Первая современная Олимпиада — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Первая современная Олимпиада

2020-07-08 178
Первая современная Олимпиада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Олимпиаду 1896 года решили провести в Афинах - в знак преклонения перед проходившими в Древней Греции состязаниями. 6 апреля король Греции Георг I провел церемонию открытия Игр. Две трети участников были из Греции, остальные приехали из других 12 стран. Официальные лица страны были настолько довольны политическим и экономическим успехом соревнований, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады в Греции. Но МОК законодательно ввёл ротацию между государствами, и каждые 4 года Игры проводятся в разных странах. Место проведения выбирает МОК, право организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр в среднем 16-18 дней.

Национальных сборных тогда не было, и спортсмены выступали каждый за себя: «Тогда еще не было каких-то общепринятых правил. За основу были взяты греческие традиции, которые организаторы попытались, так сказать, интернационализировать. Всего было проведено 43 соревнования в 9 дисциплинах».

Германия, в которой было самое массовое на то время спортивное сообщество в мире, бойкотировала Игры, так как там превалировали «английские» виды спорта. Однако немецкие спортсмены, приехавшие в Афины по личной инициативе, по числу завоеванных медалей были третьими. Причем немец Карл Шуман занял четыре первых и одно третье место в гимнастике, борьбе и поднятии тяжестей.

«Требовать от народов любить друг друга - наивно. Требовать же от них взаимного уважения - отнюдь не утопия. Но, чтобы возникло уважение, нужно сначала познакомиться друг с другом. А это и есть подлинная основа для установления прочного мира», - заявлял Пьер де Кубертен.

Президент МОК Томас Бах, в прошлом чемпион мира и Олимпийских игр по фехтованию, как-то сказал: «Для Пьера де Кубертена самым важным было воспитательное значение спорта и его объединяющая роль. Все остальное, что сейчас можно прочесть или услышать - не более, чем догадки».

Тем не менее, историки из Немецкой высшей спортивной школы в Кёльне, отмечают, что для французского аристократа не последнюю роль играла и военная подготовка молодежи: «Де Кубертен был не только космополитом и интернационалистом, как это принято считать сегодня. Он был продуктом своего времени - французским патриотом. Найдено немало письменных свидетельств тому, насколько болезненным для него было поражение Франции во франко-прусской войне 1870-71 годов».

Законы и правила олимпийского движения собраны в едином кодексе – Олимпийской хартии. В нее включены основополагающие принципы, подробные правила и официальные разъяснения, принятые МОК. В хартии прописаны организациюяи функционирование олимпийского движения и условия проведения Олимпийских игр. В ней также сформулированы основные задачи олимпийского движения - укрепление мира и соединение спорта с культурой и образованием. Олимпийская хартия является первым в истории документом, в котором говорится о занятии спортом как об одном из прав человека.


Выдержка из текста Олимпийской хартии 1979 г. раскрывает основные цели олимпийского движения:

  • Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта;
  • Воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира;
  • Всемерное распространение олимпийских принципов для создания доброй воли между народами;
  • Созыв спортсменов мира раз в 4 года на великом празднике спорта - Олимпийских играх.

Можно сказать, что сейчас зрелищная сторона Олимпийских игр затеняет их философское содержание. Слово «олимпизм» не очень распространено. Олимпийские игры известны по всему миру в качестве масштабного спортивного мероприятия.

Олимпийский идеал никогда не рекламировался так, как сами Игры. Даже в годы проведения первых Олимпиад этот философский термин мало освещался и был известен лишь небольшому кругу инициаторов олимпийского движения. Тот факт, что Олимпийские игры 1900, 1904 и 1908 годов были приурочены к международным выставкам и ярмаркам, свел на нет ценность олимпийского идеала. Периодические выступления Кубертена с речами были малоизвестны. Олимпийские конгрессы в течение первых 30 лет уделяли внимание проблемам Игр как организации зрелищных событий, но никак не уточнению идей олимпизма.

Сам МОК ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, и это нашло отражение в Олимпийской хартии: «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертэном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

Там же дается объяснение, чему, по замыслу Кубертена, должны служить Игры:

  • содействовать физическому и нравственному развитию участников;
  • демонстрировать честное спортивное поведение участников;
  • стимулировать интерес к искусству;
  • способствовать развитию любительского спорта - спорта для удовольствия, а не для денег;
  • укреплять мир между народами и добрую волю.

Кубертен считал, что спорт, и в частности, спортивные соревнования, будут содействовать «гармоничному развитию взрослого человека (equilibrium of the adult)», «формировать характер и укреплять нравственные силы». Кубертен считал, что «олимпизм может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы, но только при том условии, что каждый человек развивает свои представления о чести и спортивной незаинтересованности не в меньшей степени, чем мышечную силу». Другими положительными сторонами личности человека, проистекающими из занятий спортом, были для Кубертена «инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежение к возможным опасностям».

Для Кубертена связь спорта с искусством была столь важна, что он выступал за проведение художественных конкурсов во время Олимпийских игр. Сегодня Игры обязательно сопровождаются выставками и другими культурными мероприятиями, но они никак не являются предметом соревнований. Кубертен мечтал о том, чтобы спортсмены и деятели искусства совместно создавали красоту. Эстетическое восприятие красоты спортивного представления должно вдохновлять композиторов, художников, скульпторов и литераторов. Это очень косвенно отражено сейчас в церемониях открытия и закрытия Игр.

Кубертен считал, что профессиональные спортсмены не должны участвовать в Олимпийских Играх. Он был убежден, что, когда спорт становится средством материального благополучия, намерения атлета скомпрометированы: победа неизбежно становится важнее, чем участие. Кубертен был убежден, что только любители могли быть допущены к участию в Играх. Он также верил, что спортсмены, встречаясь на соревнованиях, лучше узнают друг друга, и это общение приводит к взаимоуважению.

 


В наши дни использование Олимпийских игр в целях политических игр является чрезвычайно негативном моментом – Россия вполне ощутила это на себе в связи с запретом на участие наших спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхяне.

«Спорт - вне политики», — заявил барон де Кубертен, наивно полагая, что никакие международные конфликты не помешают состязаниям. Однако уже в начале XX века из-за Первой мировой войны отменили Олимпийские игры, которые должны были проводиться в Берлине. Сегодня позиция МОК «мы занимаемся спортом, а не политикой» нуждается в многочисленных комментариях. В последние годы публичные заявления ряда официальных лиц убеждают в том, что спорт остается политическим средством. Открытое признание политической подоплеки некоторых решений привело бы к большему взаимопониманию, чем умалчивание политических интересов.

В Олимпийской хартии, других официальных документах, а также в выступлениях руководящих деятелей современного олимпийского движения, как правило, подчеркивается необходимость сохранения ориентации движения на гуманистические идеи Кубертена, который сказал: «Самая важная вещь в жизни - не победа, а борьба. Главное - не победить, а отважно бороться».

«Цель олимпийского движения, – записано в Олимпийской хартии, – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».

Современный олимпизм представляет собой жизненную философию, объединяя спорт с культурой и образованием, пропагандирует образ жизни, в основе которого лежит радость от усилия и преодоления, ценность хорошего примера и уважение к всеобщим этическим принципам. Олимпизм ставит своей целью становление спорта на службу гармоничного развития, создание мирного общества, которое заботится о сохранении человеческого достоинства.

Цель олимпийского движения - способствовать построению лучшего мира при помощи воспитания молодёжи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры.

Олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.

В организационную структуру олимпийского движения входят: МОК, национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по олимпийским видам спорта. В олимпийском движении могут принимать участие и другие международные спортивные организации, разделяющие его цели и задачи.

Х. А. Самаранч в одном из своих выступлений, отвечая на вопрос, как он относится к словам Кубертена «Олимпизм – это не организация, а образ мышления», сказал: «У нас есть философия, и с годами она не изменилась. Ее суть – вера в спорт. И все мы, кто придерживался этой философии, понимаем, что история доказала нашу правоту: спорт ныне стал одним из наиболее важных социальных явлений в жизни человечества. Кроме всего прочего, наша философия исходит из того, что спорт – это неотъемлемая часть процесса воспитания молодежи, фактор укрепления мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами» (1989).

По мнению Отто Шимичека, «Олимпийская идеология выражает идеалистическую философию и является оазисом в современном материалистическом и разрушительном мире» современного общества, в котором люди поглощены корыстными, утилитарными заботами и которое страдает от «всеобщей материализации» интересов, побуждений (1980).

Как «единственный оплот идеализма в нынешнем материалистическом мире» оценивал олимпийскую философию и бывший президент МОК Эвери Брендедж (1963).

Кубертен, предлагая возродить Олимпийские игры, сразу столкнулся с проблемой. Предложение одобрили, пожелали ему успехов, но в действительности мало что поняли. Замысел восприняли, как предложение провести еще одно зрелищное шоу в формате Олимпийских игр, хотя Кубертен предлагал возродить не форму, а благородный дух Олимпийских игр Древней Греции, осознавая их значение как средства воспитания, совершенствования человека и социальных отношений. «Доброжелательные, но предубежденные, - писал Кубертен, - они не могли осознать мою идею - отделить сущность олимпизма от его древних форм».

Кубертен предлагал организовать Олимпийские игры на основе принципов, которые воспитывают «более мужественное, более сильное во всех отношениях, более добросовестное и более великодушное человечество».

Но то, что во главу угла стали ставить победу, вызвало резкую критику со стороны Кубертена. На Олимпийском конгрессе в Гавре (1897 г.) он негативно оценил Олимпийские игры в Афинах, утверждая, что «все усилия были сконцентрированы на организации спортивной стороны мероприятия в его историческом контексте; не было ни конгресса, ни конференции, ни признаков моральной или воспитательной цели». Критически Кубертен оценил и Игры II Олимпиады в Париже, проведенные в рамках Всемирной выставки в 1900 году: «мы поняли, что никогда больше Олимпийские игры не должны быть в зависимости или в подчинении ярмарки (выставки), ибо тогда их философское наполнение исчезает, а воспитательное значение оказывается равно нулю».

В наши дни наблюдается еще большее снижение внимания к гармоничному развитию спортсменов-олимпийцев и подчеркивание культа победы и материальных наград на основе спортивных достижений. Олимпийское движение превращается из социально-педагогического и воспитательного, каким его задумал Кубертен, в спортивно-коммерческое.


Из новой редакции Олимпийской хартии исключено гуманистическое положение, находившееся в предыдущем варианте (1979 г.): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

В 1949 г. официальные конкурсы в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке («пятиборье муз»), которые шесть раз включались в программу Олимпийских игр, были заменены на неофициальные выставки. Токийский кубок, который присуждался спортсмену, «чье поведение во время Олимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований» получили всего три спортсмена, в 1974 г. этот кубок был отменен сессией МОК.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.