Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке (по пятибалльной системе). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке (по пятибалльной системе).

2020-08-20 78
Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке (по пятибалльной системе). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

от 100 до 80 баллов «отлично»
65 баллов и более «хорошо»
50 баллов и более «удовлетворительно»
менее 50 баллов «неудовлетворительно»

 

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование темы Кол-во часов
1. Предпосылки европейского интеграционного процесса после Второй мировой войны   2
2. Планы и проекты будущей единой Европы 2
3. Европейское объединение угля и стали - прообраз "единой Европы". Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (анализ документа)   6
4. Создание Евратома и формирование системы Европейских сообществ   2
5. Институциональная основа ЕЭС 2
6. "Общий рынок" в конце 50-х - нач. 60-х гг. Первые успехи и трудности в решении интеграционных проблем   2
7. Проект валютной интеграции и попытка его реализации в условиях мирового экономического кризиса.   2
8. Расширение ЕС и региональная проблема 2
9. НТР и интеграционные процессы 80-х гг. 2
10. Расширение правовой базы ЕС (Единый европейский акт и Социальная хартия)   2
11. Итоги европейской интеграции в 70-80-е гг: трудности, успехи, перспективы   2
12. Маастрихтский договор - переломный этап в развитии интеграции. От Маастрихта до Ниццы.   4
13. Валютно-экономическая интеграция 2
14. Создание современного социального пространства в рамках ЕС. Региональная политика ЕС.   2
15. Перспективы военно-политической интеграции. Пятое расширение ЕС. 2

 

МОДУЛЬ 1.

Подготовительный этап европейского интеграционного процесса.

1. Предпосылки европейского интеграционного процесса после второй мировой войны

а) идейно-политические причины интеграции;

б) внешнеполитические и геополитические предпосылки интеграционного процесса;

в) экономические факторы "европейской идеи".

2. Планы и проекты будущей единой Европы;

а) новые тенденции в развитии идеи европеизма в послевоенный период;

б) "План Шумана": новые принципы западноевропейской интеграции.

в) "План Плевена": первая попытка военно-политической интеграции.

Доклад "Проблема европейской общности; истоки и историческое развитие европейской идеи"

Методические рекомендации:

Первое семинарское занятие целесообразно начать с доклада, ибо в основе европейской интеграции лежит так называемая "европейская идея" или "идея Европы". Докладчику следует обратить внимание на многогранность "идеи Европы", которая включает в себя географические, политические, экономические и культурно-исторические факторы. Необходимо помнить, что идея единения Европы формировалась на протяжении нескольких веков. Докладчику следует продемонстрировать эволюцию "европейской идей", представить основные концепции, которые в разные исторические периоды претерпевали существенные изменения.

Первый вопрос.

а) Приступая к изучению первого вопроса, необходимо, прежде всего, разобраться в таких понятиях как "интеграция", "интеграционный процесс", "идея единой Европы". Это важно, поскольку заложит теоретическое понимание европейского объединительного процесса. Идея объединения Европы не отличалась новизной, но лишь в послевоенное время интеграция стала возможной, докажите почему? Необходимо учитывать, что многовековая идея "единой Европы" только после Второй мировой войны приобрела политическую актуальность. Студентам следует доказать, что реализация европейской идеи была продиктована идейно-политическими соображениями.

б) При изучении интеграционного процесса следует учитывать внешнеполитические и геополитические аспекты, которые явились мощным катализатором объединительных тенденций в Европе. После окончания войны сложилась новая структура мира, новое соотношение сил на международной арене. Формирование биполярной системы, предпосылки которой стали проявляться уже к концу войны, стимулировали западноевропейские государства к объединению.

в) Далее студентам следует подробно проанализировать послевоенное положение Европы, чтобы на этой основе выявить экономические предпосылки интеграции. Студентам необходимо уяснить, что европейские страны пережившие серьезные разрушения двух мировых войн, тяготы мирового экономического кризиса, серьезно задумались о совместном алгоритме решения экономических проблем. Следует при этом обратить внимание, что относительная традиционность структуры хозяйственных систем Европы, должна была способствовать восстановлению разрушенной экономики, ее интернационализации, а главное устранению материальных основ войны между государствами.

Второй вопрос.

а) Итак, системной картины европейской интеграции долгое время не существовало, но был мощный теоретический потенциал "европейской идеи". Студентам следует обратить особое внимание на речь Черчилля в Цюрихском университете 19 сентября 1946 г., и объяснить, почему она считается идейным манифестом объединения? В послевоенный период страны Западной Европы активно включились не только в процесс популяризации идеи объединения Европы, но и к разработке разнообразных интеграционных проектов. Затем логично перейти к рассмотрению движений и течений за создание единой Европы. Пристального внимания требует, вопрос о том, какие варианты и проекты объединения Европы предлагались. Следует учитывать, что разнообразные интеграционные концепции послевоенного времени с точки зрения методов их реализации можно разделить на две модели (федералистскую и конфедеративную). Наличие двух моделей свидетельствует о том, что, несмотря на практическую целесообразность наднациональной, т.е. европейской идеи, отказ от национальной идентичности для европейцев был сложным и мучительным.

Далее следует обратить внимание на роль США в европейском объединительном процессе. Докажите, что США проявляли инициативу и стимулировали западноевропейские страны к объединению. Студентам необходимо определить каково влияние "Плана Маршалла" на европейскую интеграцию?

Студенты должны понимать, что, несмотря на помощь извне (со стороны США) европейские страны принимали самое активное участие в объединительном процессе, который в послевоенный период принял необратимый характер. Именно поэтому необходимо обратиться к созданию Бенилюкса. Следует объяснить позицию Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в отношении интеграции.

Вслед за созданием Бенилюкса произошло подписание Брюссельского пакта, согласно которому был создан Западный Союз (ЗС, позднее переименованный в Западноевропейский союз, или ЗЕС). Студентам предстоит определить суть и значение Брюссельского пакта. Изменил ли этот документ соотношение сил в Европе?

Далее необходимо обратиться к изучению Гаагского конгресса, и определить его итоги и значение в реализации "европейской идеи". Когда, с какой целью был создан Совет Европы, каковы его функции? Студентам необходимо объяснить, почему в ЗС и Совете Европы были реализованы конфедеративные принципы? В заключении следует определить роль и значение европейских организаций, созданных в конце 40-х гг.

б) Итак, многообразие принципов, многообразие планов и слабая практическая реализация делали "европейскую идею" в конце 40-х гг. слабо структурированной и аморфной. "План Шумана" - не только единственно верное решение в тупиковой ситуации, но первый шаг в реализации "европейской идеи", который вывел европейскую интеграцию на новый уровень и определил ее перспективы (необходимо объяснить почему). Студентам следует обратить внимание на то, что "План Шумана" являлся вынужденным планом, который позволил политикам традиционно враждебных государств договориться. Студентам предстоит не только проанализировать "План Шумана", но и объяснить, почему Франция проявляла особую заинтересованность в осуществлении интеграционного процесса? Необходимо также представить позицию ФРГ в решении данной проблемы. Почему "план Шумана" был неоднозначно воспринят и вызвал острые дискуссии? Студентам предстоит объяснить, почему первый шаг интеграции был рожден путем компромисса? Каковы роль и значение "плана Робера Шумана"?

в) Далее необходимо приступить к рассмотрению "Плана Плевена". Объясните, почему проект создания Европейского оборонительного сообщества, равно как и проект создания Европейского политического сообщества потерпели полный провал? Студентам предстоит доказать, что провал "Плана Плевена" не означал отказа от интеграционного процесса. Важно понимать, что на начальном этапе военно-политическая направленность интеграции сменилась приоритетом экономических связей. Следует также обратить внимание на трудности и противоречия в решении интеграционных проблем. В завершении занятия необходимо подвести итоги подготовительного этапа интеграции.

Литература для подготовки доклада:

1. Борко Ю.А. От европейской идеи – к единой Европе. М., 2001.

2. Горичева Л. История формирования социального сознания западно-европейского общества // МЭМО, 2007, № 1, С. 58-70.

3. Единая Европа: идеи и практика. - М., 1994.

4. Евратом: правовые проблемы. -М., 1992.

5. Липатов И. Европейская цивилизация как дифференцированная целостность //МЭМО, 2007, №6, С.14-21.

6. Наринский М., Карев В., Общие истоки европейской цивилизации //Европейский альманах. М., 1991, С. 18-29.

7. Орлов Б. «Европа с человеческим лицом» (Социокультурные аспекты европейской цивилизации).//МЭМО, 2005, № 12, С. 67-75.

8. Рашковский Е.Б. Средние века – становление цивилизационного лика Европы. //Материалы международной конференции «Европейская цивилизация в глобализирующемся мире». ИМЭМО РАН. 25-26 ноября 2004 г. С.1-21.

9. Рашковский Е.Б. Европа: внутренний облик и глобально-историческая динамика. //МЭМО, 2005, № 12, С.58-66.

10. Фадеева Т.М. Единая Европа: наследие и судьба //Вопросы философии. - 1992. - № 4.

11. Что такое Европа? //Свободная мысль. - 1992. - № 10.

12. Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. - М., 1987.

13. Чубарьян А.О. Новая история "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1997. - № 6.

14. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.

Литература:

1. Акульшина А.В., Артемов В.А. Франция и Германия в европейской интеграции. Воронеж, 2005.

2. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. М., 1983.

3. Гэддис Дж. Л. Предварительные оценки послевоенного противостояния //Новая и новейшая. - 1991. - №3.

4. Европа: вчера, сегодня, завтра. - М., 2002.

5. Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Проблемно-тематический сборник. - М., 1994.

6. Единая Европа: идеи и практика. - М., 1994.

7. История европейской интеграции 1945-1994. - М., 1995.

8. Илюхина Р.М. Идейно-политическая эволюция пацифизма в 1917-1939 гг. //Вопросы истории. - 1986. - № 12.

9. Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству//МЭМО, - 2002, №4.

10. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. М., 2000.

11. Канинская Г.Н., Наумова Н.Н. История западноевропейской интеграции: Учебное пособие: - Ярославль, 1998.

12. Корниенко Г.М. У истоков "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1990. - № 6.

13. Скворцов О.И. Западноевропейские политики в поисках оптимальных форм экономической и военно-политической интеграции в первой половине 1950-х годов. М., 1996.

14. Фадеева Т.М. Единая Европа: наследие и судьба //Вопросы философии. - 1992. - № 4.

15. Что такое Европа? //Свободная мысль. - 1992. - № 10.

16. Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. - М., 1987.

17. Чубарьян А.О. Новая история "холодной войны"//Новая и новейшая история. - 1997. - № 6.

18. Щенин Р.К. Западноевропейская интеграция: Учебное пособие. - М., 1998.

 

МОДУЛЬ 2.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.