Особенности цветового круга Иттена. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности цветового круга Иттена.

2020-08-20 147
Особенности цветового круга Иттена. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иоганнес Иттен - швейцарский художник, родившийся одиннадцатого ноября тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года в городе Зюдерн-Линден и умер двадцать седьмого мая тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года в городе Цюрих. Он был также педагогом и теоретиком нового искусства. Всемирная известность к художнику пришла после публикации учебного курса Баухаус. Данный курс заложил основы преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.

Иоганнес Иттен создал всемирно известный цветовой круг, на который опираются в настоящее время многие художники, преподавание в учебных заведениях также строятся на основах данного цветового круга.

Как сам Иттен поясняет принцип, основываясь на которые, создавался цветовой круг: существуют цвета первого, второго и третьего порядка.

Цветовой круг делится на двенадцать равных частей. Опирается вся цветовая система на основные цвета - это жёлтый, красный и синий. Это и есть цвета первого порядка.

Для того, чтобы цветовой круг выстраивался точно, необходимо брать максимально достоверные основные цвета.

На двенадцатичастном круге цвета первого порядка располагаются в виде равностороннего треугольника. На вершинах этого треугольника размещаются: верх - жёлтый, красный - справа, синий - слева.

Далее, на основе равностороннего треугольника, выстраивается круг, и на его основе выстраивается шестиугольник с равными сторонами. В новых треугольниках располагаем три смешанных цвета, в основе каждого два основных цвета. Получаем цвета второго порядка:

- смешение жёлтого с красным получает оранжевый цвет;

- смешение жёлтого с синим получает зелёный цвет;

- смешение красного с синим получает фиолетовый цвет.

Цвета второго порядка необходимо смешивать в равных пропорциях, так как от пропорций зависит итоговый оттенок. Получаемые цвета не должны склоняться к тому или другому компоненту.

 

Далее, на расстоянии от образовавшегося круга необходимо выстроить еще больший круг, то есть первый вписать во второй. Второй круг получается в виде опоясывающего кольца. Это кольцо делится на двенадцать частей. В каждую часть помещаются основные и составные цвета, между каждыми двумя цветами образуется пустая часть. В каждую пустую часть помещается цвет третьего порядка. Цвета третьего порядка получаются на основе цветов первого и второго порядка:

- смешение жёлтого и оранжевого даёт желто-оранжевый цвет;

- смешение красного и оранжевого дает красно-оранжевый цвет;

- смешение красного и фиолетового дает красно-фиолетовый цвет;

- смешение синего и фиолетового дает сине-фиолетовый цвет;

- смешение синего и зеленого дает сине-зеленый цвет;

- смешение желтого и зеленого дает желто-зеленый цвет.

Получается правильная схема двенадцатичастного цветового круга. Последовательность цветов имеет такой же порядок, как и в естественном радужном спектре.

Дополнительными цветами называются цвета, которые расположены диаметрально друг напротив друга. Также их называют комплиментарными или контрастными. При максимальной насыщенности создается живость и дополнение в использовании.

Также в цветовом круге есть такие понятия, как цветовые триады.

Классическая триада - это три цвета, которые удаленны друг от друга на равных отрезках. Даже если использовать малонасыщенные цвета или разбеленные, все равно остаётся живость колорита. Гармония достигается при использовании одного цвета как главного. Два оставшихся можно использовать как небольшие акценты.

Аналоговой цветовой триадой называют три соседних цвета. Подобное исполнение цветовых сочетаний хорошо смотрится в мягких и комфортных композициях. Подобные цветовые сбалансированные гармонии можно встретить в окружающей природе. Сама природа подсказывает выбор подходящих друг другу цветов. Следует за основу брать один цвет, второй в поддержку к первому и третьим акцентировать.

После аналоговой триады можно выделить контрастную. Это вариант с использованием дополнительных цветов. Вместо противоположного используются два соседних цвета. Пропадает мешающая напряженность цвета, но контрастность остается неизменной.

Прямоугольной цветовой схемой называют четыре цвета, пара из которых - дополнительные. Эта схема уникальна тем, что имеет множество решений и цветовых вариаций. Необходимо брать один цвет за основу, а остальные три в виде вспомогательных.

Квадратная схема представляет из себя четыре цвета. Цвета находятся на равных расстояниях друг от друга. Так же желательно брать один цвет доминантой, остальные - вспомогательные [19, c.13-52].

Каждый цвет имеет особое воздействие друг с другом, поэтому выделяется следующие виды контрастов:

1. контраст по цвету;

2. светлый и темный контраст;

3. холодный и теплый контраст;

4. контраст дополнительных цветов;

5. симультанный контраст;

6. контраст по насыщенности;

7. контраст на основе площади цветового пятна.

Контраст по цвету основывается на чистых цветах с их основной насыщенностью. Поэтому данный контраст является самым простым. Чёрный цвет и белый сильно и явно контрастируют, как светлое и темное пятно. Точно так же основные цвета - жёлтый, синий, красный, контрастируют в той же степени. Эти цвета ощущаются рядом друг с другом как решительный колорит. Интенсивность зависит от расстояния, на котором находятся цвета от основных трёх. К примеру, оранжевый, зелёный, фиолетовый имеют меньший контраст по сравнению с основными цветами. Если брать цвета третьего порядка, их контрастность становится еще менее интенсивна.

 Если отделять цвета чёрным или белым цветом, создается впечатление лучшей выразительности цвета, соответственно и влияние цветов друг на друга становится меньше за счет этих отделений.

Самый большой контраст у основных цветов, но при этом и остальные чистые цвета могут контрастировать друг с другом.

Светлый и тёмный контраст - это контраст противоположностей. Свет и тень, чёрное и белое - это основополагающее явление. Серый цвет можно получить не только благодаря чёрному и белому, но и если смешать любые дополнительные цвета. Холодные цвета обладают прозрачностью и лёгкостью, поэтому зачастую их использование бывает светлым, а тёплыми цвета более привычно обозначать плотность и тень.

Этот контраст сложен при использовании хроматического спектра цветов и добавления черного, белого и серого к ним.

Сопоставление холода и тепла говорит о том, что желтый - светлый, а фиолетовый, наоборот, темный. Таким образом, получается светотеневой контраст.На таком же примере контрастируют сине-зелёный и красно-оранжевый. Это подобно северному и южному полюсу, как контраст чёрного и белого, только противопоставление теплохолодности.

Контрастом, состоящим из дополнительных цветов, является противоположность двух комплиментарных цветов. Если смешать данные цвета, пигмент нейтрализуется и на выходе получается серый цвет. Существует физическое понятие: если два хроматических света при смешении дают белый свет, такие цвета являются комплиментарными.

У любого цвета есть только один комплиментарный цвет. В цветовом круге их определить проще всего- каждому цвету противопоставляется другой цвет. Такими цветами являются:

- желтый и фиолетовый;

- желто-оранжевый и сине-фиолетовый;

- оранжевый и синий;

- красно-оранжевый и сине-зеленый;

- красный и зеленый;

- красно-фиолетовый и желто-зеленый.

Понаблюдав за данными дополнительными цветами, можно заметить, что в каждой паре фигурируют основные цвета:

- желтый и фиолетовый - это желтый, красный плюс синий;

- синий и оранжевый - это синий, желтый плюс красный;

- красный и зеленый - это красный, желтый плюс синий.

Смесь как и основных цветов, так и дополнительных, всегда дает вариант серого цвета.

Симультанный контраст - это такое явление, когда человеческий глаз воспринимает один цвет и при этом требует появление его комплиментарного цвета. При отсутствии противоположного, зрение само выстраивает недостающее звено. Основной цветовой закон гармоничности цвета основывается на законе о дополнительных цветах.

Такой контраст порождает цвет симультанно, то есть на самом деле второго дополнительного цвета на самом деле нет. Это нельзя сфотографировать, можно только увидеть.

Контрастом по насыщенности является такой контраст, где есть противоположность между цветами насыщенными, чистыми и приглушенными. Спектральные цвета обладают самой высокой степенью насыщенности. Как только добавляется белый или черный - насыщенность снижается. Итак, чистота цвета зависит от:

- примеси с белым, это может давать более холодный оттенок;

- примеси с чёрным, желтый становится более грязный и ядовитый;

- примеси с серым, от этого получается более светлый или более темный оттенок;

- примесь соответствующих дополнительных цветов.

Блеклость появляется, если смешивать сразу три цвета первого порядка. Всё зависит от пропорций: цвет может уходить в жёлтый, в красный, в синий или чёрный.

Основные цвета могут дать все степени блеклости.

Последним контрастом является контраст по площади цветовых пятен. Он характерен тем, что у каждого цветового пятна присутствует разный размер по площади. Такое соотношение - противопоставление маленького и большого по площади цвета создает еще один цветовой контраст [19,c.60-66].

 

Глава II. Методические рекомендации по проведению занятий по цветоведению в детской художественной школе.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.