Специфические приемы развития речи детей раннего возраста — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Специфические приемы развития речи детей раннего возраста

2020-07-08 76
Специфические приемы развития речи детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфические приемы развития речи детей раннего возраста

К специфическим приемам развития речи детей раннего возраста можно назвать следующие:

1. Показ и рассматривание предмета

Этот прием помогает наладить и укрепить контакт с ребенком. Когда взрослый что-то показывает и называет, у ребенка возникает интерес и положительные эмоции, которые он переносит на взрослого.

2. Выполнение действий с предметом

После выполнения совместно со взрослым тех или иных действий с предметом, ребенок переносит этот опыт в самостоятельную деятельность, в том числе в предметно-игровую. Это способствует развитию предметной игры и взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, которые возникают в первую очередь именно в процессе общей деятельности.

3. Просьбы, поручения

Этот прием помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, учит правильно обращаться с просьбой ко взрослому или сверстнику, что приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, необходимого в общении детей со взрослыми и друг с другом в условиях совместной деятельности.

4. Вопросы–ответы

Данный прием используется дли активизации речи ребенка: помогает в усвоении правил диалогической речи, позволяет развить умение вслушиваться в речь взрослого и сверстника, развивая социальную ориентировку.

5. Опосредованное общение через игрушку

Прием помогает создать непринужденную и естественную обстановку, установить контакт с ребенком, что очень важно для развития вербального и невербального общения, а также способствует повышению познавательного интереса.

6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий.

Использование этого приема направлено на формирование необходимых стереотипов поведения, так как ребенок привлекается к выполнению правил и образцов, а это способствует непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, что формирут у ребенка произвольную регуляцию и контроль за деятельностью и поведением. Комментирующая речь взрослого по поводу действий ребенка и выполнения им отдельных операций оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние малыша, если она конкретна и позитивна. Желание услышать от взрослого положительную оценку в свой адрес способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.

Прием вербализации действий целесообразно использовать в процессе одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь взрослого не должна быть стереотипной. Так, фразу Пойдем мыть руки можно заменить на Вымоем ручки, Сейчас мы пойдем мыть руки, Перед едой нужно помыть ручки и т. д.

В процессе организации всех форм детской жизнедеятельности необходимо обращать внимание на реализацию различных функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей. В этом случае речь становится средством стимуляции речевой активности детей и организации их собственного поведения.

Речь взрослого по своей форме и значению может как ограничивать действия ребенка (Нет, нельзя!), так и побуждать к действиям, сопровождать действия и завершать их (Будем умываться – Умываемся – Умылись). Адекватное выполнение действий ребенком говорит о правильном восприятии и понимании обращенной к нему речи.


Развитие понимания обращенной к ребенку речи

И знаний об окружающем

Этапы

1 Различение интонаций голоса взрослого, узнавание своего имени.

2 Запоминание названий знакомых ребенку игрушек и окружающих предметов, находящихся в определенном месте, их показ по просьбе взрослого.

3 Запоминание слов, обозначающих членов семьи, близких людей (Где мама?, Где папа?, Где баба?, Где деда?, Где сестричка? и т.д.).

4 Запоминание названий игрушек и окружающих предметов вне зависимости от места их расположения.

5 Запоминание простых действий, сопровождаемых вербально (до свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку), их выполнение по словесной инструкции.

6 Запоминание и показ частей лица и тела (например, у куклы, у себя или взрослого).

7 Соотнесение игрушек и предметов окружающей действительности с их изображением на картинках.

8 Запоминание имен близких людей и членов семьи, узнавание их по фотографиям.

9 Включение ребенка в игру со взрослым (прятки; ку-ку; забодаю; ой, боюсь).

10 Выполнение просьбы взрослого, облеченной в форму инструкции (различных манипуляций и действий с предметами, игрушками).

11  Выполнение различных действий с предметами по инструкции взрослого.

12 Рассматривание сюжетных картинок, отображающих различные действия.

13  Ознакомление детей с различными свойствами и качествами предметов в практической деятельности.

 

Специфические приемы развития речи детей раннего возраста

К специфическим приемам развития речи детей раннего возраста можно назвать следующие:

1. Показ и рассматривание предмета

Этот прием помогает наладить и укрепить контакт с ребенком. Когда взрослый что-то показывает и называет, у ребенка возникает интерес и положительные эмоции, которые он переносит на взрослого.

2. Выполнение действий с предметом

После выполнения совместно со взрослым тех или иных действий с предметом, ребенок переносит этот опыт в самостоятельную деятельность, в том числе в предметно-игровую. Это способствует развитию предметной игры и взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, которые возникают в первую очередь именно в процессе общей деятельности.

3. Просьбы, поручения

Этот прием помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, учит правильно обращаться с просьбой ко взрослому или сверстнику, что приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, необходимого в общении детей со взрослыми и друг с другом в условиях совместной деятельности.

4. Вопросы–ответы

Данный прием используется дли активизации речи ребенка: помогает в усвоении правил диалогической речи, позволяет развить умение вслушиваться в речь взрослого и сверстника, развивая социальную ориентировку.

5. Опосредованное общение через игрушку

Прием помогает создать непринужденную и естественную обстановку, установить контакт с ребенком, что очень важно для развития вербального и невербального общения, а также способствует повышению познавательного интереса.

6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий.

Использование этого приема направлено на формирование необходимых стереотипов поведения, так как ребенок привлекается к выполнению правил и образцов, а это способствует непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, что формирут у ребенка произвольную регуляцию и контроль за деятельностью и поведением. Комментирующая речь взрослого по поводу действий ребенка и выполнения им отдельных операций оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние малыша, если она конкретна и позитивна. Желание услышать от взрослого положительную оценку в свой адрес способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.

Прием вербализации действий целесообразно использовать в процессе одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь взрослого не должна быть стереотипной. Так, фразу Пойдем мыть руки можно заменить на Вымоем ручки, Сейчас мы пойдем мыть руки, Перед едой нужно помыть ручки и т. д.

В процессе организации всех форм детской жизнедеятельности необходимо обращать внимание на реализацию различных функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей. В этом случае речь становится средством стимуляции речевой активности детей и организации их собственного поведения.

Речь взрослого по своей форме и значению может как ограничивать действия ребенка (Нет, нельзя!), так и побуждать к действиям, сопровождать действия и завершать их (Будем умываться – Умываемся – Умылись). Адекватное выполнение действий ребенком говорит о правильном восприятии и понимании обращенной к нему речи.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.