Часть 003. Зина прощается с Шуриком. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Часть 003. Зина прощается с Шуриком.

2020-08-20 118
Часть 003. Зина прощается с Шуриком. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть 001. Работа мысли.

 

Риск – дело благородное!

 

 

– – – – –

 

Настоящий интеллектуал всегда работает головой, даже когда дремлет, выполняет какую-нибудь тупую физическую работу или просто ковыряет в носу. Далеко не все относятся с пониманием к творческим потугам несостоявшихся гениев. Пока не состоявшихся! В общем, не просто работать истинным ученым в обстановке противодействия со стороны отсталых от науки чиновников, требующих соблюдения безопасности и пр. ерунды. Но вот мы смело повышаем напряжение, и получается почти как в Чернобыле…

Итак, часть 001, "Работа мысли".

 

 

– – – – –

 

Небольшие пояснения.

Булгаковский текст мы будем выделять вот так, а то что относится непосредственно к фильму и наши собственные рассуждения будем печатать по-простому, черным по белому. Доступно?

 

– – – – –

Московская квартира. Комната Тимофеева, рядом – комната Шпака, запертая на замок. Кроме того, передняя, в которой радиорупор. В комнате Тимофеева беспорядок. Ширмы. Громадных размеров и необычной конструкции аппарат, по-видимому, радиоприемник, над которым работает Тимофеев.

 

Множество ламп в аппарате, в которых то появляется, то гаснет свет. Волосы у Тимофеева всклоченные, глаза от бессонницы красные. Он озабочен. Тимофеев нажимает кнопку аппарата. Слышен приятный певучий звук.

У Гайдая Тимофеев просыпается, испугавшись движения своих пальцев на руке (тарантул залез на голову?!)

 

Тимофеев. Опять звук той же высоты…

Освещение меняется.

 

Свет пропадает в пятой лампе… Почему нет света? Ничего не понимаю. Проверим. (Вычисляет.) А два, а три… угол между направлениями положительных осей… Я ничего не понимаю. Косинус, косинус… Верно!

 

Внезапно в радиорупоре в передней возникает радостный голос, который говорит: "Слушайте продолжение "Псковитянки!" И вслед за тем в радиорупоре грянули колокола и заиграла хриплая музыка.

 

Мне надоел Иоанн с колоколами! И, кроме того, я отвинтил бы голову тому, кто ставит такой приемник. Ведь я же говорил ему, чтобы он снял, что я поправлю! У меня нету времени! (Выбегает в переднюю и выключает радио, и рупор, крякнув, умолкает. Возвращается к себе в комнату.)

 

На чем я остановился? Косинус… Да нет, управдом! (Открывает окно, высовывается, кричит.) Ульяна Андреевна! Где ваш драгоценный супруг? Не слышу! Ульяна Андреевна, ведь я же просил, чтобы он убрал рупор! Не слышу. Чтобы он убрал рупор! Скажите ему, чтобы он потерпел, я ему поставлю приемник! Австралию он будет принимать! Скажите, что он меня замучил со своим Иоанном Грозным!

 

И потом, ведь он же хрипит! Да рупор хрипит! У меня нет времени! У меня колокола в голове играют. Не слышу! Ну, ладно. (Закрывает окно.) На чем я остановился? Косинус… У меня висок болит… Где же Зина? Чаю бы выпить сейчас. (Подходит к окну.) Какой странный человек… в черных перчатках…Чего ему надо? (Садится.)

 

Нет, еще раз попробую. (Жмет кнопки в аппарате, отчего получается дальний певучий звук и свет в лампах меняется.) Косинус и колокола… (Пишет на бумажке.) Косинус и колокола… и колокола… то есть косинус… (Зевает.) Звенит, хрипит… вот музыкальный управдом… (Поникает и засыпает тут же у аппарата.)

 

Освещение в лампах меняется. Затем свет гаснет. Комната Тимофеева погружается во тьму, и слышен только дальний певучий звук. Освещается передняя. В передней появляется Зинаида Михайловна.

 

В фильме Шурик (Кока) ведет себя не столь нервозно.

 

Он думает…

 

думает…

 

Одновременно смотрит телевизор…

 

И параллельно пылесосит квартиру…

 

На соседей и вообще на кого-либо не жалуется…

 

Но ведет себя несколько рассеянно…

 

Пылесос незаметно подкрадывается к ботинкам…

 

и засасывает шнурки…

 

Все-таки несколько дел одновременно получаются у него не очень…

 

Пылесос засасывает черного кота (один из любимых артистов Гайдая, снимался почти во всех фильмах).

 

Кот вырывается от пылесоса, убегает вверх по шторам,

 

устраивается наверху…

 

и падает в аквариум, откуда его вытаскивает Шурик.

 

Шурик сражается с хвостом кота.

 

Кот неожиданно сканируется на полотенце…

 

а сам пропадает…

 

и появляется у аквариума с рыбками.

 

Шурик успокаивается и устраивается за пультом управления машины времени.

 

Шурик ставит ключ на старт!

 

Легкий взрыв. Короткое замыкание. Обесточка.

 

– А, черт, – ругается Шурик и бежит менять пробки. Знает куда! Не в первый раз.

 

Крики нервных соседей.

– Слышишь, что такое? Опять свет выключили!

– Безобразие! Опять Тимофеев пробки пережег!

Увы! Лифт не работает.

 

Не работает, не работает… Ножками, ножками…

 

Бунша. Товарищ Тимофеев, когда это кончится?

 

Тимофеев. Счас, заканчиваю!

 

Бунша. Я спрашиваю, когда кончатся Ваши безответственные опыты, в результате которых обесточивается весь наш корпус, понимаете?!

 

Тимофеев. Пожалуйста! (А сам думает: "Вот, какой я ловкий умелец. Дело мастера боится. Ток пошел!")

 

Тимофеев. Если бы Вы знали, Иван Васильевич, над каким полезнейшим изобретением я сейчас работаю! Какие опыты ставлю! Вы бы так не говорили.

Бунша. Опыты с электричеством, дорогой товарищ, нужно ставить на работе, а дома электрическую энергию следует использовать исключительно в мирных, домашних целях.

 

Бунша. И сколько раз я Вам говорил!

Тимофеев. Я в отпуске и потому работаю дома.

 

Бунша. А я… а я…

Тимофеев. И все мои опыты абсолютно безопасны…

Бунша. А я Вам, как представитель общественности, заявляю… Прекратить! Сегодня Вы пережгли пробки, понимаете, а завтра пережжете весь дом! Ну?

 

Тимофеев не ответил и убежал.

Бунша читает надпись на стене "дурак".

Бунша. А это?! А это еще что? Ну вот, видали? Ну вот, пожалуйста. Тьфу!

 

Бунша рукой стирает надпись на стене.

 

Тимофеев (коту). Ну, что ж! Придется повысить напряжение. Опасно? Конечно, опасно! Но риск, как говорится…

 

Шурик думает.

 

Черный кот тоже думает.

 

Шурик рискует дать полное напряжение.

 

Взрыв!

 

Кот оказывается на люстре.

 

Шурик падает на пол.

 

Шурик лежит на полу без сознания.

 

– – – – –

 

Часть 002. Жизнь артистки.

 

Я вся в искусстве!

 

 

– – – – –

 

И вот, когда гениальный изобретатель, не жалея себя и соседей, ставит важные и рискованные опыты, его жена-артистка прохлаждается на съемках и пытается соблазнить режиссера Якина. Скажите мне, есть ли вообще предел женской подлости?

Итак, часть 002, "Жизнь артистки".

 

 

– – – – –

Второй эпизод фильма представляет собой музыкальный клип, который исполняет Зинаида, жена Шурика (Коки).

 

"Звенит январская вьюга"

Автор текста (слова) –

Дербенев Л.,

Композитор (музыка) –

Зацепин А.

С любовью встретиться проблема трудная…

 

Планета вертится

круглая круглая

 

Летит планета вдаль

 

сквозь суматоху дней

Нелегко нелегко полюбить на ней

 

Звенит январская вьюга

 

и ливни хлещут упруго

 

И звезды мчатся по кругу и шумят города

Не видят люди друг друга

 

проходят мимо друг друга

Теряют люди друг друга

 

А потом не найдут никогда

А где-то есть моя любовь сердечная

 

Неповторимая вечная вечная

Ее давно ищу, но в суматохе дней

Нелегко нелегко повстречаться с ней

 

Звенит январская вьюга, а ливни хлещут упруго

И звезды мчатся по кругу и шумят города

 

Не видят люди друг друга, проходят мимо друг друга

Теряют люди друг друга

А потом не найдут никогда никогда

А потом не найдут никогда

 

– – – – –

 

Часть 006. Путь в прошлое.

 

Вот что крест животворящий делает!

 

 

– – – – –

 

Шурик не останавливается на достигнутом и вновь запускает свою адскую машинку уже в присутствии двух свидетелей. Эксперимент получился. Удалось пронзить пространство и время. Стенка вновь исчезла, и открылся вид в царские палаты. Паника, суматоха. Бунша и Жорж попадают в прошлое, а царь Иоанн в настоящее.

Итак, часть 006, "Путь в прошлое.".

 

– – – – –

Стена понемногу растворяется.

 

Стена становится прозрачной.

 

Видны резные ворота в царскую палату.

 

Бунша подкрался к телефону. Вид со стороны царских палат.

 

Бунша держит телефонную трубку и безуспешно пытается набрать номер.

 

Иван Грозный. Пренебесному селению преподобному иегумену Козьме…

Секретарь (записывает) … Козьме…

Иван Грозный. Царь великий и князь всея Руси…

Секретарь. (записывает) … всея Руси…

Иван Грозный. Челом бьет! (смеется после паузы)

Секретарь глупо смеется.

Иван Грозный. (прерывает смех секретаря ударом посоха о пол) Пиши далее…

 

Шурик (Жоржу). Смотрите! Это же царь Иван Грозный!

Жорж. Иди ты!

 

Жорж с ужасным скрипом отворяет ворота.

 

Иван Грозный среагировал на скрип и заметил наблюдателей из будущего.

 

Секретарь Ивана Грозного тоже заметил наблюдателей из будущего.

 

Жорж открывает ворота и заходит в царское помещение.

Жорж. Мама миа!

 

Иван Грозный смотрит на него строго и испуганно.

 

Секретарь орет. Демоны! Демоны! (в ужасе убегает в глубь помещения) Демоны!

 

Иван Грозный. Сгинь! Сгинь! Сгинь! Пропади! Увы мне! Увы мне, грешному! Горе мне окаянному душегубцу!

Шурик бросается за черным котом, который вдруг захотел удрать в прошлое.

 

Иван Грозный вбегает в квартиру Шурика. Шурик возвращается в свою квартиру с котом на руках.

Иван Грозный. Ой, нечистая!

Шурик. Стойте! Куда Вы?!

Иван Грозный убегает в глубь квартиры. Сгинь! Пропади пропадом!

Шурик. Куда Вы?!

 

Жорж исследует пишущие инструменты секретаря.

 

Жорж исследует старинные иконы.

 

Жорж держит в руках икону.

 

Жорж бежит к Бунше, который набирает номер на телефоне.

Жорж. Ты куда звонить собрался?

Бунша. В милицию!

 

Жорж. Положь трубку!

Бунша. Чего?!

Жорж. Положь трубку!

Бунша. Чего?! Чего положь?!

 

Жорж. Положь трубку!

Бунша. Не положу!

Жорж. Положи трубку!

Бунша. Почему это?

При этом Жорж незаметно оттесняет Буншу в царские палаты.

Жорж. Положи трубку, я тебе говорю! Положи трубку!!!

Бунша. Тихо, тихо!

Бунша садится в царское кресло.

Жорж. Задавлю, шляпа!

 

Телефонная трубка ложится на свое место.

 

Опричники. Лови демонов!

 

Опричники ловят демонов.

 

Копье попадает в машину времени.

 

Взрыв. Машина времени прекращает работать.

 

Опричники за вновь возникающей стеной. Держи! Убегут!

 

Стена становится плотнее. Черный кот у возникшей стены.

 

Кот. Мяу!

 

Иван Грозный бегает по подъезду.

 

Шурик у лифта. Стойте! Подождите!

 

Шурик у лифта. Иван Грозный путешествует вверх-вниз на лифте. Шурик пытается его догнать.

 

Шурик в полном бессилии сидит на ступеньках.

 

Иван Грозный. Замуровали. Замуровали демоны!

 

Иван Грозный применяет святое крещение. Двери лифта открываются от случайно нажатой кнопки.

 

Иван Грозный. Вот что крест животворящий делает!

 

Шурик. А где царь?

 

Шпак. Закусывать надо!

 

Шурик ищет царя на нижней площадке среди детских колясок.

 

Царь случайно нажимает клаксон у детской машины.

 

Шурик по этому звуку и находит царя.

Теперь, давайте, посмотрим, как эта сцена выглядет у Булгакова.

 

Тимофеев жмет кнопки у аппарата. Звон. Тьма. Внезапно возникает палата Иоанна Грозного. Иоанн, с посохом, в царском одеянии, сидит в кресле, а перед Иоанном, примостившись у стола, пишет Дьяк. На плечах у Иоанна наброшена поверх одеяния опричнинская ряса. Слышится далекое церковное пение, колокольный мягкий звон.

Иоанн (диктует). …И руководителю…

Дьяк (пишет). …И руководителю…

Иоанн. К пренебесному селению преподобному игумну Козьме…

Дьяк. …Козьме…

Иоанн. …Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси…

Дьяк. …Всея Руси…

Иоанн. …Челом бьет.

Тимофеев. О боже! Смотрите! Да ведь это Иоанн!..

Милославский. Елки-палки!

Иоанн и Дьяк поворачивают головы, услышав голоса. Дьяк вскрикивает и убегает из палаты. Иоанн вскакивает, крестится.

Иоанн. Сгинь! Пропади! Увы мне, грешному!.. Горе мне, окаянному! Скверному душегубцу, ох! Сгинь! (Ища выхода, в исступлении бросается в комнату Тимофеева, крестит стены, мечется, бежит в переднюю, скрывается.)

Тимофеев. Это Иоанн Грозный! Куда вы? Стойте! Боже мой, его увидят! Держите его! (Убегает вслед за Иоанном.)

Бунша бросается к телефону.

Милославский. Ты куда звонить собрался?!

Бунша. В милицию!

Милославский. Положь трубку, я тебе руки обобью! Не может жить без милиции ни одной секунды!

В палату врывается Опричник.

Опричник. Где демоны? Гойда! Бей их! (Бунше.) Где царь?

Бунша. Не знаю! Караул!

Милославский. Закрой машину! Машину закрой!

Опричник (крестясь). Ой, демоны! (Бросает бердыш, исчезает из палаты.)

Милославский. Закрывай! Ключ поверни! Ключ! Вот так машинка!

Бунша жмет кнопки, вытаскивает ключ. В то же мгновение – звон. Занавеска на окне вздувается, понесло бумаги, Буншу потащило в палату, он роняет очки.

Бунша. Спасите! Куда меня тащит?!

Милославский. Куда же ты двинул, черт, машину?!

Понесло Милославского.

Тьма. Свет. Нет палаты. Стенка на месте. В комнате нет ни Бунши ни Милославского. Остался только патефон, и сверток, и очки. Появляется Тимофеев.

Тимофеев. Он на чердаке заперся! Помогите мне его оттуда извлечь! Боже, где же они? А? (Бросается к аппарату.) Они двинули стрелку в обратную сторону! Их унесло? Что же это будет? Бунша! Бунша! Иван Васильевич!

Дальний крик Иоанна.

Этот на чердаке орет! Но ключ? Где же ключ? Боже, они ключ вытащили! Что делать, позвольте! Что делать-то, а? Нету ключа… Ну да, вынули ключ… Иван Васильевич! Зачем же вы ключ-то вынули?! Впрочем, кричать бесполезно. Они ключ захватили с собою. Вернуть того в комнату? (Убегает.)

Пауза. Открывается парадная дверь, и входит Шпак.

Шпак. Какая-то тревога у меня с тех пор, как эта блондинка из Большого театра позвонила… Не мог досидеть на службе…

Итак, у Булгакова царь прячется на чердаке, а у Гайдая катается в лифте, заставляя немного побегать Шурика по ступенькам…

 

– – – – –

 

Часть 012. Кемская волость.

 

Смотреть надо за вещами, когда в комнату входишь.

 

 

– – – – –

 

Кемская волость. Царь-самозванец принимает шведского посла. Швед говорит по-немецки. Вопрос пустяковый – территориальные претензии Швеции к России. Всего-то и делов – передать Швеции Кемскую волость, забытый Богом край. В результате переговоров посол теряет драгоценный медальон. И.о. царя вновь начинают терзать сомнения по поводу личности своего товарища по приключениям. У Шпака магнитофон, у посла медальон…

Итак, часть 012, "Кемская волость."

 

 

– – – – –

Жорж (курит). Перекур!

Бунша отмахивается от табачного дыма.

 

Дьяк. Посол шведский!

 

Жорж (прячет сигарету). В чем дело, Федь?

 

Дьяк. Ой! Хе-хе-хе (поворачивается к Бунше и Жоржу). Посол шведский принять просят!

 

Неразборчивый говор толпы в зале.

 

Музыка. Входят Бунша и Жорж.

 

Жорж усаживает Буншу на положенное место.

 

Инструкция, в какой руке и что следует держать царю.

 

Жорж. Введите гражданина посла!

 

Играет собачий вальс. Входит шведская делегация.

Жорж (шепотом Бунше). Сдвинь брови.

Бунша не понимает.

Жорж (строго). Сдвинь брови!

 

Шведский посол.

 

Бунша строит страшную рожу.

 

Бунша за руку здоровается с шведским послом.

Жорж тянет Буншу назад, на трон.

 

Шведский посол. Дер гроссер керник дас шведешен кенигсрейх зендемих! Зайден трейден дине цуинен цар и великий князе Иван Васильевич усса русса!

Жорж (шепчет Бунше). Интурист хорошо говорит!

Бунша (шепчет Жоржу). А что он говорит? Конкретно, что?

Жорж. А пес его знает! (дьяку) Феденька! Надо бы переводчика.

Дьяк. Был у нас толмач немчий. Ему переводить, а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили.

Жорж. Нельзя так с переводчиками обращаться.

Шведский посол. Шведешен армен роберн хах!

 

Жорж (Бунше). Отвечай что-нибудь. Видишь, человек надрывается.

Бунша. Гитлер капут.

Жорж. Продолжайте, мистер посол. Мы с Вами совершенно согласны.

Швед. Кемска волост!

Жорж. Правильно! Совершенно пр…

 

Жорж возбуждается на медальон.

Жорж (надевая черные перчатки). Совершенно правильно.

Швед. Гроссер кенег…

 

Бунша (шепчет дьяку). Послушайте, товарищ! Товарищ, можно Вас на минуточку? Хотелось бы, так сказать, в общих чертах понять, что ему нужно.

Дьяк. Хе. Да понять его, надежа-царь, немудрено. Хе-хе-хе. Они Кемскую волость требуют. Мы воевали, говорят, так подай ее сюда.

Бунша (громко). Что?! Кемскую волость?!

 

Швед. О, я, я! Кемска волост. О, я, я!

 

Бунша. Ха-ха-ха! Да пусть забирают на здоровье! Я-то думал! Господи.

Дьяк. Как же это так, кормилец?

Бунша (грозно бьет копытом). Царь знает, что делает! Государство не обеднеет. (шведу) Забирайте!

Дьяк. Хе-хе-хе.

Бунша. Забирайте.

 

Жорж (пафосно). Не вели казнить, великий государь! Вели слово молвить!

 

Сандали Бунши…

 

…прикрыты.

 

Жорж. Да ты что, сукин сын, самозванец, казенные земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасешься!

 

Швед. Так что передать мой король?

Жорж. Передай твой король мой пламенный привет!

 

Швед. А Кемска волост?

Жорж. Такие вопросы, дорогой посол, с кондачка не решаются. Нам надо посоветоваться с товарищами. Зайдите на недельке.

 

Жорж. Да, кстати, Вам от меня лично маленький сувенир.

Швед. О!

Жорж. Держи!

 

Жорж обнимает шведа и что-то ему шепчет. Оба смеются.

 

После чего медальон на груди шведа исчезает. Швед довольный рассматривает ручку.

 

Жорж. Ну, ауфидерзейн, гуд бай, оревуар, короче говоря, чао.

Играет собачий вальс. Все, кроме Бунши и Жоржа, покидают холл.

Жорж (кланяясь). Все свободны! (охране царя) Да, конвой тоже свободен. Конвой свободен!

 

Дьяк врывается в холл, сбивая с ног "конвоира". Что-то ищет, отчаянно бросаясь на пол.

 

Жорж. Ты чего, отец, ползаешь?

Дьяк. Посол рыцарский орден с груди потерял.

Жорж. Ой! А-яй-яй! (помогает искать) Нельзя быть таким рассеянным. Смотреть надо за вещами, когда в комнату входишь. Да чего ты, Федор, на меня таращишься? Уж не думаешь ли ты, что я взял?

Дьяк. Что ты, что ты!

Жорж (Бунше) Ты не брал?

Бунша мотает головой.

Жорж. А может, за трон закатился? Нет! Ну, нет, так нет!

 

Дьяк. Ох, горе-то!

 

Бунша. Меня опять терзают смутные сомнения. У шпака магнитофон, у посла медальон…

 

Жорж. Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю, ты на что, царская морда, намекаешь?

Входит Дьяк. Татарский князь Едегей! К государю!

Жорж. Э, нет, нет, нет! Сколько можно. Прием окончен. Обеденный перерыв!

Дьяк. Царь трапезничать желает!

Вносят трапезу для царя.

 

Жорж. Это сон какой-то!

Бунша. Минуточку! За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?

Жорж. Во всяком случае, не мы. Федюнчик, а там что такое?

 

Дьяк. А! Почки заячьи верченные. Головы щучьи с чесноком.

 

Икра черная. Красная.

 

Да, заморская икра! Баклажанная!

 

Жорж. Красота!

 

Жорж. Ну, царь! Вздрогнули!

Бунша. Вздрогнули.

 

Бунша щелкает пальцами и тянется за закуской.

Теперь, давайте, посмотрим, как эта сцена выглядет у Булгакова.

 

Милославский. …тише, дьяк идет.

Дьяк (входит). Поехали, великий государь.

Милославский. Не удивились? Ну и прекрасно. Дальше чего на очереди?

Дьяк. Посол шведский тут.

 Милославский. Давай его сюда.Дьяк впускает Шведского посла. Тот, взглянув на Буншу, вздрагивает, потом начинает делать поклоны.

Посол. Пресветлейши… вельможнейши… государ… (Кланяется.) Дер гроссер кениг дес шведишен кенигсрейх зандте мих, зейнен трейен динер, цу имен, царь и фелики князе Иван Василович Усарусса, дамит ди фраге фон Кемска волост, ди ди румфоллвюрдиге шведише арме эроберы хат, фрейвиллиг ин орднунг бринген…

Милославский. Так, так… интурист хорошо говорит… но только хоть бы одно слово понять! Надо бы переводчика, Фединька!

Дьяк. Был у нас толмач-немчин, да мы его анадысь в кипятке сварили.

Милославский. Федя, это безобразие! Нельзя так с переводчиками обращаться! (Бунше.) Отвечай ему что-нибудь… а то ты видишь, человек надрывается.

Бунша. Я на иностранных языках только революционные слова знаю, а все остальное забыл.

Милославский. Ну, говори хоть революционные, а то ты ведь никаких слов не произносишь… Как рыба на троне! (Послу.) Продолжайте, я с вами совершенно согласен.

Посол. Ди фраге фон Кемска волост… Шведише арме хат зи эроберн… Дер гроссер кениг дес шведишен кенигс рейхе зандте мих… унд… Дас ист зер эрнсте фраге… Кемска волост…

Милославский. Правильно. Совершенно правильно. (Дьяку.) Интересно бы хоть в общих чертах узнать, что ему требуется… Так сказать, идейка… смысл… Я, как назло, в шведском языке не силен, а царь нездоров…

Дьяк. Он, батюшка, по-немецки говорит. Да понять-то его немудрено. Они Кемскую волость требуют. Воевали ее, говорят, так подай теперь ее, говорят!

Милославский. Так что же ты молчал? Кемскую волость?

Посол. О, я… о, я…

Милославский. Да об чем разговор? Да пущай забирают на здоровье! Господи, я думал, что!

Дьяк. Да как же так, кормилец?!

Милославский. Да кому это надо? (Послу.) Забирайте, забирайте, царь согласен. Гут.

Дьяк. О господи Исусе!

Посол (обрадован, кланяется). Канн их мих фрейцелен унд ин мейн фатерланд цурюккерен?

Дьяк. Он спрашивает, можно ли ему домой ехать?

Милославский. А, конечно! Пускай сегодня же и едет. (Послу.) Оревуар.

Посол (кланяясь). Вас бефельт цар и фелики кнезе Иван Василович ден гроссен кениг дес Шведенс хинтербринген?

Дьяк. Он спрашивает: чего королю передать?

Милославский. Мой пламенный привет.

Бунша. Я не согласен королю пламенные приветы передавать. Меня общественность загрызет.

Милославский. Молчи, бузотер. (Обнимает посла, и у того с груди пропадает драгоценный медальон.) Ауфвидерзеен. Королю кланяйтесь и скажите, чтобы пока никого не присылал. Не надо. Нихтс.

Посол, кланяясь, уходит с Дьяком.

Приятный человек. Валюты у него, наверно, в кармане, воображаю!

Бунша. Я изнемогаю под тяжестью государственных преступлений, которые мы совершили. О боже мой! Что теперь делает несчастная Ульяна Андреевна? Она, наверно, в милиции. Она плачет и стонет, а я царствую против воли… Как я покажусь на глаза общему нашему собранию?

Дьяк входит и ищет что-то на полу.

Милославский. Ты чего, отец, ползаешь?

Дьяк. Не вели казнить, государь… Посол королевский лик с груди потерял… на нем алмазы граненые…

Милославский. Нельзя быть таким рассеянным.

Дьяк. Вошел сюда – был, а вышел – нету…

Милославский. Так всегда и бывает. В театрах это постоянно в буфете. Смотреть надо за вещами, когда в комнату входишь. Да отчего ты так на меня таращишься? Уж не думаешь ли ты, что я взял?

Дьяк. Что ты, что ты?!

Милославский (Бунше). Ты не брал?

Бунша. Может быть, за трон завалился? (Ищет.)

Милославский. Ну, нету! Под столом еще посмотри. Нету и нету.

Дьяк. Ума не приложу… вот горе! (Уходит.)

Бунша. Происшествия все ужаснее и ужаснее. Что бы я отдал сейчас, чтобы лично явиться и заявить о том, что я нашелся. Какое ликование поднялось бы!

Дьяк (входит). Патриарх тебя видеть желает, государь. Радуется.

Бунша. Чем дальше, тем хуже!

Милославский. Скажи ему, что мы просим его сюда в срочном порядке.

Бунша. Что вы делаете? В присутствии служителя культа я не могу находиться в комнате, я погиб.

Колокольный звон. Входит Патриарх.

Патриарх. Здравствуй, государь, нынешний год и впредь идущие лета! Вострубим, братие, в златокованые трубы! Царь и великий князь яви нам зрак и образ красен! Царь, в руцах демонов побывавший, возвращается к нам. Подай же тебе, господи, самсонову силу, александрову храбрость, соломонову мудрость и кротость давидову! Да тя славят все страны и всякое дыхание человече и ныне и присно и во веки веков!

Милославский (аплодируя). Браво! Аминь! Ничего не в силах прибавить к вашему блестящему докладу, кроме одного слова – аминь!

Хор запел многолетие. Милославский отдает честь, поет что-то веселое и современное.

(Бунше.) Видишь, как тебя приветствуют! А ты хныкал!.. (Патриарху.) Воистину воскресе, батюшка! (Обнимает Патриарха, причем у того с груди пропадает панагия.) Еще раз благодарю вас, батюшка, от царского имени и от своего также благодарю, а затем вернитесь в собор, к вашим угодникам. Вы совершенно и абсолютно свободны, в хоре надобности тоже нет. А в случае чего-нибудь экстренного мы вас кликнем. (Провожает Патриарха до дверей, отдавая ему честь.)

Патриарх уходит с Дьяком.

Дьяк тотчас вбегает в смятении обратно.

Чего еще случилось?

Дьяк. Ох, поношение! У патриарха панагию с груди…

Милославский. Неужто сперли?

Дьяк. Сперли!

Милославский. Ну уж, это мистика какая-то! Что же это у вас делается, ась?

Дьяк. Панагия – золота на четыре угла, яхонт лазоревый, два изумруда…

Милославский. Это безобразие?

Дьяк. Что делать прикажешь, князь? Уж мы воров и за ребра вешаем, а все извести их не можем.

Милославский. Ну зачем же за ребра вешать? Уж тут я прямо скажу, что я против. Это типичный перегиб. С ворами, Федя, если хочешь знать, надо обращаться мягко. Ты ступай к патриарху и как-нибудь так поласковее с ним… утешь его… Что он, очень расстроился?

Дьяк. Столбом стоит.

Милославский. Ну, оно понятно. Большие потрясения от этого бывают. Уж кому-кому, а мне приходилось видеть в театрах…

Дьяк выбегает.

Бунша. Меня начинают терзать смутные подозрения. У Шпака – костюм, у посла – медальон, у патриарха – панагия…

Милославский. Ты на что намекаешь? Не знаю, как другие, а я лично ничего взять не могу. У меня руки так устроены… ненормально. Мне в пяти городах снимки с пальцев делали… ученые… и все начальники единогласно утверждают, что с такими пальцами человек присвоить чужого не может. Я даже в перчатках стал ходить, так мне это надоело.

Дьяк (входит). Татарский князь Едигей к государю.

Милославский. Э, нет! Этак я из сил выбьюсь. Объявляю перерыв на обед.

Дьяк. Царь трапезовать желает.

Тотчас стольники вносят кушанья, за стольниками появляются гусляры.

Бунша. Это сон какой-то!

Милославский (Дьяку). Это что?

Дьяк. Почки заячьи верченые да головы щучьи с чесноком… икра, кормилец. Водка анисовая, приказная, кардамонная, какая желаешь.

Милославский. Красота! Царь, по стопочке с горячей закуской! (Пьет.) Ко мне, мои тиуны, опричники мои!

Бунша пьет.

Дьяк. Услали же, батюшка-князь, опричников!

Милославский. И хорошо сделали, что услали, ну их в болото! Без отвращения вспомнить не могу. Манера у них сейчас рубить, крошить! Секиры эти… Бандиты они, Федя. Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты! Вотр сантэ!

Бунша. Вероятно, под влиянием спиртного напитка нервы мои несколько успокоились.

У Гайдая Жорж получился более патриотичным, ворует поменьше, а о государстве заботится побольше.

 

– – – – –

 

Часть 013. Уйди старушка, я в печали…

 

Я на Вас жалобу подам! Коллективную!

 

 

– – – – –

 

Очень вежливо просил царь отстать от него жену Бунши, но разве от этой наглой бабы так просто отвяжешься! Тут еще наглый холоп Шпак со своей челобитной. Все нервы царю вымотали!

Итак, часть 013, "Уйди старушка, я в печали…"

 

 

– – – – –

Каспийские кильки пряного посола.

 

Царь делает бутерброд.

 

Царь кушает кильку.

 

Вид на улицу с балкона Шурика.

 

Царь. Ляпота!

 

Ульяна. Здрасте, пожалуйста! Я его по всему дому ищу, а он в чужой квартире сидит.

 

Ульяна. Ты что отворачиваешься-то?

Шпак. Иван Васильевич, посмотрите, как мою квартиру обработали! Это же все же, все же, что нажито непосильным трудом, все погибло!

 

Ульяна. Да на кого же ты похож-то? Ты же окосел от пьянства! Тебя же узнать нельзя! Ты что напялил-то на себя?

 

Шпак. Магнитофон импортный. Пиджак замшевый.

Ульяна. Он же пьян!

Шпак. Портсигар золотой отечественный. Ничего же нет!

Ульяна. Он же на ногах не стоит!

Царь. Тьфу!

Ульяна. Ты куда?

 

Ульяна входит в квартиру Шурика с балкона (перелезла через ограду???!!!)

Ульяна (зло). Да что же это такое, а? А ну, ступай домой, алкоголик!

Царь. Оставь меня, старушка, я в печали.

Ульяна. Старушка?! Ах ты, нахал! Я же на пять лет тебя моложе. А ну пошли сейчас же! (хватает царя за плечо).

Царь. Да ты ведьма!

 

Ульяна выбегает из квартиры Шурика, чуть не сбив с ног входящего Шпака.

Ульяна (визжит). Караул, караул!

Царь бежит за ней и кричит неразборчиво какие-то ругательства.

Шпак останавливает царя, хватая его за руку. Иван Васильевич! Вы успокойтесь! Ну, выпили… Я понимаю, Иван Васильевич.

Царь. Ух, ведьма!

Шпак. Честно признаться, да!

 

Царь (строго). А тебе чего надо?

Шпак. Уважаемый Иван Васильевич! Я прошу засвидетельствовать. Вот список украденных вещей. Украли два магнитофона, две кинокамеры, два портсигара… Пожалуйста!

 

Царь. Как челобитную царю подаешь?! (рвет бумагу на клочки)

Шпак. Позвольте. Вы не хулиганьте.

Царь швыряет клочки в лицо Шпаку.

 

Шпак (кричит). Что это за пьяные выходки! Я на Вас жалобу подам! Коллективную!

Царь. Да ты, я вижу, холоп, не уймешься! (достает огромный кинжал и бежит за Шпаком).

 

Ульяна. Алле! Алле! Психиатрическая больница? У моего мужа белая горячка. На людей кидается. С ножом!

 

Шурик. Остановитесь!

Царь. Негодяй!

Шурик. Уберите ножик!

 

Шпак (возмущенно). Вы гляньте, гляньте на нашего активиста! Это же вооруженный бандит!

Царь (Шпаку). Смерд!

Шпак. От смерда слышу!

Царь. Холоп!

Шпак. Счас милиция разберется, кто из нас холоп.

 

Шпак (по телефону). Милиция! Милиция!

На рычаги телефона ложится чья-то рука, отменяя вызов. Это Шурик пришел к Шпаку улаживать конфликт.

Шурик. Умоляю Вас, подождите. Это не Бунша.

Шпак. Как это не Бунша?!

Шурик. Это Иоанн Грозный. Настоящий.

 

Шпак загадочно улыбается.

Царь в квартире Шурика. Телефонный звонок.

Царь (в телефонную трубку). Я занят, позвоните попозже!

Шпак. Боже мой, что делается! Что делается!

Шурик. Я открыл Вам тайну. Вы порядочный человек, ну умоляю, обещайте молчать.

Шпак. Ну что Вы! Даю честное благородное слово!

Шурик. Спасибо, спасибо Вам!

Шпак. Что Вы, что Вы!

Шурик уходит.

 

Шпак тут же нарушает свое "честное благородное слово" и звонит в милицию. Алле! Милиция! Милиция! Это говорит сегодняшний обокраденный Шпак. А я не по поводу кражи. У нас здесь дело почище. Инженер Тимофеев в свою квартиру живого царя вызвал. Я не пьющий. С кинжалом. Холодное оружие. Даю честное благородное слово. Жду!

Теперь, давайте, посмотрим, как эта сцена выглядет у Булгакова.

 

Иоанн один. Подходит к патефону, заводит его. Пьет водку. Через некоторое время звонит телефон. Иоанн подходит, долго рассматривает трубку, потом снимает. На лице его ужас.

Иоанн (в трубку). Ты где сидишь-то? (Заглядывает под стол, крестится.)

Ульяна (в передней). Есть кто-нибудь? Ивана Васильевича не видели? (Стучит в дверь Тимофеева, потом входит.) Здрасте пожалуйста! Его весь дом ищет, водопроводчики приходили, ушли… жена, как проклятая, в магазине за селедками, а он сидит в чужой комнате и пьянствует! Да ты что это, одурел? Шпака ограбили. Шпак по двору мечется, тебя ищет, а он тут! Ты что же молчишь? Батюшки, во что же это ты одет?

Иоанн, отвернувшись, заводит патефон.

Да что же это такое? Вы видели что-нибудь подобное? Он угорел? Батюшки, да у него на штанах дыра сзади! Ты что, дрался, что ли, с кем? Ты что лицо-то отворачиваешь? Нет, ты синячищи-то покажи!

Иоанн поворачивается.

Голубчики милые! На кого же ты похож? Да ты же окосел от пьянства! Да тебя же узнать нельзя!

Иоанн. Ты бы ушла отсюда. А?

Ульяна. Как это – ушла? Ты на себя в зеркало-то погляди! В зеркало-то погляди!

Иоанн. Оставь меня, старушка, я в печали…

Ульяна. Старушка?! Как же у тебя язык повернулся, нахал? Я на пять лет тебя моложе!

Иоанн. Ну это ты врешь… Погадай мне, старая, погадай насчет шведов.

Ульяна. Да что же это такое?

Шпак появляется в передней, затем входит в комнату.

Шпак. Да где же он? Иван Васильевич, какой же вы управдом? Вы поглядите, как мою комнату обработали!

Ульяна. Нет, вы полюбуйтесь на голубчика!.. Он же пьян, он же на ногах не стоит!

Шпак. Ай да управдом! Человека до ниточки обобрали, а он горный дубняк пьет! Меня артистка обворовала!

Иоанн. Ты опять здесь? Ты мне надоел!

Шпак. Какие это такие слова – надоел? Нам такого управдома не нужно!

Ульяна. Очнись, разбойник! Попрут тебя с должности!

Иоанн. Э, да ты ведьма! (Берет у Ульяны селедки и выбрасывает их в переднюю.)

Ульяна. Хулиган!

Иоанн (вооружается посохом). Ох, поучу я тебя сейчас!

Ульяна. Помогите! Муж интеллигентную женщину бьет! (Убегает через парадный ход.)

Шпак потрясен.

Шпак. Иван Васильевич, вы успокойтесь… ну, выпил нервный мужчина… я вполне понимаю. Однако я не знал, что вы такой! Я думал, что вы тихий… и, признаться, у нее под башмаком… а вы – орел!

Иоанн. Ведьма!

Шпак. Откровенно признаться, да. Вы правы. Это даже хорошо, что вы ее так… Вы с ней построже… Я к вам по дельцу, Иван Васильевич.

Иоанн. Тебе чего надо?

Шпак. Вот список украденных вещей, уважаемый товарищ Бунша. Прошу засвидетельствовать… Украли два костюма, два пальто, двое часов, два портсигара, тут записано… (Подает бумагу.)

Иоанн. Как челобитную царю подаешь? (Рвет бумагу.)

Шпак. Иван Васильевич… вы выпивши, я понимаю… только вы не хулиганьте…

Иоанн


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.