Часть 011. О том, как подлеца заставить жениться. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Часть 011. О том, как подлеца заставить жениться.

2020-08-20 129
Часть 011. О том, как подлеца заставить жениться. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Клянусь кинофабрикой!

Клянись преподобным Сергием Радонежским!

 

 

– – – – –

 

Жена Бунши отчаянно ищет своего мужа, ибо соскучилась. Подлец Якин перед отъездом в Гагры с новой любовницей заезжает на минутку по делу к Тимофеевым. Царь всячески его унижает и обижает, а затем заставляет жениться на Зине и дарит шубу со своего плеча. Уместный подарок летом!

Итак, часть 011, "О том, как подлеца заставить жениться."

 

 

– – – – –

Ульяна Андреевна звонит в дверь Шурика.

Где-то играет музыка.

А нам все равно, а нам все равно,

Пусть боимся мы волка и сову,

Дело есть у нас…

 

Ульяна Андреевна. Александр Сергеевич! Извините, что я беспокою Вас во время семейной драмы. Скажите, Иван Васильевич не у Вас? Его по всему дому ищут. А?

Царь выключает магнитофон. Музыка замолкает.

 

Магазин закрыт на учет.

 

Магазин закрыт на ремонт.

 

Продавщица объясняет, что ничего нужного Шурику в продаже нет.

 

Спекулянт намекает Шурику, что у него есть все для починки машины времени и прочих сложных приборов.

 

Спекулянт демонстрирует товар лицом.

 

Царь храпит, прикрыв лицо журналом.

 

Зина вернулась домой.

 

Зина. Ах. Какой подлец! И зачем я открылась этому святому человеку? Шурик! Ты дома?

 

Царь вскакивает с дивана.

Зина. Шурик!

 

Царь прячется за шторы.

 

Царь спрятался за шторы. Свою палку он захватит через секунду.

Зина. Шурик!

 

Зина распахивает шторы. Царя за ними нет.

 

Зина поет что-то неразборчиво и открывает чемодан.

Зина. Что это?! Господи! Так это ж я чемодан подлеца Якина взяла.

 

Подлец Якин едет с новой любовницей к Зине обменять чемоданы.

 

Якин. Мало того, что эта истеричка устроила скандал на студии, она еще перепутала наши чемоданы. Это за час до самолета.

Любовница. Карп Савельич! Я просто не верю своему счастью!

 

Якин и Вава целуются, после чего Вава сплевывает в целях соблюдения гигиены.

 

Якин. Жди меня, и я вернусь.

 

Вава выходит из машины.

 

Вава. Алло. Анюта? Ты себе не представляешь! Я сейчас улетаю в Гагры! С самим Якиным!

 

Якин. Я думаю, Зинаида Михайловна, Вы прекрасно понимаете… После того, что Вы учинили на студии, между нами все кончено.

 

Зина. Карп Савельич, Вы негодяй.

Якин. Хе! Попрошу вернуть мой чемодан, а вот – Ваш.

Зина. Надеюсь, все мои вещи целы?

Якин. Что?!

 

Зина. Ах, негодяй! Подлец! Я бросаю мужа, этого святого человека со всеми удобствами! Гениального изобретателя! Еду к этому подлецу!

Якин. Боже мой, какой текст, какие слова!

 

Зина. Вы еще не знаете настоящих слов!

 

Зина. И за два часа до отъезда я застаю у него какую-то кикимору! Которую он хватает за руки и вообще ведет себя как последний мерзавец!

 

Якин. Я проходил с ней сцену, истеричка. Это моя профессиональная обязанность. Профессион де фуа.

Зина. Хватит! С меня довольно! Я ухожу от Вас.

 

Зина. К режиссеру Владимиру Косому. В его постановку "Борис Годунов".

Якин. Ха-ха. Косой – халтурщик.

Зина. А Вы – бездарность. У него я буду играть царицу!

 

Якин. У Косого нет никого на роль Иоанна Грозного.

Зина. Что?! Нет Иоанна? Да я уже репетировала с ним.

Якин. Где репетировали?

Зина. Здесь! Вот в этой вот комнате!

Якин. А кто играет Бориса-царя? Кто?

 

Царь. Какого Бориса-царя?!

Зина. Ой!

 

Царь. Бориску! Бориску на царство?

 

Зина (шепотом). Что это такое?

 

Якин. Как, вы действительно репетируете?

 

Царь. Так он, лукавый, злым заплатил за предобрейшее… Сам захотел царствовать и всем владете! У-у-у! Повинен, смерти!

 

Якин. Боже, какой типаж! Браво! Браво!

 

Якин. Прошу Вас, продолжайте.

 

Царь. Ты пошто боярыню обидел, смерд?

 

Якин. Замечательно. Поразительно. Гениально. Слушайте, я не узнаю Вас в гриме. Кто Вы такой? Сергей Бондарчук? Нет. Юрий Никулин? Ой, нет, нет, нет. Нет, нет, нет, нет.

 

Якин. Боже мой! (звонко стучит себя по лбу). Иннокентий Смоктуновский!

 

Якин. Кеша!

 

Якин (Зине). Как же Вы скрыли от меня это?

Царь. Ах, ты, бродяга, смертный прыщ (бьет Якина посохом).

Якин. Ты что, спятил?

Царь. Вот тебе, сукин сын!

Якин. Кеша, это не остроумно!

Зина. Боже мой!

Царь. Негодяй, сукин сын! Прелюбодей несчастный!

Зина. Это настоящий царь.

 

Крики Якина о помощи. Кто-кто, а уж Шпак всегда готов придти на помощь!

Якин. Спасите! Милицию!

 

Царь. На колени, червь!

 

Царь. Попался, прелюбодей, сукин сын, Якин!

 

Царь. Молись, Щучий сын! Прощайся с жизнью!

Шпак. Ах, это вы репетируете, Зинаида Михайловна.

 

Зина кивает головой. Репе-пе-пе-ти-ти-руем.

 

Якин. Какая же это репетиция? (шепотом Шпаку) Позвоните в милицию.

 

Царь. Куды?

Якин. Я здесь, я здесь.

 

Шпак. Натурально как вы играете.

 

Шпак. И царь какой-то такой типичный.

 

Шпак. На нашего Буншу похож.

 

Зина. Ага.

Шпак. А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали. Собака с милицией обещала придти.

 

Царь (Шпаку). Ты чьих будешь?

 

Шпак (царю) Вы меня извините, товарищ артист, но что такое "чьих"?

Царь. Чей холоп, спрашиваю?

Шпак. Извините, но я Вас не понимаю.

Царь. У, сущеглупый холоп.

Шпак. Я извиняюсь, но что это Вы все "холоп", да "холоп". Что это за слово такое?

 

Зина. Это он из роли, из роли. Ну вот роль такая.

 

Шпак. Это роль ругательная и я прошу ее ко мне не применять.

 

Шпак. Боже мой, ну и домик у нас! То обворовывают, то обзываются! А еще боремся за почетное звание дома высокой культуры быта! Это же кошмар, кошмар!

 

Царь. Ну, любострастный прыщ, живота или смерти проси у боярыни!

Якин. Живота!

 

Зина. Живота! Живота! Пощади его, великий государь!

 

Царь. Живота… Ну, будь по-твоему.

 

Зина. Выслушайте меня, Карп! Только умоляю Вас, спокойно. Это настоящий Иван Грозный. Помните, я Вам говорила про машину времени? Так вот Шурику удался этот опыт.

 

Царь режет колбасу (вместо Якина).

 

Иван Грозный убивает своего сына.

 

Якин. Он же мог меня зарезать.

Зина. И, между прочим, правильно бы сделал.

 

Якин. Хе. Бред. Какой Иоанн Грозный? Он же давно умер.

 

Царь. Кто умер?

Якин. Я не про Вас это говорю. Это другой, который умер. Который…

 

Царь. Ты боярыню соблазнил?

Якин. Я. Аз есмь. Житие мое.

 

Царь. Какое житие твое, пес смердящий? Ты посмотри на себя! Житие…

Якин (Зине). Зинаида, подскажи мне что-нибудь по-славянски.

Зина. Паки.

Якин. Паки, паки. Иже херувимы. Ваше сиятельство, смилуйтесь. Между прочим, Вы меня не так поняли.

 

Царь. Хе-хе-хе. Да как же тебя понять, коль ты ничего не говоришь?

Якин. Языками не владею, Ваше благородие.

Царь. Любишь боярыню?

Якин. Люблю! Безумно.

 

Царь. Ах, боярыня. Красотою лепа. Червлена губами и бровьми союзна. М-м-м. (Якину) Чего ж тебе еще надо, собака?

Якин. Ничего не надо. Ничего.

Царь. Ну так и женись, хороняка. Князь отпускает ее.

 

Якин. Прошу Вашей руки, Зинаида Михайловна.

Зина целует Якина в знак согласия.

 

Вава. Алло, Галочка? Ты сщас умрешь! Потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну и уговорил меня лететь с ним в Гагры.

 

Царь. Ну, борода многогрешная! Ежели за тобою что худое проведаю…

Якин. Клянусь!

Царь. Не перебивай царя!

Якин. Слушаюсь.

 

Царь. Жалую тебе шубу с царского плеча!

Зина (Якину). Благодари! Благодари!

Якин. Вельми понеже. Весьма Вами благодарен.

Зина. Великий государь! Вам нельзя в таком виде оставаться. Мало ли что могут подумать.

 

Царь. О, господи вседержитель! Ведь я-то забыл, где я! Господи! Забыл!

 

Зина. Переоденьтесь, Иоанн Васильевич.

Царь. Ой, бесовская одежа. Ух, искушение.

 

Якин. У меня путаются мысли. Шуба. Царь. Иоанн Грозный.

Зина. Да перестань ты нервничать. Ну, Иоанн, ну, Грозный, ну что тут особенного? Пойди лучше помоги царю переодеться.

Якин. Слушаюсь.

 

Вава. Алло, Вава? Ты счас упадешь!

 

Зина. Господи! До чего же на нашего Буншу похож, а!

Царь. Тьфу!

 

Зина. Что Вы! Вам очень идет. Дорогой царь, нам пора.

 

Якин. Поелико мы зело на самолет опаздываем.

Царь. Скатертью дорога!

 

Зина. Позвольте Вас поблагодарить за все. А Вы очень темпераментный человек.

Царь что-то шепчет ей на ухо.

 

Якин кривится от ревности.

 

Зина довольная смеется.

 

Вава. Алло, Шурочка? Представь себе, Якин влюбился в меня, как мальчишка.

 

Вава (по телефону). Сделал мне предложение, и мы сейчас улетаем с ним …

 

Вава (по телефону). …в свадебное путешествие!

 

Вава (по телефону). Целую!

 

Зина. Трогай!

 

Царь. Ох, красота-то какая! Лепота!

 

Вид Москвы – 1972.

 

Вид Москвы – 1972.

 

Вид Москвы – 1972.

 

Царь. Лепота!

Теперь, давайте, посмотрим, как эта сцена выглядет у Булгакова.

 

В дверь стучат. Иоанн вздрагивает, крестит дверь, стук прекращается.

Ульяна (за дверью). Товарищ Тимофеев, простите что опять осмелилась беспокоить во время Вашей семейной драмы… Что, Ивана Васильевича не было у вас? Его по всему дому ищут. Товарищ Тимофеев, Вы не имеете права отмалчиваться! Вы, товарищ Тимофеев, некультурный человек!

Иоанн крестит дверь, и голос Ульяны пропадает.

Иоанн. Что крест животворящий делает! (Пьет водку.)

Пауза.

Потом в двери поворачивается ключ. Иоанн крестит дверь, но это не помогает. Тогда Иоанн прячется за ширму. Дверь открывается, и входит Зинаида. Бросает чемоданчик. Расстроена.

Зинаида. Какой подлец! Все разрушено! И я… зачем же я открыла все этому святому человеку? (Смотрит на стол.) Ну, конечно, запил с горя! Да, запил… И патефон… откуда же патефон? Хороший патефон… Кока, тебя нет? Ничего не понимаю! Здесь оргия какая-то была… Он, наверно, за водкой пошел… С кем он пил? (Разворачивает сверток.) Штаны! Ничего не понимаю! (Заводит патефон, вздыхает.)

Иоанн за ширмой припадает к щелке.

И вот опять здесь… обманутая самым наглым образом…

Через некоторое время на парадном звонок. Зинаида выходит в переднюю, открывает дверь. Входит Якин, молодой человек в берете и штанах до колен и с бородой, растущей из-под подбородка.

Якин. Зина, это я.

Зинаида. Как? Это вы?! Вон! (Уходит в комнату Тимофеева.)

Якин (у дверей). Зинаида Михайловна, вы одни? Откройте, прошу вас!

Зинаида. Я негодяям принципиально не открываю.

Якин. Зина! Я молю вас, Зина, я вам сейчас же все объясню. Зина, выслушайте меня.

Зинаида открывает дверь.

(Входя, в комнату Тимофеева.) Зиночка, что случилось? Почему вы убежали? Я не понимаю…

Зинаида. Карп Савельевич, вы негодяй!

Якин. Боже, какие слова! Зиночка, это недоразумение, клянусь кинофабрикой!

Зинаида. Недоразумение! Он объяснит! Я бросаю мужа, этот святой человек теперь пьянствует как черт знает что, я покидаю чудную жилплощадь, расстаюсь с человеком, который молился на меня, сдувал пылинки… гениального изобретателя! Еду к этому подлецу, и…

Якин. Зина, какие слова!

Зинаида. Вы еще не знаете настоящих слов! И за два часа до нашего отъезда я застаю у него неизвестную, даму…

Якин. Зина!

Зинаида. Которую он нежно держит за руку!

Якин. Зиночка, я проверял с нею сцену! Это моя профессиональная обязанность!

Зинаида. Хватать за локти? Нет, хватать за локти, вы ответьте! (Дает Якину пощечину.)

Якин. Зинаида Михайловна! Товарищи, что это такое?!

Зинаида. Вон!

Якин. Зинаида, поймите, ведь это же эпизод! Она же курносая!

Зинаида. Как? Она будет сниматься?

Якин. Маленькая роль… Крохотный, малюсенький эпизодик! Я же не могу снимать картину без курносой! И потом, позвольте, вы меня ударили! Режиссера?!

Зинаида. Снимайте курносых, безносых, каких хотите! С меня довольно! Я ухожу к Косому, в постановку "Бориса Годунова"!

Якин. Косой – халтурщик! Никакой постановки у него не будет!

Зинаида. Я извиняюсь, постановка утверждена! И я буду играть царицу! Я не интересуюсь больше вашими "Золотыми яблоками" в Гаграх.

Якин. Да поймите же, что у него нет никого на роль Иоанна Грозного! Картину законсервируют ко всем чертям, и тогда вы вспомните меня, Зинаида!

Зинаида. Нет Иоанна? Простите, я уже репетировала с ним.

Якин. Где вы репетировали?

Зинаида. Здесь же, у себя на квартире… И когда мы проходили то место, где Бориса объявляют царем, Косой, уж на что твердый человек, заплакал, как ребенок!

Якин. Репетировать за моей спиной? Это предательство, Зинаида! Кто играет Бориса, царя? Кто?

Иоанн (выходя из-за ширмы). Какого Бориса-царя? Бориску?!

Зинаида и Якин застывают.

А подойди-ка сюда, милый!

Зинаида. Господи, что это такое?!

Якин. Как, вы действительно репетируете? Боже, какой типаж!

Зинаида. Кто это такой?!

Иоанн. Бориса на царство? Так он, лукавый, презлым заплатил царю за предобрейшее! Сам хотел царствовати и всем владети! Повинен смерти!

Якин. Браво!

Зинаида. Боже мой… Якин, объясните мне… Якин, спрячьте меня!

Иоанн. Ну, ладно! Потолкует Борис с палачом опосля! (Якину.) Почто ты боярыню обидел, смерд?

Якин. Замечательно! Поразительно! Невиданно! Я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой? Позвольте представиться: Карп Якин. Двадцать тысяч, а завтра в девять часов утра фабрика подписывает с вами контракт. Ставить буду я. Как ваша фамилия?

Иоанн. Ах ты бродяга! Смертный прыщ!

Якин. Браво! Зинаида, как же вы скрыли от меня это?!

Иоанн бьет Якина жезлом.

Позвольте!! Что вы, спятили?.. Довольно!

Иоанн. На колени, червь! (Хватает Якина за бороду.)

Якин. Это переходит границы! Это хулиганство!

Зинаида. Очевидно, я сошла с ума… Кто вы такой? Кто вы такой?

Иоанн. Князь Тимофеев, ко мне! Поймали обидчика, сукина сына Якина!

Якин. На помощь!.. Граждане!.. Кто-нибудь…

Зинаида. Помогите! Кто он такой?! Разбойник! В квартире разбойник!

В передней появляется Шпак, прислушивается к крикам.

Ах нет! Боже мой, я поняла! Это настоящий царь! Это Коке удался опыт! (Иоанну.) Умоляю, отпустите его!

Иоанн (выхватывает из-под кафтана нож, кричит Якину). Молись, щучий сын!

Шпак заглядывает в дверь.

Живота или смерти, проси у боярыни?

Якин (хрипит). Живота…

Иоанн. Подымайся, гад!

Якин. Что же это такое, я вас спрашиваю? (Шпаку.) Гражданин, спасите от разбойника!

Шпак. Репетируете, Зинаида Михайловна?

Зинаида. Репе… репетируем…

Якин. Какая же это репе… Гражданин!

Иоанн. Что?.. Целуй руку! Учили тебя, подлеца!

Якин. Руку? Я не жел… Сейчас, сейчас… (Целует руку Иоанну.).

Зинаида (Иоанну). Умоляю вас, сядьте!

Иоанн садится.

Шпак. Натурально как вы играете! Какой царь типичный, на нашего Буншу похож. Только у того лицо глупее. Обокрали меня, Зинаида Михайловна! (Заливается слезами.)

Якин пытается скрыться.

Иоанн. Куды?

Якин. Я здесь, я здесь…

Зинаида (Шпаку). Погодите, я ничего не понимаю. Как обокрали?

Шпак. Начисто, Зинаида Михайловна! Я извиняюсь, граждане, никто не встречал на лестнице блондинку из Большого театра с узлами? Она и обработала… Вот какой домик у нас, Зинаида Михайловна!

Иоанн. Убиваешься, добрый человек?

Шпак. Гражданин артист, как же не убиваться?

Иоанн. Чего взяли-то у тебя?

Шпак. Патефон, портсигар, зажигалку, часы, коверкотовое пальто, костюм, шляпу… все, что нажил непосильными трудами, все погибло! (Плачет.)

Иоанн. Ты чьих будешь?

Шпак. Я извиняюсь, чего это – чьих, я не понимаю?

Иоанн. Чей холоп, говорю?

Зинаида. О боже, что сейчас будет!

Шпак. Довольно странно!

Иоанн (вынув монету). Бери, холоп, и славь царя и великого князя Ивана Васильевича!

Зинаида. Не надо, что вы делаете?!

Шпак. Извиняюсь, что это вы все – холоп да холоп! Какой я вам холоп? Что это за слово такое?

Зинаида. Он пошутил!

Шпак. За такие шутки в народный суд влететь можно. Да не нужна мне ваша монетка, она ненастоящая.

Иоанн. Ты что же, лукавый смерд, от царского подарка отказываешься?

Зинаида. Это он из роли, из роли…

Шпак. Эта роль ругательная, и я прошу ее ко мне не применять. До свиданья, Зинаида Михайловна, и не рад, что зашел. Где Иван Васильевич? Я хочу, чтобы он засвидетельствовал жуткую покражу в моей квартире… (Уходит.)

Зинаида. Выслушайте меня. Карп, только умоляю вас, спокойно. Это – настоящий Иоанн Грозный… Не моргайте глазами.

Якин. Ваш дом, Зинаида, сумасшедший!

Зинаида. Нет, это Кокина работа. Я вам говорила про его машину… что он вызвать хочет не то прошлое, не то будущее… Это он вызвал из прошлого царя.

Якин. Бред!

Зинаида. Я сама близка к помешательству…

Якин (всмотревшись в Иоанна). Товарищи, что это такое?.. (Зинаиде.) Что? Что?! Вы правду говорите?!

Зинаида. Клянусь!

Якин. Позвольте! В наши дни, в Москве! Нет, это… Он же умер!

Иоанн. Кто умер?

Якин. Я… я не про вас это говорю… это другой, который умер… который… Доктора мне! Я, кажется, сошел с ума… Да ведь он же мог меня зарезать!

Иоанн. Подойди! Подойди и отвечай! Доколе же ты…

Якин. Аз семь… умоляю, не хватайтесь за ножик! Я сплю… Зинаида, звоните куда-нибудь, спасите меня! За что он взъелся на меня? Где ваш муж? Пусть уберет его!

Иоанн. Ты боярыню соблазнил?

Якин. Я… я… Житие мое…

Иоанн. Пес смердящий! Какое житие?! Ты посмотри на себя! О, зол муж! Дьявол научиши тя долгому спанию, по сне зиянию, главоболию с похмелья и другим злостям неизмерным и неисповедимым!

Якин. Пропал! Зинаида, подскажите мне что-нибудь по-славянски! Ваш муж не имеет права делать такие опыты!! (Иоанну.) Паки, паки… Иже херувимы! Ваше величество, смилуйтесь!

Иоанн. Покайся, любострастный прыщ!

Зинаида. Только не убивайте его!

Якин. Каюсь!

Иоанн. Преклони скверную твою главу и припади к честным стопам соблазненной боярыни…

Якин. С удовольствием. Вы меня не поняли!!! Не поняли!

Иоанн. Как тебя понять, когда ты ничего не говоришь!

Якин. Языками не владею, ваше величество! Во сне это или наяву?

Иоанн. Какая это курносая сидела у тебя?

Якин. Это эпизод, клянусь кинофабрикой! Зинаида Михайловна не поняла!

Иоанн. Любишь боярыню?

Якин. Люблю безумно!

Иоанн. Как же ее не любить? Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… Чего же тебе надо, собака?!

Якин. Ничего не надо! Ничего!

Иоанн. Так женись, хороняка! Князь отпускает ее.

Якин. Прошу вашей руки, Зина!

Зинаида. Вы меня не обманете на этот раз, Карп? Я так часто была обманута…

Якин. Клянусь кинофабрикой!

Иоанн. Клянись преподобным Сергием Радонежским!

Якин. Клянусь Сергием преподобным Радонежским!

Иоанн. Ну, слушай, борода многогрешная! Ежели я за тобой что худое проведаю… то я тебя… я…

Якин. Клянусь Сергием…

Иоанн. Не перебивай царя! Понеже вотчины у тебя нету, жалую тебе вотчиной в Костроме.

Якин (Зинаиде). Еще минута здесь, и меня свезут в сумасшедший дом! Едем скорее отсюда? Куда-нибудь! Везите меня!

Зинаида. Дорогой царь, нам на поезд пора.

Иоанн. Скатертью дорога!

Зинаида (Иоанну). Простите, что я вас беспокою… я не понимаю, как Кока не догадался… Вам нельзя в таком виде оставаться здесь… вас могут увидеть…

Иоанн. О господи, вседержитель! Ведь я-то забыл, где я… Я забыл!

Зинаида (берет костюм Милославского). Вы не сердитесь. Я советую вам переодеться. Не понимаю, откуда это тряпье? Карп, помогите ему.

Якин. Разрешите, я помогу вам. Пожалуйте за ширму.

Иоанн. Ох, бесовская одежда! Ох, искушение!

Иоанн и Якин уходят за ширму.

3инаида. Я пока записку напишу Николаю Ивановичу. (Пишет.)

Якин (за ширмой). А у вас подтяжечек нету?

Иоанн. (за ширмой). Не лезь!

Якин. Слушаю-с…

3инаида (читает;) "Кока! Я возвращалась, но опять уезжаю. Он едва не зарезал Якина, тот сделал предложение. Не выписывай… Зина".

Иоанн выходит из-за ширмы в костюме Милославского. Удручен.

Вот это другое дело! Боже, до чего на нашего Буншу похож! Только очков нехватает…

Якин. Вот очки валяются…

Зинаида. Очень советую, наденьте очки. (Надевает на Иоанна очки.) Вылитый!

Иоанн (глянув в зеркало). Тьфу ты!

Зинаида. Ну, позвольте вас поблагодарить… Вы очень темпераментный человек!

Иоанн. Мне здесь оставаться? Ох ты, господи! Как это гусли-то очарованные играют?

Якин. Это, изволите ли видеть, патефон…

Иоанн. Тебя не спрашивают.

Якин. Молчу… слушаюсь…

Зинаида. Очень просто, иголочку сюда, и подкрутить.

Патефон играет.

Вот видите… Вы сидите и играйте. А Кока придет, он вас выручит.

Якин. Что же это такое? У меня путаются мысли… Патефон… Кока… Иоанн Грозный…

Зинаида. Да перестаньте вы нервничать! Ну, Иоанн, ну, Грозный! Ну что тут особенного? Ну, до свиданья!

Якин. Честь имею кланяться!

Иоанн. Ехать-то далеко?

3инаида. О да!

Иоанн (Якину). Жалую тебе рясу с царского плеча.

Якин. Зачем же?

Зинаида. Ах, не противоречьте ему?

Якин. Да, да… (Облачается в рясу.)

Зинаида берет чемодан и выходит с Якиным.

Зинаида (в передней). А все-таки я счастлива! Поцелуйте меня!

Якин. Бред!! Бред!! Бред!! Клянусь Сергием Радонежским! (Сбрасывает рясу и уходит с Зинаидой.)

Иоанн один. Подходит к патефону, заводит его. Пьет водку. Через некоторое время звонит телефон. Иоанн подходит, долго рассматривает трубку, потом снимает. На лице его ужас.

Иоанн (в трубку). Ты где сидишь-то? (Заглядывает под стол, крестится.)

Хоть убейте, но не могу поверить Булгакову, что Шпак вот так легко откажется взять монету от царя. Наверное, Гайдай тоже в это не поверил и этот момент выбросил. Вообще, у Гайдая царь получился гораздо более экономным, золотом не швыряется.

 

– – – – –

 

Часть 012. Кемская волость.

 

Смотреть надо за вещами, когда в комнату входишь.

 

 

– – – – –

 

Кемская волость. Царь-самозванец принимает шведского посла. Швед говорит по-немецки. Вопрос пустяковый – территориальные претензии Швеции к России. Всего-то и делов – передать Швеции Кемскую волость, забытый Богом край. В результате переговоров посол теряет драгоценный медальон. И.о. царя вновь начинают терзать сомнения по поводу личности своего товарища по приключениям. У Шпака магнитофон, у посла медальон…

Итак, часть 012, "Кемская волость."

 

 

– – – – –

Жорж (курит). Перекур!

Бунша отмахивается от табачного дыма.

 

Дьяк. Посол шведский!

 

Жорж (прячет сигарету). В чем дело, Федь?

 

Дьяк. Ой! Хе-хе-хе (поворачивается к Бунше и Жоржу). Посол шведский принять просят!

 

Неразборчивый говор толпы в зале.

 

Музыка. Входят Бунша и Жорж.

 

Жорж усаживает Буншу на положенное место.

 

Инструкция, в какой руке и что следует держать царю.

 

Жорж. Введите гражданина посла!

 

Играет собачий вальс. Входит шведская делегация.

Жорж (шепотом Бунше). Сдвинь брови.

Бунша не понимает.

Жорж (строго). Сдвинь брови!

 

Шведский посол.

 

Бунша строит страшную рожу.

 

Бунша за руку здоровается с шведским послом.

Жорж тянет Буншу назад, на трон.

 

Шведский посол. Дер гроссер керник дас шведешен кенигсрейх зендемих! Зайден трейден дине цуинен цар и великий князе Иван Васильевич усса русса!

Жорж (шепчет Бунше). Интурист хорошо говорит!

Бунша (шепчет Жоржу). А что он говорит? Конкретно, что?

Жорж. А пес его знает! (дьяку) Феденька! Надо бы переводчика.

Дьяк. Был у нас толмач немчий. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили.

Жорж. Нельзя так с переводчиками обращаться.

Шведский посол. Шведешен армен роберн хах!

 

Жорж (Бунше). Отвечай что-нибудь. Видишь, человек надрывается.

Бунша. Гитлер капут.

Жорж. Продолжайте, мистер посол. Мы с Вами совершенно согласны.

Швед. Кемска волост!

Жорж. Правильно! Совершенно пр…

 

Жорж возбуждается на медальон.

Жорж (надевая черные перчатки). Совершенно правильно.

Швед. Гроссер кенег…

 

Бунша (шепчет дьяку). Послушайте, товарищ! Товарищ, можно Вас на минуточку? Хотелось бы, так сказать, в общих чертах понять, что ему нужно.

Дьяк. Хе. Да понять его, надежа-царь, немудрено. Хе-хе-хе. Они Кемскую волость требуют. Мы воевали, говорят, так подай ее сюда.

Бунша (громко). Что?! Кемскую волость?!

 

Швед. О, я, я! Кемска волост. О, я, я!

 

Бунша. Ха-ха-ха! Да пусть забирают на здоровье! Я-то думал! Господи.

Дьяк. Как же это так, кормилец?

Бунша (грозно бьет копытом). Царь знает, что делает! Государство не обеднеет. (шведу) Забирайте!

Дьяк. Хе-хе-хе.

Бунша. Забирайте.

 

Жорж (пафосно). Не вели казнить, великий государь! Вели слово молвить!

 

Сандали Бунши…

 

…прикрыты.

 

Жорж. Да ты что, сукин сын, самозванец, казенные земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасешься!

 

Швед. Так что передать мой король?

Жорж. Передай твой король мой пламенный привет!

 

Швед. А Кемска волост?

Жорж. Такие вопросы, дорогой посол, с кондачка не решаются. Нам надо посоветоваться с товарищами. Зайдите на недельке.

 

Жорж. Да, кстати, Вам от меня лично маленький сувенир.

Швед. О!

Жорж. Держи!

 

Жорж обнимает шведа и что-то ему шепчет. Оба смеются.

 

После чего медальон на груди шведа исчезает. Швед довольный рассматривает ручку.

 

Жорж. Ну, ауфидерзейн, гуд бай, оревуар, короче говоря, чао.

Играет собачий вальс. Все, кроме Бунши и Жоржа, покидают холл.

Жорж (кланяясь). Все свободны! (охране царя) Да, конвой тоже свободен. Конвой свободен!

 

Дьяк врывается в холл, сбивая с ног "конвоира". Что-то ищет, отчаянно бросаясь на пол.

 

Жорж. Ты чего, отец, ползаешь?

Дьяк. Посол рыцарский орден с груди потерял.

Жорж. Ой! А-яй-яй! (помогает искать) Нельзя быть таким рассеянным. Смотреть надо за вещами, когда в комнату входишь. Да чего ты, Федор, на меня таращишься? Уж не думаешь ли ты, что я взял?

Дьяк. Что ты, что ты!

Жорж (Бунше) Ты не брал?

Бунша мотает головой.

Жорж. А может, за трон закатился? Нет! Ну, нет, так нет!

 

Дьяк. Ох, горе-то!

 

Бунша. Меня опять терзают смутные сомнения. У шпака магнитофон, у посла медальон…

 

Жорж. Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю, ты на что, царская морда, намекаешь?

Входит Дьяк. Татарский князь Едегей! К государю!

Жорж. Э, нет, нет, нет! Сколько можно. Прием окончен. Обеденный перерыв!

Дьяк. Царь трапезничать желает!

Вносят трапезу для царя.

 

Жорж. Это сон какой-то!

Бунша. Минуточку! За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?

Жорж. Во всяком случае, не мы. Федюнчик, а там что такое?

 

Дьяк. А! Почки заячьи верченные. Головы щучьи с чесноком.

 

Икра черная. Красная.

 

Да, заморская икра! Баклажанная!

 

Жорж. Красота!

 

Жорж. Ну, царь! Вздрогнули!

Бунша. Вздрогнули.

 

Бунша щелкает пальцами и тянется за закуской.

Теперь, давайте, посмотрим, как эта сцена выглядет у Булгакова.

 

Милославский. …тише, дьяк идет.

Дьяк (входит). Поехали, великий государь.

Милославский. Не удивились? Ну и прекрасно. Дальше чего на очереди?

Дьяк. Посол шведский тут.

 Милославский. Давай его сюда.Дьяк впускает Шведского посла. Тот, взглянув на Буншу, вздрагивает, потом начинает делать поклоны.

Посол. Пресветлейши… вельможнейши… государ… (Кланяется.) Дер гроссер кениг дес шведишен кенигсрейх зандте мих, зейнен трейен динер, цу имен, царь и фелики князе Иван Василович Усарусса, дамит ди фраге фон Кемска волост, ди ди румфоллвюрдиге шведише арме эроберы хат, фрейвиллиг ин орднунг бринген…

Милославский. Так, так… интурист хорошо говорит… но только хоть бы одно слово понять! Надо бы переводчика, Фединька!

Дьяк. Был у нас толмач-немчин, да мы его анадысь в кипятке сварили.

Милославский. Федя, это безобразие! Нельзя так с переводчиками обращаться! (Бунше.) Отвечай ему что-нибудь… а то ты видишь, человек надрывается.

Бунша. Я на иностранных языках только революционные слова знаю, а все остальное забыл.

Милославский. Ну, говори хоть революционные, а то ты ведь никаких слов не произносишь… Как рыба на троне! (Послу.) Продолжайте, я с вами совершенно согласен.

Посол. Ди фраге фон Кемска волост… Шведише арме хат зи эроберн… Дер гроссер кениг дес шведишен кенигс рейхе зандте мих… унд… Дас ист зер эрнсте фраге… Кемска волост…

Милославский. Правильно. Совершенно правильно. (Дьяку.) Интересно бы хоть в общих чертах узнать, что ему требуется… Так сказать, идейка… смысл… Я, как назло, в шведском языке не силен, а царь нездоров…

Дьяк. Он, батюшка, по-немецки говорит. Да понять-то его немудрено. Они Кемскую волость требуют. Воевали ее, говорят, так подай теперь ее, говорят!

Милославский. Так что же ты молчал? Кемскую волость?

Посол. О, я… о, я…

Милославский. Да об чем разговор? Да пущай забирают на здоровье! Господи, я думал, что!

Дьяк. Да как же так, кормилец?!

Милославский. Да кому это надо? (Послу.) Забирайте, забирайте, царь согласен. Гут.

Дьяк. О господи Исусе!

Посол (обрадован, кланяется). Канн их мих фрейцелен унд ин мейн фатерланд цурюккерен?

Дьяк. Он спрашивает, можно ли ему домой ехать?

Милославский. А, конечно! Пускай сегодня же и едет. (Послу.) Оревуар.

Посол (кланяясь). Вас бефельт цар и фелики кнезе Иван Василович ден гроссен кениг дес Шведенс хинтербринген?

Дьяк. Он спрашивает: чего королю передать?

Милославский. Мой пламенный привет.

Бунша. Я не согласен королю пламенные приветы передавать. Меня общественность загрызет.

Милославский. Молчи, бузотер. (Обнимает посла, и у того с груди пропадает драгоценный медальон.) Ауфвидерзеен. Королю кланяйтесь и скажите, чтобы пока никого не присылал. Не надо. Нихтс.

Посол, кланяясь, уходит с Дьяком.

Приятный человек. Валюты у него, наверно, в кармане, воображаю!

Бунша. Я изнемогаю под тяжестью государственных преступлений, которые мы совершили. О боже мой! Что теперь делает несчастная Ульяна Андреевна? Она, наверно, в милиции. Она плачет и стонет, а я царствую против воли… Как я покажусь на глаза общему нашему собранию?

Дьяк входит и ищет что-то на полу.

Милославский. Ты чего, отец, ползаешь?

Дьяк. Не вели казнить, государь… Посол королевский лик с груди потерял… на нем алмазы граненые…

Милославский. Нельзя быть таким рассеянным.

Дьяк. Вошел сюда – был, а вышел – нету…

Милославский. Так всегда и бывает. В театрах это постоянно в буфете. Смотреть надо за вещами, когда в комнату входишь. Да отчего ты так на меня таращишься? Уж не думаешь ли ты, что я взял?

Дьяк. Что ты, что ты?!

Милославский (Бунше). Ты не брал?

Бунша. Может быть, за трон завалился? (Ищет.)

Милославский. Ну, нету! Под столом еще посмотри. Нету и нету.

Дьяк. Ума не приложу… вот горе! (Уходит.)

Бунша. Происшествия все ужаснее и ужаснее. Что бы я отдал сейчас, чтобы лично явиться и заявить о том, что я нашелся. Какое ликование поднялось бы!

Дьяк (входит). Патриарх тебя видеть желает, государь. Радуется.

Бунша. Чем дальше, тем хуже!

Милославский. Скажи ему, что мы просим его сюда в срочном порядке.

Бунша. Что вы делаете? В присутствии служителя культа я не могу находиться в комнате, я погиб.

Колокольный звон. Входит Патриарх.

Патриарх. Здравствуй, государь, нынешний год и впредь идущие лета! Вострубим, братие, в златокованые трубы! Царь и великий князь яви нам зрак и образ красен! Царь, в руцах демонов побывавший, возвращается к нам. Подай же тебе, господи, самсонову силу, александрову храбрость, соломонову мудрость и кротость давидову! Да тя славят все страны и всякое дыхание человече и ныне и присно и во веки веков!

Милославский (аплодируя). Браво! Аминь! Ничего не в силах прибавить к вашему блестящему докладу, кроме одного слова – аминь!

Хор запел многолетие. Милославский отдает честь, поет что-то веселое и современное.

(Бунше.) Видишь, как тебя приветствуют! А ты хныкал!.. (Патриарху.) Воистину воскресе, батюшка! (Обнимает Патриарха, причем у того с груди пропадает панагия.) Еще раз благодарю вас, батюшка, от царского имени и от своего также благодарю, а затем вернитесь в собор, к вашим угодникам. Вы совершенно и абсолютно свободны, в хоре надобности тоже нет. А в случае чего-нибудь экстренного мы вас кликнем. (Провожает Патриарха до дверей, отдавая ему честь.)

Патриарх уходит с Дьяком.

Дьяк тотчас вбегает в смятении обратно.

Чего еще случилось?

Дьяк. Ох, поношение! У патриарха панагию с груди…

Милославский. Неужто сперли?

Дьяк. Сперли!

Милославский. Ну уж, это мистика какая-то! Что же это у вас делается, ась?

Дьяк. Панагия – золота на четыре угла, яхонт лазоревый, два изумруда…

Милославский. Это безобразие?

Дьяк. Что делать прикажешь, князь? Уж мы воров и за ребра вешаем, а все извести их не можем.

Милославский. Ну зачем же за ребра вешать? Уж тут я прямо скажу, что я против. Это типичный перегиб. С ворами, Федя, если хочешь знать, надо обращаться мягко. Ты ступай к патриарху и как-нибудь так поласковее с ним… утешь его… Что он, очень расстроился?

Дьяк. Столбом стоит.

Милославский. Ну, оно понятно. Большие потрясения от этого бывают. Уж кому-кому, а мне приходилось видеть в театрах…

Дьяк выбегает.

Бунша. Меня начинают терзать смутные подозрения. У Шпака – костюм, у посла – медальон, у патриарха – панагия…

Милославский. Ты на что намекаешь? Не знаю, как другие, а я лично ничего взять не могу. У меня руки так устроены… ненормально. Мне в пяти городах снимки с пальцев делали… ученые… и все начальники единогласно утверждают, что с такими пальцами человек присвоить чужого не может. Я даже в перчатках стал ходить, так мне это надоело.

Дьяк (входит). Татарский князь Едигей к государю.

Милославский. Э, нет! Этак я из сил выбьюсь. Объявляю перерыв на обед.

Дьяк. Царь трапезовать желает.

Тотчас стольники вносят кушанья, за стольниками появляются гусляры.

Бунша. Это сон какой-то!

Милославский (Дьяку). Это что?

Дьяк. Почки заячьи верченые да головы щучьи с чесноком… икра, кормилец. Водка анисовая, приказная, кардамонная, какая желаешь.

Милославский. Красота! Царь, по стопочке с горячей закуской! (Пьет.) Ко мне, мои тиуны, опричники мои!

Бунша пьет.

Дьяк. Услали же, батюшка-князь, опричников!


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.495 с.