Терминологический минимум современного бакалавра — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Терминологический минимум современного бакалавра

2020-07-03 148
Терминологический минимум современного бакалавра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Если в ряде вещей, подлежащих изучению, встретится

 какая-либо вещь, которую наш разум не в состоянии

 достаточно хорошо рассмотреть, здесь необходимо остановиться

 и не изучать другие вещи, следующие за ней

Рене Декарт. «Правила для руководства ума».

Перечень терминов, включённых в тезаурус

В разделе приведён тезаурус, содержащий 180 понятий и терминов, знание которых, на наш взгляд, необходимо современному бакалавру техники и технологий для понимания технической и научной литературы и общения с инженерами, учёными и специалистами в области информационных технологий и автоматизированных систем. Ряд терминов носит мировоззренческий характер и могут помочь выпускнику вуза в выборе ценностных ориентиров в жизни. Понятия (термины) приведены в алфавитном порядке.

1. Абстракция, абстрагирование

2. Автаркия

3. Агрегат

4. Адаптация

5. Адекватность

6. Аксиома

7. Амикошенство

8. Анализ

9. Анахронизм

10. Антиглобализм

11. Антиутопия

12. Антропный принцип

13. Антропоцентризм

14. Аппарат

15. Артефакт

16. Архаизм

17. Бинарный

18. Бионика

19. Биосфера

20. Бритва Оккама

21. Бытие

22. Валидность

23. Вербальный

24. Верифика́ция

25. Вероятность

26. Гедонизм

27. Генезис

28. Генетика

29. Гетерархия

30. Глобали́зм

31. Гомеостаз (гомеостазис

32. Гомогенность

33. Демократия

34. Детерминированность

35. Дидактика

36. Дилемма

37. Дискурс

38. Дихотомия

39. Догма

40. Доктрина

41. Естественный отбор

42. Знак

43. Знания

44. Золотое сечение

45. Жизнь

46. Идеология

47. Идеализация

48. Иерархия

49. Изобретение

50. Имманентность

51. Индивидуали́зм

52. Инженер

53. Инжиниринг

54. Инсайт

55. Институт

56. Инсталляция

57. Интеллект

58. Интерпретация

59. Интуиция

60. Информация

61. Инфраструктура

62. Иррациональность

63. История

64. Каузальный подход

65. Кибернетика

66. Кларка законы

67. Классификация

68. Коаксиальность

69. Когнитивнная

70. Коллаборация

71. Коллаборативная фильтрация

72. Конвенциональный

73. Консеквенциализм

74. Конструкт

75. Концепт

76. Концепция

77. Коэволюция

78. Креативность

79. Культура

80. Лженаука

81. Либерали́зм

82. Луддизм, луддиты

83. Максимализм

84. Мануфакту́ра

85. Менталитет

86. Ментальность

87. Метафизика

88. Метод

89. Метод мозгового штурма (метод А. Осборна)

90. Методика

91. Минимализм

92. Мизантрóпия, мизантроп

93. Надёжность

94. Наука

95. Нау́чный ме́тод

96. Научно-техническая информация

97. Ноосфера

98. Объяснение и понимание

99. Онтологии

100. Онтологический подход

101. Онтогенез

102. Основной вопрос философии

103. Открытие

104. Паллиативный

105. Парадигма

106. Параметр

107. Парето принцип

108. Патент

109. Паттерн

110. Перфекциони́зм

111. Позитивизм

112. Познание.

113. Порядок

114. Прокрастина́ция

115. Развитие

116. Принцип

117. Проприетарный

118. Профиль

119. Процесс

120. Редукционизм.

121. Ремесленник

122. Рекомендательная система

123. Рекрутинг

124. Репрезентати́вность

125. Самоорганизация

126. Секрет Полишинеля

127. Семантика

128. Сенсорика

129. Сепаратизм

130. Сепарация

131. Синерги́я

132. Синергетика

133. Системы

134. Случайность

135. Синтез

136. Системогенетика

137. Системодинамика

138. Словообразующие приставки

139. Социо́ника

140. Стагнация

141. Стиль

142. Стратификация

143. Сублимация

144. Таксономия

145. Теория

146. Техника

147. Технология

148. Технократия

149. Техносфера

150. Топология

151. Трансцендентный

152. Три зако́на робототехники

153. Триада

154. Триболо́гия (триботехника)

155. Уровень

156. Устро́йство

157. Утилитарный, утилитаризм

158. Утопия

159. Филогенез

160. Филогене́тика

161. Филосо́фия

162. Формализа́ция

163. Фрактал

164. Функция

165. Функционирование

166. Характери́стика

167. Холизм

168. Хронология

169. Цивилизация

170. Чи́сла Фибона́ччи

171. Шкала

172. Эволюция

173. Эвристика

174. Эксперимент

175. Экспертная система

176. Эмердже́нтность

177. Энтропия

178. Эпигенетика

179. Эпистемоло́гия

180. Язык

 

Тезаурус (словарь)

12.2.1 Общесистемные, общетехнические и общенаучные термины

Агрега́т (от лат. aggrego — присоединяю) –

1) Унифицированный узел механизма, выполняющий определённые функции.

2)Несколько машин, работающих в комплексе. Процесс соединения агрегатов в машину или машин в агрегат называется агрегатированием или агрегированием.

3) Совокупность элементов, образующих систему или её часть.

Адапта́ция (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.

Адаптация в кибернетике — процесс накопления и использования информации в системе, направленный на достижение определённого, обычно оптимального в некотором смысле, состояния или динамики (поведения) системы при начальной неопределённости и изменяющихся внешних условий, изменений окружающей среды. При адаптации могут изменяться параметры и структура системы, алгоритм её функционирования, управляющие воздействия и т. п.

Адекватность (лат. adaequatus — приравненный, равный) — полное соответствие чему-либо, кому-либо, соразмерность чему-либо (модели-оригиналу, результаты эксперимента –теории).

Адекватность метода моделирования— степень соответствия формальной модели, предполагаемой методом, характеру изучаемого с её помощью явления

Аппарат — (от лат. apparatus оборудование).

1) Прибор, техническое устройство, приспособление (телефонный аппарат, рентгеновский аппарат, слуховой аппарат).

2) Электрический аппарат –устройство, использующее электротехнические и электромеханические устройства для реализации электромеханических воздействий на оборудование технического комплекса (например, электровоза). Примеры электроаппаратов: реле, выключатель, токоприёмник, трансформатор и др.

3) Аппарат химических производств –устройство, в котором происходят химико-технологические процессы (нагревание, перемешивание, ректификация, охлаждение, сепарация и др.)

4) Аппаратное обеспечение ЭВМ – физически реализуемая часть компьютера (платы, модули, микросхемы, периферийное оборудование ит.п.)

5) Аппаратура – совокупность электронных приборов и устройств.

Артефакт (лат. artefactum от arte — искусственно + factus — сделанный) в обычном понимании — любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности

Био́ника (от др.-греч. βίον «живущее») — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формах живого в природе и их промышленных аналогах.

Различают:

- биологическую бионику, изучающую процессы, происходящие в биологических системах;

- теоретическую бионику, которая строит математические модели этих процессов;

- техническую бионику, применяющую модели теоретической бионики для решения инженерных задач.

Валидность — [лат. validus сильный, крепкий; фр. validite годность]

1) Весомость, обоснованность;

2) Действительность, законность; обладание юридической силой.

3) Обоснованность и адекватность исследовательских инструментов (операционализированных понятий, измерительных операций процедур тестирования и экспериментов).

4) Надежность информации, отсутствие в ней ошибок из -за неточности выбранной методики сбора данных

Верифика́ция (от лат. verum «истинный» + facere «делать») в различных сферах деятельности человека может подразумевать:

- проверка, подтверждение, метод доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путём их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.

- в науке, проверка теоретических положений на соответствие реальности при помощи эксперимента.

Вероя́тность — степень (относительная мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события. Когда основания для того, чтобы какое-нибудь возможное событие произошло в действительности, перевешивают противоположные основания, то это событие называют вероятным, в противном случае — маловероятным или невероятным.

Классическое определение вероятности основано на понятии равновозможности исходов. В качестве вероятности выступает отношение количества исходов, благоприятствующих данному событию, к общему числу равновозможных исходов. Например, вероятность выпадения «орла» или «решки» при случайном подбрасывании монетки равна 1/2, если предполагается, что только эти две возможности имеют место и они являются равновозможными.

Гетерархия. Понятие гетерархии комплементарно к понятию иерархия. Если иерархичность системы отражается в связях управления (суперординации, господства) и подчинения (субординации) и предполагает наличие одной вершины древовидной иерархии (центра управления), то гетерархичность — в связи и координации, когда все связанные между собой сущности равноправны. Существующие в гетерархичном состоянии элементы находятся в разнообразных, но равноценных связях. Иерархическая система имеет однонаправленную прогрессию, управляющих элементов по мере движения вверх по лестнице управления становится меньше. Гетерархия существует в децентрализованных системах, в которых отсутствует единый центр управления.

Гомеоста́з (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὅμοιος «одинаковый, подобный» + στάσις «стояние; неподвижность») — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

Гомогенность - бесструктурность, одинаковость, однородность

Антонимы: гетерогенность, неоднородность, разнокалиберность, разнородность, разнотипность.

Данные - поддающееся многократной интерпретации представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, связи или обработки (ISO/IEC 2382:2015).

Знак — соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо какого-либо определённого смысла, значения.

Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации. Знак может быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков. Цифры являются знаками чисел. Буквы являются знаками звуков и, вместе со словами, являются знаками человеческого языка.

По Ю. М. Лотману знаки делятся на две группы: условные и изобразительные.

Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово.

Изобразительный или иконический — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак — рисунок.

Наука о знаковых системах называется семиотикой.

Зна́ния:

1) Р езультат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку. То есть, говоря о знании, мы чаще всего имеем в виду отражение действительности в мышлении человека.

2) В образовании – знание- результат обучения. Знания обучающимся могут быть получены путём механического запоминания и путём усвоения в результате понимания. Такие знания называются присвоенными, (интериоризированными по Ж. Пиаже), они расширяют т.н. базис несомненности обучаемого, что делает процесс обучения значительно более эффективным.

3) В системах искусственного интеллекта з нания - хранимая (с помощью ЭВМ) информация, формализованная в соответствии с некоторыми правилами, которую ЭВМ может использовать при логическом выводе по определенным алгоритмам.

4) В системах компьютерного анализа данных (например, системы Data mining) – знания - это цель и результат поиска и обнаружения в распределённых данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности

Иера́рхия (от др.-греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») — порядок подчинённости низших звеньев к высшим, организация их в структуру типа «дерево»; принцип управления в централизованных структурах. Иерархические системы, как правило, многоуровневые.

Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области экономики, социального развития, культуры, науки, техники, обороны, дающее положительный эффект.

Техническое изобретение — это, как правило, создание нового изделия (устройства, материала, способа и т. п.), основанное на творчестве отдельного человека или группы.

Под изобретениемпонимается техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу), способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) или применению (в частности, применение уже известного продукта или процесса по новому назначению).

Инжене́р (фр. ingénieur ← от лат. ingenium — способности, изобретательность) — специалист, осуществляющий инженерную деятельность.

Основным содержанием деятельности инженера является разработка новых и/или оптимизация существующих инженерных решений. Например, оптимизация проектного решения (в том числе вариантное проектирование), оптимизация технологии, менеджмент и планирование, управление разработками и непосредственное контролирование производства.

Инжиниринг (транслитерация с англ. engineering — технический, от лат. ingenium — изобретательность, выдумка, знания) — технические консультационные услуги, связанные с разработкой и подготовкой производственного процесса и обеспечением нормального хода процесса производства и реализации продукции. Инжиниринговые услуги оказываются специализированными инжиниринговыми компаниями.

Информация.

Понятие информация является настолько перегруженным различными смыслами и трактовками, что его нужно разделить на отдельные, хотя и связанные, но всё же различные понятия.

1.    Информация, как сведения, знания, тексты, сообщения, всё, что люди так и называют-«информация». Она может быть, полезной и вредной, полной и неполной, интересной и неинтересной, ужасной и вызывающей радость, понятной и непонятной В большинстве случаев такая информация представляет собой набор знаков (букв, цифр, иероглифов либо изображений, и звуков, прикосновений и других физических воздействий на человека. При этом, количество информации, получаемое человеком, определяется не только самой воспринимаемой органами чувств информационных воздействий, а объёмом и разнообразием знаний, накопленных человеком на момент восприятия её человеком. Так, увидев какой- либо иероглиф, человек не знающий иероглифических языков в лучшем случае поймёт, что это что – то. написанное на одном из них. Т. о. количество информации, воспринятой им будет зависеть от уровня образованности и эрудированности человека, воспринимающего информацию. Проблемы, связанные с восприятием и использованием знаковых систем, рассматриваются наукой семантикой, наукой о смыслах, «зашифрованных» в текстах.

При восприятии человеком произведения искусства, например, живописи человек тоже получает информацию о цветах, взаимном расположении пятен и фигур элементов пейзажа и т.п. Однако количество информации, получаемой человеком при восприятии произведения искусства подсчитано быть не может, т.к. его ощущения зависят от огромного количества факторов, формирующих его личность, как ценителя искусства. Это и качество его цветовосприятия, и масштабы его знакомства с произведениями искусств, и накопленные в подсознании образы, и психофизическое состояние, и направленность его эстетического воспитания и его отношения к искусству вообще. Этот вид информации можно назвать субъективной.

2.    Информация как сигналы, передаваемые по каналам связи. Проблемы передачи сигналов по каналам связи, с том числе с помехами, рассматриваются в разделе математики теория информации. Основоположниками теории информации являются Котельников и Шеннон. Количество информации, переданной по каналу связи имеет две трактовки. Первая определяет максимально возможное количество, передаваемое по каналу связи с определённым уровнем шумов за единицу времени. В пределе, в соответствии с формулой Шеннона может быть теоретически бесконечно большим. Оно определяется соотношением сигнал/шум, а значит и количеством уровней кодирования сигнала. На практике, однако, бесконечное значение уровня сигнала недостижимо. Другая трактовка проблемы передачи информации определяет количество информации как меру снятой неопределённости у получателя сигнала. При такой трактовке объём переданных данных (количество сигналов, переданных знаков, размеры текстов значения не имеют. Количество переданной информации определяется размерами алфавита или тезауруса, согласованного заранее передающей и принимающей стороной, и количеством полученных информационных сущностей, включённых в алфавит(тезаурус). Количество информации (в т.н. битах) может быть посчитано в этом случае по формуле Хартли, которое прямо пропорционально количеству переданных сигналов и двоичному логарифму от размера (объёма) алфавита (тезауруса). Шеннон предложил формулу для расчёта количества информации, переданной по каналу связи при разной вероятности доставки каждого сигнала, которая при равной вероятности доставки сигналов вырождается в формулу Хартли.

3.    Информация, как данные. Данные - это сообщения (символы, слова, тексты, массивы чисел, символов, или слов, списки, сложные символьные структуры (списки, множества, деревья и др.)). Смысл, который может быть скрыт в данных значения для процессов передачи, хранения и переработки таких данных значения не имеет. Такая информация в виде данных передаётся. Накапливается, уничтожается, при необходимости и обрабатывается в компьютерных системах. Для этого данные, которые в первоначальном состоянии могут быть символьными, числовыми, графическими, звуковыми, для передачи, хранения и обработки кодируются цифровыми кодами (как двоичными, так и более сложными), которые становятся удобными для хранения, передачи и обработки цифровыми устройствами. Для такой информации основным параметром является объём данных, т.е. количество знаков (символов, пикселей, уровней сигналов, двоичных знаков и т.п.).

4.    Информация, как свойство природы, космоса и Вселенной. Такая информация называется объективной или первичной и является свойством материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) способны передаваться другим объектам и запечатлеваться в их структуре.

Объективную информацию современная кибернетика определяет, как объективное свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи могут передаются от одного объекта (процесса) другому, и изменять его состояние, реализуя т. о. процессы управления. Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так: «Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация» и «Информация — это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира, в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств».

Существование информации, как объективного свойства материи логически вытекает из известных фундаментальных свойств материи — структурности, непрерывного изменения (движения) и взаимодействия материальных объектов. Это обстоятельство дало основание одному из основателей кибернетики У.Р. Эшби определить информацию, как меру разнообразия.

Тот факт, что именно разнообразие и дискретность окружающего нас мира обеспечивает возможность его познания дало основание профессору СПИИРАН Р. И. Полонникову определить информацию, как язык общения природы и человека.

Следует отметить важнейшую роль информации в происхождении и эволюции жизни на Земле. Наследственная и определяющая все биологические особенности живых сущностей (растений, бактерий и животных) определяются информацией, закодированной в генах и ДНК. Более того, заложенные эволюцией информационные процессы легли в основу т. н. ДНК – компьютеров, которые активно развиваются в ряде научных организаций. Количество и порядок следования генов в геноме помноженные на количество клеток в организмах дают основание предполагать в перспективе исследования информационных структур биологических сущностей новые революционные открытия.

1. Информация, как атрибут квантовых систем. Последние достижения квантовой физики позволяют говорить о создании новых информационных технологий, основанных на использовании явлении квантовой запутанности. Это явление, основанное на эффекте Эйнштейна - Подольского – Розена, лежит в основе т.н. квантовых компьютеров, которые в перспективе позволят тысячекратно увеличить их вычислительные мощности, и квантовых систем связи, обеспечивающих сверхвысокую степень безопасности процессов передачи информации.

Интересно, что единицей информации, хранимой и обрабатываемой квантовым компьютером, являются т. н. кубиты (в них состояние разряда квантового регистра может принимать любое значение между 1 и 0) и кутриты (принимающие любые состояния, между 0, 1 и 2). Причём, сверхвысокую производительность квантовых компьютеров один из пионеров квантовых вычислений Д. Дойч объясняет тем, что информация в квантовых регистрах обрабатывается одновременно во многих параллельных Вселенных (!).

Известный физик Р. Пенроуз считает, что сознание человека основано на использовании квантовых эффектов в нанотрубках, обнаруженных в структуре нейронов головного мозга и квантовой информации. Именно этим, по его мнению, объясняются удивительные возможности человеческого мозга.

Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы.

В общеупотребительном значении инфраструктура – это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо её сферы.

В английском языке термин «инфраструктура» (англ. infrastructure) появился в 1920 – 1928 гг. и первоначально использовался в военной сфере, где им обозначали комплекс сооружений, обеспечивающих действие вооруженных сил.

Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Кибернетика является теоретической основой автоматизации технологических процессов.

Основные положения кибернетики сформулировал в 1948 американский ученый Норберт Винер в книге «Кибернетика, или управление и связь в машинах и живых организмах».

Возникновение кибернетики обусловлено, с одной стороны, потребностями практики, выдвинувшей задачи создания сложных устройств автоматических управления, и, с другой стороны — развитием научных дисциплин, изучающих процессы управления в различных физических областях в подготовивших создание общей теории этих процессов. К числу таких наук относятся: теория автоматического регулирования и следящих систем, теория электронных программно-управляемых вычислительных машин, робототехника, теория и системы искусственного интеллекта, а также комплекс биологических наук, изучающих процессы управления в живой природе (рефлексология, генетика и др. Существуют также экономическая кибернетика, которая занимается приложением идей и методов кибернетики к экономическим системам. А также социальная кибернетика, независимый раздел в социологии, основанный на общей теории систем и и теории управления сложными системами.

В отличие от указанных наук, занимающихся конкретными процессами управления, кибернетика изучает то общее, что свойственно всем процессам управления, независимо от их физической природы, и ставит своей задачей создание единой теории этих процессов.

Кларка законы. Законы Кларка былисформулированы известным английским писателем-фантастом и футурологом Артуром Кларком:

1. Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно, то он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, — он, весьма вероятно, ошибается.

2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.

3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

4. Для каждого эксперта существует аналогичный эксперт с противоположной точкой зрения» (буквально «… равный и противоположно направленный эксперт», что является аллюзией на третий закон Ньютона).

Классифика́ция, а также классифици́рование (от лат. classis «разряд» и facere «делать») — понятие в науке (в философии, в формальной логике и др.), обозначающее:

1) Процедуру и результат деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т.д.

Классификация является эффективным механизмом научного исследования и изобретательской деятельности.

2) Результат классифицирования понятий. Причём, научные классификации отличаются более устойчивым характером, поэтому сохраняются долгое время. Например, классификация химических элементов, созданная Д. И. Менделеевым, продолжает дополняться по сей день.

Когнити́вная нау́ка (лат. cognitio «познание») — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.

Когнитивная графика — это совокупность приемов и методов образного представления условий задачи, которое позволяет либо сразу увидеть решение, либо получить подсказку для его нахождения.

Методы когнитивной графики используются в искусственном интеллекте в системах, способных превращать текстовые описания задач в их образные представления, и при генерации текстовых описаний картин, возникающих во входных и выходных блоках интеллектуальных систем, а также в человеко-машинных системах, предназначенных для решения сложных, плохо формализуемых задач.

Когнитивная система - многоуровневая интеллектуальная система, обеспечивающая выполнение всех основных когнитивных функций живого организма. Понятие «Когнитивная система.» возникло в результате широкого применения в когнитивной науке модели переработки информации и построения на ее основе разного рода когнитивных моделей человеческого познания.

Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд гипотетических этапов, каждый из которых включает набор уникальных операций, выполняемых над входной информацией. Предполагается также, что соответствующая реакция на событие (напр., распознавание образов) является результатом серии таких этапов и операций. Когнитивная система. обеспечивает выполнение всех этапов процесса познания, она включает в себя ряд гипотетических единиц — подсистем, таких как системы восприятия, внимания, памяти, мышления и т.д.

Коллаборация, или сотрудничество — процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).

Коллаборативная фильтрация, совместная фильтрация (англ. collaborative filtering) — это один из методов построения прогнозов (рекомендаций) в рекомендательных системах, использующий известные предпочтения (оценки) группы пользователей для прогнозирования неизвестных предпочтений другого пользователя. Его основное допущение состоит в следующем: те, кто одинаково оценивал какие-либо предметы в прошлом, склонны давать похожие оценки другим предметам и в будущем. Например, с помощью коллаборативной фильтрации музыкальное приложение способно прогнозировать, какая музыка понравится пользователю, имея неполный список его предпочтений (симпатий и антипатий)

Лженаука — это деятельность лжеучёных, основанная на фальсификации научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

Причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой — в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение или заказ.

Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, осуществляет широкую издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) зачастую сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Тем не менее можно выделить некоторые общие показатели лженаучности.

Обычно ненаучны:

- концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки. Как правило, даже самая «сумасшедшая» концепция, если она верна, согласуется с рядом законов и ранее подтвержденных фундаментальных принципов. Например, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а только ограничила ее определенными условиями;

- всеобщие и глобальные теории — от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от всех болезней». В век постоянного увеличения объемов информации трудно быть специалистом во всех областях и учесть все факторы, необходимые для глобальной «теории всего»; таким теориям противоречит и все более осознаваемая сложность мира. Подобные идеи также обычно отличаются излишним пафосом и самовосхвалениями;

- теории, отличающиеся туманностью и непонятностью доказательств. Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком; если понятия принципиально не определимы, то скорее всего такая расплывчатость маскирует отсутствие доказательной базы;

- бессистемные и внутренне противоречивые теории, что указывает на безграмотность автора. Верно и обратное: безграмотная работа обычно бессмысленна;

- теории, в которых смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и проч.) или обычным понятиям придается «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.);

- непроверяемые теории, поскольку они основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке.

Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения нового знания, а для дополнительной поддержки своих теорий.

Примеры лженаучных концепций: алхимия, парапсихология, экстрасенсорика, астрология, теория торсионных полей, вечный двигатель, спиритизм и др.

Метод - (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения, теория, учение,):

1) Совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Метод должен включать в себя следующие параметры: Четкость. Обоснованность. Продуктивность

2) (Наука) - способ построения и обоснования системы научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

3) (Технологии) набор основных приемов, которые применяются при реализации исследовательских или производственных проектов.

4) В объектно-ориентированном программировании — это функция или процедура, принадлежащая какому-то классу или объекту.

Метод является важным аспектом технологического процесса.

Метод мозгового штурма (метод А. Осборна) (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Включает этап экспертной оценки. Метод относится к группе методов коллективной генерации идей.

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Надёжность — свойство технического объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Является важным показателем качества технического изделия, системы, комплекса.

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Нау́чный ме́тод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассу


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.