Развитие голосовых реакций и собственно речевой активности — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Развитие голосовых реакций и собственно речевой активности

2020-07-08 73
Развитие голосовых реакций и собственно речевой активности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важным разделом логопедической работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и собственной речевой активности ребенка. Коррекционно-развивающая работа должна соответствовать этапам доречевого и раннего речевого развития: недифференцированная голосовая активность, гуление, лепет, лепетные слова, звукоподражания, общеупотребительные слова, простые фразы из двух-трех слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза с лексико-грамматическими недостатками и т.д.

Необходимо стимулировать, активизировать любые посильные для ребенка речевые проявления: голосовые реакции, звукоподражания, слова, элементарные фразы. При этом предусматривается создание педагогических условий, обеспечивающих поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических категорий.

Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается в речевую практику детей, во все виды их деятельности.

Для детей, которые находятся на доречевом этапе развития, каждое занятие по стимуляции лепетной активности начинается с вовлечения ребенка в эмоциональный контакт. При этом можно проводить следующие упражнения:

1 С улыбкой, то наклоняясь к лицу ребенка, то отдаляясь от него, взрослый отчетливо произносит определенные звуки гуления (а, о, у, и, гы, ка) и лепета (ма, бо, пы, да, то, бу). Один и тот же звук и звукокомплекс повторяется несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая ребенка к отраженному произнесению (а-а-а; о-о-о; у-у-у; ма-ма-ма; ду-ду-ду; бу-бу-бу и т.д.).

2 В момент произвольной вокализации взрослый пассивно (своими руками) создает определенные уклады губ для произнесения гласных звуков: а, о, у, и. Для вызывания звука а ребенку помогают широко открыть рот, для вызывания звука «о» - собрать губы в «хоботок».

3 Для стимуляции произнесения слогов ма, ба, и па в моменты голосовой активности ребенка взрослый пассивно (своими руками) производит смыкание губ ребенка. Несколько ритмичных последовательных смыканий и размыканий губ создают возможность произнесения губных звуков: м, п, б.

 

Консультирование учителем-логопедом родителей,

направленное на формирование психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития речи детей первых лет жизни в норме и в условиях дизонтогенеза, а также стимулирования речевой деятельности их детей

При выявлении у ребенка первых лет жизни отклонений в развитии (в частности, задержки в речевом развитии) очень важна адекватность поведения родителей по отношению к своему ребенку, так как успех коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от психологического климата в семье, родительской установки, реакции родителей на проблемы ребенка и динамику его развития.

Следует учитывать, что отклонения в речевом развитии ребенка становятся наиболее заметными тогда, когда ребенок вступает в фазу активного общения с окружающими, но общаться посредством речи не может, а также не может усваивать новые знания на вербальной основе. До этого времени родители и другие члены семьи воспринимают его, как нормально развивающегося (если только нарушения речи не являются вторичными в структуре дефектов, проявляющихся на более ранних стадиях развития, например, при детском церебральном параличе, сенсорных и интеллектуальных нарушениях).

Во многих случаях родители, сталкиваясь с такой проблемой на ранних этапах развития ребенка (например, при прогрессирующей задержке речевого развития), не могут сразу понять ее серьезности и пытаются устраниться от поиска путей ее решения, успокаивая себя и приводя доводы о том, что время для появления активной речи еще не пришло, ребенок еще маленький и не созрел для активного общения, что окружающие его близкие понимают его желания и потребности, которые он пытается до них донести другими невербальными средствами (например, жестами). Откладывая обращение к специалистам, родители тем самым усугубляют ситуацию речевого развития ребенка, упуская наиболее оптимальные сроки раннего коррекционно-развивающего воздействия, являющегося наиболее эффективным.

Подтверждение наличия речевой патологии у ребенка специалистами вводит семью в стрессовую ситуацию, которая влияет на изменение поведения родителей по отношению к ребенку, к окружающим, к друг другу. Многие родители в сложившейся ситуации испытывают чувство беспомощности, В.В. Ткачева (2008) характеризует такое внутреннее состояние родителей как «внутренний» (психологический) или «внешний» (социальный) тупик.

На психологическом уровне стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и на психологический климат в семье, провоцируя травмирующие изменения сформировавшегося и устоявшегося в семье жизненного уклада. При этом в большинстве случаев в жизни отца кардинальных изменений не отмечается: профиль его работы не меняется, он не выпадает из привычных социальных отношений, ритм жизни остается тот же; в силу своей занятости отец мало времени проводит с ребенком (сталкиваясь с его проблемой), особо не стремясь преодолеть коммуникативный барьер, возникающий и усугубляющийся между ним и его ребенком вследствие речевой патологии. В некоторых случаях (при собственной личностной незрелости и инфантилизме) отец может непроизвольно устранятся от непосредственного общения с ребенком, у него может возникать негативизм и раздражение по отношение к ребенку и его матери.

 Иная ситуация у матери ребенка с речевым расстройством. На ней лежат проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей. В большинстве случаев, после выявления речевого недоразвития, именно на мать ложатся специфические обязанности, связанные с организацией и обеспечением условий преодоления имеющегося у ребенка речевого нарушения (общение со специалистами, организация режима жизнедеятельности ребенка с учетом включения его в коррекционно-педагогический процесс, выполнение рекомендаций специалистов и т.п.). Все это приводит к повышению физической и психологической нагрузки матери и стимулирует ее к изменению уже привычного для нее жизненного ритма и уклада.

При адекватной реакции матери на речевую проблему ребенка, она принимает его дефект, ощущает внутреннюю ответственность за судьбу своего ребенка, стремиться к достижению положительных изменений в ситуации его речевого развития и в качестве приоритетных выбирает его потребности и интересы.

 Совершенно противоположным вариантом материнского поведения (свидетельствующего о личностной незрелости женщины) является ситуация неприятие проблемы ребенка, его внутреннее подсознательное отторжение, а в следствие этого материнская депривация (проявляющаяся в ограничении и формализации личностного общения с ребенком), которая может сопровождаться передачей матерью своих функций другим членам семьи /бабушкам, тетям и др./).

В некоторых случаях наблюдается нейтральная (безынициативная) реакция матери на речевую проблему ребенка, особенно при выявлении у него нерезковыраженной речевой патологии. Включение ребенка в коррекционный процесс воспринимается матерью как вынужденная, временная мера, вся ответственность за успешную динамику речевого развития ребенка перекладывается на специалистов. Мать демонстрирует нежелание активно включаться в процесс реабилитации собственного ребенка, формально относится к выполнению рекомендаций специалистов. В данном случае к преодолению речевого расстройства ребенка ее стимулирует не ответственность за его судьбу, а отношение окружающих к дефекту ее ребенка, а, следовательно, мнение о ней самой.

На социальном уровне семья может стать более избирательной в отношении контактов с окружающими и ограничить свое общение. Это свидетельствует о неготовности родителей принять тот факт, что их ребенок имеет специфические особенности развития, отличающие его от сверстников и несоответствующие нормативам, принятым в обществе. Отношения между родителями могут претерпеть изменения (к сожалению, не всегда положительные). В ряде случаев проблема может сблизить родителей и они будут стремиться решать ее совместно (каждый на своем уровне и посредством своих возможностей). Чаще отношения между супругами ухудшаются, немаловажную роль при этом играет снижение статуса матери как родительницы (производящей успешное потомство) в глазах отца ребенка с речевой патологией. При этом ситуация не изменяется даже при высокой оценке женщины, как матери, переориентировавшей свою жизнь в соответствии нуждами и потребностями своего ребенка. Изменившиеся вследствие психологического стресса установки отца могут привести к охлаждению супругов, разводу и уходу из семьи. Кроме того могут ухудшаться отношения между матерью ребенка с речевой патологией и ее собственными родителями или родителями ее мужа. Под воздействием этих факторов у женщины на уровне подсознания может сформироваться устойчивый комплекс вины, ни чем не обоснованный в реальной жизни.

Психологический стресс и негативные изменения в семье могут отрицательно сказываться на соматическом состоянии родителей, появлении и обострении у них соматических и психических заболеваний, что также усугубляет общую ситуацию.

Исходя из вышесказанного, семья ребенка первых лет жизни с отклонениями в развитии (в частности с задержкой речевого развития) имеет свои особенности и нуждается в поддержке и помощи извне, которая должна быть направлена не только на преодоление проблем ребенка, но и на решение психологических проблем родителей и повышение уровня их психолого-педагогической компетенции в общении со своими детьми.

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.