учебным предметам, сохраняют для них широкие возможности реализации своих идей и взглядов на построение учебного курса, выбор собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательной деятельности. Таким образом, учителю, составляющему рабочие программы по иностранному языку, необходимо продумать, какое из представленного в ПООП СОО содержание учебных предметов будет освоено его учениками в 10 классе, а какое – в 11 классе. Безусловно, подобное структурирование необходимого для изучения содержательного материала должно осуществляться с опорой на УМК, по которому будет происходить обучение в 10-11 классах. Однако при этом необходимо помнить, что, если какой-то обязательный для изучения содержательный материал не представлен в выбранном УМК, он должен быть включен в рабочую программу и изучен без опоры на используемый УМК.

Количество часов, рекомендованных для изучения предмета «Иностранный язык» в учебных планах всех профилей, представлено в таблице.

 

Предмет Профиль Уровень Количество часов Количество часов в неделю за 2 года обучения
Иностранный язык Технологический Базовый 210 6 (3/3)
Иностранный язык Естественнонаучный Базовый 210 6 (3/3)
Иностранный язык Гуманитарный Углубленный 420 12 (6/6)
Второй иностранный язык Гуманитарный Базовый 140 4 (2/2)
Иностранный язык Социально-экономический Базовый 210 6 (3/3)
Иностранный язык Универсальный Базовый 210 6 (3/3)

 

В ПООП СОО указывается, что освоение учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» на базовом уровне направлено на достижение обучающимися порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями к предметным результатам ФГОС СОО, достижение которых позволяет выпускникам самостоятельно общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство коммуникации, и в соответствии с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком».

В документе также отмечено, что освоение учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» на углубленном уровне направлено на достижение обучающимися уровня, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля владения иностранным языком в соответствии с требованиями к предметным результатам ФГОС СОО и «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком».

Уровневый подход, примененный в ПООП СОО к определению содержания и результатов обучения, соответствует шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком» – документу, принятому рядом международных институтов, выдающих соответствующие сертификаты об уровне владения языком. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» определяют, какими компетенциями необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, и фиксируют уровень владения иностранным языком. Корреляция между примерной основной образовательной программой среднего общего образования, которая должна быть положена в основу рабочей программы педагога, и «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком» позволяет максимально точно и объективно организовывать и контролировать освоение обучающимися иностранного языка в соответствии с международными стандартами. Это дает возможность выпускникам продолжать образование на иностранном языке, полноценно заниматься наукой в выбранной области, развиваться в профессиональной и личной сферах. Пороговый уровень, которого достигает выпускник, освоивший программу предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» (базовый уровень), соответствует уровню B1 по шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком». Выпускник, освоивший программу предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» (углубленный уровень), достигает уровень владения иностранным языком, превышающий пороговый.

Изучение иностранного языка в 10 классе предполагает совершенствование умений школьников в области монологической и диалогической речи, знаний и умений, связанных с аудированием, чтением и письмом. Кроме того, образовательное пространство учебных занятий по иностранному языку должно способствовать развитию языковых навыков, связанных с фонетической, грамматической и лексической сторонами речи на иностранном языке, знаний, касающихся орфографии и пунктуации изучаемого языка, и умений применять эти знания на практике.

Очевидно, что, сохраняя преемственность с основными принципами организации образовательной деятельности в начальной и основной школе, изучение иностранных языков в 10 классе предполагает реализацию системно-деятельностного подхода к обучению, являющегося методологической основой ФГОС СОО. Кроме того, одним из актуальных направлений деятельности обучающихся 10 класса при изучении иностранного языка должна стать проектная и/или исследовательская деятельность.

В примерной основной образовательной программе определено, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования, выполнение которых обеспечивается тьюторским (кураторским) сопровождением. Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерно-конструкторское, информационное, творческое. Кроме того, оговаривается, что регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. Безусловно, учитель иностранного языка может являться тьютором (куратором) проектных работ обучающихся. В этом случае в его функцию будет входить: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.

 

Перечень примерных тем для проектной или исследовательской деятельности старшеклассников

Иностранные языки

1. Английский и американский английский: один или два языка?

2. Занимательная английская (немецкая, французская) грамматика.

3. Зимние праздники в Великобритании.

4. Испаноговорящие Соединенные Штаты.

5. Международный английский.

6. Международный туризм: pro et contra.

7. Молодежный сленг в современной английской (немецкой, французской) речи.

8. Наш собственный учебник английского (немецкого, французского) языка.

9. Немецкий после английского. Легко и просто?!

10. Страны, культуры, языки в нашей жизни.

11. Школа, в которой я бы хотел учиться (на иностранном языке).

12. «Юмор по-…». Особенности национального юмора.

13. Методы запоминания иностранных слов.

14. Методы самостоятельного изучения иностранного языка.

15. Эти таинственные артикли.

16. Пословицы и поговорки в русской и английской (немецкой,

французской) литературе.

17. Лимерик как жанр английской поэзии.

18. Особенности перевода рассказов И.А. Бунина на английский язык.

19. Формы обращения в иностранных языках.

20. Страноведческий справочник о Великобритании (Германии,

Франции) для обучающихся 5-6 классов.

 

Результатом (продуктом) проектной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык» может быть:

- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

- художественная творческая работа (в том числе интегрированного характера), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, сценария, инсценировки, художественной декламации, видеофильма и др.;

- материальный объект (словарь, сборник материалов, иллюстраций, компьютерные развивающие игры и тренажеры по предмету и др.);

- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Ученикам можно предложить следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы: мультимедийная презентация; сочинение-эссе; словарь; справочник; слайд-шоу; фотоальбом; письменный отчет; научный доклад; модель; серия иллюстраций; мультимедийная публикация; рекламный проспект; дневник-путешествие; картограмма; заочная экскурсия; коллекция; таблица; схема; свой вариант.

Педагогам в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной проектной деятельности необходимо учитывать следующие принципиальные требования к организации и реализации индивидуального проекта, отражающие его специфику:

1. Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).

2. Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД).

3. Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).

4. Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные, регулятивные УУД).

5. Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).

6. Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).

7. Возникает феномен индивидуалиста.

8. Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).

Необходимо обратить внимание на то, что существенно изменяются требования к метапредметным результатам. Если на уровне основного общего образования ставились задачи формирования универсальных учебных действий регулятивного, познавательного и коммуникативного характера, обеспечивающих самостоятельность обучающихся в их учебной деятельности (к примеру, умение ставить цели своего обучения, контролировать и оценивать их достижения, планировать и осуществлять свою учебную деятельность, осуществлять смысловое чтение учебной и иной литературы, формулировать новые понятия и т.д.), то в стандарте среднего общего образования указана необходимость освоения компетенций более широкого плана.

 

Ш. Обзор утвержденных УМК по учебному предмету

«Иностранный язык» в 10-11 классах

Согласно статье 8, части 1, пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательной организации в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9 статьи 28 части 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Педагоги образовательных организаций должны планировать организацию образовательного процесса в соответствии:

– с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации  от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249).

В таблицах представлены списки учебников для 10-11 классов из Федерального перечня.

 

Английский язык (базовый)

 

№ ФПУ Авторы Классы УМК Преемственность
1 1.3.2.1.1.1 1.3.2.1.1.2 Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., С. Абби и др. 10,11 Сферы НОВИНКА Сферы 5-9 АО «Издательство «Просвещение»
2 1.3.2.1.2.1 1.3.2.1.2.2. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. 10,11 Английский в фокусе («Spotlight»)  «Английский в фокусе» («Spotlight») 5-9 АО «Издательство «Просвещение»

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.