Этот элемент называется стопой. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Этот элемент называется стопой.

2020-08-20 133
Этот элемент называется стопой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предисловие

Продолжаем развивать, изучать, узнавать, рассуждать на тему о музыкально-поэтическом искусстве. Искусстве, без которого немыслима история развития культуры каждого народа мира на протяжении многих веков человечества.

Песноведение © – наука, изучающая теорию, историю и сценическую практику музыкально-поэтического искусства (песни) /Л.В.Коронов 1998 г./

Вашему вниманию представлено эссе актёра, режиссера, теоретика музыкально-поэтического искусства Леонида Коронова, который на рубеже XX - XXI в. обозначил (в 1998 г.) и начал развивать новое направление искусствознания – Песноведение.

 

  Введение

В написанной мною книге «Истоки музыкально-поэтических направлений и жанров» было рассказано о взаимосвязи, историческом развитии и преемственности музыкально-поэтического искусства. Вы узнали о прародителях ныне существующих музыкальных направлений и о многих музыкально-поэтических жанрах.

Содержание данного эссе – «критерии мастерства» музыкально-поэтического произведения, которым будет уделено внимание, приемлемы абсолютно для любого музыкально-поэтического направления: будь то рок, шансон, джаз, авторская песня или классическая эстрада и т.д. То есть они универсальны!

Перед собой я поставил задачу: кому-то объяснить, кого-то научить, кому-то показать или напомнить; короче, разложить по полочкам главные составляющие музыкально-поэтического произведения, на основании которых можно делать вывод о значимости того или иного произведения уже созданного, не взирая на ранги и признания авторов, или только создаваемого неизвестным автором. Другими словами, каждый автор, а также слушатель (что не менее важно) будет уметь делать оценку созданного произведения, что в свою очередь, я надеюсь, повысит уровень музыкально-поэтического искусства и культуры в целом.

Именно поэтому данное эссе и названо «Гамбургский счёт для музыкально-поэтического произведения»!

 

 Определение «Гамбургский счёт»

 Считается, что данное определение появилось в России после 1928 года, когда по легенде писателем и сценаристом Виктором Борисовичем Шкловским (1893-1984) были написаны: книга с названием «Гамбургский счёт» и ряд статей, в которых он на основании своего мнения создал «табель о рангах» среди российских писателей, без скидок на известность и популярность. А вообще – значение выражения «по гамбургскому счёту» известно практически каждому и означает: отсутствие компромиссов, правда без фальши, так как на самом деле, принципиально и прочие выражения. Пример: закрепившееся выражение «по большому счёту».

Так вот, по легенде, в конце XIX-го века раз в год, именно в Гамбурге, собирались цирковые борцы со всего мира и между собой выясняли - кто действительно самый сильный и умелый борец на планете. То есть «Гамбургский счёт» представлял собой действительное соотношение силы и мастерства цирковых борцов, тогда как на арене цирка победитель схватки определялся по договорённости антрепренёров, и сама схватка проводилась по законам циркового жанра (то есть борьба как яркое шоу представление). Поэтому выяснение истиной силы и навыков борца на арене цирка было просто невозможно[1].

 

 Основные составляющие музыкально-поэтического произведения (песни)

Вы, мой уважаемый читатель, можете заявить, а что же тут сложного, надо просто рассмотреть: слово (стихи, текст), музыку, ну и само пение. Давайте разберемся – так ли это?

У меня лично сразу возникает большое количество вопросов. А как понять «качество» слова (стихов, текста): какие они - гениальные, заслуживающие внимания или абсолютная графомания и бездарность, где и какие критерии? То же относится и к музыке, а также мелодике произведения. А пение – неужели просто исполнение песни? И разве перечислены все составляющие, а как же само воспроизведение музыки, владение инструментом, актёрское мастерство в ходе воспроизведения и прочие составляющие сценического искусства? Вот об этом давайте и поговорим. При этом хотелось бы подчеркнуть, что у нас не стоит задача сделать из вас профессиональных оценщиков, у нас нет цели выяснять – кто лучше, кто хуже, а скорее научиться разбираться в данном вопросе. Чтобы ваши знания и умения не сводились к банальной оценке: хорошая, плохая песня. Чтобы вы научились критически относиться к своему творчеству, если таковое имеется, а также могли иметь (точнее научились иметь) собственное, «близкое к профессиональному мнение» о том или ином произведении в целом на основе литературоведческих, музыковедческих и сценических критериев мастерства.

 

Слово

Первое, на чём стоит остановить своё внимание – литературный анализ поэтического произведения. Данному вопросу посвящено много трудов, они объёмны и поучительны. Заинтересовавшись данным аспектом, вы самостоятельно сможете более подробно ознакомится с ними в работах М. Бахтина, других философов и филологов. Мы же постараемся перечислить и остановиться на основных составляющих данного вопроса, для этого частично воспользуемся работами М. Бахтина и Ю. Лореса.

Поэтическое слово как правило содержательно. Каждое произведение должно обладать основной мыслью и темой. Главная мысль, идея произведения подкрепляется (может быть подкреплена) как некая доказательная база главной мысли более частными мыслями. Понятно, что любая поэтическая личность мыслит образами, а сама мысль без этих образов лишена эмоционального наполнения, то есть бедна. Идеальное восприятие произведения здравомыслящим слушателем как раз и происходит благодаря воображаемой картинке и звуковому наполнению (но об этом позже).

Закон построения формы произведения как правило у авторов происходит спонтанно и сам по себе ничего не выражает. Здесь речь идёт о стиховых формах, избранных автором (рифма, ритм, строфика). Но автор должен стараться следовать этому закону и нарушать его только по веским причинам, как правило диктуемым содержанием или эмоциональным наполнением.

Давайте дефисно перечислим стиховые формы:

 

Рифмы – «композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов».

 Рифмы делятся на следующие группы.

По слоговому объему:

- мужские – ударение на последнем слоге;

    - женские – ударение на предпоследнем слоге;

- дактилические – ударение на третьем от конца слоге;

- гипердактилические – ударение на четвертом от конца слоге;

Если рифма оканчивается гласным звуком, она называется открытой, если согласным – закрытой.

 

  По характеру звучания:

- Точные – полное совпадение звуков в рифмующихся словах, начиная с опорной согласной ударного звука, пример: Фрак – рак - брак, палата - зарплата, крага - брага и т.д.

-Приблизительные – соответственно, неполное совпадение звуков, пример: фляга - благо, парад -карат, банан - баран и т.д.

-Богатые (иначе, глубокие) – наиболее полное совпадение звуков в рифмующихся словах, включая предшествующие ударному слогу, пример: канал -доконал, голосистый - колосистый, корабел - оробел и т.д.

-Бедные – в рифмуемых словах созвучны только ударные гласные, пример: вода – судьба, иду – свищу, вдали – шаги и т.д.

-Ассонансные – «неточные рифмы, в которых совпадают ударные слоги, окончания же рифмуемых слов равнозвучны или приблизительно созвучны, пример: огромность – опомнюсь, дружина – недвижима, неприбранный – неприбыльный, сердили – седины и т.д.»

-Диссонансные – «неточные рифмы, в которых совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают, пример: слово – слева – слава, стеная – стеною, норов – коммунаров, кедр – бодр, фанфар – фарфор и т.д.».

-Составные – составленные из двух-трех слов.

-Тавтологические – повторение в конце строк одного и того же слова.

-Неравносложные – «рифмующиеся слова имеют после ударения неодинаковое количество слогов, пример: врезываясь – трезвость, оборудована – трудно и т.д.».

По положению в стихе:

-конечные;

-начальные;

-внутренние.

По положению в строфе:

- смежные, обозначаются: аа бб вв гг и т.д.

- перекрестные: абаб; вгвг и т.д.

- охватные (или опоясанные): абба; вггв и т.д.

По кратности повторов: парные, тройные, четверные, многократные.

Можно еще добавить, что все неточные рифмы называются рифмоидами, а стихи без рифм – белыми.

 

 Ритм – «мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в поэзии, музыке и танце. Внутренние законы ритма – периодичность и кратность – для этих искусств едины. Ритмический процесс двойственен.

Во-первых, он расчленяется на малые, ясно ощутимые равновеликие группы (краты), состоящие из количественно равных элементных частиц (долей).

Во-вторых, он сочленяет определенные количества малых групп в более крупные». Проще говоря, для метрического стихосложения, это принципы расположения и сочетания (объединения в малые и большие группы) ударных и безударных слогов и пауз.

Введем обозначения:

     ударный слог /

     безударный слог _

      пауза             =  

Посмотрим, как они расположены в стихотворении А.С. Пушкина.

 

 Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

             _ / _ _ _ _ / = = _ / _ _ _ / _ =

К нему не зарастет народная тропа,

                     _ / _ _ _ / = =_ / _ _ _ / = =

Вознесся выше он главою непокорной

                   _ / _ / _ _ _ / _ _ _ / _ = = =

Александрийского столпа.

                             _ _ _ / _ _ _ / = = =

Веленью Божьему, о муза, будь послушна

               _ / _ / _ _   _ / _ _  _ / _ = =    

 Обиды не страшась, не требуя венца;

                  _ / _ _ _ / = = _ / _ _ _ / = =

Хвалу и клевету приемли равнодушно

                    _ / _ _ _ / = = _ /   _ _ _ / _ = =

И не оспоривай глупца.

                                _ _ _ / _ _ _ / = = =

 

 

Что мы можем сказать о принципах их расположения? Что первые три строки имеют по четыре ударных слога, а четвертая – два. Что между ударными слогами либо один, либо три безударных слога, но не два и не четыре. Что в середине трех первых строк есть пауза, а в четвертой паузы нет. Запомним, это, возможно, пригодится в дальнейшем. Но по тому ритмическому рисунку, который мы видим (или слышим?) в стихотворении, попробуем выделить те слоги, где ударения нет, но могло бы быть - значком 0. Получится следующее:

 

 

_ / _ 0 _ /== _ / _ 0 _ / _ = =

 

                     _ / _ 0 _ / = = _ / _ 0 _ /  = =

 

                   _ / _ / _ 0 = = _ / _ 0 _ / _ = =

 

                                 _ 0 _ / _ 0 _ / = = =

 

……………………………………

_ / _ / _ 0 _ / _ 0 _ / _ = =

 

 

                   _ / _ 0 _ / = = _ / _ 0 _ /  = =

 

 

                   _ / _ 0 _ / = = _ / _ 0 _ / _ = =

 

 

                             _ 0 _ / _ 0 _ /       = = =

 

То, что мы обозначили значком 0, называется пиррихий.

Теперь, если представить данный ритмический рисунок с ударным слогом, а не с пиррихием, мы можем вывести его начальный элемент: _ /.

 

Формы сравнения.

- Посредством подсобных слов: как, точно, словно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д. Далее приведем примеры из «Поэтического словаря» А. Квятковского [11].

 

 

Пример: «Он был похож на вечер ясный…»

                                                    (М. Лермонтов)

 

                           «Анчар, как грозный часовой…»

                                                     (А. Пушкин)

 

                           Тогда я демонов увидел черный рой,

                          Подобный издали ватаге муравьиной.»

                                                     (А. Пушкин)

   - Посредством творительного падежа.

 

                   «Морозной пылью серебрится

                    Его бобровый воротник»

                                                     (А. Пушкин)

 

                    «Намокшая воробушком

                     Сиреневая ветвь.»

                                                     (Б. Пастернак)

 

                    «Стоят кресты после сраженья

                    Простыми знаками сложенья».

                                                      (С. Кирсанов)

  - При помощи родительного падежа.

 

                   «Колокол луны скатился ниже».

                                                      (С. Есенин)

                  «Раздвигает зев кисета,

                  Предлагает закурить».

                                                      (А. Недогонов)

  - Сравнение образ, в котором сопоставляемые предметы                                                                 создают микрокартину.

 

                    «Руки милой – пара лебедей –

                     В золоте волос моих ныряют».

                                                        (С. Есенин)

 

                    «По гаснущим рельсам бежит паровозик,

                    Как будто сдвигает застежку на «молнии»».

                                                        (А. Вознесенский)

 

- Неопределенное сравнение, выражающее превосходную степень.

                                        

                     «А когда ночью светит месяц,

                   Когда светит… черт знает, как?»

                                                 (С. Есенин)

- Отрицательное сравнение, дающее не сопоставление  

Предметов, а их противопоставление.

 

     «Не стая воронов слетелась

     На груды тлеющих костей,

    За Волгой, ночью, вкруг огней

    Удалых шайка собиралась».

                                   (А. Пушкин)

 

  Метафора – (греч. перенесение), неназванное сравнение, когда используется общий признак, а сопоставляемый с упомянутым предмет (понятие, состояние) не называется. В быту метафор очень много: /идет дождь, он потерял голову, убит горем, железная воля, горящие глаза, кровь с молоком и т.п.

То есть понятия употребляются не в прямом, а в переносном значении. Поэтическая метафора отличается от бытовой особенностями взгляда художника, его талантом находить общие признаки незамеченные никем ранее, но узнаваемые собеседником. По мнению Аристотеля, «слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство в природе».

 Примеры метафор в стихотворении А. Пушкина «Памятник».

  Первая строфа представляет собой развернутую метафору. Понятие «памятник» имеет переносное значение – плоды труда поэта, стихи. Внутри неё метафора: к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он Александрийского столпа. Кстати, «Александрийский столп» можно понимать двояко:

- Во-первых, как колонну (столп) императора Александра в Санкт-Петербурге, установленную в честь победы России в войне 1812 года.

- Во-вторых, вспомнив, что данное стихотворение вольный перевод стихотворения Горация, как одно из чудес света – маяк в г. Александрии. Далее: душа в заветной лире (вместо в стихах, в поэзии), слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и т.д.

 

Метонимия – (греч. переименование) - замена слова или понятия другим словом, имеющим с первым причинную связь.   

 

Виды метонимии:

1. Упоминание имени автора вместо его произведения. (Пример: название фирмы вместо названия ее продукта)

2. Название биографических деталей или упоминание произведения, по которым угадывается автор.

3. Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания о них.

         “Одинокая бродит гармонь” – М. Исаковский.

«И бросил шпагу под бунчук» - (т.е. сдал туркам) – А. Пушкин.

4. Перенесение свойств и действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются.

“Шипенье пенистых бокалов…” - (вместо шампанского в бокалах)

 

В стихотворении «Памятник»: «…и назовет меня всяк сущий в ней язык…» (вместо человек на своем языке).

 

Эпитет – (греч. приложение) - характеристика лица, явления или предмета посредством метафорического прилагательного, которым, собственно, и отличается от определения, в котором прилагательные просто предметные и логические.

Определения: белый снег, теплый дождь, сладкий торт…

Эпитеты: яркий голос, тощее сияние фонаря…

Примеры из стихотворения А.Пушкина: памятник нерукотворный, заветная лир, в подлунном мире, жестокий век и т.д.

 

Гипербола – (греч. преувеличение) - стилистическая фигура, преувеличивающая действие, явление, предмет.

                   «Я видел как она косит:

            Что взмах, то готова копна». (Н. Некрасов)

 

Интересно, что стихотворение «Памятник» во времена А.Пушкина можно было считать гиперболизированным. И поэт смягчил это тем, что обозначил его как перевод из Горация. Перевод на самом деле весьма вольный. Но время уничтожило гиперболу. Ныне мы воспринимаем ее как действительность.

 

Литота – обратное гиперболе, т.е. преуменьшение.

 

Ирония – (греч. притворство) - тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью.

 

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Пример: крест-вера; весы-правосудие и т.д.

Б. Пастернак: другие по живому следу пройдут твой путь…

 

Разумеется, здесь приведены не все существующие тропы, но главные, достаточные для понимания образного ряда.

 

Именно они (тропы) в своём многообразии придают стихотворению (тексту песен) живую окраску, воображаемые мысленные картинки у слушателя, вызывая эмоциональный ряд.

 Рекомендации:

- Любой автор интересен «новым, свежим» взглядом на известные (вечные) темы любви, счастья, дружбы, верности, предательства, восхищения природой и жизнью и т.д., и т.п.

- Постарайтесь найти «свои» образы, описать свои, ни на кого не похожие переживания в произведениях.

- Попробуйте найти «новые» темы, ещё никем не сказанные.

- Избегайте «абсолютной банальности» (что присуще современной эстрадной песне).

- Следите за логикой мысли и образного ряда.

- Старайтесь не создавать «красивые», но «нелепые» образы. Здесь уместно привести примеры содержания одной из «Баек Митяя»:

 

«Немая бледность солнца искрится в звуке неги»;

«Воздушный гребень треснет обрывками сознанья»;

«Взорвётся плотность счастья в эфире пресной сути»;

«Сочится в струях песня, плескаясь в бренной томи».

 

 

Попробуйте проанализировать уже известные вам музыкально-поэтические произведения в разных жанрах и направлениях (можно поэкспериментировать и с иностранными песнями). И у вас появится опыт мыслить и слышать, а не воспринимать песню как некий фон или красивую музыку с набором фраз и слов.

 

Теперь несколько слов об автологии – использовании слов в их прямом значении. Автологический стиль повествователен и более соответствует эпическим произведениям, хотя может присутствовать и в лирике так же, как металогический в эпосе.

 Для нас важно то, что мысль или описание в автологическом стиле также создают образ и могут вызывать эмоции (главное для авторов избегать, или стараться не нагружать свои произведения «штампами» - известными словосочетаниями, используемыми неоднократно в (различного уровня) стихах и произведениях. Найдем примеры автологии в приведенном стихотворении А. Пушкина «Памятник».

 

          Я памятник себе воздвиг…

          Душа мой прах переживет и тленья убежит…

          И славен буду я…         

          Восславил я свободу…

          Хвалу и клевету приемли равнодушно

          И не оспаривай глупца.

 

Можно увидеть, что в стихотворении оба метода описанных выше вполне уживаются и вместе создают образный ряд, сливающийся в общий образ произведения.

Общий образ произведения – это итоговая «картина», которая выражает главную идею (мысль, смысл) произведения. Он также состоит из образного ряда, в котором присутствуют частные смыслы произведения.

Очевидно, что именно образ придает смыслам видимость, объемность, индивидуальность, неповторимость. В свою очередь, образы металогической речи «нарисованы» с помощью тропов, от которых их очень трудно отделить.

 

Один и тот же образ, созданный, допустим, при помощи метафоры, можно создать и при помощи других метафор или тропов, или в автологическом стиле. Как одному смыслу может соответствовать бесчисленное множество образов, так и одному образу может соответствовать множество тропов. И в результате этого мы получаем многообразие поэзии.

 

Подведем итоги.

Перечисленное выше можно назвать основами литературного (текстового) анализа музыкально-поэтического произведения. Ещё более подробно ознакомиться с данным вопросом можно при желании в других статьях и работах философов и филологов. Подобный литературный анализ в полной мере применим к завершенным произведениям. Точнее, к стихотворной части (слова, текст) песни.

 Даже обладая данными знаниями, вы сможете сделать качественную оценку поэтической составляющей песни: научитесь отличать графоманию от произведений, заслуживающих уважения.

Уделяя больше времени разбору и анализу музыкально-поэтических произведений, вы с удивлением станете замечать гениальность, банальность, образность или же явные неточности и «ошибки» в стихах (текстах) авторов; научитесь видеть грубейшие логические неточности (а порою просто отсутствие логики) в повествовательно-смысловом контексте. И может быть то, что вы ранее считали «великим» вам покажется тривиальным, а то что ранее считали незначительным – гениальным.

  

 

 

Музыка

Для того, чтобы качественно разбираться в музыке, желательно получить профессиональное музыкальное образование или освоить все составляющие музыки самостоятельно (что гораздо сложнее). И всё же без знания основ, вам вообще будет сложно рассуждать на данную тему.

 

Итак, из каких основных составляющих складывается музыка?

 

Мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, тембр, динамика и темп – всё это основные выразительные средства музыкального искусства, которые и входят своей составляющей в музыкально-поэтическое произведение (песню).

 

Мелодия

 

Когда вы вспоминаете знакомую вам песню и при этом не можете вспомнить слова, то первое, что вы вспоминаете из этого произведения – мелодия. А точнее, вы вспоминаете прежде всего выразительную часть мелодии – мотив.

Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере. А что же такое мелодия? Мелодия - развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы.

Несколько звуков образуют мотив - маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Мелодия - главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения, это душа музыкального произведения.

Жизнь мелодии похожа на жизнь любого растения. Оно зарождается, расцветает и наконец, увядает. За это время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом - устойчивым оборотом.

Если продолжить сравнение, мелодия может «расцветать» утром, или «просыпаться в полдень», или - ждать ночную прохладу. Некоторые сразу начинаются с вершины - кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу.

Нетрудно заметить, что строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы - мотивы - объединяются во фразы. Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании (выдохе). Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения – целостную мелодию.

Кульминация (от латинского culminis - вершина) обычно располагается в тактах третьей четверти периода и приходится на так называемую точку «золотого сечения». Смысл «Золотого сечения» в красоте строгих пропорций, соразмерности и гармонической уравновешенности частей и целого.

Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью. Они бывают разными. Иногда, кажется, нет и не будет конца напеву. Один звук переходит в другой, песня льётся беспрерывным потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большого дыхания». А ещё ее называют кантиленой. Умением создавать подобные мелодии отличались композиторы П. Чайковский, С. Рахманинов и др.

А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она ближе простому разговору, в ней чувствуются обороты человеческой речи. Подобные мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в народе говорят, что былины сказываются, а исполнителей былин называют сказителями. Такие мелодии называют речитативными.

Слово «речитатив» происходит от латинского recitare, что означает - чтение вслух, декламация. Речитатив - полупение, полуговор.

В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются от вокальных, то есть предназначенных для пения. Для музыкальных инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и большими скачками. Замечательные образы инструментальных мелодий можно встретить в фортепианных произведениях великого польского композитора Ф. Шопена. В его ноктюрне ми-бемоль мажор широкая напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка.

Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Ф. Шуберта и романсы С. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена и оперы Дж. Верди, сочинения В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского и многих других композиторов стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям.

 

Гармония

 

Это одно из главных средств выразительности. Она придаёт музыке красочность, а иногда и несёт на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки. Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. А иногда она играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию № 20 Ф. Шопена. И вы услышите, в ней практически нет развёрнутой мелодии. Общее настроение создаёт именно гармония.

Ритм

 

Ритм - организатор музыкальных звуков во времени. Ритм означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах и песнях ритм организует, упорядочивает движение, от него зависит характер произведения. Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - на его тело и на эмоции. Неудивительно, что музыка примитивных общин состояла единственно из ритма.

В любом симфоническом произведении ритмическую энергию передает каждый инструмент оркестра, и композиторы стараются всегда использовать громадную силу выразительности ритма.

К примеру: выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой оркестровой пьесе французского композитора М. Равеля «Болеро». Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций). «Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию и постепенно усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержанно-страстного испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик sоlо.

 

Лад

 

  Напомним, что в музыке лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука - тоники.

Музыка издревле притягивала внимание своей тайной воздействия на личность, исходящей от нее неведомой силой, способной влиять на поведение человека. В древнегреческой музыке определенным ладам приписывались точные свойства формирования тех или иных моральных человеческих качеств.

 

Примеры ладов в древней Греции:

- Ионийский - лирический, эротический.

-Дорийский - мужественный, нравоукрепляющий, защищающий от несчастий, исторически центральный лад.

- Фригийский - возбуждающий, агрессивный.

- Лидийский - расслабляющий, тормозящий.

 

 В европейской музыке наиболее распространённые («современные названия») лады - мажорный и минорный. Большая часть произведений, которые вы играете, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Конечно. Для примера послушайте пьесу Г. Свиридова «Весна и осень».

Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части светлые прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные краски зелени, одевшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.

Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа. Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации диссонансов-тритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных минорных аккордов.

Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь - вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса, противоположная по характеру и настроению первой.

 

Темп

 

Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп - в медленном.

Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Их принято обозначать на итальянском языке.

 

Largo (ларго) - очень медленно и широко.

Adagio (адажио) - медленно, спокойно.

Andante (анданте) - в темпе спокойного шага.

Allegro (аллегро) - быстро.

Presto (престо) - очень быстро.

 

Часто встречаются разновидности этих темпов:

 

Moderato (модерато) – умеренно, сдержано.

Allegretto (аллегретто) - достаточно оживлённо.

Vivace (виваче) - живо. И т.д.

 

Послушайте самостоятельно фрагмент основной темы знаменитой Фантазии ре минор великого В. Моцарта. Послушайте, как удачно подобрана мягкая пульсирующая фактура аккомпанемента к этой нежной, хрупкой мелодии.

Или, следующий пример - тоже из музыки В. Моцарта - популярнейший финал его фортепианной сонаты, известный также под названием Турецкий марш или Турецкое рондо. Зажигательная музыка, совсем другая. Здесь В. Моцарт не грустит, не мечтает, а заразительно веселится.

Раньше темпы в музыке определялись приблизительно, по настроению. Но иногда композиторы хотели обозначить темп очень точно. В начале XIX века немецкий механик И. Мельцель специально для этого изобрёл метроном. Теперь нужная скорость легко находится по метроному.

 

Динамика

 

Не менее важна динамика исполнения, то есть сила звучания. Наверняка вы обращали внимание на то, что во время исполнения музыканты играют то громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.

Основных динамических оттенков два, и вы их отлично знаете: форте - громко и пиано - тихо. В нотах их записывают итальянскими буквами: F и Р.

Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко - FF (фортиссимо) или очень тихо - РР (пианиссимо). Часто на протяжении произведения сила звучания изменяется не раз.

Форте – громко

Меццо-форте – не очень громко

Фортиссимо – очень громко

Пиано – тихо

Меццо-пиано – не очень тихо

Пианиссимо – очень тихо

Крещендо о усиление звука

Диминуэндо – затихание звука

Сфорцандо – внезапно, без подготовки, громко

Давайте вспомним пьесу П. Чайковского «Баба-Яга». Музыка начинается чуть слышно, потом ее звучность все усиливается, доходя до очень громкой, и постепенно снова стихает. Как будто издалека показалась ступа с Бабой Ягой, пронеслась мимо нас и исчезла вдали.

Вот как динамические оттенки могут помочь композитору создать яркий музыкальный образ.

Тембр

  Одну и ту же мелодию можно сыграть и на рояле, и на скрипке, и на флейте, и на гитаре. А можно спеть. И даже если играть её на всех этих инструментах в одной и той же тональности, в одном и том же темпе, с одними и теми же нюансами или штрихами, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой окраской звука, его тембром. Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак.

Тембр - особая окраска звука, свойственная каждому голосу и инструменту. По этой окраске мы отличаем разные голоса и инструменты друг от друга.

Выразительность голоса певца, прежде всего, зависит от красоты его тембра.

Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии. Их обычно четыре. Женские голоса – это сопрано и альты (или меццо-сопрано). Мужские голоса – тенора и басы.

 

Послушайте русские народные песни в исполнении хора Им. Пятницкого.

Разнообразие певческих голосов особенно заметно в опере, где для каждого персонажа композитор подбирает наиболее подходящий его характеру тембр голоса. В опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» партия царевны Лебедь написана для сопрано, а сватьи бабы Бабарихи – для меццо-сопрано. Исполнитель роли царевича Гвидона – тенор, а царя Салтана – бас.

 

Регистр

 

Поблуждайте по всей клавиатуре фортепиано или по струнам гитары. Послушайте, как самые низкие звуки отличаются от самых высоких.

Когда вы только начинали знакомиться с инструментом, наверное, вам говорили, что внизу «медведь в берлоге лежит», а наверху «птички поют». Но мелодичнее всего звучат те клавиши, которые находятся в середине. Они чаще всего используются в музыке. И не потому, что до них удобнее дотянуться, а потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если нужно, например, изобразить грозу, то как же нам обойтись без грома в басах и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?

Так что же представляет собой ряд клавиш у фортепиано? Ряд звуков. А если короче - звукоряд. Значит, регистр – это часть звукоряда. Это правильно, но ничего не говорит нам о самих регистрах - об их характере, особенностях.

Вот, например, средний регистр. Тот самый, в котором мы поем и говорим. Наше ухо лучше всего настроено на «разговорную» волну. А, кроме того, знаете вы об этом или нет, мы слушаем музыку не только ушами, но и голосовыми связками. Когда мы слушаем мелодию, наши связки беззвучно её пропевают, хотим мы этого или нет. Поэтому, когда у певца заболевают связки, ему не разрешают не только петь самому, но и слушать других певцов.

Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит музыку и получает от неё больше удовольствия. Не случайно уже извест


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.