Технология организации дефектологического обследования. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Технология организации дефектологического обследования.

2020-07-07 96
Технология организации дефектологического обследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ориентировочный этап.

Задачи:

· сбор анамнестических данных;

· выяснение запроса родителей;

· выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка;

 

Виды деятельности:

· изучение медицинской и педагогической документации;

· изучение интересов и предпочтений ребенка;

· беседа с родителями.

Диагностический этап.

Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.

Задачи психолого-педагогической диагностики:

· раннее выявление отклонений в развитии;

· выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у ребенка, определение степени тяжести этого нарушения;

· выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка (личностных и интеллектуальных);

· определение условий воспитания ребенка;

· обоснование педагогического прогноза;

· разработка программы и планов индивидуальной работы с детьми;

· организация коррекционной работы с родителями и детьми.

 

Аналитический этап.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение карт по результатам психолого-педагогического обследования детей.

4. Прогностический этап.

Задачи:

1. Определить прогноз дальнейшего развития ребенка.

2. Выяснить основные направления коррекционной работы.

3. Индивидуальное образовательно-коррекционное сопровождение воспитанника.

 

 

Организация работы с семьей.

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой развития, имеет целью:

- оказать квалифицированную поддержку родителям;

- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Цель взаимодействия Формы взаимодействия

Информационно-аналитический и диагностический этап

Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения. · Сбор информации:  о ребенке: - состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика - протекание адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист) - индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения) о семье: - состав семьи - материально-бытовые условия - психологический микроклимат, стиль воспитания - семейные традиции, увлечения членов семьи - заказ на образовательные и оздоровительные услуги - позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту Анализ информации.

Организационно-методический этап

Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением интеллекта и социальной адаптации их в обществе. Повышение педагогической культуры родителей.   · Просветительская деятельность: -наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные листы),                                                                             - консультации, - индивидуальные беседы; - родительские собрания. · Вовлечение родителей в педагогический процесс: - подготовка к культурно-массовым мероприятиям; - совместное планирование; - организация досуговой деятельности; - совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, - оформление групп к праздникам, благоустройство территории ДОУ -участие родителей в работе Совета ОУ;

Контрольно-оценочный этап

Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности. · Родительские собрания · Совместные праздники · Анкетирование · Работа родительского комитета

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Физическое развитие»

· Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение психического здоровье ребенка.

· Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.

· Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

· Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

· Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

·  Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

· Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

· Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

Образовательная область «Познавательное развитие»

· Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

· Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к позна­нию, общению с взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

· Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зри­тельные, слуховые, тактильные и др.).

· Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Образовательная область «Речевое развитие»

· Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностя­ми ребенка.

· Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.

· Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественно - эстетическая»

· Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

· Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

 

Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды кабинета.

Вид помещения. Функциональное использование Оснащение
Кабинет учителя-дефектолога · Индивидуальное консультирование родителей и педагогов · Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция) · Реализация организационно-планирующей функции · Рабочая зона · Библиотека специальной литературы и практических пособий · Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства   · Зона коррекции · Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы · Конструкторы различных видов · Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры · Развивающие игры · Раздаточные и демонстративные материалы  

 

Кабинет соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников

 

 

3.2. Взаимодействие учителя-дефектолога со специалистами МАДОУ в условиях реализации ФГОС.

 

  С руководителем МАДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.

2. Уточняет запрос на коррекционное сопровождение воспитательно-образовательного про­цесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Предоставляет отчетную документацию.

4. Проводит индивидуальное дефектологическое консультирование (по запросу).

5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей.

6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями раз­вития на ПМПК.

7. Обеспечивает безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Старшим воспитателем

1.Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.

2.Составляет индивидуальные образо­вательные маршруты по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей.

3.Участвует в разработках методических и информационных материалов по коррекционно-педагогическим вопросам.

4.Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.

5.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

6.Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

7.Проводит сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.

8.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС, мультимедийные техно­логии, ИКТ-технологии).

 

С воспитател ями

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршру­та дошкольника.

6.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

7.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

8.Участвует во внедрении здоровьесберегающие технологий.

9.Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

 

С музыкальным руководителем

1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания на праздниках.

2. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений.

3. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

5. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

6. Обеспечивает безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.