Мусейон в культуре Античности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Мусейон в культуре Античности

2020-08-20 504
Мусейон в культуре Античности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мусейон в культуре Античности

 

Древнегреческое слово “мусейон” (museion) в переводе означает “место, посвященное музам”, то есть святилище муз. Первоначально мусейоны представляли собой сакральные портики с жертвенником, которые располагались в рощах, предгорьях, у родников, поскольку вначале музы почитались покровительницами источников воды, а позднее - искусств и наук, дарующими творческое вдохновение, поэтому культ муз играл важную роль в сообществах ученых. Отсюда и название храма, который воспринимался в ту эпоху как место связи человека с высшими божествами путем проявления его духовных и творческих способностей. В священных рощах, в местах поклонения музам – мусейонах, стали со временем строить вместо скромных жертвенников храмы, где постепенно накапливались дары богам – храмовые сокровищницы. Постепенно стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества. Со временем сокровищницы греческих храмов стали пополняться изделиями из драгоценных металлов, слитками из золота и серебра; все более разнообразным становились их собрания.

Во время грандиозных праздников храмы посещали многочисленные гости, которые знакомились с памятниками, окутанными легендами, а также с выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Так зарождался экскурсионный обзор, ознакомление с предметами культа и искусства. Древнегреческая культура освобождалась от архаических форм, представлений об окружающем мире и месте человека в нем. Собрания предметов стали накапливаться не только в храмовых сокровищницах, но в центрах светской интеллектуальной жизни. В результате менялись сущность и функции мусейона.

 

Так в Греции появляется “мусей” - философское учреждение. Мусей становился частью философской школы. Например, в Академии Платона, объединившая в свои стенах различные науки было свое собственное святилище муз – мусейон, а для совершения обрядов на каждый день месяца из числа слушателей назначались “служитель муз” и “приноситель священных жертв”. Так происходит трансформация мусейона в мусей, чьи функции сводились лишь формально к культовым, а в реальности относились к познавательным, интеллектуальным и творческим. И, конечно же, в таких собраниях находились и религиозные раритеты, и предметы, представлявшие “земные” интересы.

Так как, мусеи становились центрами интеллектуальной жизни греков, которая в свою очередь славилась агональностью во всех сферах культурной жизни, то постепенно в них накапливались собрания вещей, связанных с награждениями - скульптурных, художественных изображений муз и победителей.

 

Когда мусеи служили местом проведения состязаний поэтов, они становились центрами литературных сообществ. Такими соревнованиями славился один из первых мусейонов - Феспийское святилище муз, которое располагалось на склоне горы Геликон в Беотии. Здесь, раз в пять лет проходили празднества в честь муз – Мусеи.

Античный мусейон выполнял ряд функций: культовую, как место поклонения божествам, где скапливались первые “экспонаты” - дары и подношения; просветительскую, когда мусейон становится местом проведения творческих состязаний, а также частью философских школ; коллекционную, когда в стремлении прикоснуться к древнегреческой культуре появляются древнеримские храмовые и частные собрания. Что касается Древнего Рима, то здесь сложилась система управления, охраны, экспозиции, реставрации и других элементов “музейного дела” в отношении произведений искусства. А как явление, целенаправленное собирательство возникает лишь в эпоху эллинизма, на фоне которой начинается процесс формирования института частного коллекционирования.

 

 

Коллекционирование в Древнем Риме: мотивация и формы

Организации коллекций

 

Во время долгих и успешных военных походов римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, трудовые навыки, различные изобретения, элементы духовной культуры.

Именно под влиянием утонченной греческой цивилизации римляне приобрели неподдельный интерес к произведениям искусства. В 272 г. до н. э. римские легионеры, возвратившись в родные края после взятия

и разграбления богатейшего греческого города Тарента, впервые продемонстрировали картины, золото, предметы роскоши. Но кардинальные изменения в системе древнеримских ценностей произошли,

по мнению античных историков, после 212 года до н. э.,когда был завоеван и разграблен знаменитый своими художественными сокровищами город Сиракузы, а украшавшие его статуи и картины консул и военачальник Марк Клавдий Марцелл отправил в Рим.

На протяжении II —I вв. до н. э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком, служа доказательством громких побед римских легионеров. После демонстрации в триумфальных шествиях произведения искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и различные общественные сооружения. Но при этом немалая часть художественных трофеев оседала во дворцах и виллах, свидетельствуя тем самым о начавшемся процессе формирования института частного коллекционирования.

Уже применительно к I в. до н. э. о частном коллекционировании в Риме можно говорить как о вполне сложившемся явлении.

Владельцем огромного собрания картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал, например, диктатор Рима и завоеватель Афин Корнелий Сулла, опустошивший знаменитый храм бога врачевания Асклепия в Эпидавре и прославленный храм Зевса в Олимпии. Его пасынок Марк Скавр в 59 г. До н. э. скупил в греческом городе Сикионе (Пелопоннес), известном своей живописной школой, «все картины из общественных мест»

Многие богачи, особенно новоявленные, стремились во что бы то ни стало обзавестись своим собственным собранием.

Но далеко не все частные коллекционеры руководствовались исключительно соображениями престижа, в их числе было немало истинных любителей искусства. Наиболее известны среди них имена Цицерона

и его друга Аттика, государственного деятеля, полководца, оратора и поэта Асиния Поллиона, сенатора, адвоката, оратора и писателя Плиния Младшего.

Одновременно с развитием частного коллекционирования складывался художественный рынок. В I в.до н. э. аукционы и предваряющие их выставки произведений искусства стали обычным явлением в римском обществе. Нередко с публичных торгов уходили целые собрания. Такая участь постигла, например, прославленные коллекции Помпея Великого после

разгрома его войск Юлием Цезарем. Продажа произведений искусства велась и в лавках, расположенных в центре Римского форума вдоль «священной дороги».

Для определения истинной ценности того или иного произведения, а также для распознания подделок, наводнявших рынок, римские покупатели нуждались в услугах экспертов и консультантов. На первых порах

в этом качестве выступали греческие художники и ремесленники, а также копиисты, приобретавшие в процессе своей работы основательные познания относительно стиля и техники того или иного мастера. Эксперты же знатного происхождения стали появляться в римском обществе лишь в I в. до н. э.

Диапазон интересов римских коллекционеров отличался необычайной широтой. Почетное место в собраниях нередко занимали природные редкости и древности. Помпеи Великий привез с Востока образцы черного эбенового дерева, а Марк Скавр доставил из Иудеи скелет неизвестного морского животного.

Особенно увлекался древностями император Август (27 до н.э. — 14 г. н.э.), собравший на своей вилле на Капри множество необычных и редких вещей. В их числе были «доспехи героев» и огромные кости, которые считались останками исполинских зверей и гигантов

В I в. до н. э. пинакотека, или картинная галерея, входит уже в число обязательных апартаментов частного дома или виллы. Наряду со скульптурными и живописными изображениями предков в нее нередко помещали портреты правителей, государственных деятелей, знаменитых современников, прославленных поэтов, писателей, философов минувших эпох

Кроме статуй и картин греческих мастеров римские коллекционеры собирали вазы, кубки и другие изделия

Одним из излюбленных мест размещения коллекционных предметов становятся и загородные виллы. В подражание знаменитым школам Платона и Аристотеля, прославленным научным учреждениям Александрии и Пергама римская интеллектуальная элита порой метафорично называла свои загородные виллы мусейонами. (дворцовый комплекс Нерона) Сооруженная в 60-е гг. в самом центре города Рима, эта резиденция раскинулась на площади в 100 га

Под влиянием своего наставника философа Сенеки Нерон приобрел неподдельный интерес к искусству Эллады, что имело печальные последствия для греческих храмов. Из одного только святилища в Дельфах он вывез пятьсот бронзовых статуй, которые украсили его громадную резиденцию. В залах дворца имелись специальные ниши для статуй, но значительная часть огромной скульптурной коллекции принцепса размещалась в парках.

2) вилла императора Адриана в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь можно было увидеть Академию Платона и Ликей Аристотеля, святилище Сераписа близ Александрии, Стоа Пойкиле, амазонок Фидия и Поликлета и даже «подземное царство». Тонкий ценитель греческой культуры, Адриан украсил многочисленные постройки своей виллы множеством статуй — оригиналами

и копиями прославленных шедевров греческих мастеров.

К концу I века до н. э. в частном владении сосредоточилась немалая часть художественных богатств античного мира, и проблема доступа к ним, вероятно, обсуждалась в римском обществе

Как и следовало ожидать, этот призыв не нашел поддержки среди частных коллекционеров. Но и без обобществления собранных ими произведений искусства в Риме имелось немало художественных собраний, доступных для осмотра любому желающему.

 

Развитие культуры

 

Самые ранние сведения о существовании в Западной Европе церковных сокровищниц восходят к началу VII в., однако подлинный размах в их строительстве наступил с восшествием на престол франкского короля, а затем императора Карла Великого (768 — 814). Покоряя европейские народы, он вводил среди них христианство и тем самым давал импульс возникновению новых церквей и монастырей.

Вклады и пожертвования прихожан служили одним из важнейших источников пополнения храмовых сокровищниц. Славу щедрого вкладчика снискал сам Карл Великий, который за три года до смерти, оставив треть своих богатств наследникам, разделил остальные ценности между двадцатью четырьмя аббатствами королевства. Военная добыча, захваченная во время сражений с аварами и арабами, также обогащала христианские сокровищницы, а в XI — XIII вв. важнейшим источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали крестовые походы на Восток

 итоги IV крестового похода - В силу внешних причин он изменил свою первоначальную направленность против Египта и завершился страшным опустошением

и разграблением в 1204 г. православного Константинополя, когда не щадились ни памятники искусства, ни церковные святыни. Военная добыча, полученная при этом венецианцами, легла в основу создания знаменитой сокровищницы соборания Сан Марко в Венеции.

Крестоносцы же отдали свою часть награбленных ценностей под залог для получения ссуды французскому королю Людовику IX Святому. Король не стал требовать возврата долга и поместил драгоценные реликвии в специально возведенную в Париже часовню Сен-Шапель.

Кроме дорогой богослужебной утвари в состав храмовых сокровищ-

ниц непременно входили реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами, мучениками и другими почитаемыми в христианском мире личностями. Это были одежда и предметы обихода святых, ткани,

в которые заворачивались их останки, а в случае мученической смерти — орудия истязания и казни. В специальных серебряных или свинцовых сосудах хранили масло из погребальных лампад, а в низких широких ящиках с изображениями евангельских сюжетов держали считавшуюся священной почву Палестины. Иногда одни и те же реликвии появлялись в нескольких экземплярах, а их обладатели доказывали подлинность своего раритета. Например, только в Европе как минимум 29 церквей и монастырей утверждают, что именно у них хранятся гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Иисуса Христа.

Особо почитались мощи — нетленные останки людей, причисленных церковью к лику мучеников и святых. За обладание ими вспыхивала настоящая борьба: их покупали, воровали, делили на части.

С большой тщательностью в западноевропейских церковных собраниях хранились изделия художественного ремесла античных мастеров, качественный уровень которых средневековые ремесленники уже не

в состоянии были воспроизвести — камеи и инталии.

В храмовых собраниях встречались необычные минералы, бивни слонов, пальмовые ветви, страусовые яйца и другие образцы мира природы.

Раннего Возрождения

 

Процесс становления музея как социокультурного института начинается в эпоху Возрождения.

С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.

Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность.

Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации - рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.

Интерес гуманистов к античному искусству изменил эстетические ценности эпохи. Собирать и хранить его наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов. В эти коллекции вкладывались и произведения современных художников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа и меценатства. Появилось “искусство ради искусства”, которое оценивали на основе эстетических критериев. К тому же к началу XVI в. достойными коллекционирования стали считать не только законченные шедевры, но и эскизы, этюды, наброски.

В эпоху Возрождения история заняла важное место среди других областей знаний. Особенно осмыслялась деятельность великих личностей прошлого. В результате появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей, к их коллекционированию. Так, в коллекции историка Паоло Джовио были собраны портреты великих людей прошлого и современников. Каждый портрет сопровождался “Похвальным словом” - латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание изображенной личности

Мощный импульс развитию коллекционирования дали Великие географические открытия XV - XVI вв., благодаря которым взорам европейцев предстали неведомые прежде далекие миры Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

 Многие представители династии Габсбургов, начиная с австрийского эрцгерцога Максимилиана I (император в 1493 - 1519 гг.),большого знатока и любителя искусств, были увлеченными и неистовыми коллекционерами. Собранные ими сокровища впоследствии составили основу ряда европейских музеев, в числе которых - Музей Прадо в Мадриде и Художественно-исторический музей в Вене.

В XVI в. в развитии коллекционирования произошли важные качественные изменения. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия создаваемых экспозиций сторонним зрителем.

 Так, на базе частных коллекций светской и духовной власти стали создаваться особые социокультурные институты - первые дворцовые музеи, степень доступности которых зависела исключительно от воли владельцев.

 

Родиной подобного коллекционирования стала Италия, где художественными сокровищами наполнялись дворцы богатейших флорентийских семей.

Так, род Медичи стал символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV - XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Их опыт организации собраний, методов хранения, описания, экспонирования, накопленный при создании и существовании первого дворцового музея, широко использовался в последствии во многих европейских странах.

Самой уникальной галереей, основанной Медичи во Флоренции стала Уффици, в которой имелись: “Галерея статуй” со скульптурами Донателло, Микеланджело, залы с древним и современным оружием, помещение для научных приборов, зал Трибуна, где экспонировались самые ценные экземпляры коллекции Медичи - драгоценности, медали, природные редкости, геммы, парадное оружие.

 

Во Франции Франциск I в XVI в. превратил свой замок Фонтенбло в “новый Рим” - галерею, где разместились картины и скульптуры его коллекции. Собранные сокровища неистовых коллекционеров династии Габсбургов в дальнейшем составили основу ряда европейских музеев (Прадо, художественно-исторический музей Вены).

 В Баварии Вильгельм IV для своей резиденции приобрел картины лучших немецких художников на исторические и библейские темы. Так началась история одного из самых известных собраний живописи - Старой пинакотеки в Мюнхене. Император Рудольф II превратил Прагу в сокровищницу Европы, которая включала пинакотеку и глиптотеку, кунсткамеру с коллекцией механических приборов.

Наряду со светской аристократией большую роль в зарождении первых музеев сыграли кардиналы и папы. Они покровительствовали скульпторам и художникам, были страстными коллекционерами, устроителями первых музеев, организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участвовали в реставрации памятников. Так, папа Павел II построил в Риме палаццо “Венеция”, в котором организовал музей античного и византийского искусства.

Во Франции наиболее значимыми для возникновения будущих музеев были деяния кардиналов Ришелье и Мазарини. В резиденции Ришелье находилась коллекция, которая имела множество картин (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса), статуи, гобелены, мебель, китайскую керамику.

 Собирательство Мазарини положило начало формированию будущего Лувра. по его замыслу все королевское собрание было свезено в Лувр, а в 1681 г. была открыта картинная художественная галерея

Помимо дворцовых коллекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом для будущих музеев: кабинеты, кунсткамеры, антикварии.

Кабинет - первоначально ларец с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых хранили античные монеты, геммы, драгоценности, затем помещение, где размещали редкости, образцы природы, произведения небольшого формата. кунсткамеры - кабинет искусства с необычными “творениями рук человеческих” и редкостями природы. Самой богатой коллекцией обладала Пражская кунсткамера, в которой хранились: природные редкости

Антикварии - собрание античных ценностей, в основном скульптур, место их демонстрации. самым знаменитым стал - антикварий Виттельсбахов, где статуи и скульптуры богов, бюсты римских императоров экспонировались в хронологическом порядке и под каждым прикреплялась плита с информацией об изображаемой личности.

Антикварий Юлиана II имел такие шедевры, как скульптурная группа “Лаокоон” и статуя Аполлона Бельведерского. С создания его “Антиквария статуй” началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца и оформилась база для будущих известных ватиканских музеев.

Студиоло - кабинет для занятий, в котором вместе с библиотекой располагались коллекции гемм, рукописей, скульптур и картин. Здесь вели беседы о философии или созерцали произведения искусства. Это место воспринималось современниками эпохи как возрожденная форма античного мусейона. Одной из известнейших стала студиоло герцога Франческо I Медичи, созданная архитектором Вазари. Она напоминала декоративную сокровищницу, олицетворяла “мир в миниатюре”, так как в оформлении декора лежала сложная система аллегорий и символов, призванная выразить определенную идею

 

Социальная миссия.

 

Анатомические и зоологические коллекции и музеи были особенно популярны в Голландии, Швеции, России, Франции, они играли важную роль в развитии естествознания. В числе наиболее значимых ботанических садов следует назвать сады университетов в Лейдене, Королевский сад в Париже, сад Кью (Лондон).

 

Придворные зверинцы носили декоративный характер, как, например, зверинец в Версальском парке (1668). Императорский зверинец в Шёнбруннском парке (устроен в 1751 году) носил уже черты первичного зоопарка, поскольку в нем стали применяться классификационные приемы.

 

Естественно-научные кабинеты были схожи с музейными учреждениями эпохи: демонстрация образцов мира природы подчинялась эстетическим принципам, что и при экспонировании произведений искусства. Объектам стремились придать «приятный вид».

 

Естественно-научные кабинеты, кунсткамеры, зоологические и ботанические коллекции не сделали кардинального переворота в науке, но они внесли особый вклад в изменение представлений о взаимоотношениях между наукой и философией, наукой и верой. Одновременно научные кабинеты и кунсткамеры стали предшественниками современных естественноисторических и археологических музеев.

 

Кунстка́мера Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. Символом.

 

Слово «кунсткамера» в буквальном переводе обозначает «кабинет искусств», но под «искусством» подразумевались лишь необычные и редкие творения, искусно созданные человеком или природой. Конкретное содержание кунсткамер составляли предметы, не соответствовавшие существовавшим в то время представлениям о простом и заурядном. Особое внимание к ним было вызвано тем, что именно редкое и диковинное, как считалось, нагляднее всего способно передать многообразие мира. Неординарность предмета могла заключаться в его красоте или уродстве, оригинальной технике изготовления, чрезвычайно больших или малых размерах, нетрадиционной форме или окраске.

 

Кунсткамеры выполняли, прежде всего, репрезентативную функцию, поэтому их посещали главным образом представители иностранных государств, знаменитые путешественники, ученые и придворные художники. Степень их доступности для осмотра зависела исключительно от воли владельца.

Дворцовых галерей.

 

XVII столетие часто называют «золотым веком» коллекционирования. Вслед за Италией, Францией, Испанией, Австрией и Германией на поприще целенаправленного собирательства вступили страны, мало затронутые ренессансными веяниями и потому прежде не проявлявшие особой активности на коллекционерской стезе – Англия, Швеция, Дания. Социальный состав коллекционеров существенно расширился в сравнении с предшествующим столетием, среди владельцев кабинетов были короли и герцоги, министры и придворные, банкиры и адвокаты, врачи и художники, поэты и ювелиры, садовники и торговцы. Проникая во все слои европейского общества, коллекционирование становилось неким всесословным и вненациональным явлением.

В целом оно продолжало сохранять универсальный характер, и большинство из создававшихся собраний включали самые разнообразные предметы – картины, скульптуру, изделия художественного ремесла, монеты, медали, книги, инструменты, чучела животных и рыб, засушенные растения. При этом, как и в предшествующую эпоху, особое внимание уделялось прежде всего редким и необычным экземплярам. Вместе с тем в XVII в. по сравнению с предшест-вующим периодом возросло количество собраний, отличающихся определенной степенью специализации. Многие коллекционеры остановили свой выбор или на произведениях искусства и древностях, или же на объектах природы. Все зависело от конкретной ситуации в том или ином регионе, от целей коллекционера, его финансовых возможностей и рыночной конъюнктуры.

В лексике европейских языков прочно закрепились слова, вошедшие в обиход еще в XVI в. и ставшие синонимом понятия «коллекционер» – «любитель», «знаток», «любопытствующий», «любопытный», «виртуози», «дилетант», «антиквар». В общественном сознании эпохи коллекция стала непременным атрибутом благородства и учености, а человека незнатного происхождения могли даже принимать в высших кругах, если он был владельцем кабинета. Поэтому немало коллекционеров рассматривали свою деятельность как средство повышения социального статуса. Но не только любовь к миру прекрасного и соображения престижа выступали побудительными мотивами коллекционирования. Произведения искусства стали восприниматься и как товар, средство выгодного помещения капитала.

Многие путешественники писали о том, что картины продавались на ярмарках, но в основной своей массе это были отнюдь не первоклассные полотна. Для продажи своих произведений художники обычно устраивали специальные выставки, а в Амстердаме появились аукционы современного образца. Они проводились с привлечением оценщиков и аукционистов, а их открытие предваряли каталоги выставляемых на продажу вещей. Конкуренция в торговле художественным товаром была жесточайшей, цены взлетали необычайно высоко, и с торгов уходили не только отдельные произведения, но и целые собрания.

Владельцы капиталов, не имеющие больших познаний в области искусства, обычно прибегали к услугам советников и экспертов, в качестве которых нередко выступали известные художники. Рубенс, находясь при дворе мантуанского герцога Винченцо I Гонзага, помог своему патрону составить великолепную коллекцию итальянской и фламандской живописи. По вопросам коллекционирования он консультировал также испанского короля Филиппа IV, при этом нередко выступал в роли торгового посредника. Аналогичной деятельностью занимался и Рембрандт, но его успехи на этом поприще были значительно скромнее.

На протяжении XVII в. составление художественных коллекций постепенно возводится в ранг «добродетели» государя. Теперь уже не редкости и курьезы, а произведения живописи и скульптуры начинают выступать наглядным свидетельством величия и утонченности вкуса монаршей особы. Имея в своем распоряжении огромные финансовые ресурсы, европейские монархи, естественно, смогли стать обладателями самых больших и ценных художественных собраний эпохи.

В первой половине XVII в. обладателем выдающегося собрания стал король Карл I Стюарт (1625–1649), которого по праву считают первым истинным коллекционером на английском престоле.

В 1640 г. в Англии разразилась буржуазная революция. В разгоревшейся гражданской войне Карл I потерпел поражение и был казнен. Королевское собрание парламент выставил на аукционную распродажу, и отвергнутые пуританами полотна Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Ван Дейка навсегда покинули Англию.

Франция, шедшая в авангарде стран-коллекционеров в эпоху Ренессанса, продолжала сохранять лидирующие позиции и в XVII в. Однако в первой половине столетия интерес монарших особ к составлению собраний явно угас. Но в этот период богатейшие художественные коллекции собрал и завещал французской короне кардинал Ришелье (1585–1642). Его преемник кардинал Мазарини (1602–1661) являл собой яркий тип коллекционера-фанатика, который даже перед лицом смерти, если верить мемуарам его секретаря, думал не о встрече со Всевышним, а о своих картинах, горестно восклицая: «Я должен оставить все это. Как трудно смириться с тем, что я никогда не увижу их вновь там, куда ухожу». Художественные сокровища Мазарини размещались в апартаментах кардинала в Лувре, а также в двухэтажной галерее парижского особняка, где ныне располагается Национальная библиотека. Согласно инвентарю 1661 г., живо-писная коллекция Мазарини состояла из 877 картин, 386 из них были признанными шедеврами.

Когда Людовик XIV (1643–1715), вступил на престол, французской короне принадлежало около 200 картин, ко времени смерти монарха его собрание включало уже 2500 полотен мастеров различных школ, тысячи рисунков и сотни произведений скульптуры, бесчисленное количество произведений декоративно-прикладного искусства.

В XVII в. накопление художественных сокровищ продолжалось и в Испании, хотя столетие в целом стало для нее временем экономического краха и банкротства. Королю Филиппу IV

(1621–1655) мир искусства и коллекционирования казался гораздо привлекательнее государственных дел и забот. Он с удовольствием покупал полотна итальянских художников Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто и Корреджо, интересовался фламандским искусством, особенно работами

П. Брейгеля. На протяжении почти сорока лет придворным художником короля был Веласкес, писавший портреты самого монарха, его детей, приближенных, карликов и шутов. Живописное собрание Филиппа IV насчитывало около 2000 произведений.

XVII век стал временем тяжелых испытаний для австрийского дома Габсбургов. Прагу, хранившую многие из его сокровищ, неприятельские войска грабили трижды в течение первой половины столетия. Но традиции художественного коллекционирования, заложенные эрцгерцогом Фердинандом Тирольским и императором Рудольфом II, продолжали развиваться и укрепляться. Третьим величайшим коллекционером династии стал эрцгерцог Леопольд Вильгельм, правитель Южных Нидерландов (1647–1656). В своем брюссельском дворце он создал великолепную галерею, включавшую около 1400 картин итальянских, фламандских и немецких мастеров и свыше 500 произведений скульптуры.

Ситуация, сложившаяся в XVII столетии в Ватикане, не способствовала развитию здесь художественного коллекционирования. Но в Риме князья и кардиналы остро соперничали друг с другом в сооружении великолепных вилл и дворцов и не жалели денег для украшения их работами прославленных мастеров. XVII век стал временем создания в Риме знаменитых галерей Боргезе, Дориа-Памфили, Спада, Колонна, Паллавичини, превратившихся со временем в публичные или частные музеи.

С культурой Рима XVII в. неразрывно связано имя одной из самых выдающихся женщин эпохи – шведской королевы Христины. С юных лет она испытывала непреодолимую тягу к искусству, отдавая наибольшее предпочтение творчеству итальянских мастеров. Ей исполнилось всего шесть лет, когда после гибели отца Густава-Адольфа II ее провозгласили королевой, а в 1654 г., в возрасте 28 лет, она отважилась на шаг, который открыл перед ней возможность постоянно жить в обожаемой ею Италии в окружении бессмертных творений итальянских мастеров. Она добровольно отреклась от трона и покинула родину, забрав с собой большую часть своих коллекций. В декабре 1655 г. после продолжительного турне по европейским странам, во время которого Христина встречалась со своими венценосными современниками и знакомилась с их коллекциями, экс-королева прибыла в Рим. Здесь состоялась торжественная церемония ее перехода из протестантизма в лоно католической церкви. Ее нарекли новым именем Александра, которое она взяла, как полагали современники, в честь своего любимого героя древности Александра Македонского.

Центром активной художественной деятельности Христины стал палаццо Риарио, где в соответствии с определенными философско-эстетическими концепциями и в специально создан-ном архитектурном окружении разместились ее непрерывно пополнявшиеся коллекции. Один из залов дворца украсили 70 полотен Тициана, в другом же разместились статуи муз, найденные во время раскопок знаменитой виллы императора Адриана, а сама Христина в роли «десятой музы» принимала здесь поэтов, художников, музыкантов. Полотна Рафаэля и Рубенса, великолепные произведения итальянских мастеров, античных и современных скульпторов, роскошные гобелены эффектно заполняли многочисленные залы дворца Риарио.

После смерти Христины чуть более двух десятилетий знаменитое собрание продолжало оставаться в Риме, находясь в собственности семейства Одескальки, купившего его за относительно невысокую сумму. Но затем, несмотря на просьбы и петицию художников «не лишать Рим всего, что в нем есть самого драгоценного», папа Иннокентий XIII дал разрешение на продажу и вывоз картинной галереи в Париж. Ее приобрел регент Франции герцог Орлеанский, внук которого Филипп Эгалите во время Французской революции тайно вывез галерею Христины в Англию, где и распродал по частям.

Античная скульптура из собрания Христины попала в Испанию и ныне хранится в Музее Прадо. Мюнц-кабинет приобрел Ватикан, но во время итальянских походов Наполеона его конфисковали французы, и теперь он входит в состав Парижской Национальной библиотеки. Тайна окутала судьбу многих гемм, но известно, что некоторые из них украшают собрание российского Эрмитажа, в том числе знаменитая Камея Гонзага. Этот шедевр эллинистической глиптики, на котором, предположительно, изображены египетский царь Птолемей II и его супруга Арсиноя, много раз менял владельцев. После Изабеллы д'Эсте, супруги правителя Мантуи маркиза Гонзага, он принадлежал шведской королеве Христине, а затем хранился в Ватикане, в библиотеке папы Пия VI. В 1798 г. камея стала французским трофеем и перешла к супруге Наполеона Жозефине Богарне, которая весной 1814 г. подарила ее в знак благодарности императору Александру I, сохранившему семейству Богарне положение и доходы.

К концу XVII в. одним из лучших европейских собраний могла гордиться Бавария, ведь представители династии Виттельсбахов активно продолжали коллекционерскую деятельность, начатую их предками в предшествующем столетии. Тридцатилетняя война, во время которой Мюнхен в 1632 г. оккупировали и частично разграбили шведы, приостановила художественное собира-тельство курфюрстов, но их коллекционерский пыл не охладила. Максимилиан I (1597–1651) очень увлекался немецкой живописью XVI в., особенно любил творчество А. Дюрера и тратил немало средств и сил в погоне за шедеврами. Максимилиан II (1670–1726) покупал картины партиями, не останавливаясь перед ценой. В результате многолетних усилий он собрал около

1000 великолепных полотен, которые разместились в его мюнхенской резиденции, а также в галерее дворца в Шлейсхейме под Мюнхеном.

 

Публичного музея.

 

В европейской культуре за XVIII столетием прочно закрепился эпитет «эпоха Просвещения». Основное содержание этого исторического периода определялось идейно-политическим движением, деятели которого безгранично верили в то, что разум способен обеспечить всеобщий прогресс человечества. Они полагали, что все общественное неблагополучие – это результат невежества людей и заблуждений рассудка, что путем просвещения народа и его правителей можно построить новый миропорядок, который будет более правильным и справедливым, нежели существующий, поскольку будет более разумным и логичным.

Будучи антифеодальной по своей социальной направленности и антиабсолютистской по политической программе, просветительская идеология отражала интересы прежде всего третьего сословия – предпринимателей, финансистов, ремесленников, крестьян, лиц свободных профессий. Но объекти<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.