Учителя-логопеда детского сада — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Учителя-логопеда детского сада

2020-07-07 91
Учителя-логопеда детского сада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО

Учителя-логопеда детского сада

                                                            Автор: учитель – логопед

Игина Ольга Владимировна

Г. Камень – на - Оби

Г.

Содержание:

I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка (цели и задачи)……………...……………………...… 3

1.2. Планируемые результаты освоения Программы…….…………………………7

II. Содержательный раздел программы

2.1. Возрастные особенности развития детей…………………………... ………….8

2.2. Содержание организации коррекционно-образовательного процесса……..... 12

2.3. Описание форм, способов, методов, средств реализации Программы (психолого-педагогические условия, взаимодействие с семьей)………...………. 15

III. Организационный раздел программы

3.1. Перспективное планирование по коррекции речи детей с ФНР, ФФНР и ОНР…………………………………………………………………………………… 21

3.2. Планирование индивидуальной работы………………………………………...40

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда ……………………………………………………………………………… 51

I. Целевой раздел программы

Пояснительная записка.

   Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности  “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой “Программа коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития освоить основную образовательную программу, позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. В МБДОУ  №17 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта.

 Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7). Рабочая программа разработана для детей с речевыми нарушениями, имеющими клинико-педагогические диагнозы ФНР, ФФНР и ОНР. «Программа» содержитматериал для организации коррекционно-логопедической деятельности. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

«Программа» разрабатываласьс учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

•   на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,

•   на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

Воснове «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

    «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

«Программа» включает следующие образовательные области:

•   социально-коммуникативное развитие,

•   познавательное развитие,

•   речевое развитие,

•   художественно-эстетическое развитие,

•   физическое развитие.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки у детей, зачисленных на логопункт.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются

следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений;

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п Содержание работы Сроки
1. Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей (подготовительная к школе группа) в ДОУ, зачисление детей с нарушениями речи на дошкольный логопедический пункт; определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей, зачисленных на логопедический пункт, оформление речевых карт. Сентябрь, май
2. Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи, подлежащих зачислению на логопедический пункт В течение года, по запросу родителей
3. Работа ПМПк ДОУ. По графику работы ПМПк

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

№ п/п Содержание работы Сроки Выход
1.     2.     3.     4. 5. Консультации для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах: 1.Обсуждение результатов логопедической, психологической и педагогической диагностики детей, зачисленных на логопедический пункт. 2.Выступление на педагогическом совете ДОУ Тема: «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников» Индивидуальные консультации по итогам диагностики (обсуждение ведения тетради рабочих контактов). Консультация: «ЗПР у детей». Консультация: «Использование эффективных методов и приёмов в работе с «неговорящими» детьми, с детьми с ОВЗ». Сентябрь     октябрь, в течен. года   Октябрь Декабрь     Январь Февраль Протокол педагогического совета, результаты диагностики   Практическое использование Практическое использование

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

№ п/п Содержание работы Сроки Выход
1.     Выступления на родительских собраниях: «Цели и задачи коррекционной логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий дома и соблюдению методических рекомендаций». «Подведение итогов коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ.   Сентябрь   Май   Тетрадь       протоколов родительских собраний,     Тетрадь       протоколов родительских собраний.
2. Консультации для родителей: 1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования. 2. Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях. 3. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения 4. Речевые игры с детьми по дороге в детский сад. 5. Игры на развитие внимания, памяти и мышления. 6. Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет. 7.Играем пальчиками – развиваем речь. 8. Игры и упражнения на развитие связной речи у детей 5-6 лет   Сентябрь, май Октябрь   Ноябрь   Декабрь   Январь   Февраль   Март Апрель     Устная информация.   Печатный материал.   Печатный материал.   Печатный материал. Печатный материал. Печатный материал. Печатный материал. Печатный материал.
3. Консультирование родителей по необходимости, по запросу родителей. В течение года   Журнал учета консультативной работы.
4. Анкетирование Сентябрь Анализ анкет
5. Ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий В течение года Практическое использование

ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА

№ п/п Содержание работы Сроки Выход
1. Пополнение учебно-методического комплекса. - новинки методической литературы - пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми - пополнение консультаций для педагогов и родителей   В течение года   Картотеки, методические разработки, книги, консультации
2. Пополнение учебно-дидактического комплекса - новые игры и игрушки для работы с детьми - пособия для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.   В течение года   Дидактические игры и пособия  
3. Пополнение канцелярии В течение года Канцелярские принадлежности, бумага, папки и т.д.

Планирование индивидуальной работы

МБДОУ «Детский сад №17»

 

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДОУ

на 2017-2018 учебный год

 

 

Составил: учитель-логопед

О.В. Игина

 

г. Камень – на – Оби

2017г.

 

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

 

1. Формирование правильного звукопроизношения.

Логопедический массаж;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

постановка и коррекция звуков:

группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

губно-губные – П, Б, М + мягк.

губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

Другие __________________________

автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.

2. Формирование фонематического восприятия:

определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

3. Формирование фонематического слуха   

4. Работа над слоговой структурой слова.

5. Развитие грамматического строя речи

словообразование;

словоизменение.

6. Развитие лексической стороны речи

расширять предметный словарь;

расширять словарь признаков;

 

расширять глагольный словарь.

7. Формирование связной речи

формировать умение составлять рассказ по картинке;

формировать умение составлять рассказ по серии картин;

формировать умение составлять пересказ;

формировать умение составлять рассказ - описание.

8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

развивать мелкую и артикуляционную моторику.

I.Подготовительный этап

Задачи: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

Дифференциация звуков:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;  

Ж – З, Ж – Ш;  

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО

учителя-логопеда детского сада

                                                            Автор: учитель – логопед

Игина Ольга Владимировна

Г. Камень – на - Оби

Г.

Содержание:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.