Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-07-08 | 351 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Весною…молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центра в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку ил вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр…
Летучая пропаганда… стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения. Пропагандист не считал потерянным временем, если ему удавалось возбудить в своих случайных собеседниках - крестьянах или рабочих - какую-нибудь отдельную революционную мысль или даже усилить существующее у них недовольство своим положением…
Оседлая пропаганда велась также в большинстве случаев лицами, не имеющими определенных занятий. Пропагандист поселялся обыкновенно в доме своих родных или сочувствующих ему знакомых. Сравнительно немногие из оседлых пропагандистов имели определенную профессию, занимая должности учителей и фельдшеров…
Пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги».
С1. Кто и когда занимался описываемой в отрывке деятельностью, какое название она получила?
С2. На основе текста источника и своих знаний по истории, кратко охарактеризуйте идейные позиции участников этого движения.
С3. Чем и почему закончилась описываемая в источнике пропагандистская деятельность?
С1
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Может быть указано, что: — речь идет о «хождении в народ»; — это движение началось в 1874 г. | |
Указаны 2 элемента ответа | 2 |
Указан 1 элемент ответа | 1 |
Все элементы ответа названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
|
С2.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть сформулированы следующие суждения: — сострадание к положению народа; — надежды на революционные настроения крестьян; | |
— влияние международного революционного движения на участников «хождения в народ»; — влияние теорий идеологов революционного народничества (М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева) | |
Сформулированы 3 суждения | 2 |
Сформулированы 1 — 2 суждения | 1 |
Все суждения названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие цели: — просвещение народа; — стремление внести революционные настроения в массы | |
Названы 2 цели | 2 |
Названа 1 цель | 1 |
Все цели названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
IV
Из официального документа XIX в:
«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности. 2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается...
10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию
определяется в 15 лет, их коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...
20. Указанные в... статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность»
|
С. 1 Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.
С.2 Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой.
С.З Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны.
С.1.
Элементы ответа | Баллы |
- Речь идет о военной реформе - Автор – Д.Н.Милютин (варианты: Александр II, Д. Н. Милютин и АлександрII) - 1874 г. | |
Верно названы 3 элемента | 2 |
Верно названы 1 –2 элемента | 1 |
Элементы не названы, или названы неверно | 0 |
С.2
Элементы ответа | Баллы |
- Переход от принципа рекрутского набора в армию к всесословной воинской повинности - Сокращение срока военной службы - Невозможность выкупа от военной повинности | |
Верно названо 3 элемента | 2 |
Верно названы 1-2 элемента | 1 |
Элементы не названы, или все названы неверно | 0 |
С.3
Элементы ответа | Баллы |
- Поражение в Крымской войне способствовало осознание Александром II проведение этой реформы - даты: 1853-1856 гг. | |
Верно названо 2 элемента | 2 |
Верно назван 1 элемент | 1 |
Элементы не названы, или названы неверно | 0 |
Задания на представление обобщающей характеристики (С4)
Какие основные проблемы составляли понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.? Укажите мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.
Элементы ответа | ||
1. Могут быть названы основные проблемы, составлявшие понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.: - крепостная зависимость крестьян - малоземелье крестьян - сохранение крестьянской общины | ||
2. Могут быть названы следующие (и другие) мероприятия первой половины XIXв., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос:
- обнародование "Указа о вольных хлебопашцах" (1803 г.) - проведение реформы управления государственными крестьянами (1837 – 1841 гг.) - издание "Указа об обязанных крестьянах" (1842 г.) | ||
Указания к оцениванию | Баллы | |
Названо 3 или более проблем, составляющих понятие "крестьянский вопрос" (часть 1 измерителя), приведены примеры 1 или более мероприятий (часть 2 измерителя). | 4 | |
Названо 2 проблемы из (часть 1 измерителя), приведены 1 или более примеров (часть 2 измерителя). | 3 | |
Названа 1 проблема (часть 1 измерителя), приведены 1 или более примеров (часть 2 измерителя). | 2 | |
Проблемы (часть 1 измерителя) не названы, но приведен 1 или более примеров (часть 2 измерителя). | 1 | |
Элементы не названы, или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл |
Назовите основные направления в развитии архитектуры в России в XIX в. Приведите примеры памятников архитектуры, относящихся к этим направлениям, укажите названия городов, где были построены указанные памятники архитектуры.
Элементы ответа | |
1. Могут быть названы основные направления в развитии архитектуры в первой половине XIX в.: - поздний классицизм (вариант ответа: ампир) - русско-византийский стиль - псевдо русский стиль | |
2. Могут быть приведены примеры следующих или других памятников архитектуры и названия городов, где эти архитектурные сооружения были возведены: Поздний классицизм (ампир) - здание Большого театра в Москве Русско-византийский стиль - храм Христа Спасителя в Москве Псевдо русский стиль - здание Исторического музея в Москве | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названо 3 или более направлений в развитии архитектуры в XIX в. (часть 1 ответа), приведены примеры трех или более сооружений и названия городов, где эти архитектурные сооружения были возведены (часть 2 ответа). | 4 |
Названы 2 направления в развитии архитектуры в XIX в. (часть 1 ответа), приведены примеры сооружений и названия городов, где они были возведены (часть 2 ответа). | 3 |
Названо 1 направление в развитии архитектуры в XIX в., приведены примеры сооружений, относящихся к этому направлению, имена архитекторов и названия городов. | 2 |
Направления в развитии архитектуры в XIX в. не названы, приводятся отдельные, несистематизированные, но верные по существу примеры архитектурных сооружений XIX в. | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
|
Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие направления преобразований Александра I: — в сфере государственного управления; — в социальной сфере; — в сфере образования | |
2. Могут быть приведены следующие преобразования по каждому из направлений: в сфере государственного управления: — поручение Сперанскому разработать проект, в основе которого принцип «разделения властей»; — образование Государственного совета; — проведение министерской реформы; в социальной сфере: — издание указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»; — запрещение печатать объявления о продаже крепостных крестьян — освобождение крестьян в прибалтийских губерниях; — учреждение военных поселений; в сфере образования: — открытие лицея в Царском Селе; — включение в университетский устав положения об автономии университетов; — разрешение распространять иностранные книги в России; — образование учебных округов | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы 2 основных направления преобразований и приведены 3 примера наиболее важных преобразований (к одному из направлений) | 4 |
Названы 2 направления и 2 примера ИЛИ названы 1 направление и 3 примера | 3 |
Названы 2 направления и 1 пример, ИЛИ названо 1 из направлений и 2 примера, ИЛИ направления не названы, приведены 3 примера | 2 |
Названо 1 из направлений и 1 пример, ИЛИ названы 2 направления, примеры не приведены, ИЛИ направления не названы, приведены 2 примера | 1 |
Назван только 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-х - 90-х гг. XIX в. и фамилии представителей этих направлений.
Укажите, каковы были политические цели и способы их достижения у представителей
одного из направлений (по выбору).
Элементы ответа
| ||
1. Могут быть названы следующие основные направления общественной мысли в России в середине 80-х – 90-х гг. XIX в. и следующие или другие фамилии их представителей:
| ||
2. Могут быть указаны политические цели и способы их достижения для направлений, например: Либеральное направление: Цели:
Способ достижения целей:
Консервативное (охранительное) направление: Цели:
Способ достижения целей:
Радикальное направление: Цели:
Способ достижения целей:
| ||
Указания к оцениванию | Баллы | |
Названо 3 или более направлений общественного, указаны 1 или более фамилий представителей направлений (часть 1 ответа), приведено в общей сложности 3 или более элементов из части 2 ответа. | 4 | |
Названы 2 направления, указаны фамилии 1 – 2 или более представителей направлений (часть 1 ответа), приведено 3 или более положений (часть 2 ответа). | 3 | |
Названо 1 направление, но указаны фамилии 1 или более представителей направления (часть 1 ответа), приведено 2 или более положений (часть 2 ответа). | 2 | |
Направления не названы (часть 1 ответа), приводятся отдельные несистематизированные, но верные по существу положения (часть 2 ответа). | 1 | |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Назовите основные международные проблемы, составляющие содержание Восточного вопроса во внешней политике России в XIX в. Назовите итоги одной из войн, проходивших в XIX в., целью которой было решение Восточного вопроса.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. В качестве основных международных проблем, составлявших содержание Восточного вопроса во внешней политике России в XIX в., могут быть названы: — противоречия между Россией и Турцией из-за права прохождения военных судов России через проливы Босфор и Дарданеллы; — противоречия между Россией, с одной стороны, и Турцией, Англией, Францией, Австрией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове; — поддержка Россией освободительной борьбы православных народов Балканского полуострова против турецкого владычества | |
2. Могут быть приведены итоги одной из войн, проходивших в XIX в., например Крымской войны (1853—1856): — Россия потеряла южную часть Бессарабии; — Россия потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии; — России запрещено иметь на Черном море военно-морские силы, арсеналы, крепости; — ослаблена роль России на Балканах и Ближнем Востоке | |
Названы 2 или более международных проблем (часть 1 содержания ответа) и 2 или более итогов одной из войн (часть 2) | 4 |
Названы 2 или более международных проблем и 1 итог одной из войн | 3 |
Названа 1 международная проблема и 2 или более итогов одной из войн | 2 |
Названа 1 международная проблема и 1 итог одной из войн ;; | 1 |
Назван только один элемент из части 1 или части 2 или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Назовите основные военные операции, сражения Отечественной войны 1812 года.
Объясните, какие из них и почему стали поворотными в ходе войны.
Элементы ответа | |
1. В качестве основных сражений и военных операций могут быть названы: - Смоленское сражение; - Бородинское сражение; - Тарутинский марш-маневр; - сражение у села Тарутина; - бои за Малоярославец; - бои у реки Березины | |
2. Может быть отмечено, что: - поворотными могут считаться сражения у села Тарутина и за Малоярославец; - названные сражения привели к переходу инициативы в руки российской армии; - после этих сражений Наполеон вынужден был повернуть на уже разоренную его войсками Смоленскую дорогу и отступать из России | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы 3 или более сражений (часть 1 содержания ответа) и 2 или более суждений о поворотных сражёниях (часть 2 содержания ответа) | 4 |
Названы 3 или более сражений и 1 суждение о поворотных сражениях или названы 2 сражения и 2 или более суждений о поворотных сражениях | 3 |
Названы в общей сложности 3 элемента ответа из части 1 или части 2 содержания ответа | 2 |
Названы 1-2 любых элемента ответа | 1 |
Элементы не названы, или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл |
. Назовите причины и результаты Крымской войны 1853 – 1856 гг.
Ответ (критерии оценивания)
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие причины: - противодействие Турции стремлению России решить в своих интересах проблему проливов Босфор и Дарданеллы (добиться права бесконтрольного прохода российских военных судов через проливы) - стремление Англии и Франции ослабить влияние России на Балканах - стремление Англии и Франции ослабить влияние России на Ближнем Востоке - споры между православным и католическим духовенством из-за Святых мест в Иерусалиме и Вифлееме | |
В качестве результатов Крымской войны могут быть названы - Россия потерпела поражение в Крымской войне Россия лишилась: - права иметь арсеналы на Черном море - права иметь флот на Черном море - части территории Бессарабии | |
Указания к оцениванию Названы 2 или более причин (часть 1)и 3 или более результатов войны (часть 2) Названы 2 или более причин и 1-2 результата войны Названа 1 причина и 2 или более результатов войны Названа 1 любая причина и 1 результат войны Названы только 1 причина или только 1 результат, элементы не названы или названы неверно Максимальный балл | 4 3 2 1 0 4 |
Задания на рассмотрение исторических версий и оценок (С5)
I. Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны.
Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны?
Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений
Элементы ответа | |
| |
2. Ученик может выбрать одно из названных или любое иное суждение, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: Стратегические просчеты Наполеона:
Талант российских полководцев:
Героизм российских воинов:
Патриотизм россиян:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названо 2 или более суждений (часть 1 ответа), сделан выбор суждений, приведено 2 или более аргументов для каждого избранного суждения (часть 2 ответа). | 4 |
Названо 2 или более суждений (часть 1), сделан выбор суждения, приведен 1 аргумент для избранного суждения (часть 2). | 3 |
Названо 1 суждение (часть 1), сделан выбор суждения, приведено 2 или более аргументов (часть 2) | 2 |
Названы отдельные несистематизированные, но верные факты. | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
II. В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой».
Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Могут быть приведены суждения о том, что возникновение движения декабристов было обусловлено: — противоречиями российской действительности, в первую очередь между насущными потребностями национального развития России и самодержавно-крепостническим строем; — влиянием на идейное становление декабристов либеральных идей в ходе проведения реформ Александром I (в первый период царствования); — впечатлениями Отечественной войны 1812 г., ускорившими идейное становление декабристов; — восприятием участниками движения декабристов опыта социально-политического развития стран Европы, Латинской Америки 2. Ученик может выбрать одно или несколько из названных суждений или сформулировать иную точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие аргументы, например: А. При выборе суждения о том, что движение декабристов было обусловлено противоречиями российской действительности: — крепостническая система хозяйствования осознавалась как тормоз экономического развития России; — участники тайных обществ воспринимали крепостную зависимость крестьян как аморальное, позорное для России явление; — отход императора от проведения либеральных реформ привел к выводу о том, что прогрессивные преобразования могут осуществить лишь участники тайных обществ Б. При выборе суждения о том, что на идейное становление декабристов повлияли впечатления Отечественной войны 1812 г.: — во время Отечественной войны происходило сближение представителей сословий; — декабристы пришли к убеждению, что русский народ, отстоявший независимость России, освободивший страны Европы от владычества Наполеона, достоин лучшей участи В. При выборе суждения о том, что движение декабристов было обусловлено восприятием ими опыта политического развития стран Европы, Латинской Америки: — декабристы восприняли идеи века Просвещения, Французской революции конца XVIII в.; — революционные события в странах Европы (Испании, Пруссии), Латинской Америки оказали влияние на декабристов; - — во время Заграничных походов русской армии 1813 — 1814 гг. будущие декабристы воочию убедились, что народы европейских стран обладают большими свободами, чем народы России | |
Названо 1 или более суждений, альтернативных точке зрения, приведенной в задании, сделан выбор предпочтительного суждения (или предпочтительных суждений), приведены 2 или более подтверждающих его (их) аргументов | 4 |
Названы 1 или более суждений, альтернативных точке зрения, приведенной в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведен 1 аргумент, его подтверждающий | 3 |
Альтернативное суждение не названо, но приведены 2 или более положений, свидетельствующих о том, что учащийся, по существу, придерживается определенной точки зрения | 2 |
Общего суждения нет, выбор суждения не заявлен, приводятся лишь отдельные верные положения о причинах возникновения движения декабристов | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
III. Поддержка Николаем I борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его "знаменосцем свободы".
Какие другие суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и проявлениям инакомыслия в России вам известны?
Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Элементы ответа | |
1. Может быть указано, что многие современники и историки считали Николая I противником и гонителем освободительного движения и проявлений инакомыслия, что выражалось: А. в действиях Николая I, направленных на подавление освободительных движений в странах Европы Б. в политике Николая I, направленной на подавление инакомыслия в России | |
2. Ученик может выбрать одно из названных или любое иное суждение, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: А. Действия Николая I против освободительного движения в странах Европы: - участие России в деятельности «Священного союза» - подавление революционных выступлений в Царстве Польском в 1830 – 1831 гг. - участие российских войск в подавлении восстания в Венгрии в 1849 г. Б. Политика Николая I, направленная на подавление инакомыслия в России: - репрессии в отношении участников тайных обществ, кружков - ужесточение цензуры - деятельность III отделения С. Е. И. В. канцелярии - усиление корпуса жандармов | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названо по меньшей мере 2 суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и инакомыслию в России (часть 1 ответа), сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 2 или более подтверждающих его аргументов (часть 2 ответа). | 4 |
Названо 1 альтернативное суждение (часть 1 ответа), сделан выбор предпочтительного суждения, приведен 1 или более аргументов для его обоснования (часть 2 ответа). | 3 |
Названо 1 альтернативное суждение (часть 1 ответа), выбор суждения не сделан, но приведены 1 – 2 или более положений, фактов, свидетельствующих о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения (часть 2 ответа). | 2 |
Общие суждения отсутствуют, выбор позиции не заявлен (часть 1 ответа), приводятся отдельные, несистематизированные, но верные по существу положения (часть 2 ответа). | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!