Беседа по истории городского пейзажа — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Беседа по истории городского пейзажа

2020-07-07 110
Беседа по истории городского пейзажа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

Городской пейзаж явился результатом нескольких веков развития пейзажа, который в средние века являлся не самостоятельным видом живописи, а только фоном, на котором разворачивалась фигурная композиция.

Впервые подробное и в то же время условное изображение города появилось в период готики. Затем в итальянском искусстве XV в. получили развитие так называемые архитектурные пейзажи, в которых изображались виды городов с необычайной точностью, но, как правило, с высоты птичьего полёта. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.

«...Итальянский архитектор Филиппо Брунеллески при помощи различных опытов стремился убедить своих сограждан в могуществе перспективы. Так, однажды он сделал изображение нескольких зданий, а в центре перспективного схода линий в этой картине проделал дырочку, сквозь которую предлагал смотреть с обратной стороны картины на её отражение в зеркале. Иллюзия была столь полной, что зрители видели настоящую, а не нарисованную архитектуру. Введение прямой перспективы имело очень большое значение для развития пейзажа. Изображение строилось уже не путём перечисления увиденных фигур, зданий и предметов, когда взгляд мог блуждать по плоскости, а как целое, подчиненное единому смысловому центру» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 35).

В XV в. получил распространение воображаемый городской пейзаж — так называемый «идеальный город». Это были виды площадей придуманного города, построенные по законам центральной перспективы (Ф. Д. Мартини. Идеальный город).

Виды городов и городских улиц стали особой областью голландского пейзажа XVII в. «Были и целые панорамы городов, были виды, где город рисовался лишь силуэтом на берегу реки, были тщательные перспективные штудии улиц и домов. Именно у голландцев городской пейзаж впервые в истории искусства становится столь разработанным жанром....Вехами в развитии этого вида пейзажа стали произведения Яна Вермера Делфтского „Уличка" и „Вид Делфта". Вермер посмотрел на свой дом в маленькой улочке и на вид своего города как на мотивы столь же прекрасные, как самые лучшие зрелища, которые может создать природа» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 97—99).

В XVIII в. в Италии стал завоёвывать популярность архитектурный пейзаж — ведута (в переводе с итальянского — увиденная). Этот пейзаж, документально точно изображающий вид города, один из истоков искусства панорамы.

«Подобно тому как туристы нашего времени покупают на память цветные открытки, путешественники прошлых веков увозили домой из Италии виды её городов, написанные или гравированные художниками» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 107).

Стремление утвердить точность в изображении реального вида города привело к подробным, узнаваемым городским пейзажам — видам Венеции, Рима, других городов Европы.

«Самую большую славу завоевали мастера венецианской ведуты. Их город сохранил своеобразие своих нравов и обычаев, в которых было много театрализации. Город каналов в XVIII веке стал городом музыки, театра и карнавалов. Художники опирались на традиции театральной живописи своего времени, стремились продемонстрировать своё мастерство в передаче архитектуры и перспективы. Самый крупный мастер венецианской ведуты Антонио Каналь, прозванный Каналетто, передавал светлый и праздничный облик города („Большой канал в Венеции", „Площадь Сан Марко"). В работах Каналетто и его учеников всегда царит хорошая погода, небо ясно, безоблачно, но яркое освещение не „съедает" чётких линий архитектурных фасадов. Для достижения перспективной точности ведуисты пользовались камерой-обскурой — специальным прибором, помогающим созданию больших панорамных видов. Каналетто работал во главе большой мастерской.

Одним из его учеников был Бернардо Белотто. Белотто, в отличие от любившего тёплый солнечный свет Каналетто, писал в более прохладной, зеленовато-голубой гамме красок, он чаще пользовался выразительными контрастами света и тени („Площадь рынка в Новом городе в Дрездене", „Пирна с правого берега Эльбы").

Наряду с ясным и стройным видением Каналетто и художников его школы в Венеции проявились черты более поэтического и непринуждённого обращения с пейзажем. В произведениях Франческо Гварди виды каналов соседствуют с изображениями двориков и жанровых сцен, увиденное сочетается с сочинённым („Вид площади с дворцом")....Пейзаж Гварди не обладает топографической точностью, он перекликается с жанром „каприччо" — архитектурной фантазии. В противоположность чёткости линейных построений и ясности перспективных планов пейзажей Каналетто, в работах Гварди большое значение имеет красочное пятно, он умеет показать красоту обыденных мотивов, которые в жизни могли и не привлекать внимания. Тонкие переходы от света к тени, отблески света, которые художник передаёт густыми мазками белой краски, отдельные яркие красочные акценты — всё это передаёт в первую очередь атмосферу Венеции, когда впечатление от влажного воздуха, солнечного света и исторических зданий сливается воедино» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 111).

 

Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.

В XVIII столетии примером для русских, как и многих других европейских мастеров, были итальянские художники. Как и в прошлые века, путешествие в Италию рассматривалось как необходимый этап художественного образования. Фёдор Яковлевич Алексеев отправился в Венецию учиться театрально-декорационной живописи. Там он копировал Каналетто.

«...Отечественные ценители стремились видеть в нём исключительно „российского Канале". Все же копии с иностранных мастеров принесли Алексееву успех, и он сумел перейти к писанию видов русских городов согласно собственным художественным устремлениям....Петербург и Москва значительно разнятся в его картинах, как различались они и в сознании современников. Москва — оплот старины, русской истории. Алексеев пишет Красную площадь, Кремль с соборами. Москва у Алексеева всегда более оживлена, чем Петербург. В московских пейзажах можно увидеть и купчих, и разносчиков, и зевак. Иное дело — Петербург. Это город, наполненный деловой жизнью, обозначивший себя в строгих формах Биржи, Адмиралтейства....Речной простор Невы придаёт городу парадность. Приближаясь по своему ощущению к классицистам, Алексеев стремился к идеализации того, что видит в натуре. Отсюда приподнятый радостный строй его пейзажей» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С, 124—127).

Учащиеся рассматривают картины Ф. Я. Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Улица в Москве» (учебник с. 169). Желательно их показать и на большом экране.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.