Методические разработки уроков по цветоведению для учащихся детской художественной школы. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методические разработки уроков по цветоведению для учащихся детской художественной школы.

2020-08-20 281
Методические разработки уроков по цветоведению для учащихся детской художественной школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План-конспект формирующего урока на тему: "Знакомство с цветовым кругом".

Технологическая карта урока № 1

Тема Знакомство с цветовым кругом. (2 часа)
Педагогическая цель:   - ознакомить учащихся с цветовым кругом; - расширить знания о цвете; - способствовать развитию творческой и познавательной активности.  
Тип урока Изучение материала и закрепление с помощью выполнения заданий. 
Планируемые результаты (предметные ПР) - знать первичные, вторичные, третичные цвета, дополнительные. - разбираться в цветовых триадах; - смешивать нужный цвет; - оценивать работы товарищей.
Личностные (ЛР)   - понимать роль цвета в жизни человека -улучшение эстетических взглядов -сотрудничество с товарищами
УУД Метапредметные (МПР) Познавательные УУД: - узнавать, называть, сравнивать цвета; -оригинальное творческое исполнение - стремление к лучшему усвоению новых знаний. Коммуникативные УУД: - коллективно находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. Регулятивные УУД: -ставить промежуточные цели и исполнять их для достижения конечного результата - формулировать и удерживать учебную задачу -умение анализировать и работать с новой информацией
Основное содержание темы, термины. Первичные, вторичные, третичные цвета; дополнительный цвет, цветовые триады

 

Технологическая карта урока № 2

Организационный момент Приветствие. Тема сегодняшнего урока:"Знакомство с цветовым кругом"
Актуализация   Сегодня мы разберем цветовой круг И.Иттена и научимся видеть цветовые гармонии.    
Объяснение нового материала   (рис.1)   (рис.2)   (рис.3) (рис.4) (рис.5) (рис.6) Перед нами цветовой круг И.Иттена, выдающегося педагога и художника. Этот цветовой круг берут за основу художники и дизайнеры, чтобы не ошибиться в цветовом решении. Колористическая грамота позволяет создавать работы не только по наитию, но и с точным знанием теории цвета. Круг И.Иттена разделен на 12 частей. Он состоит из трех основных или первичных цветов —  синий, желтый, красный. Они называются основными, потому что данные цвета нельзя получить из других цветов, но их смешение дает многообразную цветовую палитру. Дальше рассмотрим круг внимательнее. Мы видим вторичные цвета. Такими цветами называется смесь красного, желтого и синего в равных пропорциях. То есть из первого порядка получается второй порядок. Мы видим фиолетовый, оранжевый и зеленый.  (рис. 1) Дополнительными или контрастными являются цвета расположенные друг напротив друга Внутри круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов. Классическая триада - это три равноудаленных цвета. Для гармонии  возьмите один цвет за главный, а два других используйте в виде акцента.(рис.2) Аналоговая - это три соседних цвета. Для гармонии можно использовать один основной, другой в помощь к первому, а третий будет акцентировать. Контрастной триадой называют цвета, соседние к дополнительному цвету.(рис.3) Прямоугольной схемой являются две пары дополнительных цветов.(рис. 4) Квадратная - это две пары цветов, равноудаленные друг от друга.(рис. 5) Шестиугольная по аналогии с квадратной - шесть цветов, равноудаленных друг от друга.(рис. 6) Сейчас, разобравшись с основными понятиями, приступим к практической работе. Чтобы закрепить материал и запомнить цветовой круг, необходимо перерисовать цветовой круг на А4 формате и подписать все цвета.  
Практическая работа Во время того, как ученики заняты выполнением задания, необходимо удостовериться, что каждый понял материал и двигается в правильном направлении.
Анализ работ   В конце занятия производится анализ выполненного задания. Ученики расставляют работы и объясняют где какой цвет, какие гармонии они запомнили.
Итог урока После обсуждения выполненного задания, необходимо провести рефлексию. Узнать, что нового извлекли из данного урока учащиеся, какие новые термины появились. Перечислить первичные, вторичные, третичные цвета. Как они понимают понятие "основной цвет". Какие цветовые сочетания они запомнили.

 

План-конспект формирующего урока на тему: "Гармония по общему цветовому тону. Натюрморт".

Технологическая карта урока № 1

Тема Гармония по общему цветовому тону. Натюрморт. (2  часа)
Педагогическая цель:   - ознакомить учащихся с цветовыми гармониями; - расширить знания о цвете; - способствовать развитию творческой и познавательной активности.  
Тип урока Изучение материала с практическим заданием - выполнение натюрморта.
Планируемые результаты (предметные ПР) - уметь зарисовывать набросок натюрморта, - уметь правильно смешивать цвета, - выбирать подходящее художественному замыслу цветовое решение, - передавать тепло-холодность натюрморта, - оценивать работы товарищей.
Личностные (ЛР)   - улучшение понимания эстетической стороны цвета, - улучшение сотрудничества с товарищами по парте, - умение грамотно излагать свои мысли и обсуждать работы товарищей, помогая улучшить творческое исполнение художественного замысла.
УУД Метапредметные (МПР) Познавательные УУД: - узнавать, называть, сравнивать теплые и холодные цвета; - творчески походить к решению поставленной задачи; - стараться улучшить свои творческие умения, научится новому. Коммуникативные УУД: - коллективно находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. Регулятивные УУД:  - поставить перед собой промежуточные цели и успешно их выполнить; - понять и помнить поставленную перед собой задачу урока; - уметь правильно применять полученную информацию.
Основное содержание темы, термины. основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, тепло-холодность, контраст, светлота, насыщенность цвета, цветовые гармонии.

 

Технологическая карта урока № 2

Организационный момент Тема сегодняшнего натюрморта:"Гармония по общему цветовому тону"
Актуализация   Сегодня мы научимся писать натюрморт в определенной цветовой гармонии.    
Объяснение нового материала     (рис.1)     (рис.2)   (рис.3) (рис.4)   (рис.5) Если внимательно рассмотреть цветовой круг, то можно увидеть его условное деление на две части. Как северный и южный полюса, так и цветовой круг, делятся на холодную и теплую сторону.  (рис. 1) Если вспомнить природные явления, которые нам дают тепло и соотнести с цветом, можно сказать, что желтый - это огонь или солнце. Синий - это лёд или вода. Теплые: от красного к зелёному. Холодные: цвета, в которых присутствует синий оттенок.   Если понаблюдать за творчеством великих мастеров, можно выявить, что у живописцев есть свои цветовые предпочтения Рассмотрим на примере художника П.Пикассо, который работал в один промежуток времени с холодными цветами, а в другой - с теплыми. Данные периоды именуются у него как "розовый" и "голубой". Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения. Основными цветами являются желтый, синий, красный. Предлагаю сегодняшний натюрморт выполнить в определенной цветовой гамме, исключая некоторые цвета на своей палитре. Перед нами постановка, состоящая из разных по тепло-холодности оттенков.(рис. 2) Темно-зеленый чайник за счет синего смотрится холодным, на его фоне желто-зеленая листва кажется теплой. Данное сравнение показывает, как добавление в основной цвет оттенок из теплой или холодной половины цветового круга влияет на наше восприятие. Задание на сегодняшнее занятие - выполнить натюрморт в ограниченном колорите. Необходимо исключить один основной цвет, к примеру, красный или синий.(рис. 3-4) Соответственно, можно использовать родственные к основному цвета. (рис. 5) В помощь подбора колорита к нам придут тонированные стекла. Если приложить к глазу цветное стеклышко, можно заметить, как затонируется в определенный оттенок наша постановка. После того, как учащиеся по очереди посмотрят в стеклышки и определятся с колоритом натюрморта, нужно приступить к выполнению маленького наброска. На небольшом формате в течении 30 минут дети выполняют композиционное и цвето-тоновое решение акварелью.  
Практическая работа Во время того, как ученики заняты выполнением задания, необходимо удостовериться, что каждый понял материал и двигается в правильном направлении.
Анализ работ   В конце занятия производится анализ выполненного задания. Ученики расставляют работы рядом с натюрмортом. Каждому наброску необходимо дать комментарий, со всем ли справился ученик, также выслушать его товарищей, отметить сильные и слабые стороны работы.
Итог урока После обсуждения выполненного задания, необходимо провести рефлексию. Узнать, что нового извлекли из данного урока учащиеся, какие новые термины появились. Что такое теплый и холодный цвет, как влияют цвета друг на друга при смешении.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В искусстве одним из важнейших выразительных средств является цвет. Он отражает свойства предметов, может передавать многообразие окружающего мира. Передача цветоощущения очень важна в изобразительном искусстве.

Учащиеся детской художественной школы на занятиях по основам цветоведения знакомятся с цветовосприятием. Они постигают азы цветоведения, постепенно понимая как именно использовать цвет для передачи своего живописного замысла.

Цвет не только отражает внешние свойства предметов, но и передает эмоциональное и эстетическое содержание окружающего мира. Именно цвет воздействует на восприятие картины, формирует художественный вкус. Поэтому чувство красоты цвета и гармоничное цветоощущение необходимо воспитывать у учащихся.

У ребенка еще неиспорченное восприятие цвета, оно некоторое время остается непосредственным и искренним. Это ценное качество необходимо сохранить и для дальнейшей творческой работы - это одно из условий развития художественного восприятия. Детей необходимо учить художественной грамоте, опираясь на основы цветоведения, чтобы они понимали, что их живопись соответствует действительности.

В методической разработке педагога должна быть определенная структурированная система, позволяющая сгруппировать все цветовые законы в понятное изложение. Чем связаннее будут темы между собой, и интеграция цветоведения во все дисциплины будет происходить параллельно, тем лучше будет усвоение материала.

Педагог должен в первую очередь хорошо знать не только преподаваемый предмет, но и возможности учеников, в связи с чем правильно подбирать методики обучения.

Можно сделать вывод, что необходимо хорошо разбираться в предмете цветоведения, иметь структурированную методику обучения, и только тогда можно помочь учащимся с обучением основам цветоведения.

С первых занятий необходимо правильно направлять учащихся, прививать интерес к творческой работе и развивать чувство цвета.

В данной работе мы собрали и систематизировали материал по цветоведению, раскрыли сущность организации методики обучения цветоведению в детской художественной школе. Также, мы разработали систему методов и приемов для обучения основам цветоведения. В практической части выполнились наглядные пособия: три стенда и электронные методические рекомендации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.:Искусство, 1978. - 189с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001

3. Арнхейм Р. Искусство визуальное восприятие. - М.: Просвещение, 1974.

4. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1987.

5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.:Педагогика, 1982.

6. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

7. Бесчастнов Н. Цветная графика. М.:Владос, 2014 г. 176с.

8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. М.:Академия, 2002. 320 с.

9. Буймистру Т. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии. Издательство: Ниола-пресс, 2013 г.

10. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - сПб.: Питер, 2006. 143 с.

11. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.

12. Герхард Ц. Учение о цвете. // Пер. с немецкого доцента Э.Н.Зеликиной ­­ — М.: Изд. Литературы по строительству, 1971

13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.:Педагогика,1986. - 239 с.

14.  Дерибере М. Цвет в деятельности человека. — M.: Стройиздат,1964

15. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. С. 34.

17. Зернов В. А. Цветоведение. — М.: Книга, 1972

18. Ивенс Р. Введение в теорию цвета. — М.: Мир, 1964. - 173 с.

19.  Иттен. И. Основы цвета. / Пер. с англ. 2018. 96с.

20. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2004. 352с.

21. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.- М., 1981

22. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. — М., 2002. 114 с.

23. Коменский Я.А. Дидактические принципы. /Вступительная статья проф. А.А. Красновский. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. - 84 с.

24. Кох Э., Вагнер Т. Индивидуальность цвета. — М.: Антиполософия, 2000.

25.  Кравков С.В. Цветовое зрение. — М.: Академия наук СССР, 1951. — 176 с.

26. Кравцова Т.А. Основы цветоведения: учебно-методическое пособие/ Т.А. Кравцова, Т.А. Зайцева, Н.П. Милова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 – 64 с.

27. Крымов Н. П. Художник и педагог.- М.: Изобразительное искусство. 1989.

28. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 474с.

29.  Лаптева. И. Использование цвета в периодических изданиях. КомпьюАрт, 2001. 39 с.

30.  Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского и М.Г.Ярошевского. — М. 1969. - 173 с.

31.  Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. - 300с.

32. Миронов А.В. Цветоведение. М.: Минск: Выш. шк., 1984. - 286 с.

33. Миронова Л. Н. Учение о цвете. — Mинск, 1993

34. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. - М.: Беларусь, 2002.

35. Омельяненко Е.В. Основы цветоведения и колористики Ростов н/Д.: ЮФУ, 2010. — 184 с.

36. Саттон Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых комбинаций — М.: ООО "Издательство АСТ" 2004 г. 215 с.

37. Синяк М. Цвет для жизни. // КомпьюАрт, 2004 г. - 42 с.

38. Чидзиева Хидеяки. "Гармония цвета, руководство по созданию цветовых комбинаций": пер.с англ./ И.А. Бочкова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 142 с.: ил.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.