Роль частного коллекционирования в развитии музейной — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Роль частного коллекционирования в развитии музейной

2020-08-20 391
Роль частного коллекционирования в развитии музейной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сферы России

 

Несмотря на сущностную антитетичность частных коллекций как воплощения приватного, личного и субъективного и государственных музеев – объективных и публичных, между ними существует прочная, исторически сложившаяся связь. Отмечая, что дары коллекционеров послужили основой фондов для многих музеев, А.Н.Малинкин в своем исследовании приходит к следующему выводу: «частное коллекционерство является первоисточником и социокультурным фундаментом музейных коллекций, да и музейного дела как такового»

Санкт-Петербург не стал исключением, и фонды почти всех государственных музеев содержат предметы из частных коллекций. Говоря о музейном деле в Санкт-Петербурге, за точку отсчета принято брать деятельность основателя города – Петра I. Известный своими разносторонними интересами, Петр собрал богатейшую коллекцию, которая впоследствии стала основой первого русского государственного музея – Кунсткамеры43. Личный пример императора и его реформы в области культуры, направленные на сближение с Западной Европой, послужили увеличению интереса к коллекционированию со стороны подданных. В его царствование возникли первые проявления «искусства коллекционирования»44, первые богатейшие коллекции, такие как А.Д.Меншикова, Б.П.Шереметьева, Голицыных. Таким образом, был дан мощный толчок развитию частного коллекционирования в России. При Петре I также было положено начало и процессу перехода частных коллекций в собственность государства – конфискации при ссылках и казнях собственников коллекции. Академия наук при этом обладала правом отбора наиболее интересных вещей для Кунсткамеры среди конфискованного имущества

В екатерининскую эпоху не только был создан Эрмитаж как приватный императорский музей, но и сложился богатейший фонд живописи, собранный трудами императрицы и ее окружения. В этот период универсальные собрания, характерные эпохе Петра Великого, вышли из моды, на смену им под влиянием вкусов Екатерины II пришло коллекционирование живописи и предметов декоративно-прикладного искусства, что впоследствии явилось основой многих музейных собраний, в особенности Государственного Эрмитажа.

Таким образом, к концу XVIII века складываются тенденции:

1) к систематизации коллекции. В этот период был составлен первый каталог частного собрания в России – А.С. Строганов лично составил каталог своей коллекции, причем сделал это на достаточно высоком уровне. Интересно, что описание картин сопровождается в нем комментариями, отражающими пристрастия коллекционера. Исследователи сходятся во мнении, что по характеру рассуждений и тщательности описаний каталог стоит наравне с зарубежными образцами, написанными «профессиональными знатоками-антикварами»47. Каталог при создании был ориентирован на отечественного и зарубежного читателя, позднее переиздавался на французском языке.

2) к открытию коллекции для обозрения. Например, часть коллекции графа А.С. Строганова располагалась в специальной галерее в его дворце на Невском проспекте и была доступна для осмотра. Более того, в ней проводились занятия со студентами Академии художеств. Также был доступен для посещения сад его дачи на Черной речке48. А эрмитажная коллекция Екатерины Великой уже при жизни императрицы стала терять свой интимный характер и постепенно «выходить в свет», пусть пока только для обитателей Зимнего дворца49.

В XIX веке Эрмитаж продолжил свой путь от частного собрания императрицы к полноценному музею с посетителями, научной работой и повествовательной линией экспозиции. В 1802 году Александр I поручил заведование Эрмитажем известному библиофилу и коллекционеру графу Д.П. Бутурлину. Им была составлена «всеподданнейшая записка» об Эрмитаже, в которой среди предложений было открыть Эрмитаж для публики «в определенное время года, при соблюдении нерушимых правил и под надзором назначенных для сего служащих»50. Таким образом, Эрмитаж, оставаясь императорским музеем, продолжал пополняться как в результате покупок правящей династии, так и благодаря частным коллекциям, входящим в его состав. Одной из особенностей XIX века явилось то, что частное коллекционирование стало одной из популярных форм служения обществу, коллекционер видел исполнение своего гражданского долга в занятии меценатством и предоставлении своей коллекции для народного просвещения (в том числе, завещая ее музею)51. Менялся социальный состав собирателей – помимо родовых аристократических коллекций появляются коллекции молодых дипломатов – Дмитрия Татищева, Виктора Кочубея, Аркадия Нелидова, Николая Хитрово; чиновников – Федора Прянишникова, Павла Свиньина, Николая Смирнова, Александра Половцова; предпринимателей – Александра Сапожникова, Александра Штиглица52.

Отдельно стоит отметить собрание Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, создававшееся внимательно и последовательно, с целью заполнить лакуны в коллекции голландской живописи Эрмитажа. Когда на продажу выставлялись шедевры, недоступные бюджету Семенова-Тян-Шанского, он оповещал об этом эрмитажных хранителей, так коллекция пополнялась и по его советам. В 1910 году он продал свою коллекцию Эрмитажу за сумму, почти вдвое меньшую, чем оценивалась коллекция53.

В пореформенное время в ряды собирателей впервые выходят купцы и промышленники, обладавшие значительными состояниями, а ведущая роль от императорского Петербурга переходит к Москве. Была открыта публичная картинная галерея В.А. Кокорева, И.Е. Цветкова, П.М. Третьякова, дом-музей П.И. Щукина…54 В противопоставление петербургским коллекционерам, не жаловавшим, за исключением редких случаев, современное искусство, московским коллекционерам удавалось «ловить» современные течения и создавать коллекции, которые были оценены по достоинству уже много позже.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.