Франция 70-х гг. XIX до 1914 г. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Франция 70-х гг. XIX до 1914 г.

2020-08-20 97
Франция 70-х гг. XIX до 1914 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономика Франции второй половины XIX в. Вплоть до второй половины XIX в. по уровню экономического развития Франция относилась к числу самых крупных промышленных стран и занимала второе место после Англии. Однако темп экономического развития Франции значительно замедлился в результате франко-прусской войны, вызвавшей резкое сокращение производства промышленной продукции, экспорта готовых изделий, импорта сырья, машин и угля. Война принесла большие потери и разрушения. Во время войны и после ее окончания в торговле и промышленности наблюдался застой, сопровождавшийся финансовым кризисом. Условия Франкфуртского договора также способствовали замедлению темпов промышленного развития Франции. Выплата огромной контрибуции, оккупация наиболее развитых промышленных департаментов страны и содержание оккупационных войск истощили французскую промышленность. Франция пострадала и оттого, что выплаченные ею 5 млрд. фр. контрибуции почти полностью влились в германскую промышленность, что было одним из важных факторов, позволивших Германии быстро выйти на первое место в Европе и затем успешно конкурировать с Францией на внешних рынках.

Для досрочной выплаты контрибуции была объявлена правительством по решению Национального собрания от 15 июля 1872 г. подписка на заем «освобождения». После этого контрибуция была выплачена досрочно, к 16 сентября 1873 г. все оккупационные войска ушли с французской территории.

Для уплаты процентов по займу «освобождения» правительство Тьера ввело ряд новых налогов более чем на 800 млн. фр., вся тяжесть которых пала в основном на трудящихся. Правительство пыталось избежать дефицита бюджета за счет введения новых налогов. В большей степени, за счет косвенных налогов. В июле 1872 г. был даже введен налог на сырье, ввозимое во Францию, в виде пошлины в 10—20% стоимости сырья. Этот налог не был выгоден французской промышленности, работавшей в значительной мере на привозном сырье. Он подрывал конкурентоспособность Франции.

В связи с аннексией Германией Эльзаса и Лотарингии Франция потеряла большую территорию, богатую железом и углем. Были и постоянные причины кризисов, помимо военных, в частности Франция была не богата природными ископаемыми и минералами. После революции 1789 г. во Франции сложились условия для существования двух форм собственности – крупнокапиталистической и мелкокрестьянской. На протяжении XIX в. шел процесс с одной стороны укрупнения крупных капиталистических аграрных хозяйств и дробление и разорение крестьянских угодий. В стране преобладали парцеллярные и мелкие хозяйства. В с/хпроисходил процесс разорения мелких и средних крестьян и процесс концентрации крупных земельных владений. Во французском сельском хозяйстве в последней трети XIX в. наблюдался сильный рост крупной земельной собственности. Так, в 1881 г. крупные и средние собственники владели 66% национальной территории, на долю мелких приходилось 34%, а по данным на 1891 г., на долю первой группы: приходилось уже 74% национальной территории, на долю же второй лишь 26%. В 1908 г. доля парцеллярных хозяйств (до 1 га) составляла 37,9%, мелких (1-10 га) – 45,8%, средних (10-40%) – 13,6 %, крупных (более 40 га) – 2,7%.

Сельское хозяйство в последней трети XIX в. еще играло большую роль, хотя общие размеры посевной площади почти не увеличились, а урожайность повысилась незначительно. По уровню урожайности Франция значительно отставала от других европейских стран. Французское животноводство также отличалось относительной отсталостью, хотя в эти годы поголовье скота несколько увеличилось. С 1875 по 1896 г. Франция была затронута длительным аграрным кризисом. Этот кризис прежде всего поразил зерновое хозяйство. Непосредственным толчком к нему послужила конкуренция стран, где земля не была обременена феодальными формами землевладения, где использовались целинные земли (в частности в США), обрабатываемые крупными сплошными массивами, и не было необходимости тратиться на удобрения (себестоимость гектолитра пшеницы во Франции составляла в это время не менее 200 фр., а в западных штатах США она не превышала 8—10 фр). Аграрный кризис во Франции неизбежно приводил к систематическому понижению цен на зерно, хотя его производство увеличивалось. Происходило и общее снижение цен на все сельскохозяйственные продукты.

Аграрный кризис усилил процесс концентрации в сельском хозяйстве Франции, поскольку крупные капиталистические хозяйства, хорошо оборудованные и снабженные машинами, могли добиваться понижения себестоимости пшеницы, тогда как мелкие хозяйства становились убыточными. Важнейшим результатом аграрного кризиса была тенденция к росту специализации и использования техники. Аграрный кризис привел к тому, что стали применять больше паровых машин, а сами паровые машины стали более мощными. Но мелкое хозяйство по-прежнему сохранялось, живучесть этой формы можно объяснить благоприятным климатом, трудолюбием крестьян, а также сельская кооперация, которая во Франции приняла форму синдикатов. Первые 5 синдикатов были образованы в 1884 г., в декабре 1906 г. Их было 3553 и они включали 667 150 членов. Синдикаты включали крупных собственников, крестьян, фермеров, сельских рабочих, агрономов и др. В 1886 г. Был учрежден Центральный союз земледельческих синдикатов Франции. Устав был разработан в 1907 г., он ставил задачу повысить доходность с/х, быт посредником при заключении сделок и содействовать улучшению земледелия и животноводства. Синдикаты организовывали коллективную закупку с/х продукции – семян, удобрений, орудий для обеспечения выгодной цены и качества, в задачу синдикатов входило учреждать кооперативные общества, общества взаимного страхования и др. общества взаимопомощи.

Еще в годы Второй империи был заложены основы для дальнейшего роста промышленности, ее индустриализации. Одним из самых значительных показателей роста французской промышленности в последней трети XIX в. является увеличение в стране железнодорожного строительства. По данным 1871 г., протяженность железнодорожной сети во Франции достигала 17 733 км, в 1881 г. —25925, в 1891 г. —36 672, в 1901 г. —42 826 км. Это высокий темп железнодорожного строительства, если учесть к тому же потерю Эльзаса и Лотарингии и относительно медленный прирост населения. По протяженности железных дорог на душу населения к 1900 г. Франция превосходила Англию (с Ирландией) и даже Германию.

Росту тяжелой промышленности способствовали государственные ассигнования на укрепление границ и восстановление армии, достигшие к 80-м гг. 3 млрд. фр. в год. Развитию промышленности способствовал и план Фрейсине, предусматривавший в бюджете 1878— 1890 гг. кредиты около 5 млрд. фр. на постройку новой сети железных дорог протяжением 18 тыс. км, на оборудование 10 тыс. км водных путей сообщения и на расширение французских морских портов. Со второй половины 90-х гг. в стране наблюдался быстрый рост машинизации, вызванный в значительной мере увеличением применения электрической энергии.

В последней трети XIX в. тяжелая промышленность во Франции развивалась опережающими темпами по сравнению с производством товаров широкого потребления. Так, потребление хлопка на душу населения за 1870—1900 гг. выросло немногим более 50%, а железа и стали — почти удвоилось. В экономике страны ведущее место стали занимать крупнейшие металлургические предприятия, как, например, фирма «Шнейдер-Крезо», перед которой вынуждены были отступить текстильные магнаты Руана и Мюлуза. В эти годы появляется и укрепляется ряд крупных монополий как в тяжелой, так и в легкой промышленности. Одной из них стал металлургический синдикат «Контуар де Лонгви», созданный в 1876 г. и объединивший 13 крупнейших чугунолитейных заводов. В 1883 г. возник крупный сахарный картель, в 1885 г. был создан керосиновый картель. К концу 1898 г. во Франции насчитывалось 6324 акционерных общества. Число предприятий в 1910 г. достигло 63 135, почти 2,8 раза, чем в 1870 г. Усилился процесс концентрации производства и координации отраслевой промышленной политики. В химической промышленности крупным монополистических объединением стала компания «Сен-Гобен». В 1892 г. Возникло «Центральное объединение шахтовладельцев», в 1900 г. «Объединение горнометаллургических предприятий», в 1903 г. «Центральный комитет французских судовладельцев». В начале XX в. синдикат «Комитет тяжелой промышленности (комите де Форж) объединил около 250 металлургических компаний, производивших почти 75% чугуна и стали во Франции. Автомобильные фирмы «Рено» и «Пежо» овладели рынком сбыта автомобилей. Оборудование многих предприятий соответствовало современным мировым тенденциям. Из 10 Всемирных выставок, проходивших с 1851 по 1900 гг. пять прошли в Париже. К Всемирной выставке 1889 г. была построена и Эйфелева башня высотой 305 м. Развитие промышленности во Франции сопровождалось процессом концентрации производства. Но в экономике еще преобладала легкая промышленность, в которой большое место занимало производство предметов роскоши и моды, основанное на ремесленном труде и требовавшее высокой квалификации работников. Но в общем промышленность развивалась замедленными темпами, и по объему промышленной продукции Франция занимала 4-е место в мире. Доля ее в мировой промышленности продукции с 1870 по 1900 г. непрерывно падала, составляя в 1870 г. 10%, а в 1900г.— 7%. По основным показателям объемы промышленного производства во Франции на протяжении 1870-1914 гг. выросли. Добыча каменного угля возросла с 13,2 до 40,8 млн т, или более в 3 раза Выплавка чугуна увеличилась с 1,2 до 5,2 млн т, или в 4,3 раза. Но другие страны увеличивали добычу в несколько раз больше. США увличили производство угля в 17,3 и чугуна в 18,2 раза, Германия в 7,2 и 13,7 раза.

О замедленных темпах развития экономики свидетельствует и факт падения доли Франции в мировой торговле (с 10% в 1870 г. до 9% в 1900 г.). Характерно и то, что за последнюю треть XIX в. французский торговый флот почти не изменился по своему тоннажу, а в эти же годы английский торговый флот вырос более чем на 50%, германский же удвоился33.

Только за последние годы века заметно ускорился прирост французской тяжелой промышленности, что было связано с протекционистской политикой правительства как в области промышленности, так и в области сельского хозяйства. Кроме того, заметный сдвиг в эти годы был вызван также большими военными заказами правительства, связанными с усилением милитаризма.

Преобладающее значение во французском экспорте имели товары легкой промышленности и сельского хозяйства: шелковые и хлопчатобумажные ткани, готовая одежда, парфюмерия, косметика, ювелирные изделия, вина, сыры и т. д. Собственная машиностроительная промышленность не покрывала потребностей страны в машинах и оборудовании. Значительное количество фабрик и заводов работало на привозных английских и немецких станках. Франция продолжала ввозить уголь и значительное количество сырья.

В периоды кризисов заметно падал вывоз французских товаров, и прежде всего предметов легкой промышленности. В последние годы столетия Франция усилила торговлю главным образом со своими и чужими колониями, что оказывало определенное влияние на развитие всей экономики стран.

После 1870 г. большинство стран снова стало проводить политику протекционизма. С падением правительства Тьера протекционистские тенденции несколько ослабли, но в 1881 г. был принят новый тариф, еще довольно либеральный, но уже свидетельствующий об усилении протекционизма. В результате повышения таможенных пошлин в 1882 г. в правящих кругах Франции развернулась ожесточенная борьба по вопросу о протекционизме. Наиболее ярым сторонником пошлин был Мелин, председатель парламентской комиссии по пошлинам. В 1890 г. кабинет Фрейсине выработал проект новых тарифов и осенью внес его на рассмотрение палаты депутатов. Проект предусматривал установление минимального и максимального тарифов. Последний должен был применяться к государствам, не заключившим с Францией особых торговых договоров. Пошлины повышались на 722 предмета торговли. Минимальный тариф был высоким. Новые протекционистские тарифы, особенно выгодные крупным собственникам, были приняты палатой в виде закона 11 января 1892 г. Помимо тарифов, закон предусматривал введение дополнительных налогов на товары при ввозе их через территорию третьих стран. Этот закон, легший в основу таможенного режима Франции, подвергался позднее в 1897 г. многим поправкам в целях усиления протекционизма.

В последней трети XIX в. важное значение в экономике Франции приобретает вывоз капитала. Наряду с замедленностью темпов промышленного развития и концентрации производства происходили быстрый процесс концентрации банков и усиление вывоза капитала, что в свою очередь способствовало задержке промышленного развития страны. С развитием акционерных обществ, государственных займов и вывоза капиталов за границу накопления мелких и средних производителей все в большей степени направлялись наряду с покупкой земли и домов на приобретение ценных бумаг.

Процесс образования крупных банков нового типа, начавшийся после кризиса 1847 г., привел к созданию «национальных учетных контор» во всех крупных промышленных и торговых центрах. Это были анонимные акционерные общества, капитал которых состоял на 1/3 из капиталов акционеров, на 1/3 из капиталов муниципалитетов и на 1/3 из капиталов казначейства. Было создано 67 таких контор. В последней трети века не только увеличивалось количество банков, но и существующие банки заметно расширяли свои операции. Это свидетельствовало о заметном росте концентрации капитала и оборотов банков. Заметно возрастал также экспорт капитала, и в этом отношении Франция стояла на втором месте в мире после Англии.

Заграничные капиталовложения Франции в 1870 г. составляли 10—12 млрд. марок, Англии — 15 млрд. и Германии — 3 млрд. марок, а в 1900 г. они исчислялись: Франция — 28 млрд., Англия — 50 млрд. и Германия—12 млрд. марок. Для Франции этого периода характерно вложение ее капиталов не в национальную промышленность, а либо во внутренние займы, либо в заграничные капиталовложения. Причем французский капитал только в очень незначительной степени вывозился в форме производственного капитала. Его вывоз принимал форму ссудного капитала. Иными словами, Франция предоставляла его в виде государственных займов, употребляя их в рост под проценты. В этом заключался особый, ростовщический характер французского империализма, и именно в эти годы происходило превращение Франции в государство-рантье.

Основные заграничные капиталовложения Франции были помещены не в ее колониях, а главным образом в европейских странах, и в первую очередь в России. К 1900 г. из 28 млрд. фр. вывезенного капитала было вложено (в млрд. фр.): в России — 7, в Испании и Португалии — 4,5, в Австро-Венгрии — 2,5, в Италии — 1,4, в остальных европейских странах — 2,5, во французских колониях—1,5, в Турции — 2, в Африке — 3, в Южной Америке — 2, в США и Канаде — 0,8, в Азии — 0,8 млрд. фр. Необходимо отметить, что, вывозя капитал, Франция всегда выступала в качестве политического банкира, используя его как средство для передела мира и захвата сфер влияния и колоний. Превращение Франции в государство-ростовщика повлекло за собой торможение развития ее промышленности, но этот процесс совершенно не отразился на военных отраслях экономики, где Франция не отставала от крупнейших капиталистических стран того времени.

Во Франции создавалась богатейшая финансовая олигархия, зародившаяся еще к концу второй империи. Банкир Э. Перейра в 1863 г. контролировал 19 акционерных обществ с капиталом 3,5 млрд. фр. К началу франко-прусской войны во Франции «банки, кредитные общества, пароходы, железные дороги, крупные металлургические предприятия, газовые и прочие заводы и другие значительные общества концентрируются в руках 183 лиц», управляющих акциями и облигациями на сумму более 20 млрд. фр. «Могущество Ротшильдов, как позже могущество де Ванделей, — писал сын основателя банка «Лионский кредит», знавший закулисную деятельность этой среды, — было выше законов».

Особенности экономического развития Франции приводили к наличию большого количества рантье, городской мелкой буржуазии, многочисленного слоя мелкого и среднего крестьянства, и все это — при относительно слабой концентрации рабочих. Средние слои — мелкая буржуазия — были опорой Третьей республики и избирательной базой буржуазных партий. Их политическое значение увеличивалось вместе с их численным ростом. Если в 1880 г. активная часть городской мелкой буржуазии составляла 4 млн. человек, то к 1910 г. она возросла до 6 млн. человек.

Политика. После разгрома Коммуны продолжались репрессии против коммунаров. Военные трибуналы присуждали к расстрелам, тюремному заключению и ссылке в Новую Каледонию. В крупных городах Франции было введено осадное положение. Вскоре после разгрома Коммуны в политической жизни Франции на первый план выдвинулись две основные проблемы: вопрос о более точном определении и упрочении власти Тьера как главы правительства и проблема роспуска Национальной гвардии и реорганизации армии. Ожесточенная борьба по этим вопросам развернулась прежде всего между партийными группировками Национального собрания. Национальное собрание было избрано в феврале 1871 г. Из 768 депутатских мест в Национальном собрании, фактически занято было около 650, поскольку ряд депутатов отказались от полномочий, а некоторые были избраны одновременно в нескольких округах, как, например, Тьер — в 26, Гамбетта — в 9 и т. д. Крайне правый фланг Собрания занимали около 150 депутатов-легитимистов — сторонников внука Карла X Бурбона, графа Шамбора герцога Бордоского. Центр, включавший около 270 депутатов, распадался на две группы: правый центр — 250 депутатов во главе с Деказом, Бройлем и Валлоном, желавшие восстановления конституционной монархии и воцарения графа Парижского, внука короля Луи-Филиппа Орлеанского, и левый центр — возглавлявшаяся Тьером, Дюфором, Казимир-Перье, Леоном Сеем группа примерно в 20 депутатов, состоявшая из бывших монархистов, готовых примириться с республиканским строем, если он окажется более удобной формой обеспечения господства буржуазии. На левом фланге Собрания находилась группа буржуазных республиканцев во главе с Симоном, Греви, Фавром, Гамбеттой.

Правительство вынуждено решать вопрос об армии. После поражения коммуны была начата энергичная кампания по преследованию лиц из командного состава Национальной гвардии. Парламентская комиссия лишала офицерских званий многих генералов и командиров добровольческих армий, которые действительно воевали с прусской армией и одерживали победы. К концу 1871 г. разоружение Национальной гвардии было в основном закончено, нигде не дав повода к конфликтам. Проблема реформы армии продолжала тем не менее вызывать бурные разногласия между Тьером и парламентариями. Президент угрожал своей отставкой, требуя создания профессиональной армии и отвергая обязательную военную службу. После ожесточенной борьбы закон о преобразовании армии был окончательно принят в 1872 г. Он установил обязательную всеобщую воинскую повинность без права замены, но с освобождением от военной службы преподавателей, духовенства и единственных сыновей вдов. Был введен пятилетний срок службы, но каждый призыв делился по жребию на две части: обязанных служить 5 лет и призванных лишь на 6 месяцев. Был установлен институт вольноопределяющихся с годичным сроком службы главным образом для молодежи из состоятельных семей, получивших образование. Призывной возраст устанавливался с 20 до 40 лет. В общем французская армия была преобразована по образцу прусской. В 1889 г. срок военной службы был снижен до 3 лет.

З1 августа 1871 г. Собрание постановило, что глав исполнительной власти должен именоваться президентом Французской республики. Президентом стал Тьер, одновременно он сохранил пост главы правительства. Но срок его полномочий был ограничен деятельностью национального собрания, и он пытался обеспечить продления срока своего президентства.

Монархистское большинство Национального собрания открыто стремилось к реставрации монархии. В конце ноября 1871 г. граф Шамбор созвал в Люцерне нечто вроде конгресса орлеанистов и легитимистов с целью их слияния в одну партию. Они договорились, что граф Шамфор должен приглашен на престол под именем Генриха V, его наследником назначается граф Парижский.

4 декабря 1871 г. Национальное собрание избрало своим председателем умеренного республиканца Греви. Но пока монархисты не смогли внести свой проект закона о реставрации монархии. Теперь они видели препятствие даже в Тьере, который в тот момент выступил за сохранение республики как формы правления, «которая меньше всего нас разделяет». После избрания Тьера президентом его разногласия с монархистами усилились.

Тьер использовал свою власть, чтобы не допустить реставрации монархии. Будучи уверен в своей незаменимости, он часто шантажировал Собрание просьбами о своей отставке. В таких случаях возникали очередные правительственные кризисы. В январе 1872 г. после отказа Собрания одобрить введение предложенных Тьером новых налогов он вновь подал в отставку. В его защиту выступили республиканцы, запугивая монархистов угрозой гражданской войны, особенно на юге Франции. Монархисты отступили, и, по мнению республиканцев, это доказало, что «самое плохое Собрание может и должно быть лучше, чем самый прекрасный суверен».

Еще в октябре 1872 г. в газете Тьер а «Бьен пюблик» уведомлялось, что на предстоящей сессии Собрания правительство поставит на обсуждение предложения об окончательном утверждении республиканского строя, об определении срока президентства Тьера в 4—5 лет, о предоставлении ему права на переизбрание и об учреждении второй палаты. Вторая палата должна была получить право совместно с президентом распускать Национальное собрание. Тьер именовал эту новую форму власти «консервативной республикой».

Монархистское большинство Собрания приняло решение о создании «комиссии 30-ти» для составления ответа президенту о провозглашении республики. 5 декабря Собрание назначило ее членов, из которых только 11 поддерживали Тьера. Монархисты, опасаясь гражданской войны и не сумев договориться между собой, не смогли составить новое правительство, но зато отданная в их руки «комиссия 30-ти» отвергла предложение в кратчайший срок установить окончательную конституцию страны и приняла постановление против «личного вмешательства главы исполнительной власти в парламентские прения». На этом основании позже был установлен порядок, согласно которому президент республики имел право общаться с палатой только путем письменных посланий, после зачтения которых заседание палаты обязательно должно закрываться («закон 30-ти» от 13 марта 1873 г.). Лишь в порядке исключения президент мог получить слово, но только на особом заседании Собрания, без прений и права на ответные выступления.

29 ноября 1872 г. на заседании Собрания после примирительной речи Тьера, заявившего, что он не враг монархии, его правительство получило одобрение 370 голосами против 334. Таким образом, конфликт был смягчен. Новый резкий конфликт разгорелся весной 1873 г. в связи с дополнительными выборами в Париже. Кандидат правительства, министр иностранных дел Ремюза потерпел поражение, и был избран радикал, бывший мэр Лиона Бароде. В его избирательной программе выдвигались требования роспуска Национального собрания и отказа от создания второй палаты, а также амнистии. В связи с победой Бароде большинство Собрания потребовало включения в правительство Тьера монархистов. После бурного заседания 24 мая Тьер направил Собранию свое очередное письмо об отставке в надежде, что она не будет принята. На этот раз; его отставка сразу же была принята 365 голосами монархистов, и в тот же день президентом республики 390 голосами был избран маршал Мак-Магон. Новое правительство возглавил один из лидеров орлеанистов— член партии правого центра герцог Бройль. Легитимисты рассчитывали через Мак-Магона получить в свое распоряжение армию и восстановить монархию..

13 августа граф Парижский просил Мак-Магона созвать Национальное собрание для обсуждения вопроса о реставрации монархии и получил принципиальное согласие. Монархисты избрали «комиссию 9-ти» для организации реставрации в период каникул Собрания. Комиссия: направила своих представителей к Шамбору во Фрос-дорф в Австро-Венгрии. Представитель комиссии Шенелон договорился с Шамбором, что тот не будет требовать никаких изменений в отношении знамени «до взятия им власти». Был разработан проект коронации, но Шамбор отказался признать трехцветное знамя в качестве государственного и требует белое знамя с лилиями Бурбонов. Это было абсолютно неприемлемо. «Комиссия 9-ти» прекратила работу. После срыва очередной попытки реставрации большинство Собрания приняло закон о септеннате — семилетнем сроке президентства Мак-Магона — 20 ноября 1873 г. Видя в продлении президентских полномочий маршала гарантию установления монархии, большинство рассчитывало таким образом выиграть время для подготовки дальнейших попыток переворота.

Возглавивший новое правительство герцог де Бройль держал курс на восстановление монархии. По его приказу повсеместно увольняли чиновников, подозреваемых в сочувствии республиканцам, и заменяли их монархистами. Гриф «Французская республика» перестали ставить на государственных бумагах. В 39 департаментах продолжало сохраняться осадное положение. По закону от января 1874 г. правительство получило право назначать мэров во все коммуны. Тогда же были уволены все мэры-республиканцы.

В это время активизировалась также деятельность бонапартистов, особенно в сельских районах и на Корсике, где они усиленно распространяли брошюры и Книги, в которых поведение императора при Седане изображалось как пример героизма и самоотверженности, а вся вина за поражение взваливалась на парламент. Уже осенью 1871 г. распространились слухи о заговоре бонапартистов.

Сохранение республики предохраняло французскую буржуазию от нежелательных конфликтов с Германией как раз в то время, когда страна переживала период крайнего упадка сил. Не последнее значение для французского буржуа имели соображения государственной экономии. Республиканская форма правления оказывалась более экономной и давала возможность в известной степени контролировать государственный бюджет и финансовую политику правительства. Президенту республики Тьеру было установлено содержание в размере 762 тыс. фр., тогда как цивильный лист Наполеона III в 1870 г. составлял 31945 тыс. фр.54

Национальное собрание присвоило себе функции Учредительного собрания и обязалось выработать новую конституцию еще в конце 1871 г. Однако депутаты-монархисты не спешили выполнить это обязательство,

зная, что с ее принятием они должны разойтись. Комиссия по выработке конституции, состоявшая в основном из монархистов представила в январе 1875 г. законопроект об «организации общественной власти», в котором слово «республика» не фигурировало. Докладчик «комиссии 30-ти» Вентавон, изложив Собранию 21 января законопроект, поспешил добавить, что «речь идет не о конституции, а просто об организации власти одного человека». Был принят закон, для избрания Президента Республики Сенат и Палата депутатов соединяются в одно Национальное собрание; выборы происходят путем абсолютного большинства голосов, Президент избирается на 7 лет, повторные выборы не исключаются». Это означало косвенное признание республики и отражало фактическое положение дел.

По конституции 1875 г. законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из палаты депутатов, заседавшей в Бурбонском дворце, и сената в Люксембургском дворце после перенесения в 1879 г. столицы из Версаля в Париж. Для изменения конституции и избрания президента республики обе палаты собирались на совместное заседание, образуя Национальное собрание.

Палата депутатов состояла приблизительно из 600 человек. Депутаты избирались на 4 года всеобщим равным и тайным голосованием, но фактически всеобщего избирательного права не было. Половина населения — женщины, военнослужащие и население колоний — не пользовалась избирательными правами и существовал 6-месячный ценз оседлости и возрастной ценз-с 21 года. Практически из 40 млн. населения избирательным правом пользовались примерно 12 млн граждан.

Депутаты избирались голосованием либо по списку, по округам. (Голосование по списку предусматривало избрание депутатов от всего департамента по одному списку от каждой партии. При этом избиратель, голосуя в своем округе, подает голос одновременно за стольких кандидатов, сколько округов в данном департаменте. Голосование по округам предусматривало избрание только одного депутата в каждом округе). При обеих системах для избрания депутата необходимо абсолютное большинство всех поданных голосов. В тех случаях, весьма, впрочем, частых во Франции, когда ни один из кандидатов в данном округе не получал абсолютного большинства поданных голосов, через две недели проводились вторичные выборы — так называемая баллотировка. При этом для избрания депутата достаточно простого большинства. Парламентские нравы были своеобразны. В палате принято постоянно прерывать вышедшего депутата, и реплики с мест заносятся в стенографические отчеты заседаний. Председатель палаты имеет право делать замечания и споры часто превращаются в настоящие дебаты, доходящие иногда до рукопашных схваток, оскорблявшие друг друга во время заседаний, депутаты завершали свои дебаты на дуэли, как это было, например, между Клемансо и Деру, или Жоресом и Барту. Весь состав палаты по истечение 4 лет переизбирался одновременно, и формально должно было происходить полное ее обновление, В сущности оно было лишь частичным, поскольку многие депутаты сохраняли свои мандаты в течение нескольких сроков.

Состоящий из 300 человек сенат имел право выбирать из своего состава 75 пожизненных сенаторов. В этот орган могли быть избраны сроком на 9 лет лица не моложе 40-летнего возраста. Каждые 3 года сенат переизбирался по частям. Выборы были косвенными и многоступенчатыми. В каждом департаменте они проводились специальными коллегиями выборщиков, состоявшими из делегатов от муниципальных советов, из членов окружных и генеральных советов, также из депутатов палаты, избранных от данного партамента. Сенату вместе с палатой принадлежала законодательная власть, и без его одобрения не мог принят ни один закон. Ему принадлежало право обсуждать и утверждать годовой бюджет страны. Oн мог добиться отставки кабинета министров. С согласия сената президент республики имел право распустить палату депутатов, сам же сенат никем не мог быть распущен. С согласия совета министров президент республики мог превращать сенат в верховный суд по преступлениям, угрожающим безопасности государства.

Палата и сенат собирались ежегодно по приглашению своих председателей во второй вторник января на обычную сессию, длившуюся несколько месяцев. Но в практике Третьей республики стал правилом созыв правительством чрезвычайных сессий в октябре каждого года, поскольку парламент никогда не утверждал бюджета на обычной сессии. Правительство имело право закрывать чрезвычайные сессии по своему усмотрению.

31 декабря 1875 г. Национальное собрание, просуществовав 5 лет, сложило полномочия, назначив предварительные выборы в сенат на 30 января 1876 г. и в палату депутатов — на 20 февраля. Вся реальная власть — весь административный аппарат в центре и на местах — принадлежала монархистам. В предвыборной кампании активное участие приняли буржуазные республиканцы во главе с Гамбеттой, который, правда, уже отказался от своей бельвильевскойпрограммы. Но радикальная группа республиканцев главе с Клемансо, Наке, Бароде пользовалась ряд положений этой программы, агитировала за «социальные реформы», умело учитывая настроения широких масс избирателей.

Выборы 1876 г. действительно дали значительный перевес буржуазным республиканцам. 30 января получили 93 места из 225 избиравшихся сенаторов. Это был большой успех, и теперь в сенате насчитывалось 149 республиканцев. За республиканцами было большинство в палате депутатов, а сенат оставался за монархистами. Мак-Магон развязал репрессии против республиканских организаций, и через 1,5 года после выборов распустил Палату депутатов. Кризис 16 мая. Выборы в законодательные органы 1776 года дали большинство республиканцам, которые убедительно победили на Востоке, Юго-Востоке и в парижском регионе. Мак-Магон сначала смирился с этим большинством, а потом, 16 мая 1877 г., заставил умеренного республиканца Жюля Симона подать в отставку. По отношению к палате, 363 депутата которой заявили Официальный протест против нарушения парламентского режима, Мак-Магон воспользовался своим правом на роспуск. На октябрьских выборах республиканцы вновь победили, ответом президента было подготовка гос. переворота, армейским командирам были даны инструкции, но выяснилось, что армия выступает за сохранение республики. Частичные выборы в Сенат в январе 1879 г., изменили соотношение сил в пользу республиканцев, и Мак-Магон подал в отставку 30 января 1879 г. Новым президентом избрали председателя Палаты депутатов Ж. Греви, умеренного республиканца по политическим взглядам. Приход к власти президента-республиканца, республиканское большинство в Палате депутатов и Сенате означали поражение монархистов и упрочение республики. В монархическом лагере произошли изменения. После смерти в 1883 г. графа Шамбора часть легитимистов признала претензии графа Парижского, но сами орлеанисты в своем большинстве смирились с республиканской формой правления. Франция перестала быть «республикой без республиканцев», «республикой герцогов», она предстала как «республика республиканцев». Политическая власть перешла к буржуазным группировкам. Их еще нельзя было назвать партиями в современном понимании, но они уже имели постоянный состав и признанных лидеров.

В «Левый центр» входили бывшие орлеанисты, по необходимости переориентировавшиеся в республиканцев. Их социальную основу составляли финансовая олигархия, верхушка крупной буржуазии. Возглавляли это образование А. Тьер, А. Дюфор.

«Республиканская левая» отражала взгляды «деловой буржуазии», нуворишей, свободных от монархистско-клерикальных традиций. Она отличалась от «Левого центра» антиклерикальной направленностью, исповедовала умеренно-республиканские взгляды. Один из ее лидеров Ж. Ферри, став главой правительства, заявил: «Невозможно каждое утро делать революции, нельзя каждый день изобретать новости».

«Республиканский союз» был наиболее влиятельной политической организацией, опиравшейся на широкие слои средней и мелкой буржуазии. Его главой был Л. Гамбетта. Политические требования «Республиканского союза» нашли отражение в Бельвильской программе, принятой в 1869 г. избирателями первого округа департамента Сены и направленной Л. Гамбетта, тогда популярному адвокату и кандидату в депутаты. Но чем ближе «Республиканский союз» подходил к власти, тем более умерял свои требования. Сам Гамбетта стал призывать к благоразумию, осторожности, умению распознавать, от чего следует воздержаться. Эти новые веяния проницательно уловил знаменитый журналист А. Рошфор. 11 февраля 1876 г. он опубликовал статью «Оппортунисты» по поводу выступления в парламенте одного депутата, который заявил, что амнистия коммунарам будет вотирована в подходящий момент. «Во Франции, — писал он, — существует помимо бонапартистов, легитимистов и орлеанистов четвертая партия — партия оппортунистов, которые объявляют себя сторонниками амнистии, но оставляют за собой право проголосовать за нее еп 1етр$орройип, т. е. "своевременно"». Рошфор раскрыл, что это означает: «Своевременно — это термин парламентского жаргона, означающий никогда». Во Франции под оппортунизмом стали подразумевать политику компромиссов, кулуарных парламентских интриг.

К 80-м годам на основе политических течений «Левого центра», «Республиканской левой» и «Республиканского союза»* сложилась «Умеренная республиканская парт


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.