Глава I. Основы цветоведения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава I. Основы цветоведения

2020-08-20 268
Глава I. Основы цветоведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ»

(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.АКМУЛЛЫ»)

Художественно-графический факультет

Кафедра изобразительного искусства

Направление 44.03.05 – «Педагогическое образование»

(с двумя профилями подготовки),

Направленность (профиль):

«Изобразительное искусство и технология»

Уровень бакалавриата

Очная форма обучения

Курс V

ЗАКИРОВА РУФИНА РИНАТОВНА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Руководитель: к.п.н., доцент Д.Р.Фаткуллина

 

 

Дата представления______________________________

Результат антиплагиата ___________________________

Работа допущена к защите ________________________

                                                                         дата и подпись заведующего кафедрой

Дата защиты____________________________________

Оценка_________________________________________

 

Уфа 2020

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. Основы цветоведения. 6

1. 1. История науки цветоведения. 6

2.2. Использование цветового круга в художественной практике. 11

1.3. Особенности цветового круга Иттена. 16

Глава II. Методические рекомендации по проведению занятий по цветоведению в детской художественной школе. 22

2.1. Ход работы над наглядными методическими пособиями по цветоведению. 22

2.2. Методические рекомендации по проведению занятий по цветоведению в детской художественной школе. 27

2.3. Методические разработки уроков по цветоведению для учащихся детской художественной школы. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

ПРИЛОЖЕНИЕ. 46

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цветоведение изучает основные закономерности в области цветовых явлений, эта наука исследуется на основе физики, физиологии и психологии, а также используется совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Одним из важнейших средством художественной выразительности произведения является цвет. Значение цветового сочетания в живописи очень велико - от него зависит правильное формирование духовной культуры, эстетические моменты воспитания, а именно навык различать прекрасное и безобразное в искусстве.

Такая наука, как цветоведение, должна плотно изучаться в художественных учреждениях, так как она позволяет более точно и гармонично передать художественно-образную основу живописного произведения и желаемого художником замысла.

В свете вышесказанного, актуальность данной темы становится очевидной. Важной составляющей в развитии творческих способностей у ребенка является изучение цвета на уроках живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства и, конечно, на уроках истории искусств. Правильное владение цветом, а также гармоничное цветовосприятие - это основа формирования будущих художников.

Учащиеся сталкиваются с такой проблемой, как обилие материала по тому или иному предмету, идущими параллельно. Исходя из этого возникает необходимость структурировать и систематизировать данные по цветоведению и вводить как дополнительный предмет, одновременно изучая живопись, ДПИ и др. Важность данной проблемы обуславливается тем, что многие выпускники художественных школ недостаточно владеют навыками использования цвета в своих художественных замыслах.

Цель исследования: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения учащихся детской художественной школы основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.

Объектом исследования является процесс обучения изобразительному искусству в детской художественной школе.

Предметом исследования являютсяметоды и приёмы обучения  цветоведению на уроках изобразительного искусства в детской художественной школе.

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс обучения цветоведению в детской художественной школе будет проходить эффективнее, если:

- будут использоваться наглядные пособия, методические таблицы и рисунки, раскрывающие основные задачи предстоящей работы;

- будут проводиться активные методы обучения - диалог, проблемные методы, творческие упражнения;

- будет использован ряд упражнений, помогающих усвоить и структурировать новые знания.

На основе поставленных целей и выдвинутой гипотезы, определяются следующие задачи:

1.Собрать и систематизировать материал по цветоведению.

2. Охарактеризовать и раскрыть сущность организации методики обучения цветоведению в детской художественной школе.

3. Разработать систему методов и приёмов для обучения основам цветоведения обучаемых в детской художественной школе.

4. Разработать  наглядные пособия и методические рекомендации по обучению цветоведению в ДХШ.

Для реализации цели и задач исследования применялись теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме.

Также были использованы эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в художественной школе, изучение опыта работы преподавателя, связанной с данной проблемой.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики обучения цветоведению, которая может быть использована на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного образования и высших учебных заведениях.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, также представлены наглядные пособия, выполненные с помощью компьютерной графики.

 

 

История науки цветоведения.

C давних времён цвет был неотъемлемой частью в жизни человека. Люди находились в постоянном поиске цветовых решений, так как цвет - это способ самовыразиться.

В древнейшее время, когда человек только научился добывать и использовать природные краски, появилась цветовая символика

Так как цвета добывались из природы, палитра художников тех времен была скудна и состояла только из охры, черной, белой и красной краски. Со временем появились дополнительные краски, но такие цвета, как зеленый и синий, фиолетовый и лиловый, путали часто.

Цветовое восприятие развивалось благодаря природе. От климата зависела атмосфера воздуха и, соответственно, пейзаж менялся в ту или иную сторону. Благодаря сырому воздуху появлялись плавные переходы цвета. Люди, наблюдав за игрой цвета, неосознанно учились цветной грамоте[7, c.97].

Цвет в Древнем Риме находится так же с сфере традиционных канонов.

Символом мистических сил и явлений цвет являлся в Европе во времена средневековья. В зависимости от времени у каждого цвета выявлялись то положительные, то отрицательные значения. Данные течения характерны для раннего Христианства. Жёлтый, к примеру, означал цвет Святого духа и просветления. Но, спустя время, этот цвет относили уже к отрицательному. Было принято считать, что жёлтый может означать ложь и измену.

Позднее, в средние века, цветом обозначали различные объекты и пользовались для передачи информации. У сообществ были свои цветовые обозначения и шифры. Также, цвет активно использовался и в архитектуре, и в одежде, и в скульптуре. Всё еще были цвета, которые выделялись на фоне других: белый, жёлтый или золотой, красный и синий, - это были главные цвета. После главных были чёрный и зелёный. Старались использовать главные цвета, чтобы приблизиться к чему-то божественному, а коричневые и серые оттенки встречались крайне редко.

О белом цвете указано в Священном писании, как о святом. Чёрный, наоборот, был символом смерти, поэтому черные одеяния духовенства имели именно такой окрас [18, c. 137].

Позднее, ближе к эпохе Ренессанса, отношение к цвету сглаживалось. Выявляются первые учения о природе цвета, соответственно, использование цвета становится более бытовым. Леонардо да Винчи один из первых выявил колористическую систему. Он отметил, что цвет может быть и художественный, и физический.

Марсилио Фичино вещал, что каждый цвет символизирует определенную стихию. Так, к чёрному он относил матери, к коричневому землю, синий, соответственно, был воздухом. Данная теория оказала влияние на художников эпохи Возрождения, в своём творчестве цветовые решения многие брали опираясь на неё [1, c.37-43].

Исаак Ньютон, проводя эксперименты со стеклами, обнаружил, что солнечный свет состоит из отдельных цветов.  До этого времени считалось, что свет однородный.

Ученый отметил, что солнечный луч, проходящий через стекло, образует ленту разных цветов, то есть обычный световой луч включает в себя разноцветные лучи. Это объясняется разным коэффициентом преломления, так, красны цвет в меньшей степени отклоняется от прямой, а фиолетовый в большей.

Ньютон создал цветовой круг, который был поделен на семь равных составляющих. К каждой ячейке размещался определенный цвет: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Зрение человека суммируя цвета, порождает одни цвета из других:

- если смешать два ближайших цвета, то возникает промежуточный;

- если смешать красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый - получается схожий с белым оттенок;

- если смешать фиолетовый с красным, на выходе образуется пурпурный.

Он подчеркнул, что цвета оказались не только непрерывными, но и замкнутыми.

Если смешать цвета, которые не соседствуют друг с другом, то сумма цветов теряет свою насыщенность. С потерей насыщенности появляется серый оттенок.

Смесь двух цветов можно суммировать с третьим цветом. Результат смешения не зависит от того, как именно составлен каждый из смешиваемых цветов.

Цветовая триада Ньютона.

Учёный выявил, что при смешении трёх спектральных цветов, можно выявить почти все цвета цветового круга. Цветовая триада состоит из красного, зелёного и синего - это основный цвета системы Исаака Ньютона.

Также, эта цветовая триада носит название трехканальной цветовой модели RGB. Данная модель принята использоваться в Web-е.

М. В. Ломоносов выявил, что   наше зрение является трёхкомпетентным. У человеческого глаза три приемника, которые отвечают за цветовосприятие. Они должны работать сообща, так как глазу необходим цветовой баланс[21, c.179-183].

Разработка «Слово о происхождении света» повлияла на труды многих европейских учёных и внесла большой вклад в науку и искусство.

Круг Гёте

Разработки Исаака Ньютона повлияли на дальнейшие изучения в области цвета. Иога́нн Во́льфганг фон Гете был противником Ньютона. Он считал, что существование цвета объясняется его реальностью в природе. В его трудах выявлены цвета, которые невозможно получить извне, а есть смешанные цвета, добытые путём смешивания чистых цветов - красного, жёлтого и синего. И чистые, и смешанные цвета находятся друг с другом на стыке, но при этом дают плавный переход из одного в другой.

Гёте решил сделать свою систему и создал новый цветовой круг. Также, учёный затронул психологическое воздействие цвета. Он отметил, что цвет влияет на душевное состояние человека, независимо от самого предмета, на котором был цвет. 

Цветовая система основывалась также на цветовом круге. Он состоял из шести частей, в каждую часть помещались цвета. Красный, желтый и синий чередовались с их смешанными между собой цветами - это оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Цветовые сочетания расположены по диагонали друг напротив друга. Также, учёный добавил термины "характерные" и "нехарактерные" цвета - они влияют на психологическое состояние человека, но не ощущаются при это в душевном равновесии.

Цвета, которые разделены в цветовом круге одной краской, называются характерными. Смешивание цветов характерной пары выявляет цвет, находящийся между ними.

Нехарактерные - два рядом расположенных цвета. Такое сочетание смотрится невыгодно. Со слов Гёте, зелёный и жёлтый - пошло весёлые, а зелёный и синий - пошло противные [26, c. 23-30]

Цветовая сфера Рунге

На работу Рунге повлияло взаимодействие с Гете и их параллельное изучение цвета. Отталкиваясь от цветового круга товарища, Рунге как профессиональный художник понимал, что нельзя уместить все разнообразие цветов в один круг или в несколько полос цветового спектра. Он занимался поиском модели, которая могла бы вобрать в себя все существующие цвета и оттенки.

К 1807 году у Рунге появились первые труды и идеи о цветовой сфере, а к 1810 идея воплотилась в четкую систему - цветовой шар Рунге.

Схема цветового шара Рунге

Рунге вписал в сферу цветовой круг Иога́нн Во́льфганг фон Гете: по экватору он разместил чистые цвета, на полюса - белый и чёрный цвет (белый - северный, чёрный - южный, соответственно). Благодаря меридианам и параллелям в сфере, получилось добиться градиента для каждого цвета от белого до чёрного со всеми промежуточными оттенками.

Художник первый показал цвет в перспективе и его взаимодействие с пространством. Его заботили малонасыщенные цвета,им он дал отдельное название - ряды цветов для дальнего плана. Цвета с замешиванием белил тускнеют, и по мере добавления белого насыщенность все больше пропадает. Это и дало развитие для выявления цвета в перспективе [32,c. 77]

У Рунге получилась ясная и понятная для дальнейшего использования 3d модель цветовой системы. От его разработок отталкивались следующие учёные и художники для доработки и совершенствования. Но сама суть трёхмерного изложения осталась неизменна, на этой основе созданы современные цветовые системы и модели.

Цветовой круг Оствальда.

Вильгельм Оствальд подошёл к изучению цвета основательно с точки зрения научных исследований и обоснований.

В цветовом круге учёного основными цветами, цветами первого порядка, были красный, зелёный и синий. Данный выбор он объяснил тем, что человеческий глаз выделяет конкретно эти цвета, а уже потом с их помощь образовывает остальные цвета.

Несмотря на то, что ученый считал три цвета основными, Оствальд не выделял их в своей схеме - все цвета расположены одинаково на одном уровне.

Цветовой круг Оствальда состоит из окружности, которая делится на ровные двадцать четыре части. Каждая часть состоит из хроматического цвета без добавления ахроматических - черно-белых оттенков. Учёный создал несколько вариантов круга, где различается размер сегмента, либо отсутствует сегментарное разделение, но при этом двадцать четыре цвета остаются неизменными.

В цветовом круге Оствальда смежные - это цвета, которые размещены последовательно друг за другом. Комплементарные - цвета, расположенные друг напротив друга.

Триада - это равноудаленные три цвета. В цветовом круге можно использовать равносторонний треугольник при любом наклоне, его вершины как раз будут указывать на цвета, это будут вершины триады [32, c. 252-260]

Учёный хотел в первую очередь разработать принцип подбора гармоничных сочетаний цветов, использование которых возможно напрямую. Его книга была рассчитана как и для физиков, так и для колористов, а также художников, ткачей, живописцев, врачей и тд.

Также, учёный изобрёл наборы красок для обучения детей в художественных школах и училищах; методические разработки для практических заданий. Его труды актуальны до сих пор.

 

 

Цветовые гармонии.

Необходимо создать простой геометрический орнамент с помощью основных способов цветовых гармоний:

- гармония контрастных цветов - сочетание дополнительных цветов цветового круга;

- гармония родственных цветов - цвета, расположенные в одной четверти цветового круга;

- гармония родственно-контрастных цветов - цвета, расположенные в соседних четвертях цветового круга;

- гармония двух родственных и одного контрастного.

Данные практические задания помогут учащимся в повторении и лучшем понимании теоретического материала, помогут открыть новые колористические способности и возможности цвета, помогут лучше раскрыть творческий потенциал.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В искусстве одним из важнейших выразительных средств является цвет. Он отражает свойства предметов, может передавать многообразие окружающего мира. Передача цветоощущения очень важна в изобразительном искусстве.

Учащиеся детской художественной школы на занятиях по основам цветоведения знакомятся с цветовосприятием. Они постигают азы цветоведения, постепенно понимая как именно использовать цвет для передачи своего живописного замысла.

Цвет не только отражает внешние свойства предметов, но и передает эмоциональное и эстетическое содержание окружающего мира. Именно цвет воздействует на восприятие картины, формирует художественный вкус. Поэтому чувство красоты цвета и гармоничное цветоощущение необходимо воспитывать у учащихся.

У ребенка еще неиспорченное восприятие цвета, оно некоторое время остается непосредственным и искренним. Это ценное качество необходимо сохранить и для дальнейшей творческой работы - это одно из условий развития художественного восприятия. Детей необходимо учить художественной грамоте, опираясь на основы цветоведения, чтобы они понимали, что их живопись соответствует действительности.

В методической разработке педагога должна быть определенная структурированная система, позволяющая сгруппировать все цветовые законы в понятное изложение. Чем связаннее будут темы между собой, и интеграция цветоведения во все дисциплины будет происходить параллельно, тем лучше будет усвоение материала.

Педагог должен в первую очередь хорошо знать не только преподаваемый предмет, но и возможности учеников, в связи с чем правильно подбирать методики обучения.

Можно сделать вывод, что необходимо хорошо разбираться в предмете цветоведения, иметь структурированную методику обучения, и только тогда можно помочь учащимся с обучением основам цветоведения.

С первых занятий необходимо правильно направлять учащихся, прививать интерес к творческой работе и развивать чувство цвета.

В данной работе мы собрали и систематизировали материал по цветоведению, раскрыли сущность организации методики обучения цветоведению в детской художественной школе. Также, мы разработали систему методов и приемов для обучения основам цветоведения. В практической части выполнились наглядные пособия: три стенда и электронные методические рекомендации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.:Искусство, 1978. - 189с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001

3. Арнхейм Р. Искусство визуальное восприятие. - М.: Просвещение, 1974.

4. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1987.

5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.:Педагогика, 1982.

6. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

7. Бесчастнов Н. Цветная графика. М.:Владос, 2014 г. 176с.

8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. М.:Академия, 2002. 320 с.

9. Буймистру Т. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии. Издательство: Ниола-пресс, 2013 г.

10. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - сПб.: Питер, 2006. 143 с.

11. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.

12. Герхард Ц. Учение о цвете. // Пер. с немецкого доцента Э.Н.Зеликиной ­­ — М.: Изд. Литературы по строительству, 1971

13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.:Педагогика,1986. - 239 с.

14.  Дерибере М. Цвет в деятельности человека. — M.: Стройиздат,1964

15. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. С. 34.

17. Зернов В. А. Цветоведение. — М.: Книга, 1972

18. Ивенс Р. Введение в теорию цвета. — М.: Мир, 1964. - 173 с.

19.  Иттен. И. Основы цвета. / Пер. с англ. 2018. 96с.

20. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2004. 352с.

21. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.- М., 1981

22. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. — М., 2002. 114 с.

23. Коменский Я.А. Дидактические принципы. /Вступительная статья проф. А.А. Красновский. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. - 84 с.

24. Кох Э., Вагнер Т. Индивидуальность цвета. — М.: Антиполософия, 2000.

25.  Кравков С.В. Цветовое зрение. — М.: Академия наук СССР, 1951. — 176 с.

26. Кравцова Т.А. Основы цветоведения: учебно-методическое пособие/ Т.А. Кравцова, Т.А. Зайцева, Н.П. Милова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 – 64 с.

27. Крымов Н. П. Художник и педагог.- М.: Изобразительное искусство. 1989.

28. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 474с.

29.  Лаптева. И. Использование цвета в периодических изданиях. КомпьюАрт, 2001. 39 с.

30.  Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского и М.Г.Ярошевского. — М. 1969. - 173 с.

31.  Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. - 300с.

32. Миронов А.В. Цветоведение. М.: Минск: Выш. шк., 1984. - 286 с.

33. Миронова Л. Н. Учение о цвете. — Mинск, 1993

34. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. - М.: Беларусь, 2002.

35. Омельяненко Е.В. Основы цветоведения и колористики Ростов н/Д.: ЮФУ, 2010. — 184 с.

36. Саттон Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых комбинаций — М.: ООО "Издательство АСТ" 2004 г. 215 с.

37. Синяк М. Цвет для жизни. // КомпьюАрт, 2004 г. - 42 с.

38. Чидзиева Хидеяки. "Гармония цвета, руководство по созданию цветовых комбинаций": пер.с англ./ И.А. Бочкова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 142 с.: ил.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ»

(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.АКМУЛЛЫ»)

Художественно-графический факультет

Кафедра изобразительного искусства

Направление 44.03.05 – «Педагогическое образование»

(с двумя профилями подготовки),

Направленность (профиль):

«Изобразительное искусство и технология»

Уровень бакалавриата

Очная форма обучения

Курс V

ЗАКИРОВА РУФИНА РИНАТОВНА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Руководитель: к.п.н., доцент Д.Р.Фаткуллина

 

 

Дата представления______________________________

Результат антиплагиата ___________________________

Работа допущена к защите ________________________

                                                                         дата и подпись заведующего кафедрой

Дата защиты____________________________________

Оценка_________________________________________

 

Уфа 2020

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. Основы цветоведения. 6

1. 1. История науки цветоведения. 6

2.2. Использование цветового круга в художественной практике. 11

1.3. Особенности цветового круга Иттена. 16

Глава II. Методические рекомендации по проведению занятий по цветоведению в детской художественной школе. 22

2.1. Ход работы над наглядными методическими пособиями по цветоведению. 22

2.2. Методические рекомендации по проведению занятий по цветоведению в детской художественной школе. 27

2.3. Методические разработки уроков по цветоведению для учащихся детской художественной школы. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

ПРИЛОЖЕНИЕ. 46

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цветоведение изучает основные закономерности в области цветовых явлений, эта наука исследуется на основе физики, физиологии и психологии, а также используется совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Одним из важнейших средством художественной выразительности произведения является цвет. Значение цветового сочетания в живописи очень велико - от него зависит правильное формирование духовной культуры, эстетические моменты воспитания, а именно навык различать прекрасное и безобразное в искусстве.

Такая наука, как цветоведение, должна плотно изучаться в художественных учреждениях, так как она позволяет более точно и гармонично передать художественно-образную основу живописного произведения и желаемого художником замысла.

В свете вышесказанного, актуальность данной темы становится очевидной. Важной составляющей в развитии творческих способностей у ребенка является изучение цвета на уроках живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства и, конечно, на уроках истории искусств. Правильное владение цветом, а также гармоничное цветовосприятие - это основа формирования будущих художников.

Учащиеся сталкиваются с такой проблемой, как обилие материала по тому или иному предмету, идущими параллельно. Исходя из этого возникает необходимость структурировать и систематизировать данные по цветоведению и вводить как дополнительный предмет, одновременно изучая живопись, ДПИ и др. Важность данной проблемы обуславливается тем, что многие выпускники художественных школ недостаточно владеют навыками использования цвета в своих художественных замыслах.

Цель исследования: разработка и реализация системы методов и приёмов обучения учащихся детской художественной школы основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.

Объектом исследования является процесс обучения изобразительному искусству в детской художественной школе.

Предметом исследования являютсяметоды и приёмы обучения  цветоведению на уроках изобразительного искусства в детской художественной школе.

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс обучения цветоведению в детской художественной школе будет проходить эффективнее, если:

- будут использоваться наглядные пособия, методические таблицы и рисунки, раскрывающие основные задачи предстоящей работы;

- будут проводиться активные методы обучения - диалог, проблемные методы, творческие упражнения;

- будет использован ряд упражнений, помогающих усвоить и структурировать новые знания.

На основе поставленных целей и выдвинутой гипотезы, определяются следующие задачи:

1.Собрать и систематизировать материал по цветоведению.

2. Охарактеризовать и раскрыть сущность организации методики обучения цветоведению в детской художественной школе.

3. Разработать систему методов и приёмов для обучения основам цветоведения обучаемых в детской художественной школе.

4. Разработать  наглядные пособия и методические рекомендации по обучению цветоведению в ДХШ.

Для реализации цели и задач исследования применялись теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме.

Также были использованы эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в художественной школе, изучение опыта работы преподавателя, связанной с данной проблемой.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики обучения цветоведению, которая может быть использована на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного образования и высших учебных заведениях.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, также представлены наглядные пособия, выполненные с помощью компьютерной графики.

 

 

Глава I. Основы цветоведения

История науки цветоведения.

C давних времён цвет был неотъемлемой частью в жизни человека. Люди находились в постоянном поиске цветовых решений, так как цвет - это способ самовыразиться.

В древнейшее время, когда человек только научился добывать и использовать природные краски, появилась цветовая символика

Так как цвета добывались из природы, палитра художников тех времен была скудна и состояла только из охры, черной, белой и красной краски. Со временем появились дополнительные краски, но такие цвета, как зеленый и синий, фиолетовый и лиловый, путали часто.

Цветовое восприятие развивалось благодаря природе. От климата зависела атмосфера воздуха и, соответственно, пейзаж менялся в ту или иную сторону. Благодаря сырому воздуху появлялись плавные переходы цвета. Люди, наблюдав за игрой цвета, неосознанно учились цветной грамоте[7, c.97].

Цвет в Древнем Риме находится так же с сфере традиционных канонов.

Символом мистических сил и явлений цвет являлся в Европе во времена средневековья. В зависимости от времени у каждого цвета выявлялись то положительные, то отрицательные значения. Данные течения характерны для раннего Христианства. Жёлтый, к примеру, означал цвет Святого духа и просветления. Но, спустя время, этот цвет относили уже к отрицательному. Было принято считать, что жёлтый может означать ложь и измену.

Позднее, в средние века, цветом обозначали различные объекты и пользовались для передачи информации. У сообществ были свои цветовые обозначения и шифры. Также, цвет активно использовался и в архитектуре, и в одежде, и в скульптуре. Всё еще были цвета, которые выделялись на фоне других: белый, жёлтый или золотой, красный и синий, - это были главные цвета. После главных были чёрный и зелёный. Старались использовать главные цвета, чтобы приблизиться к чему-то божественному, а коричневые и серые оттенки встречались крайне редко.

О белом цвете указано в Священном писании, как о святом. Чёрный, наоборот, был символом смерти, поэтому черные одеяния духовенства имели именно такой окрас [18, c. 137].

Позднее, ближе к эпохе Ренессанса, отношение к цвету сглаживалось. Выявляются первые учения о природе цвета, соответственно, использование цвета становится более бытовым. Леонардо да Винчи один из первых выявил колористическую систему. Он отметил, что цвет может быть и художественный, и физический.

Марсилио Фичино вещал, что каждый цвет символизирует определенную стихию. Так, к чёрному он относил матери, к коричневому землю, синий, соответственно, был воздухом. Данная теория оказала влияние на художников эпохи Возрождения, в своём творчестве цветовые решения многие брали опираясь на неё [1, c.37-43].

Исаак Ньютон, проводя эксперименты со стеклами, обнаружил, что солнечный свет состоит из отдельных цветов.  До этого времени считалось, что свет однородный.

Ученый отметил, что солнечный луч, проходящий через стекло, образует ленту разных цветов, то есть обычный световой луч включает в себя разноцветные лучи. Это объясняется разным коэффициентом преломления, так, красны цвет в меньшей степени отклоняется от прямой, а фиолетовый в большей.

Ньютон создал цветовой круг, который был поделен на семь равных составляющих. К каждой ячейке размещался определенный цвет: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Зрение человека суммируя цвета, порождает одни цвета из других:

- если смешать два ближайших цвета, то возникает промежуточный;

- если смешать красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый - получается схожий с белым оттенок;

- если смешать фиолетовый с красным, на выходе образуется пурпурный.

Он подчеркнул, что цвета оказались не только непрерывными, но и замкнутыми.

Если смешать цвета, которые не соседствуют друг с другом, то сумма цветов теряет свою насыщенность. С потерей насыщенности появляется серый оттенок.

Смесь двух цветов можно суммировать с третьим цветом. Результат смешения не зависит от того, как именно составлен каждый из смешиваемых цветов.

Цветовая триада Ньютона.

Учёный выявил, что при смешении трёх спектральных цветов, можно выявить почти все цвета цветового круга. Цветовая триада состоит из красного, зелёного и синего - это основный цвета системы Исаака Ньютона.

Также, эта цветовая триада носит название трехканальной цветовой модели RGB. Данная модель принята использоваться в Web-е.

М. В. Ломоносов выявил, что   наше зрение является трёхкомпетентным. У человеческого глаза три приемника, которые отвечают за цветовосприятие. Они должны работать сообща, так как глазу необходим цветовой баланс[21, c.179-183].

Разработка «Слово о происхождении света» повлияла на труды многих европейских учёных и внесла большой вклад в науку и искусство.

Круг Гёте

Разработки Исаака Ньютона повлияли на дальнейшие изучения в области цвета. Иога́нн Во́льфганг фон Гете был противником Ньютона. Он считал, что существование цвета объясняется его реальностью в природе. В его трудах выявлены цвета, которые невозможно получить извне, а есть смешанные цвета, добытые путём смешивания чистых цветов - красного, жёлтого и синего. И чистые, и смешанные цвета находятся друг с другом на стыке, но при этом дают плавный переход из одного в другой.

Гёте решил сделать свою систему и создал новый цветовой круг. Также, учёный затронул психологическое воздействие цвета. Он отметил, что цвет влияет на душевное состояние человека, независимо от самого предмета, на котором был цвет. 

Цветовая система основывалась также на цветовом круге. Он состоял из шести частей, в каждую часть помещались цвета. Красный, желтый и синий чередовались с их смешанными между собой цветами - это оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Цветовые сочетания расположены по диагонали друг напротив друга. Также, учёный добавил термины "характерные" и "нехарактерные" цвета - они влияют на психологическое состояние человека, но не ощущаются при это в душевном равновесии.

Цвета, которые разделены в цветовом круге одной краской, называются характерными. Смешивание цветов характерной пары выявляет цвет, находящийся между ними.

Нехарактерные - два рядом расположенных цвета. Такое сочетание смотрится невыгодно. Со слов Гёте, зелёный и жёлтый - пошло весёлые, а зелёный и синий - пошло противные [26, c. 23-30]

Цветовая сфера Рунге

На работу Рунге повлияло взаимодействие с Гете и их параллельное изучение цвета. Отталкиваясь от цветового круга товарища, Рунге как профессиональный художник понимал, что нельзя уместить все разнообразие цветов в один круг или в несколько полос цветового спектра. Он занимался поиском модели, которая могла бы вобрать в себя все существующие цвета и оттенки.

К 1807 году у Рунге появились первые труды и идеи о цветовой сфере, а к 1810 идея воплотилась в четкую систему - цветовой шар Рунге.

Схема цветового шара Рунге

Рунге вписал в сферу цветовой круг Иога́нн Во́льфганг фон Гете: по экватору он разместил чистые цвета, на полюса - белый и чёрный цвет (белый - северный, чёрный - южный, соответственно). Благодаря меридианам и параллелям в сфере, получилось добиться градиента для каждого цвета от белого до чёрного со всеми промежуточными оттенками.

Художник первый показал цвет в п


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.223 с.