Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-07-08 | 128 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
V. Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.
Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы считаете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.
Элементы ответа | ||
1. Может быть приведено другое суждение, например: — реформа 1861 г. была проведена с учетом интересов крестьян; — реформа 1861 г. была проведена с учетом интересов как дворян, так и крестьян | ||
2. Ученик может выбрать одно из названных или иное суждение, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: При выборе суждения, изложенного в задании: — дворяне применяли труд временнообязанных крестьян; — дворяне получили высокие выкупные платежи; — значительная часть дворян получила отрезки крестьянской земли; — дворяне остались привилегированным сословием При выборе других, не приведенных в задании суждений: А. Реформа 1861 г. была проведена с учетом интересов крестьян: — крестьяне были освобождены от крепостной зависимости; — крестьяне получили право распоряжаться своим имуществом; — крестьяне получили право заключать сделки (выступать как юридическое лицо); — крестьяне получили право переходить в другие сословия (мещан, купцов); — в некоторых губерниях крестьяне получили часть помещичьей земли Б. Реформа 1861 г. была проведена с учетом интересов как дворян, так и крестьян: — крестьяне были освобождены от крепостной зависимости;
— но крестьяне вынуждены были выплачивать выкупные платежи, нести повинности в пользу помещиков; — дворяне лишились возможности использовать даровой труд крепостных крестьян; — дворяне получили возможность направить выкупные платежи на перестройку собственного хозяйства | ||
Указания к оцениванию | Баллы | |
Названо суждение, альтернативное суждению, приведенному в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 3 подтверждающих его аргумента | 4 | |
Названо суждение, альтернативное суждению, приведенному в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 1— 2 подтверждающих его аргумента. | 3 | |
Альтернативное суждение не названо, но приведено 2 или более положений, свидетельствующих о том, что учащийся, по существу, придерживается определенного суждения | 2 | |
Альтернативное суждение не названо, выбор позиции не заявлен, приводится одно, любое положение о социальной направленности реформы 1861 г. | 1 | |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
VI. В царском Манифесте «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», изданном 19 февраля 1861 г., подчеркивалось, что крестьянская реформа проводится по инициативе власти и доброй воле дворянства. Была высказана надежда, что крепостные крестьяне «поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта».
Какие другие суждения о причинах и характере крестьянской реформы вы знаете? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите факты, подтверждающие их.
Элементы ответа | ||
1. В качестве альтернативных суждений о причинах крестьянской реформы может быть указано, что: - реформа носила вынужденный характер, ее проведение диктовалось не столько доброй волей власти, сколько рядом объективных причин;
- далеко не всё дворянство поддерживало реформу | ||
2. Экзаменуемый может отдать предпочтение приведенному или иным суждениям (в том числе сочетающим несколько причин), но должен привести в качестве их обоснования факты, например: А. При выборе суждения, изложенного в задании: - подготовка реформ велась по указанию Александра II в течение нескольких лет (с 1857 г.); - в подготовке реформ участвовали многие либерально настроенные представители дворянства (в Главном комитете и губернских комитетах, Редакционных комиссиях); - в ряде случаев дворяне (например, в западных губерниях) сами выступали с инициативой освобождения крестьян. Б, При выборе альтернативных суждений: - важнейшими причинами реформы были протесты, выступления крестьян против крепостного права, принимавшие массовый характер во второй половине 1850-х гг. (бегство крестьян от помещиков и уход в ополчение в годы Крымской войны, отказ выходить - к весомым причинам относилось поражение России в Крымской войне (оно показало отсталость страны, ее хозяйства); - реформа не была бескорыстным «пожертвованием», так как дворяне получали выкуп за землю, оставляли себе отрезки, пользовались отработочными повинностями крестьян. | ||
Указания к оцениванию | Баллы | |
Названо суждение, альтернативное суждению, приведенному в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 2 или более подтверждающих его аргумента | 4 | |
Названо суждение, альтернативное суждению, приведенному в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведен 1 подтверждающий его аргумент. | 3 | |
Альтернативное суждение не названо, но приведено 2 или более фактов, свидетельствующих о том, что учащийся, по существу, придерживается определенного суждения | 2 | |
Приведены единичные, несистематизированные факты, относящиеся к крестьянской реформе. | 1 | |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Задания на анализ исторической ситуации (С6)
I. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
"Дней Александровых прекрасное начало" в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.
|
Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. А. Могут быть названы основные вопросы русской жизни:
| |
Верно названо 3 или более элементов ответа. | 2 |
Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа. | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 |
2. Могут быть приведены следующие или другие примеры, свидетельствующие о попытках решения названных основных вопросов: Александром I:
Декабристами:
| |
Верно названо 3 или более элементов ответа. | 2 |
Верно названо 1 - 2 любых элементов ответа. | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
II. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
1 января 1813 г. российская армия перешла Неман и начала Заграничный поход. Какие цели ставил Александр I, принимая решение о выступлении в поход? Каковы были цели российских воинов, участников похода? Каковы были последствия Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. для международного положения России?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Могут быть названы следующие цели: Александра I: — ослабить позиции Франции в Европе; — восстановить легитимные монархии во Франции, Испании; — создать систему международных договоров с целью согласованных действий при решении спорных вопросов; российских воинов, участников похода: — освободить народы Европы от владычества Наполеона; — разгромить армию Наполеона, чтобы предотвратить возможность новых войн | |
Верно названы 3 или более элементов ответа | 2 |
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
2. Могут быть названы следующие последствия Заграничных походов 1813 — 1814 гг. для международного положения России: — Россия внесла решающий вклад в военный разгром наполеоновской Франции; — Россия в числе стран-победительниц Наполеона определяла судьбу народов Европы после наполеоновских войн; — в состав Российской империи вошло Царство Польское; — Россия принимала участие в создании и деятельности Священного союза; — усилились позиции России на международной арене | |
Верно названы 3 или более элементов ответа | 2 |
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
|
III. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
Участники существовавших в России с 1816 г тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.
Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние движения декабристов на развитие общественной мысли, на внутреннюю политику Николая I? Приведите не менее трех положений.
Элементы ответа | ||
1. Могут быть названы следующие причины поражения выступления декабристов: - недостаточная подготовленность выступления (поскольку декабристы поспешили - ставка декабристов на заговор (и военный переворот); - диктатор С. П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь; - выжидательная тактика декабристов; - решительные действия (жестокие меры) Николая I против декабристов (применение артиллерии); - декабристы не воспользовались поддержкой народа
| ||
2. Может быть указано, что влияние движения декабристов на развитие общественной мысли и внутреннюю политику проявилось: — в осознании представителями общественной мысли несостоятельности идейных — в возникновении (вариант ответа: развитии) революционной традиции в России;
— в появлении новых течений общественной мысли в последующие десятилетия (западники, славянофилы, представители «русского», «общинного» социализма); — в проведении Николаем I политики, направленной на укрепление самодержавной власти | ||
Указания к оцениванию | Баллы | |
Названы 2 причины поражения выступления декабристов и 3 положения о влиянии движения декабристов | 4 | |
Названы 2 причины и 1 — 2 положения ИЛИ названы 1 причина и 3 положения | 3 | |
Названы 2 причины, положения не приведены, ИЛИ названы 1 причина и 2 положения, ИЛИ причины не названы, приведены 3 положения | 2 | |
Названы 1 причина и 1 положение ИЛИ причины не названы, приведены 2 положения | 1 | |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
IV. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1855 г., когда Александр II вступил на престол, крепостническая система хозяйствования находилась в состоянии кризиса.
Какие требования по аграрному вопросу выдвигали представители общественной мысли, разных сословий? Каким образом в положениях Крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра II примирить интересы разных сословий?
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Учащийся может назвать требования представителей общественной мысли, разных сословий: а) требования представителей «охранительного» направления (М. П. Погодин): отменить крепостное право; б) представители либеральной оппозиции (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) выступали за: — отмену крепостного права; — получение крестьянами земли за выкуп; — сохранение помещичьего землевладения; в) представители радикальной оппозиции (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) требовали: — отменить крепостное право; — передать землю крестьянам безвозмездно; г) крестьяне надеялись: — освободиться от крепостной зависимости; — получить землю безвозмездно; — увеличить свои земельные наделы | |
Верно названы требования (одно или более), отразившие 2 или более позиций представителей общественной мысли, разных сословий | 2 |
Верно названы требования (одно или более) без раскрытия различия позиций представителей общественной мысли, разных сословий | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
2. Учащиеся могут ответить, что Александр II пытался примирить интересы разных сословий тем, что: — крестьяне получили личную свободу (без выкупа); — крестьяне получили землю, но за выкуп (высокие выкупные платежи помещики могли использовать для перестройки хозяйства на капиталистической основе); — было введено временнообязанное состояние крестьян (бесплатный труд временнообязанных крестьян был выгоден помещикам); — часть крестьянских земель (отрезки) перешла помещикам; — система отработок, во многом вызванная малоземельем крестьян, обеспечивала помещичьи хозяйства рабочей силой | |
Верно названы 3 или более элементов ответа | 2 |
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
V. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В проектах Крестьянской реформы 1861 гг. нашли отражение разные взгляды на условия ее проведения.
По каким основным вопросам высказывались разные (альтернативные) предложения при подготовке реформы?
Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?
Элементы ответа и указания к оцениванию | |
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Верно названы 3 элемента ответа. | 2 |
Верно названы 1 - 2 любых элемента ответа. | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 |
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Верно названо 4 или более элементов ответа. | 2 |
Верно названо 1 - 3 любых элемента ответа. | 1 |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Задания на сравнение (С7)
IV. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в.
Назовите общие черты и различия.
Элементы ответа и указания к оцениванию | Баллы | |
1. Общее в положении крестьян:
| ||
Верно названо 3 или более элементов ответа. | 2 | |
Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа. | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
2. Различия в положении крестьян: |
| |
1861 – 1881 гг. | После Положения 1881 г. | |
|
| |
|
| |
|
| |
Верно названо 2 или более парных или непарных элементов ответа. | 2 | |
Верно назван 1 парный или непарный элемент ответа. | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840—1850-е гг. и в 1861—1880-е гг.Укажите, что было общим, а что — различным.
Элементы ответа и указания к оцениванию | Баллы | |
1. Могут быть названы следующие общие черты, присущие промышленному перевороту в России: — внедрение машин на производстве; — развитие новых видов транспорта (железнодорожное строительство, развитие пароходного сообщения); — постепенная замена труда лично зависимых работников трудом наемных работников; — недостаточное оснащение сельскохозяйственного производства машинной техникой; — сохранение кустарного производства; — сохранение промыслов (промысловые села); — применение внеэкономических методов эксплуатации работников | ||
Верно названо 3 или более элементов ответа. | 2 | |
Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа. | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
2.. Могут быть указаны следующие (и другие) различия этапов промышленного переворота: |
| |
в 1840— 1850-е гг. | в 1861— 1880-е гг. | |
— незначительная доля наемного труда в промышленности | — переход (в основном) к применению наемного труда в промышленности | |
— использование труда крепостных крестьян на помещичьих мануфактурах | — переход к применению труда наемных работников на помещичьих мануфактурах | |
— применение труда посессионных, приписных крестьян | — упразднен труд посессионных, приписных крестьян | |
— создание новых отраслей промышленности (машиностроение) | ||
— основание крупных капиталистических предприятий | ||
Верно названы 3 или более парных или непарных элементов ответа | — 2 2 | |
Верно названы 1 — 2 парных или непарных элемента ответа | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
III. Сравните состояние сельского хозяйства в России с начала XIX в до реформ 1860—1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до конца XIX в. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — различным (укажите не менее трех различий).
Элементы ответа и указания к оцениванию | Баллы | |
1. Может быть названо общее в развитии сельского хозяйства дореформенной и пореформенной России, например: — замедленные темпы формирования капиталистических отношений в сельском хозяйстве; — замедленное внедрение машинной техники в сельское хозяйство; — сохранение помещичьего землевладения; — малоземелье крестьян; — традиционные методы ведения хозяйства большинством крестьян; — существование крестьянской общины | ||
Верно названо 3 или более элементов ответа. | 2 | |
Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа. | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
2. Могут быть названы следующие различия: |
| |
До реформ 1860 – 1870- х гг. | После реформ 1860- 1870-х гг | |
— кризис (вариант ответа: разложение) крепостнической системы хозяйствования | — - перестройка сельского хозяйства на капиталистических основах (при сохранении пережитков крепостничества) | |
— упадок помещичьих хозяйств | — увеличение количества разорившихся помещичьих хозяйств | |
— применение труда крепостных крестьян в помещичьих хозяйствах | — переход помещиков к полукрепостническим методам эксплуатации | |
— незначительное использование наемных рабочих в помещичьих хозяйствах | — более широкое использование наемной рабочей силы в помещичьих хозяйствах | |
— незначительное использование сельскохозяйственной техники, достижений агрономии в хозяйствах помещиков и крестьян | — увеличилось применение сельскохозяйственной техники и достижений агрономии | |
— рост товарности сельского хозяйства | — ускорение роста товарности сельского хозяйства | |
— имущественное расслоение крестьянства | — ускорение социального расслоения крестьянства | |
— отходничество оброчных крестьян не изменяло их сословную принадлежность | — уход освобожденных от крепостной зависимости крестьян на заработки мог изменить их сословную принадлежность | |
Верно названы 3 различия | — 2 2 | |
Верно названы 1 — 2 различия | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
II. Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) с начала XIX в. до реформ 1860—1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — различным (укажите не менее трех различий).
Элементы ответа и указания к оцениванию | Баллы | |
1. Могут быть приведены общие черты промышленного производства: — переход от мануфактуры к фабрике; — постепенная замена ручного труда машинным; — переход к труду наемных работников; — связь значительной части работников с деревней | ||
Верно названо 3 или более элементов ответа. | 2 | |
Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа. | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
2. Могут быть названы следующие различия в состоянии промышленного производства |
| |
с начала XIX в. и до реформ 1860— 1870-х гг. | после Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота | |
— начало внедрения паровых машин на предприятиях | — в основном завершение технического перевооружения предприятий (широкое применение паровых машин) | |
— на предприятиях, принадлежавших государству, применялся в основном труд крепостных крестьян-отходников, посессионных крестьян, приписных крестьян | — на государственных предприятиях использовался труд наемных работников | |
— на предприятиях, принадлежавших помещикам, преобладал труд крепостных крестьян, отрабатывающих на производстве барщину, труд наемных работников использовался в отдельных случаях | — на предприятиях, принадлежавших помещикам, увеличилась численность наемных работников | |
— на мануфактурах, основанных крепостными «капиталистыми» крестьянами, применялся в основном труд крепостных крестьян (помещичьих крестьян) | — на мануфактурах, основанных в дореформенное время крепостными крестьянами, применялся труд наемных работников | |
Верно названы 3 различия | — 2 2 | |
Верно названы 1 — 2 различия | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
VI. Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян в названное время было общим, а что — различным.
Элементы ответа и указания к оцениванию | Баллы | |
Может быть названо общее в положении дворян — дворяне были и остались привилегированным сословием — дворяне не платили подати государству — дворяне не подвергались телесным наказаниям — до и после крестьянской реформы существовало дворянское землевладение — дворяне обладали правом использовать труд зависимых крестьян, после реформы — временнообязанных (отработки, издольщина) | ||
Верно названо 2 или более элементов ответа. | 2 | |
Верно названо 1 любой элемент ответа. | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно. | 0 | |
2. Могут быть названы следующие различия в положении дворянства: |
| |
до реформы 1861 г. | после реформы 1861 г. | |
— крепостническая основа дворянских хозяйств, использование труда крепостных | — перестройка хозяйства на капиталистических основах, переход к использованию труда наемных сельскохозяйственных рабочих | |
— дворяне имели право продавать, покупать крепостных крестьян | — дворяне потеряли право продавать, покупать крепостных крестьян | |
— низкая рентабельность помещичьих хозяйств, разорение части дворянства | — дворяне получили значительные суммы в виде выкупных платежей, часть хозяйств стала более рентабельной | |
— землевладение значительной части дворян увеличилось за счет крестьянских отрезков | ||
Верно названы 2 или более парных или непарных элементов ответа | — 2 2 | |
Верно назван 1 парный или непарный элемент ответа | 1 | |
Элементы не названы или все названы неверно | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!