ВООБРАЖЕНИЕ. Как развивать воображение в дошкольном возрасте. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ВООБРАЖЕНИЕ. Как развивать воображение в дошкольном возрасте.

2020-08-20 117
ВООБРАЖЕНИЕ. Как развивать воображение в дошкольном возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВООБРАЖЕНИЕ. Как развивать воображение в дошкольном возрасте.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

Воображение - способность (а также умение и навык) сознания создавать образы, представления и манипулировать ими.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат.

Воображение — ведущий психический процесс в дошкольном возрасте, а умение воображать и придумывать — залог творчества взрослого человека.

Воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое» (С. Л. Рубинштейн).

Ребенок с хорошо развитым воображением умеет:

• гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны;

• находить несколько решений для одной задачи;

• ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения;

• предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски;

• быстро ориентироваться в сложной ситуации, находить необходимое решение, проявлять смекалку.

 

Психическое развитие детей идет скачкообразно, определенными периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Если по каким-либо причинам на одном из этапов ребенок не освоил определенный вид деятельности, не получили развитие специфические черты его личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности.

Ведущая деятельность для дошкольного возраста — игра, а возрастное психологическое новообразование — воображение. Следовательно, если ребенок не доиграл, не дофантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе. Готовность к школе — далеко не сумма каких-то знаний, умений и навыков, это определенная цепь психического развития, которая характеризуется в числе прочего последовательным появлением «умных» эмоций, способностью предвосхищать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею.

 

Значение воображения

Воображение — это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.

 

Воображение выполняет ряд специфических функций:

  • представление действительности в образах и использование их для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена;
  • регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, оценка ее правильности процесса реализации.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

 

Игры и упражнения для развития воображения

Игра — лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Приведем примеры игр и упражнений, которые можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей, например, на праздновании дня рождения.

Упражнение «Продолжи рисунок»

Нарисуйте на листе бумаги шесть кружков одинакового размера. Предложите ребенку дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки. Как вариант — нарисуйте шесть квадратов, попросите ребенка придумать шесть разных рисунков, включающих эти квадраты как часть.

Игра «Волшебные фигуры»

Вниманию ребенка предлагаются разнообразные геометрические фигуры из цветного картона. Задача — придумать во что они могут превратиться.

Рис. 1

Игра «Волшебные кляксы»

Одна часть листа разрисовывается густой краской, после чего лист складывается пополам и прижимается к столу, чтобы получился отпечаток. Задача — внимательно рассмотреть полученное двойное изображение, придумать, на что оно похоже, если необходимо, дорисовать детали. Затем можно придумать рассказ о получившемся на картинке.

Игра «Домашний планетарий»

Для игры понадобятся большие бумажные или пластмассовые стаканчики (как вариант — упаковка из-под продуктов), маленькие фонарики. В стаканчиках (упаковке) проделывается множество дырочек в произвольном порядке. Внутрь кладутся фонарики и зажигаются. Полученную конструкцию необходимо подвесить к потолку в темном помещении (можно использовать кладовку — подспудно получится проработка страха этого помещения, ведь многие маленькие дети боятся кладовок, думая, что там живут разные чудища). Таким образом, свет будет пробиваться через дырочки и на потолке получится картина звездного неба. Можно вместе с ребенком лечь на пол, понаблюдать за «звездами», рассказывая друг другу таинственные истории о жизни и приключениях на других планетах.

Игра «Друг из подушки»

Для игры понадобятся: старая подушка, недорогая наволочка, фломастеры, ленточки или тесемки (бахрома), ненужная детская одежда небольших размеров. Подушка перевязывается посередине веревкой или шнурком — это будет основа для туловища. Сверху закрепляются тесемки или ленточки (бахрома) — это волосы. Фломастером рисуются детали лица или вырезаются из ткани и наклеиваются. Теперь можно одеть куклу — подойдут маленькие шорты, рубашка или просто лоскутки ткани. Новый друг готов. Ребенок может придумать ему имя, историю.

 

 

Игру можно предварить (или, наоборот, закончить) чтением историй о Сипсике — самодельной тряпичной кукле, придуманной эстонским писателем Эно Раудом. Реальный факт из жизни: в советское время многие дети, узнав историю о Сипсике, делали себе похожую куклу и придумывали для нее истории.

Игра «Сказка по-новому»

За основу берется старая сказка. Ребенку предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Как вариант — сделать так, чтобы в одной истории встретились герои из разных сказок.

ИСТОРИИ О СИПСИКЕ

Происхождение Сипсика. Решив подарить своей младшей сестре Анну (она же Аня) на день рождения куклу, школьник Март (он же Максим) шьет ее сам: лоскутки, вату и иголки с ниткой ему дает бабушка. Сшив туловище, голову, руки и ноги, Март соединяет их, однако результат немного огорчает его: кукла получилась совсем некрасивая, не такая, какую он мечтал сделать. В расстроенных чувствах Март говорит, что у него получилась не кукла, а «просто сипсик какой-то». «Если бы Максима спросили в тот миг, что такое „сипсик “, он не смог бы ответить. Просто это слово как-то само собой подвернулось ему на язык, когда он хотел обозначить неудачную свою работу, — ведь кукла, как ему казалось, получилась совсем некрасивая».

Набор и последовательность рассказов о приключениях Сипсика и его хозяйки Ану в разных переводах и изданиях несколько отличается. Всего этих рассказов пятнадцать. И все они — яркий пример того, что могут детская фантазия и воображение.

«Ану и Март играют с Сипсиком — залезают на крышу, отправляют его на Луну, путешествуют по морю в надувной лодке, сражаются с осами — и одновременно узнают много-много всего о мире, который их окружает. Рауд ловко балансирует на грани реальности и фантазии, поэтому как-то даже не хочется называть его повесть „сказкой “. Ведь в ней не происходит ничего такого, что не могло бы случиться с обычными детьми. Только им одним Сипсик кажется живым и настоящим — взрослые-то этого не замечают, для них он всего-навсего самодельная кукла. Придет время, когда и сама Анну будет с улыбкой вспоминать, как играла с некрасивым, но отчего-то очень симпатичным Сипсиком, если вдруг случайно обнаружит его среди прочих игрушек в старой коробке. Да и он, тихонько там полеживая, будет, наверное, (ведь он обещал!), помнить маленькую девочку, которая так сильно его любила». (А. Копейкин.).

Материалом для игры служат рассказы, стихотворения, картинки с невероятными забавными ситуациями. Можно использовать стихотворение К. Чуковского «Путаница». Также понадобится набор фишек (можно использовать подручный материал — пуговицы, камешки, бусинки и пр.)

Прежде чем приступить к игре, необходимо выяснить, как дети понимают смысл слова «небылица». Затем зачитывается стихотворение, медленно и с выражением. Тот, кто заметит по ходу чтения небылицу, кладет перед собой фишку. В конце игры фишки подсчитываются и все небылицы объясняются.

Игра «Подарок»

Детям предлагается придумать, а затем изобразить с помощью жестов, мимики какой-либо предмет, существо и подарить его рядом стоящему. Следующий ребенок должен угадать, что ему подарили. Затем он делает то же самое, передавая свой «подарок» другому. Игра проводится по кругу.

Упражнение «Я хочу увидеть музыку»

Для развития воображения хорошо использовать игры и упражнения, которые задействуют разные органы чувств. Так, в частности, благоприятное влияние оказывает музыка.

Детям предлагается прослушать пьесу «Апрель» П. И. Чайковского из музыкального цикла «Времена года», а затем рассказать, какие образы, картины возникли во время прослушивания музыки, придумать рассказ.

Игра «Художники»

Игре предшествует подготовительный этап, на котором дети произвольно наклеивают на лист бумаги фигурку, напоминающую по форме боб или каплю. Далее предлагается нарисовать интересную картинку, включив в сюжет фигуру, и придумать историю по содержанию рисунка.

Игра «Сказка-калька»

Детям предлагается придумать историю, в которой главные герои какой-либо известной сказки попадают в совершенно другие обстоятельства — они могут быть как невероятными, фантастическими, так и близкими к жизни детей.

Игра «Новая сказка»

Творческая задача — соединить в рассказ два предложения, не связанных друг с другом по смыслу. Например, «Далеко на острове произошло извержение вулкана…», «…поэтому наша кошка осталась сегодня голодной», «По улице проехал грузовик…», «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода», «Мама купила в магазине рыбу…», «…поэтому вечером пришлось зажигать свечи» и т. д.

Игра «Рисование с секретом»

Игра проводится в паре или в группе. Для рисования понадобятся прямоугольный лист бумаги и карандаши.

Первый участник начинает рисовать, затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив какую-то часть для продолжения. Второй дополняет рисунок в соответствии с той его частью, которую он видит. Снова рисунок закрывается, оставляется только его часть. Игра проводится до тех пор, пока не будет использована вся поверхность листка.

По завершении рисунок открывается целиком. Можно придумать название тому, что получилось, историю, поинтересоваться, у кого какие возникали мысли при выполнении рисунка, кто что представлял.

Игра «Загадочные рисунки»

Картон размером 20×20 см складывается пополам. Затем берется шерстяная или полушерстяная нитка длиной около 30 см. Ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона.

Следует поводить ниткой внутри картона, а затем вынуть ее и раскрыть картон: получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. Чрезвычайно полезно давать название полученному изображению.

Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью будет способствовать не только развитию воображения, но и интеллектуальному развитию детей.

Разнообразны частные приемы развития воображения: - разглядывание облаков, трещины стены, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира; рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах – например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет, рассказ по пейзажной картинке и др.

 

 

ВООБРАЖЕНИЕ. Как развивать воображение в дошкольном возрасте.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

Воображение - способность (а также умение и навык) сознания создавать образы, представления и манипулировать ими.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат.

Воображение — ведущий психический процесс в дошкольном возрасте, а умение воображать и придумывать — залог творчества взрослого человека.

Воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое» (С. Л. Рубинштейн).

Ребенок с хорошо развитым воображением умеет:

• гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны;

• находить несколько решений для одной задачи;

• ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения;

• предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски;

• быстро ориентироваться в сложной ситуации, находить необходимое решение, проявлять смекалку.

 

Психическое развитие детей идет скачкообразно, определенными периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Если по каким-либо причинам на одном из этапов ребенок не освоил определенный вид деятельности, не получили развитие специфические черты его личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности.

Ведущая деятельность для дошкольного возраста — игра, а возрастное психологическое новообразование — воображение. Следовательно, если ребенок не доиграл, не дофантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе. Готовность к школе — далеко не сумма каких-то знаний, умений и навыков, это определенная цепь психического развития, которая характеризуется в числе прочего последовательным появлением «умных» эмоций, способностью предвосхищать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею.

 

Значение воображения

Воображение — это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.

 

Воображение выполняет ряд специфических функций:

  • представление действительности в образах и использование их для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена;
  • регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, оценка ее правильности процесса реализации.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.