Вербальная ассоциативная методика — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вербальная ассоциативная методика

2020-07-07 279
Вербальная ассоциативная методика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»

( Ясвин В.А. Методологические основы психологического исследования. Конструирование методик психологической диагностики.)

    Данная методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты (К - «эстетическая» установка); как объект обучения, получения знаний (И - «когнитивная»); как объект охраны (О - «этическая»); как объект пользы (П - «прагматическая»).

 «ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза».

Минимальный возраст испытуемого 6-7 лет (устный вариант), с 10 лет (письменный вариант). Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, чтобы испытуемый выбирал слово, которое «первым пришло в голову».

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги:1,2,3,4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес, рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.

Текст методики:

1. ЛЕС: поляна (К), муравейник (И), заповедник (О), дрова (П), песок.

2. ЛОСЬ: следы (И), лесник (О), трофей (П), камни, рога (К)

3. ТРАВА: поливать (О), силос (П), кора, роса (К), стебель (И)

4. ОЗЕРО: улов (П), шерсть, острова (К), моллюск (И), очищать (О)

5. МЕДВЕДЬ: паутина, хозяин (К), малина (И), редкий (О), шкура (П)

6. ДЕРЕВО: осень (К), кольца (И), вырастить (О), мебель (П), сено

7. БОЛОТО: головастик (И), заказник (О), торф (П), яблоки, туман (К)

8. УТКА: запрет (О), жаркое (П), рассвет (К), ветка, кольцевание (И)

9. РЫБА: жабры (И), серебристая (К), нерестилище (О), жарить (П), перо

10. САД: берлога, цветущий (К), опыление (И), ухаживать (О), урожай (П)

11. БОБР: ловкий (К), резцы (И), расселение (О), шуба (П), грибы

12. ПРИРОДА: красота (К), изучение (И), польза (П), охрана (О)

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого. Это ключ, он не зачитывается.

 

Тип установки К (красота) И (изучение) О (охрана) П  (польза)
Количество        
  Ранг (1-4)          

Контактная информация

Для заказа экологических экскурсий

В парках Москвы

Национальный парк «Лосиный остров»   499-268-79-26, 499-268-60-45 [email protected]  
Природно-исторический парк «Битцевский лес»   т./ф. 426-00-22 [email protected] Лунева Татьяна Вениаминовна, зам. дир. 8-916-182-72-45  
Природно-исторический парк «Измайлово»   т. 166-17-63, 367-89-18  
Природно-исторический парк «Москворецкий»   8-499-726-61-73 [email protected]  
Природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино»   377-35-93 [email protected] Тунинский Осип Лионович
Природный заказник  «Воробьевы горы»   775-83-25, 790-75-77 [email protected] Сеземан Вера Иннокентьевна
Природный заказник «Долина реки Сетунь»   т./ф. 430-72-41 [email protected] Подольская Ирина Кирилловна
Комплексный заказник  «Петровско-Разумовское»   976-62-16  
Ландшафтный заказник  «Долина реки Сходни  в Куркино» 730-78-08, 89031499304 [email protected]  
Ландшафтный заказник «Теплый стан»    438-63-72, 591-04-69 [email protected]  
Памятник природы «Серебряный бор»   8-499-199-01-10 [email protected]  
  Приокско-Террасный заповедник (Серпуховской район Московской обл.)     (4967) 707-149, 707-145 [email protected]

 

 

Приложение 2

Эколого-просветительский центр «Заповедники»

 

 

Рабочая тетрадь  участника тренинга

«Игровые приемы в экопросвещении школьников»

Дедовск

 

 10 апреля 2009

 

 

   

А.С.Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Образование имеет дело с игровыми моделями, обучающими адаптации к окружающей среде.

Особенность экологических игр, используемых на экскурсиях в природу, занятиях на открытом воздухе и экологической тропе в том, что с одной стороны они дают знания и навыки, с другой – отдых и удовольствие.

  Приведем примеры некоторых методических подходов по использованию экоигр.

Несколько советов, как стать хорошим учителем

(Джозеф Корнелл – американский педагог, автор курса по восприятию Природы, автор книги «Давайте наслаждаться Природой вместе с детьми»)

Перед тем, как начать познавать природу с детьми, давайте задумаемся о нас как об учителях. Каковы основные принципы, позволяющие организовать обучение так, чтобы оно стало веселым и полезным для детей и для нас самих?

Я хочу поделиться с вами пятью правилами обу­чения детей на природе, которые помогали мне использовать неиссякаемую энергию детей, пере­ключать ее с проказ и озорства на более конструктивные и, в конечном счете, приносящие большее удовлетворение, дела. В основе этих правил лежат два основных чувства - уважение к детям и благоговейное отношение к природе - и следование этим чувствам всегда дает прекрасный отклик.

1. МЕНЬШЕ УЧИТЕ, БОЛЬШЕ ДЕЛИТЕСЬ

Я не только сообщаю детям голые факты о природе (это дерево называется сосна), но я люблю рассказывать им о том, что я чувствую, стоя рядом с этой сосной. Я признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и губят их ветви. И я всегда говорю детям о том, что я поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

Дети реагируют на мои высказывания гораздо эмоциональней, чем на сухие пояснения по учебнику. Возьмем, к примеру, ситуацию с сосной, которая росла рядом с лагерем, где я работал. Это дерево росло между двух огромных валунов, поэтому ее корни спускались на 7,5 метров вниз, чтобы достать до скалистой почвы. К этому времени ей было, по крайней мере, двести лет, а высота ее была всего 2,4 метра. Дети часто делали крюк во время своих прогулок только для того, чтобы вылить воду из своих фляг на ее корни. Некоторые дети приезжали в этот лагерь из года в год, чтобы понаблюдать как дерево упрямо борется за выживание в суровых условиях. Сразу же после приезда ребята тотчас бегут к своей сосне, чтобы посмотреть как она пережила сухую осень и холодную зиму. Их забота и любовь пробудили во мне еще большее уважение к дереву.

Я уверен, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только разделяя с другими наши мысли и чувства, мы по-настоящему общаемся и способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы по­буждаем детей изучать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

2. БУДЬТЕ ОТКРЫТЫМИ К ВОСПРИЯТИЮ

Это означает умение слушать и осознавать. Это - самое благодарное направление в работе с детьми. Находясь вместе с ними на природе, вы увидите как в ребенке проявится спонтанный энтузиазм, который вы сможете уверенно направить в русло познания природы.

Распахните свои чувства: каждый вопрос, каждый комментарий, каждое радостное высказывание - это возможность общаться. Чутко реагируйте на настроение и чувства ребенка; расширяйте круг его интересов, обучая его по мере пробуждения его собственного любопытства. Если вы будете уважать его мысли, вы увидите, как легко и счастливо будет вам в компании вашего ребенка.

Будьте готовы замечать, что происходит в природе вокруг вас в каждый момент времени. В природе всегда происходит что-нибудь волнующее и интересное. Если вы будете настроены на восприятие природы, каждая минута вашего урока пройдет с пользой для ребенка.

3. СРАЗУ ЖЕ СОСРЕДОТОЧЬТЕ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

С самого начала задайте тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.

4. СНАЧАЛА НАБЛЮДАЙТЕ, ГОВОРИТЕ ПОТОМ

Иногда спектакль природы может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто вблизи. У детей есть замеча­тельная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности они собой представляют. Как вашу внутреннюю сущность не отражает ваше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Вы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении его освещенности. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно на его ветвях или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем.

Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с Природой, ваши отношения пе­рестанут быть отношениями "ученик-учитель", а станут отношениями товарищей по приключению.

5. ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОНИЗАНО РАДОСТЬЮ!

Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, самое ценное, что вы имеете как учитель.

 

Естественные стадии формирования восприятия природы

Играя с детьми на природе в течение многих лет, я постепенно понял, что существует опреде­ленная последовательность использования различ­ных игр и занятий, которая "работает" лучше все­го, независимо от возраста детей, их настроения или физического состояния. Я убедился, что эта последовательность оказалась такой эффективной потому, что она находится в гармонии с опреде­ленными аспектами человеческой природы.

Со временем я распределил все игры на приро­де, которые придумал сам или которым научился у кого-нибудь, в соответствии с этим естественным путем познания. Я использую свою систему уже почти десять лет с огромным успехом, в совершен­но непохожих ситуациях и с группами учеников различной национальности, возраста и социально­го положения.

Я называю эту систему "поток познания" пото­му, что она имеет 4 стадии, которые перетекают одна в другую естественно и плавно:

Стадия 1: пробуждение энтузиазма.

Стадия 2: сосредоточение внимания.

Стадия 3: приобретение прямого опыта.

Стадия 4: передача своего вдохновения (или впечатления) другим.

СТАДИЯ 1. Без энтузиазма вы никогда не при­обретете значимого опыта общения с природой. Под энтузиазмом я понимаю отнюдь не возбужде­ние, сопровождающееся громкими воплями и прыжками от радости, а спокойный напряженный личный интерес и повышенную готовность воспри­нимать новое. Без такого энтузиазма мы познаем очень мало.

СТАДИЯ 2. Познание зависит от умения сосре­доточить свое внимание. Одного энтузиазма совер­шенно недостаточно. Если наши мысли блуждают где-то, мы не можем динамично воспринимать окружающее - ни природу, ни что-нибудь еще. Поэтому мы должны сосредоточить наш энтузи­азм на предмете познания.

СТАДИЯ 3. По мере того, как мы постепенно концентрируем наше внимание, мы лучше начи­наем воспринимать то, что видим, слышим, к чему прикасаемся, запах чего ощущаем, или то, что мы получаем интуитивно. С помощью спокойного внимания мы можем лучше вписаться в ритм и жизнь природы, окружающей нас.

Сосредоточенное внимание создает внутрен­ний покой и открытость, которые позволяют нам непосредственным образом познавать природу, преодолев господство устоявшихся стереотипов, созданных разумом. Поэтому во время третьей ста­дии мы приобретаем прямой опыт.

СТАДИЯ 4. Опыт способствует возникновению более глубокого восприятия. Что я хочу этим ска­зать? В книге "Давайте наслаждаться природой вместе с детьми" я описал игру под названием "Не­подвижная охота", во время которой "охотник" старается сидеть не шевелясь, а природа вокруг живет своей обычной жизнью. Давайте представим, что вы играете в "Неподвижную охоту" и прямо над вашей головой на дерево садятся птички. Остава­ясь неподвижным, вы начинаете проникаться потрясающим чувством единства с жизнью, окружа­ющей вас, словно вы совсем слились с пейзажем и ощущаете жизнь через птичье пение, шелест тра­вы или движение веток деревьев. Пребывая непод­вижным, вы иногда можете ощутить огромную, охватывающую всего вас радость, или глубокое полное счастье, или всепоглощающее чувство кра­соты, или огромную творческую силу. Природа ВСЕГДА вдохновляет нас, и только наш суетливый ум не позволяет нам слишком часто с радостью осознавать это.

Учитель может способствовать усилению в сво­их учениках чувства вдохновения, рассказывая ис­тории о природе, которые возвышают и вдохнов­ляют душу, или истории из жизни великих натура­листов и борцов за сохранение природы.

 

ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ, ПОСТРОЕННОГО ПО ПРИНЦИПУ "ПОТОКА ПОЗНАНИЯ"

Если вы хотите попробовать провести занятие, построенное по принципу "потока познания", вы можете использовать приведенный ниже пример­ный перечень игр.

 

1. Пробуждение энтузиазма: "Загадки о животных", "Животные, животные!", "Кто я?".

2.Сосредоточение внимания: "Построим дерево","Карта звуков", "Неприродная тропа".

3. Получение прямого опыта: "Фотоаппарат", "Загадочное животное","Слепая гусеница".

4. Передача вдохновения: "Птицы в небе", "Рецепт для леса"..

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.