Пуховская Наталья Евгеньевна — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Пуховская Наталья Евгеньевна

2020-08-20 186
Пуховская Наталья Евгеньевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра зарубежной истории

И международных отношений

Пуховская Наталья Евгеньевна

«Основные этапы европейской интеграции»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Направление подготовки

История

Профиль подготовки

Базовая (профильная) часть

Квалификация выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная

Ростов-на-Дону

2012

 

 

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины - изучение основных тенденций эволюции европейского интеграционного процесса. Сформировать научное представление об основных этапах интеграционного процесса. Обратить внимание бакалавров на основные дискуссионные проблемы в этой области, вызвать у них устойчивый интерес к интеграционной проблематике.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс входит в профессиональном цикле в вариативную часть дисциплин. Курс читается в 5 семестре и претендует на расширение знаний бакалавров в изучении новейшей истории.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями ОК:

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9) способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); способностью использовать навыки работы с информацией для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12), способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16).

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц

                                                                                                       36 часов.

 

       

Виды учебной работы.

Формы текущего
Раздел Дисциплины семестр Часы

включая самостоятельную работу студентов и

контроля успеваемоети (по неделям семестра)
п/п      

трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной
              аттестации (по семестрам)
1 Модуль 1 Подготовительный этап европ. интеграционного процесса 6 12 6 6 Презентации, тесты.
2 Модуль 2 Первый этап послевоен. западноевропейской интеграции 6 8 6 2 Презентации
3 Модуль 3 Интенграц. процессы в 70-80-е гг. ХХ века 6 6 2 4 Тесты и подготовка презентационного материала.
4 Модуль 4 Качествен. изменения в интеграционном процессе в к. ХХ-нач. ХХI вв. 6 10 6 4 тесты, презентации.

 

Образовательные технологии

В рамках изучаемого курса активно используется интерактивная доска для оформления презентаций, демонстрации видеороликов, тестирования и.т.д.

Семинарские занятия составляют важную часть учебного процесса. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на студентов 4 курса ДО исторического факультета. Учитывая специфику, динамичность и насыщенность второго периода новейшей истории при составлении данного учебно-методического раздела автор старался посвятить семинарские занятия весьма актуальной, интересной, но сложной исторической проблематике, которая вызывает наибольшие трудности у студентов в процессе ее освоения. С учетом всего вышеизложенного данный раздел учебно-методического комплекса посвящен западноевропейской интеграции, актуальность которой трудно переоценить. В ходе семинарских занятий студенты будут изучать основные этапы европейской интеграции, ее институциональную основу, основные правовые документы ЕС. Учебно-методический комплекс, посвященный семинарским занятиям, состоит из 4-х модулей. В первых двух модулях основное внимание уделяется подготовительному и начальному этапу европейского интеграционного процесса, хронологическими рамками которого являются 40- 60-е гг. ХХ в. Третий и четвертый модули посвящены интеграционным событиям второй половины ХХ - начала ХХI вв.

Данный раздел учебно-методического комплекса включает в себя планы семинарских занятий по темам, методические рекомендации по подготовке к каждому вопросу, список литературы и источников по темам, извлечения из документов ("Договор об учреждении Европейского экономического сообщества", "Договор о Европейском Союзе"), словарь-справочник и приложения, календарно-тематический план и тестовые задания для проверки знаний студентов, ш калу соответствия рейтинга итоговой оценке (по пятибалльной системе).

Подготовка к семинару потребует от студентов солидной самостоятельной работы. Студентам предстоит не только читать, рекомендуемую литературу, но и работать с источниками. Успех (или неудача) в работе с источниками существенным образом будет зависеть от подготовительной работы, которая проводится заблаговременно. На семинаре студент обязан свободно ориентироваться в тексте документа, комментировать и анализировать его, но ни в коем случае не сводить все к банальному чтению и почти дословному пересказу прочитанного материала. Существенную помощь при подготовке к семинарским занятиям окажут методические рекомендации и словарь-справочник.

Изучение источников и рекомендуемой научной литературы позволят студентам не только сформировать целостное представление о европейской интеграции, благодаря которой радикально изменился имидж европейского континента, но и адекватно ориентироваться в современных политических и экономических реалиях.

Автор обращает внимание на то, что рекомендуемые в конце каждой темы источники и литература являются далеко не полным списком, всех имеющихся изданий на русском языке и студентам не следует ограничиваться только им.

Цель семинарских занятий - изучить европейскую интеграцию в виде целостной системы. Сформировать научное представление об основных этапах интеграционного процесса. Обратить внимание студентов на основные дискуссионные проблемы в этой области, вызвать у них устойчивый интерес к интеграционной проблематике.

Задачи семинарских занятий - способствовать выработке у студентов адекватного восприятия интеграционных процессов в Европе, избежать апологетики, равно как и чуждого отношения к интеграции.

Требования к семинарским занятиям по теме "Основные этапы европейской интеграции".

Студенты должны:

- анализировать источники, знать документы и уметь их комментировать, определять их значимость;

- знать термины, владеть понятийным аппаратом;

- знать факты: называть место, обстоятельства, участников и результаты европейского интеграционного процесса;

- делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их;

- участвовать в дискуссиях, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.

 

Семинары по новейшей истории (ч.2) «Основы европейской интеграции» основаны на модульно-рейтинговой системе контроля знаний, которая предполагает, что работа студентов в семинаре будет оцениваться в баллах. Возможная семестровая сумма – 40 баллов.

Самостоятельная работа.

Современные образовательные стандарты предъявляют новые требования к качеству подготовки будущих специалистов. Эффективность профессионального образования зависит от того, в какой мере оно ориентировано на развитие творческой инициативы, самостоятельности, мобильности выпускников вузов. В связи с этим в российском образовании особое значение приобретает компетентностный подход. Он подразумевает не только освоение знаний, умений и навыков, которые пригодятся молодому специалисту, но и формирование мотивационного, этического, поведенческого компонентов профессиональной подготовки.

Новый подход ставит еще более серьезные задачи перед преподавателем, рождает необходимость поиска им способов развития у обучаемых соответствующих компетенций. Именно по этой причине студенты 4 курса ДО при изучении «Новейшей истории стран Европы и Северной Америки» (ч.2) будут не только посещать лекции и семинарские занятия, но и выполнять внеаудиторную самостоятельную работу.

Курс «Новейшая история» (ч.2) основан на применении традиционных и инновационных компонентов в учебном процессе. Инновационный элемент работы заключается не только в использовании современных методических приемов (деловые игры при работе в семинарах, тесты и.т.д.), но и во введении модульно-рейтинговой системы и изменении схемы выставления итоговой экзаменационной оценки.

Студенты должны знать, что:

1. Максимальная семестровая сумма за работу в семинарах (за 4 модуля) – «40» баллов.

2. Итоговая (семестровая) сумма баллов за работу в семинарах будет суммироваться с баллами, полученными студентами за выполненную самостоятельную внеаудиторную работу. Максимальная семестровая сумма баллов за самостоятельную работу – «60». Из полученной суммы будет складываться итоговая экзаменационная оценка.

Таким образом, у студентов при условии успешного выполнения, предложенных преподавателями, видов работ появляется уникальная возможность получения автоматической оценки по итогам работы в семестре без экзаменационных испытаний.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Презентация (лат presentatio - представление, предъявление) - набор слайдов (электронных страниц). Презентация является мультимедийным документом; каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также анимацию. Презентация является современной альтернативной формой самостоятельной работы студентов, которая дает простор для самореализации, творчества, инициативы. Предлагаемая методика развивает свободу творчества, стимулирует интерес и даже прививает эстетический вкус, поскольку само оформление – цвет, схемы, таблицы и пр.– изначально не детерминированы преподавателем, и студент вправе сам воплощать свои идеи и замыслы. Важным условием при подготовке презентации является то, что вся информация должна быть представлена не сплошным текстом, но в виде различных схем, таблиц, выделенных положений и идей, что лишает процесс её создания рутинности, заставляет самостоятельно осмысливать и обрабатывать необходимое содержание и искать для него адекватную форму.

Ещё одной положительной стороной презентации как формы обучения является развитие у студентов способности выбора нужного материала из огромных объёмов информации. Способность к анализу, синтезу, бесспорно, – весьма ценные навыки в современном учебном процессе.

Презентация – это самостоятельная работа с огромным объёмом информации, преследующая определённые учебно-образовательные цели. Эта работа включает:

- Поиск и обработку материала по изучаемой научной тематике;

- Планирование презентации – многошаговую процедуру, которая подразумевает определение целей, формирование структуры и логики подачи материала.

Итак, создание презентации не сводится к оформлению, важное значение имеет содержание. Для успешной презентации студенту необходимо отобрать из монографий, научных статей, учебной литературы необходимый материал, который должен быть проанализирован, структурирован, а затем приступать к созданию слайдов. Презентация должна завершаться самостоятельными выводами студента.

Требования к оформлению презентаций:

Для оформления презентаций необходимо пользоваться Power Point - весьма простой и удобной программой для данного вида работы.

  Дизайн должен быть простым и лаконичным;

  Основная цель — читаемость, а не субъективная красота.

  Каждый слайд должен иметь заголовок;

  Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;

  Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

  Шрифт Times New Roman.

  Количество слайдов – 15.

Общий порядок слайдов:

  Титульный;

  План презентации;

  Основная часть;

  Заключение (выводы);

Презентация оценивается по следующим критериям:

  С – содержание.

  O-оформление.

  Л-логическая последовательность.

  Г-графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы).

  З-знание и понимание теоретического материала

Каждый из критериев (СОЛГЗ) оценивается по 5-ти балльной шкале. Максимальное количество баллов, которое студент может получить запрезентацию – 25.

Тестовые задания

1. "Совет Европы" - это

а) Высший орган ЕЭС, координирующий общие принципы интеграционной политики и действующий на уровне отраслевых министров; б) Учрежденный в 1949 г. общеевропейский орган, деятельность которого направлена на сотрудничество во всех сферах, кроме обороны; в)Руководящий орган западноевропейского союза, созданный в 1954 г для решения общеевропейских проблем обороны вне рамок НАТО.

2. Международная конференция, обсудившая и принявшая интеграционный "план Шумана", состоялась в:

а) 1948 г.; б) 1950 г.; в) 1951 г.; г) 1954 г.; д) 1957 г.

3. Кому принадлежит фраза: "Подлинной европейской реальностью являются ее нации и правительства, выражающие их интересы..., и всякая система, которая состояла бы в том, чтобы передать суверенитет международному ареолпагу, была бы несовместима с правами и обязанностями национального государства"?

а) Р. Шуман; б) Р. Макмиллан; в) Ш. Де Голль; г) К.Аденауэр; д) Ж. Монне.

4. План Р. Плевена о создании Европейского оборонительного сообщества:

а) Был рассмотрен в 1950 г., принят в основных положениях и положен в основу создания в 1954 г. Западноевропейского союза; б) Был отвергнут на заседании министров обороны европейской "шестерки" из-за разногласий в финансировании общего бюджета евроармии и объединенной военной структуры стран ЕОУС; в) Был принят и положен в основу межправительственного договора 1952 г., но оказался не ратифицирован французским парламентом из-за оппозиции "атлантистов", опасавшихся разрушения структуры НАТО; г) Был принят и положен в основу межправительственного договора 1952 г., но оказался не ратифицирован французским парламентом из-за оппозиции голлистов, выступивших против идеи ЕОУС.

МОДУЛЬ 1.

Первый вопрос.

а) Приступая к изучению первого вопроса, необходимо, прежде всего, разобраться в таких понятиях как "интеграция", "интеграционный процесс", "идея единой Европы". Это важно, поскольку заложит теоретическое понимание европейского объединительного процесса. Идея объединения Европы не отличалась новизной, но лишь в послевоенное время интеграция стала возможной, докажите почему? Необходимо учитывать, что многовековая идея "единой Европы" только после Второй мировой войны приобрела политическую актуальность. Студентам следует доказать, что реализация европейской идеи была продиктована идейно-политическими соображениями.

б) При изучении интеграционного процесса следует учитывать внешнеполитические и геополитические аспекты, которые явились мощным катализатором объединительных тенденций в Европе. После окончания войны сложилась новая структура мира, новое соотношение сил на международной арене. Формирование биполярной системы, предпосылки которой стали проявляться уже к концу войны, стимулировали западноевропейские государства к объединению.

в) Далее студентам следует подробно проанализировать послевоенное положение Европы, чтобы на этой основе выявить экономические предпосылки интеграции. Студентам необходимо уяснить, что европейские страны пережившие серьезные разрушения двух мировых войн, тяготы мирового экономического кризиса, серьезно задумались о совместном алгоритме решения экономических проблем. Следует при этом обратить внимание, что относительная традиционность структуры хозяйственных систем Европы, должна была способствовать восстановлению разрушенной экономики, ее интернационализации, а главное устранению материальных основ войны между государствами.

Второй вопрос.

а) Итак, системной картины европейской интеграции долгое время не существовало, но был мощный теоретический потенциал "европейской идеи". Студентам следует обратить особое внимание на речь Черчилля в Цюрихском университете 19 сентября 1946 г., и объяснить, почему она считается идейным манифестом объединения? В послевоенный период страны Западной Европы активно включились не только в процесс популяризации идеи объединения Европы, но и к разработке разнообразных интеграционных проектов. Затем логично перейти к рассмотрению движений и течений за создание единой Европы. Пристального внимания требует, вопрос о том, какие варианты и проекты объединения Европы предлагались. Следует учитывать, что разнообразные интеграционные концепции послевоенного времени с точки зрения методов их реализации можно разделить на две модели (федералистскую и конфедеративную). Наличие двух моделей свидетельствует о том, что, несмотря на практическую целесообразность наднациональной, т.е. европейской идеи, отказ от национальной идентичности для европейцев был сложным и мучительным.

Далее следует обратить внимание на роль США в европейском объединительном процессе. Докажите, что США проявляли инициативу и стимулировали западноевропейские страны к объединению. Студентам необходимо определить каково влияние "Плана Маршалла" на европейскую интеграцию?

Студенты должны понимать, что, несмотря на помощь извне (со стороны США) европейские страны принимали самое активное участие в объединительном процессе, который в послевоенный период принял необратимый характер. Именно поэтому необходимо обратиться к созданию Бенилюкса. Следует объяснить позицию Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в отношении интеграции.

Вслед за созданием Бенилюкса произошло подписание Брюссельского пакта, согласно которому был создан Западный Союз (ЗС, позднее переименованный в Западноевропейский союз, или ЗЕС). Студентам предстоит определить суть и значение Брюссельского пакта. Изменил ли этот документ соотношение сил в Европе?

Далее необходимо обратиться к изучению Гаагского конгресса, и определить его итоги и значение в реализации "европейской идеи". Когда, с какой целью был создан Совет Европы, каковы его функции? Студентам необходимо объяснить, почему в ЗС и Совете Европы были реализованы конфедеративные принципы? В заключении следует определить роль и значение европейских организаций, созданных в конце 40-х гг.

б) Итак, многообразие принципов, многообразие планов и слабая практическая реализация делали "европейскую идею" в конце 40-х гг. слабо структурированной и аморфной. "План Шумана" - не только единственно верное решение в тупиковой ситуации, но первый шаг в реализации "европейской идеи", который вывел европейскую интеграцию на новый уровень и определил ее перспективы (необходимо объяснить почему). Студентам следует обратить внимание на то, что "План Шумана" являлся вынужденным планом, который позволил политикам традиционно враждебных государств договориться. Студентам предстоит не только проанализировать "План Шумана", но и объяснить, почему Франция проявляла особую заинтересованность в осуществлении интеграционного процесса? Необходимо также представить позицию ФРГ в решении данной проблемы. Почему "план Шумана" был неоднозначно воспринят и вызвал острые дискуссии? Студентам предстоит объяснить, почему первый шаг интеграции был рожден путем компромисса? Каковы роль и значение "плана Робера Шумана"?

в) Далее необходимо приступить к рассмотрению "Плана Плевена". Объясните, почему проект создания Европейского оборонительного сообщества, равно как и проект создания Европейского политического сообщества потерпели полный провал? Студентам предстоит доказать, что провал "Плана Плевена" не означал отказа от интеграционного процесса. Важно понимать, что на начальном этапе военно-политическая направленность интеграции сменилась приоритетом экономических связей. Следует также обратить внимание на трудности и противоречия в решении интеграционных проблем. В завершении занятия необходимо подвести итоги подготовительного этапа интеграции.

Литература для подготовки доклада:

1. Борко Ю.А. От европейской идеи – к единой Европе. М., 2001.

2. Горичева Л. История формирования социального сознания западно-европейского общества // МЭМО, 2007, № 1, С. 58-70.

3. Единая Европа: идеи и практика. - М., 1994.

4. Евратом: правовые проблемы. -М., 1992.

5. Липатов И. Европейская цивилизация как дифференцированная целостность //МЭМО, 2007, №6, С.14-21.

6. Наринский М., Карев В., Общие истоки европейской цивилизации //Европейский альманах. М., 1991, С. 18-29.

7. Орлов Б. «Европа с человеческим лицом» (Социокультурные аспекты европейской цивилизации).//МЭМО, 2005, № 12, С. 67-75.

8. Рашковский Е.Б. Средние века – становление цивилизационного лика Европы. //Материалы международной конференции «Европейская цивилизация в глобализирующемся мире». ИМЭМО РАН. 25-26 ноября 2004 г. С.1-21.

9. Рашковский Е.Б. Европа: внутренний облик и глобально-историческая динамика. //МЭМО, 2005, № 12, С.58-66.

10. Фадеева Т.М. Единая Европа: наследие и судьба //Вопросы философии. - 1992. - № 4.

11. Что такое Европа? //Свободная мысль. - 1992. - № 10.

12. Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. - М., 1987.

13. Чубарьян А.О. Новая история "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1997. - № 6.

14. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.

Литература:

1. Акульшина А.В., Артемов В.А. Франция и Германия в европейской интеграции. Воронеж, 2005.

2. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. М., 1983.

3. Гэддис Дж. Л. Предварительные оценки послевоенного противостояния //Новая и новейшая. - 1991. - №3.

4. Европа: вчера, сегодня, завтра. - М., 2002.

5. Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Проблемно-тематический сборник. - М., 1994.

6. Единая Европа: идеи и практика. - М., 1994.

7. История европейской интеграции 1945-1994. - М., 1995.

8. Илюхина Р.М. Идейно-политическая эволюция пацифизма в 1917-1939 гг. //Вопросы истории. - 1986. - № 12.

9. Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству//МЭМО, - 2002, №4.

10. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. М., 2000.

11. Канинская Г.Н., Наумова Н.Н. История западноевропейской интеграции: Учебное пособие: - Ярославль, 1998.

12. Корниенко Г.М. У истоков "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1990. - № 6.

13. Скворцов О.И. Западноевропейские политики в поисках оптимальных форм экономической и военно-политической интеграции в первой половине 1950-х годов. М., 1996.

14. Фадеева Т.М. Единая Европа: наследие и судьба //Вопросы философии. - 1992. - № 4.

15. Что такое Европа? //Свободная мысль. - 1992. - № 10.

16. Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. - М., 1987.

17. Чубарьян А.О. Новая история "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1997. - № 6.

18. Щенин Р.К. Западноевропейская интеграция: Учебное пособие. - М., 1998.

 

МОДУЛЬ 2.

Второй вопрос.

Подготовка к данному вопросу предполагает тщательное изучение и анализ "Договора об учреждении ЕЭС", который был направлен на достижение экономической интеграции. Студентам необходимо определить какие цели экономической интеграции просматриваются в данном документе? Как выглядел алгоритм экономической интеграции согласно "Договору"? Какие мероприятия считались первоочередными на пути создания общего рынка? Основой и гарантом общего рынка должны были стать "четыре свободы" (свобода движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов). Однако для успешного функционирования "четырех свобод" предстояло осуществить, так называемую "негативную интеграцию", т.е., устранить все физические, таможенные, технические и другие барьеры. Студентам предстоит разобраться в генезисе устранения вышеперечисленных барьеров, обратить внимание на специфику "четырех свобод", каждая из которых требовала особых мер либерализации и регулирования.

Студентам необходимо обратить внимание на принцип формирования ЕЭС (принцип постепенности) и определить рамки переходного периода. В договоре пристальное внимание уделяется развитию сельского хозяйства, необходимо объяснить почему? Какие проблемы Договора были определены в общих чертах и требовали дальнейшей более тщательной разработки? Студентам следует знать, что в договоре были зафиксированы долгосрочные цели ЕЭС, а также заложен принцип формирования нового типа межгосударственных отношений.

Третий вопрос.

Одновременно с учреждением ЕЭС "шестерка" европейских государств приступает к созданию Евратома. Студентам предстоит задуматься о причинах создания Евратома, его функциях и перспективах. Необходимо также определить позиции франко-германского альянса в вопросе о начале интеграции атомной промышленности. Далее предстоит объяснить когда и кем был подписан Договор о Евратоме, и что представляла собой структура Евратома? Определите историческое значение Римских договоров.

Следующей крупной вехой в развитии европейской интеграции стало формирование Европейских сообществ. Студентам предстоит объяснить когда, в силу каких причин произошло это событие и как оно повлияло на интеграционный процесс?

Четвертый вопрос.

Значимость "Договора об учреждении ЕЭС" состоит в том, что "шестерка" европейских государств, для решения ряда управленческих вопросов создает политическую систему в виде четырех институтов. При подготовке к данному вопросу предстоит не только познакомиться с институтами ЕЭС, но и объяснить с какой целью создавался каждый из них, каковы их функции и принцип формирования. Необходимо доказать, что Совет министров занимал верховенствующее положение в системе институтов ЕЭС. Студентам следует обратить внимание на Комиссию (КЕС), которая являлась не только главным исполнительным органом ЕСЭ с правом законодательной инициативы, но и выполняла роль центрального звена интеграционного процесса. Пристального внимания заслуживает и Европейская парламентская Ассамблея (с 1962 г. - Европейский парламент), которая сочетала функции консультативного и контролирующего органа. И, наконец, проанализировать компетенцию Европейского Суда, общего для трех сообществ: ЕОУС, ЕЭС и Евратома.

Итак, "Договор об учреждении ЕЭС" создал стержень институциональной структуры европейской интеграции, который несмотря определенные изменения сохранил свои фундаментальные черты вплоть до настоящего времени. В заключении необходимо доказать, что интеграционные институты выполняли наднациональные функции.

Пятый вопрос.

Первый этап европейской интеграции был сложным, насыщенным, но весьма эффективным. Первые годы существования ЕЭС продемонстрировали, что успех (или неудача) интеграционных мероприятий напрямую зависит от наличия (или отсутствия) необходимых объективных предпосылок. В каких областях, по вашему мнению, сложились объективные предпосылки для осуществления интеграции? Объясните, почему страны "шестерки" уделяли пристальное внимание развитию сельского хозяйства? Когда был утвержден механизм общей сельскохозяйственной политики, в чем его суть? Докажите, что к концу 60-х гг. ЕЭС превращается в крупный торговый блок? Как в связи с этим можно комментировать создание и деятельность ЕАСТ? Когда был завершен процесс создания таможенного союза? Каковы были экономические результаты каждой из 6-ти стран? В чем суть и значение "Договора о слиянии"? Почему в 60-е гг. не был достигнут консенсус между странами ЕЭС и Великобританией? Докажите, что Франция являлась не только источником поступательного развития интеграции, но и создавала большие трудности на начальном этапе (внешнеполитическая доктрина де Голля)? Каковы итоги и значение первого этапа европейской интеграции?

Источники:

Договоры, учреждающие европейские сообщества. - М., 1994.

Литература:

1. Вайденфельд В., Вессельс В. Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции. - Рига, 2002.

2. Евратом: правовые проблемы. - М., 1992.

3. Европейский Союз: Путеводитель. - М., 1998.

4. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. - М., 2000.

5. Костенко М.Л., Лавренова Н.В. Европейское экономическое пространство: новый этап сотрудничества ЕЭС и ЕАСТ // Государство и право. - 1993. - №

6. Международные политические, экономические и общественные организации: Словарь-справочник. - М., 1993.

7. Панов М. Структура и деятельность Европейского объединения угля и стали //МЭиМО. - 1958. - № 8.

8. Ревякин А.В. Из истории европейской интеграции //Новая и новейшая история. - 1997. - № 3.

9. Фишер В. Европа: экономика, общество и государство 1914 - 1980. - М., 1999.

ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Статья 1

Настоящим Договором Высокие Договаривающиеся Стороны совместно учреждают ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО.

Статья 2

Сообщество ставит своей задачей содействовать, путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов, гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет.

Статья 3

В соответствии с целями, указанными в статье 2, деятельность Сообщества предусматривает, как это определено Договором и в установленные сроки

a) устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;

b) введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;

c) устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов;

d) введение общей политики в области сельского хозяйства;

e) введение общей политики в области транспорта;

f) создание системы, которая будет ограждать от искажений конкуренцию в общем рынке;

g) применение процедур, дающих возможность согласовывать экономическую политику государств-членов и устранять неравновесие в платежных балансах;

h) сближение законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;

i) создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;

j) создание Европейского инвестиционного банка, призванного способствовать экономическому развитию Сообщества путем привлечения новых ресурсов;

k) ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию.

Статья 4

1. Осуществление возложенных на Сообщество задач обеспечивается следующими институтами:

· ЕВРОПЕЙСКИМ ПАРЛАМЕНТОМ,

· СОВЕТОМ,

· КОМИССИЕЙ,

· СУДОМ.

Каждый институт действует в рамках полномочий, определенных для него настоящим Договором. Совету и Комиссии помогает Экономический и социальный комитет, имеющий консультативные функции.

Статья 5

1. Государства-члены будут предпринимать все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из действий, предпринятых институтами Сообщества. Они будут содействовать выполнению задач Сообщества. Они должны воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора государства-члены, в тесном сотрудничестве с институтами Сообщества, будут согласовывать свою экономическую политику в той мере, в какой это необходимо для достижения целей настоящего Договора

Статья 6.

2. Институты Сообщества будут проявлять заботу о том, чтобы не была нарушена внутренняя и внешняя финансовая стабильность государств-членов.

Статья 8

1. Общий рынок будет создаваться постепенно, в течение переходного 12-летнего периода. Переходный период подразделяется на три этапа, по 4 года каждый; продолжительность любого периода может быть изменена в соответствии с положениями, указанными ниже.

2. Для каждого этапа предусматривается совокупность мероприятий, которые должны быть приняты и проводиться в соответствующем порядке.

3. Переход от первого этапа ко второму будет обусловлен констатацией того, что специфические цели, установленные настоящим Договором для первого этапа, в основном фактически достигнуты и что, с учетом исключений и процедур, предусмотренных в настоящем Договоре, взятые обязательства выполнены. Эта констатация производится к концу четвертого года Советом, который вынесет решение по докладу Комиссии единогласно. Однако ни одно государство-член не может препятствовать единогласному решению, ссылаясь на невыполнение своих собственных обязанностей. При отсутствии единогласия первый этап автоматически продлевается на один год.

К концу пятого года констатация производится Советом на тех же условиях. При отсутствии единогласия первый этап автоматически продлевается на следующий год. К концу шестого года констатация производится Советом, выносящим решение по докладу Комиссии квалифицированным большинством.

4. В месячный срок со дня этого последнего голосования каждое государство-член, оставшееся в меньшинстве, или, если требуемое большинство не было получено, любое государство-член получает право требовать от Совета назначения арбитражной инстанции, решения которой будут обязательными для всех государств-членов и институтов Сообщества. Эта арбитражная инстанция будет состоять из трех членов, назнач


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.