История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-07-07 | 114 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Структура рекламного обращения может быть различной в зависимости от маркетинговых обстоятельств. Поэтому жестких подходов здесь нет. Есть разные подходы.
Существует подход использования позиционного эффекта. Он предполагает, что первая и последняя части рекламной информации запоминаются легче и более прочно. Правая сторона рекламного обращения запоминается приблизительно вдвое легче и лучше левой.
Еще один подход – эффективная композиция. В стандартном варианте она в ключает в себя следующие составные части: слоган, зачин, информационный блок, справочные сведения, эхо-фраза.
Слоган – одно из основных средств привлечения внимания аудитории, особенно при отсутствии цвета, иллюстраций и т.д. Слоган – это краткий рекламный девиз, лозунг, призыв, заголовок.
Зачин – часть обращения, раскрывающая, расшифровывающая слоган и предваряющая информационный блок. Здесь обозначается проблема, на решение которой направлен товар.
Информационный блок – это основной текст. Несет основную нагрузку в мотивации потребителей и передачи информации. Он может быть сколь угодно большого размера, если содержит действительно нужную и интересную информацию для потребителей.
Справочные сведения – адрес, телефон, сайт и т.п. Здесь же: форма и валюта платежа, размер минимальной партии, базисные условия поставки и т.п.
Эхо-фраза – повторяет дословно или по смыслу слоган или основной мотив послания.
В композиции РС могут быть все или не все перечисленные элементы, однако порядок их следует соблюдать обязательно.
Привести свой пример рекламного текста с данной композиционной структурой.
Еще одним подходом является разработка РС таки образом, чтобы сознание потребителя прошло определенные стадии восприятия, гарантирующие эффективность рекламы. Эти стадии восприятия называются моделями восприятия рекламного сообщения. Существуют различные модели. Перечислим основные из них.
|
Основные модели восприятия рекламного обращения
Модель AIDA (attention — interest — desire — action, т. е. внимание — интерес — желание — действие). Предложена американцем Элмером Левисом в 1896 г.
· Рекламное обращение, в первую очередь, должно привлекать непроизвольное внимание: использование контрастов, яркое, оригинальное цветовое оформление; броский рисунок; курьезные решения в расположении обращения; шокирование аудитории и т. п.
· Далее обращение должно удержать ее интерес: содержать обещание удовлетворения потребностей адресата, быть оригинальным, интересным по форме и лаконичным.
· Потом - возбудить желание адресата опробовать рекламируемый товар, стать его владельцем.
· И наконец, в обращении должна быть «подсказка» получателю, что он должен сделать: «позвоните сегодня же», «требуйте в аптеках вашего города», «приходите и убедитесь сами» и т. п.
Модель AIDMA – модификация формулы AIDА.
Схожа с предыдущей моделью, однако расширяет и конкретизирует ее за счет введения пятого компонента — мотивации (motive).
Обе модели относятся к группе моделей, ориентированных на действие (action - oriented). Эти модели недостаточно учитывают сложность процесса принятия решения о покупке и маркетинговые факторы. Если руководствоваться ими, получается, что конечную ответственность за эффективность продаж несет только и исключительно реклама, а это неверно. Поэтому в настоящее время данные модели имеют ограниченное применение.
Модель АССА
Сводит результаты рекламного воздействия к последовательному прохождению сознания потребителей через четыре этапа восприятия:
· привлечение внимания к РС (attention);
· восприятие потребителем основных аргументов (comprehension);
|
· убеждение потребителя, увещевание (convection);
· действие (action).
Недостаток – тот же. Маркетинговые факторы практически не учитываются, что существенно ограничивает применение модели.
Модель DIBABA
Предложена Г.Гольдманом в 1953 г. Сводит результаты рекламного воздействия к последовательному прохождению сознания потребителей через шесть этапов восприятия:
· определение потребностей и желаний потенциальных покупателей;
· отождествление потребительских нужд с предложением рекламы;
· «подталкивание» покупателя к необходимым выводам о покупке, которые ассоциируются с его потребностями;
· учет предполагаемой реакции покупателя;
· вызов у покупателя желания приобрести товар;
· создание благоприятной для покупки обстановки.
Обе эти модели в настоящее время на практике применяются слабо
Модель DAGMAR
Автор – американский рекламист Рассел Колли (1961 г.). Название модели состоит из первых букв слов знаменитой рекламой фразы «Defining advertising goals — measuring advertising results» (что в переводы означает определение рекламных целей - измерение рекламных результатов)
Согласно модели, акт покупки проходит четыре фазы:
· узнавание марки (брэнда) товара;
· ассимиляция — осведомление адресата о качестве товара и о том, насколько ему этот товар нужен;
· убеждение — психологическое предрасположение к покупке;
· действие — совершение покупки адресатом рекламы.
При этом эффект рекламы определяется приростом числа покупателей на каждой из указанных фаз.
Качественное отличие модели DAGMAR от подходов, ориентированных на действия заключается в том, что совершение покупки определяется всеми основными элементами комплекса маркетинга. Реклама в этом комплексе — один из важнейших, но не самодостаточный элемент. Это важнейшее преимущество модели, обеспечившее ей широкое признание в рекламном мире. Последователи Р.Колли, находящиеся на тех же позициях, представляют так называемую дагмаровскую школу.
Модель «сильной рекламы»
Модель наиболее распространена в Северной Америке и применяется для рекламирования товаров небольшой цены и широкого распространения (продукты питания ежедневного спроса, товары для гигиены, стиральные порошки, отбеливатели и т.д.). Суть модели: После того, при восприятии рекламного сообщения в мозг человека, хочет он этого или нет, поступает информация. Вслед за ней непроизвольно возникает эмоциональная реакция. Со временем накапливаясь при повторных контактах с рекламой, она стимулирует непроизвольное желание приобрести товар.
|
Модель «слабой рекламы»
Распространена в Европе и используется для элитных товаров (элитная парфюмерия и косметика, дорогостоящие продукты питания, предметы интерьера и т.д.). Модель предполагает следующую схему воздействия. Единственная задача рекламы – уговорить потребителя попробовать товар. Потребитель, получая осведомленность о товаре из рекламы, должен пойти на «эксперимент» — на опробывание. И только если товар ему понравился, он будет покупать его в дальнейшем. Реклама здесь уже бессильна.
Все перечисленные модели не являются взаимоисключающими и могут использоваться в зависимости от маркетинговых характеристик товара, рынка, потребителей.
27) РК: Значение творческой концепции, характеристика и свойства.
Творческая концепция – это центральная идея о том, как реклама может привлечь внимание покупателя и запомниться ему. Включает творческую идею рекламной кампании, слоган, идеи и фор-экскизы печатной и наружной рекламы, сценарии видео- и аудиороликов, идею и механику промо акции, разработка PR-материалов. В данном направлении работает творческий отдел рекламной компании.
Концепция творческая - один из основных разделов плана рекламной кампании, содержащий предложения по творческому воплощению в рекламе концепции позиционирования товара, выбору брэнд-имиджа.1
Творческая концепция определяется требованиями целевого рынка и идеей позиционирования самого товара или услуги.
Творческая идея всегда являлась важной составляющей процесса создания рекламы, но с каждым годом с ростом конкуренции между производителями товаров и услуг ее значение росло, приобретая грандиозные масштабы. Хорошая идея в настоящее время может приносить огромные доходы компании, рекламу которой будут помнить, а ее составляющие — образы, персонажи, слоганы — помнить наизусть. Но в то же самое время творческая идея, выбранная неудачно, ведет к краху, многомиллионным потерям, невосприятию, а порой к негативному отношению со стороны потребителей.
|
Основной составляющей творческой стратегии является заявление о позиции торговой марки, далее следует разработка самой идеи и в итоге ее реализация.
Специалисты по рекламе вместо термина «творческая идея» предпочитают использовать термин «креатив». В профессиональных сленгах многих профессий широко используется заимствование иностранных слов, что отчасти вызвано отсутствием в русском языке соответствующих терминов, а в какой-то степени — стремлением чисто психологического характера обозначить принадлежность к определенной «касте».
«Креатив» пришел из английского языка, где creative означает «творческий, созидательный».
Для каждой рекламной кампании необходимо разрабатывать творческую стратегию, которая должна:
- использовать наиболее эффективный творческий подход, позволяющий влиять на целевой рынок, повышать имидж товара или достигать цели кампании;
- выразить словами и логически обосновать выбор эмоционального и психологического призыва, творческого подхода;
- объяснить, почему есть уверенность, что именно такой подход и реализация идеи дадут лучшие результаты;
- оценить, соответствуют ли рекламные идеи имиджу товара.
Значение творческой концепции и ее определение
По мнению психологов, творчество — самая приятная и неотъемлемая часть рекламной деятельности. Творчество — это процесс, осуществляемый с помощью воображения, а воображение иногда более важно, чем знание.2
Творческая работа представляет собой совокупность вполне определенных действий:
- необходимость четко понимать и представлять, что именно хочет заказчик;
- доведение его идеи и пожеланий до всей творческой группы (работников агентства и т.п.);
- анализ всех способов реализации идеи;
- выбор одного или нескольких приемлемых решений;
- предложение проектов заказчику, где необходимо ясно представлять не только технические возможности, но и определенные приемы воплощения творческих задумок.
Для рекламодателя найти блестящую творческую идею — значит получить возможность существенно увеличить объем продаж, при этом не выходя за рамки установленного рекламного бюджета.
Творческая идея, будучи частью творческой стратегии, а также содержание рекламного обращения и художественное исполнение являются важным фактором для дальнейшего убеждения потребителя. Говоря об идее, обычно подразумевается необходимость выбора эффективного способа выражения позиции марки и формы рекламы. Редко получается просто взять и изложить на листе бумаги, записать на пленку или снять на камеру позицию марки, а затем на этой основе создать эффективную рекламу.
Для примера обратимся к возможной формулировке позиционирования квадроцикла Mountain и представим ее в виде рекламного объявления: «Вниманию любителей качественной и удобной автомобильной техники: Mountain — это многофункциональная и безопасная техника повышенной проходимости». Такое объявление может появиться в газете, на рекламном щите и на ТВ, но также и на фонарном столбе среди множества объявлений о продаже разнообразных товаров. Понятно, что в данном случае не хватает «изюминки». Тогда-то творческая идея способна «вдохнуть жизнь» в объявление и превратить его в яркую и запоминающуюся рекламу.
|
Хорошим примером творческой идеи можно назвать телевизионную рекламу консервированных овощей Bonduelle, «не только вкусных, но и дающих силу и бодрость». Выгода — свежие и питательные овощи — в ролике удачно представлена и обыграна с помощью идеи: бегущих и прыгающих, т.е. энергичных и здоровых овощей (горошка, кукурузы, фасоли). 3
Как и любая другая составляющая рекламного процесса, творческая идея (хотя последующее можно применить к любой другой идее вообще) должна обладать определенными характеристиками и свойствами.
Характеристика и свойства творческой идеи рекламной компании:
1. Новизна. Творческий процесс предполагает поиск или создание новых, ранее не использованных идей, образов, концепций. Трудно представить, что можно сделать с телевизионной рекламой, чтобы потребитель смотрел ее, раскрыв рот. В таком случае новаторские идеи можно применить к ранее использованным приемам, рассмотрев их под другим углом. Так, в свое время появлялись сюжеты с нарушенной хронологией процессов, происходящих на экранах, замедленные кадры, позже стала использоваться анимация, применяться компьютерная графика и т.д. Здесь можно выделить:
- потенциальные возможности идеи, побуждающие к поиску и нахождению новых методов и приемов воплощения;
- оригинальность. Нет компании, которая хотела бы, чтобы ее идеи сравнивали с идеями предшественников.
Следует помнить, что похожую рекламу можно запечатлеть, однако не факт, что в уме потребителя останутся необходимые товар или название компании. Оговорка: некоторые компании умышленно дают такое название своему товару, которое будет отличаться от известного, уже присутствующего на рынке одной-двумя буквами или которое будет созвучно.
2. Эффективность. Идея эффективна, если предполагает решить возникшую проблему и если поставленная цель будет достигнута. Критериями эффективности выступают:
- применимость идеи, возможность ее воплощения;
- логичность идеи, которая на практике может оказаться вовсе не тем, что требовалось для привлечения внимания потребителя;
- ценность. Данную характеристику можно увязать со всеми предыдущими, так как именно ценная творческая идея окажется и оригинальной, и применимой, и вполне логичной, а главное — результативной.
3. Эстетичность:
- привлекательность;
- степень сложности /простоты идеи;
- изящество;
- выразительность;
- органичность.
Концепция «актуальность — оригинальность — воздействие» может помочь описать то, что делает идеи творческими в рекламе.
В связи с тем что реклама представляет собой область деятельности, которая пытается донести нужное обращение нужному человеку в нужное время, целью становится убеждение, в результате чего происходит изменение отношения к марке, возникновение заинтересованности или продажа. Идеи в этом случае должны выражать что-то важное, иными словами, быть актуальными.
В создании рекламного обращения важно понимать и чувствовать, чему отдают предпочтение люди. Если что-то нравится создателям рекламы, но не находит отклика у целевой аудитории, то идея просто не срабатывает.
Оригинальность уже отмечена как важная характеристика творческой идеи. Неоригинальной можно считать рекламу, в основе которой лежит общеизвестная или очевидная идея. К сожалению, оригинальная идея при неоднократном копировании превращается в клише, но, несмотря на негативное отношение со стороны профессионалов, копирование идей становится часто применяемой формой рекламы.
28) Понятия, уровни и виды контроля РД. Особенности контроля в сфере РД. Цели контроля. Тактический и стратегический контроль рекламы. Объекты контроля в сфере РД. Внешний и внутренний контроль. Элементы контроля.
Контроль РД - это неотъемлемая часть рекламного менеджмента.
Специфическими целями контроля РД, по Е. В. Ромату, являются:
- обеспечение соответствия главных направлений РД целям маркетинговой и коммуникационной политики фирмы;
- определение эффекта, конкретного результата РД;
- обеспечение максимальной эффективности рекламы;
- определение эффективности расходования финансовых средств;
- обеспечение соответствия формы и содержания рекламы требованиям государственного регулирования, морально-этическим нормам общества.
Объектами контроля в сфере РД могут быть:
- работники РА или рекламного отдела;
- РК;
- рекламные продукты;
- документация;
- финансовые ресурсы;
- деятельность самого РА как юридического лица.
Осуществление контроля РД возможно со стороны производителя рекламы. Такой контроль назовем внутренним. Контроль, осуществляемый конкурентами, заказчиками рекламы, общественными организациями, контролирующими государственными учреждениями назовем внешним.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система контроля в сфере РД должна иметь многоуровневую иерархическую организацию.
Цель любого контроля — проверить соответствие РД заранее определенным нормам:
— внутренним должностным инструкциям, если это административный контроль деятельности работников РА;
— целям и плану РК, если это контроль проведения рекламных мероприятий;
— медиабрифу, если это медиаплан;
— творческому брифу, если это рекламный текст;
— закону «О рекламе», если это рекламные продукты, рекламные акции и т.п.;
— смете расходов на рекламу, если это счета.
Контроль бывает административным, юридическим, финансовым, этическим. Он может осуществляться руководством фирмы, директорами отделом, менеджером РК, финансовым директором, юристом, рекламным менеджером рекламодателя, общественными и государственными организациями и учреждениями, исследователями.
По мнению Е. В. Ромата, процесс контроля включает в себя следующие основные элементы:
1. Установление стандартов (определяется, какие результаты должны быть достигнуты).
2. Измерение фактически достигнутых результатов, описание сложившейся ситуации. Анализ сложившейся ситуации, выяснение важнейших причин, факторов. Ответ на вопрос: почему так произошло?
3. Разработка корректирующих мероприятий с целью повышения эффективности работы системы, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов и поставленных целей.
Эффективность контроля обеспечивается его постоянством и предварительным планированием. Эффективный контроль заранее планируется. В плане деятельности РА, рекламного отдела рекламодателя или СМИ, в плане РК указываются сроки, формы, методы контроля, лица, ответственные за его осуществление. Желательно, чтобы это был отдельный документ, с которым ознакомятся все участвующие в выполнении заказов работники. Традиционной формой осуществления контроля являются разного рода совещания, в ходе которых ответственные лица отчитываются, дают информацию о результатах контроля того или иного вида РД, этапа РК. Особенностью работы РА является то, что достаточно сложным видом является контроль творческой деятельности креаторов, дизайнеров, копирайтеров в силу того, что их деятельность имеет определенную специфику.
Свои особенности имеет контроль деятельности рекламных агентов и рекламных менеджеров. Здесь главное — создать мотивацию, основанную в первую очередь на материальной заинтересованности. Это, как правило, помогает упорядочить отчетность, сделать контроль эффективным. С проблемой контроля связан очень важный, ключевой, стратегический вопрос, который должно решить высшее руководство фирмы: выстроить жесткую административную и финансовую иерархию, стимулирующую жесткие формы контроля вышестоящих работников по отношению к нижестоящим, или же создать коллектив, общество единомышленников, в котором преобладают мягкие формы контроля, и в первую очередь самоконтроль? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, так как решение зависит от многих факторов — традиций, истории, размера РА, задач, структуры, специализации и т.д.
29) Исследования как форма тактического контроля РД. Классификация исследований, проводимых в рамках РК, по целям и задачам. Объекты исследований в рекламе. Первичные и вторичные данные исследований. Качественные и количественные исследования рекламы. Этапы проведения РК и исследования.
Исследования в ходе проведения РК могут выполнять контролирующую функцию. Разделим исследования, проводимые в ходе планирования и организации РК, на группы. Это могут быть исследования:
— рынка и конкурентов;
— товара;
— целевого рынка и целевой аудитории рекламы;
— СМИ, в которых планируется размещение рекламы;
— эффективности рекламы.
Кто и как проводит исследования?
Исследования могут проводиться рекламодателем самостоятельно в тех случаях, когда он обладает достаточно квалифицированными кадрами. Такие исследования обходятся намного дешевле, чем заказные. Вопрос только в том, насколько профессионально они могут быть осуществлены. Рекламодатель может заказать исследование РА или организации, специализирующейся на проведении маркетинговых и рекламных исследований. Во втором случае вероятность объективности исследования намного выше, поскольку бюджет РК, проводимой РА, напрямую зависит от результатов исследований и существует опасность фальсификации полученных данных. Иногда, если исследование касается целевой аудитории, рынка, рекламодатели объединяются и заказывают исследование совместно. Это позволяет им значительно сэкономить средства. Существуют государственные и общественные исследовательские организации. Система финансирования их деятельности обеспечивает независимость, неангажированность и объективность результатов. К таким организациям можно отнести Госкомстат, Gallup Media, ВЦИОМ, РОМИР, Комкон-2 и др. Данные, полученные в ходе исследования, как правило, публикуются в открытых источниках - газетах, журналах, специальных бюллетенях, книгах, а также рассылаются по подписке. Пример такого исследования представлен в книге Л. Гудкова, Б. Дубина и др. «Общественный договор. Социологическое исследование», которая содержит результаты совместного проекта Всероссийского центра изучения общественного мнения и Института национального проекта «Общественный договор». Примером периодического издания подобного рода может служить журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Минусом подобного рода данных является то, что они не дают прямых ответов на конкретные вопросы, стоящие перед рекламодателем, РА, СМИ.
Результаты исследований, используемые в ходе РК, принято делить на первичные и вторичные. Данные, которые получает рекламодатель в ходе специально заказанного социологического или маркетингового исследования, называются первичными. Данные, извлекаемые из разного рода источников — публикаций, документов, отчетности и т.п., называются вторичными. Получение первичных данных требует значительных затрат, но это точная и нужная информация. Вторичные данные можно получить бесплатно, но у них есть недостатки — информация может быть неточной, устаревшей, несоответствующей целям и задачам РК.
Исследования по получаемым результатам и методам проведения делят на качественные и количественные. Результат качественных исследований заключается в найденной идее, описанных особенностях товара, марки, восприятия рекламы и т.п. Примером качественных исследований могут служить фокус-группы. Результат количественных исследований — статистические данные: цифры, проценты, соотношения. Их достоверность обеспечивается соблюдением определенных процедур, правил, например, для социологических исследований это размер и распределение выборки, учет погрешности.
Исследования, используемые в ходе РК, по целям, задачам, предмету и методам можно разделить на следующие группы:
— социологические;
— маркетинговые;
— психологические;
— лингвистические.
Деление это весьма условно, поскольку, например, маркетинговые исследования могут быть одновременно и социологическими.
Все перечисленные виды исследований можно разделить на группы в зависимости от времени проведения:
1. Исследования, проводимые перед началом кампании. Это исследования товара, потребителей, рынка, каналов распространения информации (медиаисследования).
Их цель — создать основу для принятия решений в области планирования РК. На этом этапе можно использовать
как вторичные данные, например, техническую документация на товар, рейтинги каналов и передач, так и первичные, например, результаты исследования восприятия товара представителями целевой аудитории, результаты
исследований медиа предпочтений целевой аудитории.
2. Исследования как часть разработки рекламных продуктов. Подобного рода исследования называют предтестами. Их цель - выбрать один из вариантов, предложенных разработчиками рекламы. Для этого могут использоваться самые разные методы, например, ранжирование вариантов, парные тесты, тест на идентифицируемость, запоминаемость, воспроизводимость, притягательную и агитационную силу рекламы, метод использования журналов критики (тестируемое объявление помещается в журнал или его макет и отдается респонденту на некоторое время, после чего проводится опрос).
3. Исследования, проводимые после размещения рекламы во время РК (посттестирование). Цель исследований на этом этапе — контроль соответствия плана РК ее ходу, выявление ошибок, получение информации о действиях конкурентов, коррекция рекламных продуктов и плана рекламных мероприятий. На этом этапе могут использоваться методы, применяемые на предыдущем. Отличие — в методике. На предыдущем этапе исследования носят экспериментальный характер, респондентам предлагаются прообразы будущей рекламы. Посттестирование изучает восприятие готовой, размещенной рекламы. К такого рода исследованиям можно отнести тест на узнавание: изучают узнавание рекламы, ее опознавательных знаков, образов, персонажей. Тест на осведомленность помогает уточнить, какая часть потребителей знала о товаре до проведения РК, какая получила представление о нем благодаря РК. Ассоциативный тест заключается в том, что информанту называют товарную категорию и просят назвать марки, ограничивая его во времени. Этот тест позволяет косвенно оценить интенсивность воздействия рекламы. Интересен метод прерванного тиражирования — часть тиража газеты, листовки идет с одним рекламным объявлением, а другая - с другим или содержит какие-либо модификации первого варианта. Полученный эффект анализируется. Упрощает анализ купон, размещенный в текстах обеих частей тиража. Метод изучения перемен позволяет отследить действие рекламы. Одни и те же вопросы задаются респондентам несколько раз на протяжении всей РК.
4. Исследования, проводимые после завершения РК. Их цель — изучение эффективности проведения РК.
30) Исследования эффективности РК. Экономическая эффективность РК. Психологическая эффективность РК. Коммуникативная эффективность РК. Методы и методики исследований. Инструментарий исследований. Планирование исследований в рамках РК.
Исследования эффективности РК, как правило, относят к тактическому контролю РД. Большинство авторов различают экономическую, психологическую и коммуникативную эффективность рекламных мероприятий.
Экономическая эффективность рекламы определяется по степени ее воздействия на развитие товарооборота. Сравнивают также затраты на рекламу и ту прибыль, которую получил рекламодатель вследствие увеличения товарооборота под воздействием рекламы. Сложность состоит в том, что не всегда РК может оказать непосредственное влияние на сбыт, например имиджевая РК. Кроме того, подчас, бывает трудно отделить рекламное влияние от каких-либо других воздействий. Так, например, можно предположить, что при проведении общенациональной РК уровень продаж кондиционеров будет выше в том регионе, в котором температура поднимется до 35 С, по сравнению с регионом, где столбик термометра не поднимется выше 25 С. Таких факторов, оказывающих влияние на сбыт, существует множество. И все же экономическую эффективность некоторых РК можно рассчитать довольно точно. Приведем методику расчета экономической эффективности [14, с. 334-335].
Исходными данными являются оперативная информация и бухгалтерская отчетность.
где Тд - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы в рублях, Тс - среднедневной товарооборот до рекламного периода в рублях, П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный период в процентах, Д - количество дней учета товарооборота в рекламный и послерекламный период.
Экономический эффект РК определяется также по соотношению между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее:
где Э - экономический эффект рекламирования в рублях, Та -дополнительный товарооборот под воздействием рекламы (см. предыдущую формулу) в рублях, Нт - торговая надбавка за товар в % к цене реализации, Up - расходы на рекламу в рублях, U д -дополнительный расходы по приросту товарооборота в рублях.
Эффективность затрат на рекламу характеризует также ее рентабельность:
где Р - рентабельность рекламируемого товара в %, П - прибыль, полученная от рекламирования товара в рублях, U - затраты на рекламу данного товара в рублях.
Одной из разновидностей эффективности рекламы является так называемая психологическая эффективность. При изучении психологической эффективности рекламы оценивается степень влияния рекламы на психологические процессы представителей целевой аудитории рекламы, адекватность выбора различных средств воздействия рекламы. Психологическую эффективность рекламы исследуют, используя методы наблюдения, эксперимента, опроса, семантического дифференциала, фокус-группы и т.д. Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что реклама исследуется в естественных условиях, а потребитель рекламы не знает о том, что является объектом наблюдения. Таким образом можно, например, изучить степень привлечения внимания витрины, наружной рекламы:
где В — степень привлечения внимания прохожих, О — число людей, обративших внимание на рекламу в течение определенного периода, П — общее число людей, которые прошли мимо рекламы (витрины, щита) за определенный период.
Наблюдения могут проводится и с помощью технических средств. Так, измерения телевизионной аудитории - аудиометрию, или пиплметрию — проводят с помощью специальных приборов, устанавливаемых в квартирах и домах телезрителей. Эти приборы позволяют наблюдать за тем, кто, сколько, когда смотрел телевизор, собирать данные о рейтингах каналов и телепродукции.
Недостатком этого метода является то, что с его помощью можно изучать только уже готовую и размещенную рекламу.
Метод опроса получил широкое распространение в рекламной практике. Опрос можно проводить в устной или письменной форме, по почте, по телефону, через средства массовой информации, разместив анкету в газете, журнале, теле- или радиорекламе, а также при личном контакте с респондентом. Разновидностью личного интервью является так называемое глубинное интервью, в ходе которого используется не стандартный опросник, а метод свободной беседы с информантом, направляемой специалистом в нужное русло. Опрос является хорошим средством получения информации в тех случаях, когда удается соблюсти ряд условий — правильность выборки по качественным и количественным показателям, корректность выбранного инструментария (анкета, интервью, телефонный опрос). Особое искусство — составление анкеты. Это должен делать специалист, так как на результаты анкетирования влияют многие факторы — порядок вопросов, их формулировка, язык, стиль. Повышению уровня мотивации участия в опросе способствуют подарки, купоны со скидками, участие в розыгрыше и т.д. Важно, чтобы цель исследования соответствовала методу. Так, вряд ли можно выяснить с помощью опроса скрытую мотивацию покупок товаров личного пользования. А вот канал поступления информации о новом товаре и степень влияния рекламы, размещенной в том или ином средстве распространения, с помощью опроса можно определить. Вот вопросы анкеты, ответы на которые можно получить, к примеру, на месте продажи товара: как вы узнали о новом товаре — от знакомых, из объявления по радио, в газете, в магазине?
В психологическом плане реклама изучается с начала XX в. В процессе планирования, организации и изготовления рекламы не стоит пренебрегать теми выводами, которые сделали ученые в ходе многочисленных исследований. Эти выводы нужно знать и определенным образом к ним относиться, помня о том, что, во-первых, это, как правило, результаты зарубежных исследований, во-вторых, социальные и психологические характеристики потребителей меняются со временем, и выводы исследований могут оказаться устаревшими. И все же некоторые результаты исследований с помощью такого метода, как эксперимент, не теряют актуальности и по сегодняшний день. Полезно знать, что количество повторов рекламных объявлений имеет гораздо большее значение для психологического воздействия, чем их величина. Психологи У. Дж. Скотт и Г. Мюнстерберг еще в начале XX в. экспериментально доказали, что эффект психологического воздействия РК определяется не площадью рекламного объявления, а соотношением оптимальной площади и количества публикаций. У. Дж. Скотт доказывал также, что рекламные объявления для мужчин эффективнее делать по У4 страницы и размещать не менее четырех раз, а объявления для женщин лучше макетировать размером У8 страницы и размещать не менее восьми раз.
Большую роль при производстве рекламы играют понятия «фигуры и фона». Если в ходе РК удается представить товар как фигуру на фоне рекламы других конкурентов, то такую РК можно считать эффективной с точки зрения психологического воздействия. Укажем и на элементарные требования, которым должна соответствовать реклама с точки зрения психологов, — простота и быстрота восприятия информации, удобочитаемость (выбор шрифта, соотношение между размерами букв по горизонтали и вертикали, пробелами между буквами) и т.п. Интересны результаты экспериментов по изучению восприятия женщинами витрин. Оказалось, что большее количество людей останавливались у витрин с большим количеством товаров; но время рассматривания товаров в среднем было больше у той витрины, где товаров было немного; число обращений оказалось выше по поводу товаров, представленных в витрине, где их также было немного. Однако среди проданных товаров чаще встречались вещи, которые были представлены на витрине с большим количеством вещей. В исследовании начала XX в. ученым В. Блюменфельдом было доказано, что предметы, находящиеся в средней вертикальной части, замечаются прохожими в два раза чаще, чем лежащие сбоку. Вещи, лежащие внизу, замечаются в десять раз больше, чем те, которые находятся в верхней части витрины
Широкую известность получили эксперименты Д. Старча. Он установил, что информация (в эксперименте Д. Старча - бессмысленные слоги) в У2 полосы, размещенная в ее верхней части, воспроизводится 54 % испытуемых, в нижней части - 15 %. Если же размер информации У4 полосы, ее лучше размещать в верхней правой четверти, У9 полосы -в верхней левой четверти. Д. Старч также установил, что объявление, помещенное на первой и последней страницах, привлекает внимание в 100% случаев, а на второй и предпоследней - в 50% случаев.
Амери
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!