Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-07-07 | 97 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Г. Кызыла Республики Тыва
Адаптированная образовательная программа
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(от 4 до 7 лет)
Учитель - дефектолог:
Лепёхина Елена Ивановна.
г. Кызыл
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………. 3
Целевой раздел
1.1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МАДОУ………………………………………………………………………. 4
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей с НОДА……… …… 5
1.3 Цели и задачи реализации программы………………………………….... 6
1.4 Принципы и подходы к формированию программы……………………. 8
1.5 Планируемый результат освоения программы…………………………….. 9
Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность с учетом основной и вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования………………………………………………………………… 13
2.2 Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности…………………………………………………………….. 16
2.3 Перспективно-тематическое планирование……………………………... 18
2.4 Содержание коррекционной работы……………………………………... 33
2.5 Мониторинг освоения образовательной программы………………….... 35
2.6 Организация работы с семьей…………………………………………….. 37
Основные формы взаимодействия с семьей.
Организационный раздел
3.1 Оформление предметно-пространственной среды кабинета………… 40
3.2 Взаимодействие со специалистами МАДОУ ……………………….. 41
|
3.3 Недельная циклограмма работы учителя -дефектолога……………… 44
3.4 Перечень программ и пособий …………………… ……………… 45
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 35 города Кызыла обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей, укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, всестороннего воспитания, на основе организации разнообразных видов творческой деятельности.
Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы:
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014.-352с.),
-«Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста 1,2,3 годы обучения» под редакцией Н.В. Симоновой.
Адаптированная образовательная программа составлена по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (ФГОС ДО). В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Тыва. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края
|
Проект программы является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
Целевой раздел
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Наглядные методы обучения
· показ видеоматериалов, иллюстраций;
· показ, исполнение педагогом;
· наблюдение;
· работа по образцу.
3Практические методы обучения
· эксперимент;
· опыт.
4.Игровые методы обучения.
Планируемый результат освоения программы.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в норме. Они являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(по программе «От рождения до школы»).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
|
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
|
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Планируемые результаты освоения программы в группе компенсирующей направленности 4-7лет.
В средней группе (1 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
· Различает и называет характерные признаки предметов (цвет, форма, величина). Различает понятия «много, один, ни одного. Знает размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, широкий-узкий; владеет способами сравнения- приложения, составляет группы из предметов по заданным свойствам, различает верх, низ, середину, левую, правую руку. Умеет считать до 5 на основе наглядности. Знает части суток, их последовательность. Знает и называет 4-6 видов овощей и фруктов, домашних и диких животных, умеет отличать по основным признакам. Умеет отличать кусты, деревья и цветы. Называет времена года и сезонные изменения по 1-2 ведущих признаков. Знает состав своей семьи и понимает родственные отношения. Может назвать профессии людей, работающих в детском саду.
Образовательная область «Речевое развитие»
· На картине, понимает позу, настроение персонажей. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Рассказывает наизусть небольшие стихотворения (2-3). Понимает явления многозначности в глаголах: «летит бабочка, самолет, муха». Приобретает навыки словообразования с уменьшительно-ласкательными суффиксами «нос-носик». Умеет определять звуки речевые и неречевые в пространстве и окружающей среде «Кто кричит?», «Где звучит?». Знает артикуляцию гласного звукового ряда (а у о и ы э), может повторить в различном сочетании звуков. Внятное произнесение согласных звуков (п б т м н в д). Различает с опорой на картинку слова-паронимы «суп-зуб», «мак-рак».
|
В старшей группе (2 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
· Умеет считать в прямом порядке 1-10, отсчитывать предметы по заданному числу, на ощупь, по звуку и соотносить с цифрой. Может сравнивать предметы по форме с окружающими предметами «тарелка-круглая, картина-прямоугольная». Понимает смысл пространственных отношений, может двигаться в заданном направлении. На наглядном материале может установить последовательность событий «сначала-потом-позже», «сегодня-вчера-завтра». Знает и называет 4-6 видов транспорта, инструментов и мебели, детенышей домашних и диких животных, обобщать, классифицировать. Называет явления природы- дождь, гром, радуга и.т.д.
Образовательная область «Речевое развитие»
· Старается подбирать самостоятельно к существительному прилагательное (осень-золотая, красивая, сахар-белый, сладкий). При длительном произнесении, может определить место звука в слове (начало-конец). Строить простые предложения, рассказывать о последовательности событий на картинном материале. Развивается умение подбирать существительные к местоимению – мой, моя, мое. Употребление в речи существительных единственного и множественного числа.
В подготовительной группе (3 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
· Владеет счетом предметов в прямом направлении и пространственном расположении (до 10). Пересчитывает и отсчитывает предметы по одному с названием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Получать равенство (неравенство) добавляя или убирая один предмет. Составлять тематические композиции из геометрических фигур по образцу и по собственному замыслу. С помощью взрослых решает простейшие арифметические задачки на сложение и вычитание путем наглядной демонстрации. Находит предметы, имеющих форму шара, куба, цилиндра.
Образовательная область «Речевое развитие»
· Понимает значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. Образовывает «родственные» слова (на наглядной основе) путем постановки и ответа на вопросы. Составление предложений по опорным словам. Выделение гласного и согласного в начале и в конце слова, придумывание слов на заданный звук. Подбор слов антонимов к существительным. Знает правильное произношение звуков, старается отчетливо произносить их в словах и словосочетаниях.
Содержательный раздел.
Стандарт определяет: «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
2.1 Образовательная деятельность с учетом вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОВЗ Н.В. Симоновой «Программа воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста». Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих задач направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных качеств.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.
При планировании занятий учитель-дефектолог учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Результативность коррекционной работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в "индивидуальном образовательном маршруте". Сроки проведениямониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я половина мая.
Содержание индивидуальной программы реализуется по возрастам в следующих направлениях:
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Алгоритм коррекционной работы в группе для детей с ОВЗ
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями ОДА. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в познавательном и речевом развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-образовательной работы ребенком. Определение дальнейших образовательных перспектив выпускников группы для детей с НОДА специалистами ПМПК. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных/ подгрупповых программ или продолжение работы |
Познавательное развитие
2.3. Годовое календарно - тематическое планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 1,2,3 года обучения.
Возрастные образовательные нагрузки в разновозрастной группе
Количество условных учебных часов в неделю
| Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия дефектолога | ||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
12 | 13 | 15 | 2 | 3 | 3 |
Длительность условного учебного часа (в минутах) 20 минут – 4-5 лет 25 минут – 5-6 лет 30 минут – 6-7 лет |
Развивающие задачи ФЭМП
1) Формировать представление о числе
2) Формировать геометрические представления
3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях )
4) Развивать сенсорные возможности
5) Формировать навыки выражения количества через число (навык счета и измерения различных величин)
6) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
7) Развивать воображение, память, мышление, внимание.
Месяц
Год обучения
СЕНТЯБРЬ
Адаптационный период
Диагностика
Учить называть местоположения предметов – первый, последний. Понятие – большой, маленький
ОКТЯБРЬ
Октябрь
Знакомство с геометрической фигурой - круг. Понятие: один - много.
Закрепление: большой -маленький, понятие: высокий – низкий (методом приложения). Закрепление: круг
Познакомить с понятиями: впереди – позади (сзади). Закрепление: большой – маленький, высокий – низкий, одинаковые по высоте.
Понятие: столько же, одинаково, поровну.
Найди предметы, похожие на круг.
Год обучения
НОЯБРЬ
Закрепить местоположения предметов – впереди, позади (сзади), в середине
Знакомство с геометрической фигурой – квадрат.
Последовательность смены времени суток. Закрепить местоположения предметов – впереди, позади в середине.
Закрепление-квадрат.
ДЕКАБРЬ
Понятие: под, над. Закрепление: длинный – короткий, одинаковые по длине.
Закрепление: больше – меньше (разница равна 1). Уравнивание групп предметов.
Знакомство с геометрической фигурой -треугольник
Найди предметы, похожие на заданные геометрические фигуры.
1,2 неделя января каникулы.
Год обучения
ЯНВАРЬ
Пространственное положение: верх – низ. Ориентировка на альбомном листе
Понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения)
ФЕВРАЛЬ
Закрепить понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения).
Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количество, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества
Учить сравнивать одинаковые и разные по форме, цвету и величине геометрические фигуры на основе практических действий. Составление узоров
Знакомство с геометрической фигурой- прямоугольник. Сравнение: прямоугольник – квадрат
МАРТ
Группировка предметов по признаку. Рисование, конструирование
Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания.
Закрепить пространственное положение: верх – низ, лево-право, впереди – позади, рядом. Ориентировка на альбомном листе.
Понятие: толстый -тонкий. Ориентировка на альбомном листе.
АПРЕЛЬ
Закрепить понятие: толстый – тонкий, одинаковые по толщине.
Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количества, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества.
Знакомство с геометрической фигурой- овал. Сравнение круг-овал.
Закрепление геометрических фигур. Умение находить по описанию, на ощупь, обводка. Составление узоров
МАЙ
Понятие: легкий – тяжелый. Закрепить понятие: толстый – тонкий, высокий-низкий.
Понятие: далеко-близко. Закрепить понятие: длинный-короткий, широкий-узкий.
Май 3,4 неделя – Диагностическое обследование. Результативно – оценочный этап.
Ознакомление с миром природы
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные и познавательные.
Задачи:
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
5) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Формы организации образовательной деятельности
Ø Познавательные беседы.
Ø Чтение художественной литературы.
Ø Изобразительная и конструктивная деятельность.
Ø Музыка.
Ø Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные).
Ø Наблюдения.
Ø Трудовая деятельность.
Ø Праздники и развлечения.
Ø Индивидуальные беседы.
Тема по программе ФГОС | Компонент программы | Национально-региональный компонент | Варианты итоговых мероприятий | ||||
День знаний (4 неделя августа-1 неделя сентября) | 1. Мой город. ПДД 2.Детский сад. Игрушки | Формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. | Праздник «День знаний» | ||||
Осень (2-4 неделя сентября) | 1. Признаки осени. Перелетные птицы 2. Огород. Овощи. 3. Сад. Фрукты 4. Лес Ягоды Грибы | Сформировать представления об особенностях осени родного края. Закрепить и расширить обобщённые представления об овощах родного края. | Праздник «Золотая осень», выставка поделок. | ||||
Я в мире человек (1-3 неделя октября) | 1. Я человек Моя семья 2. Мой дом. Мебель 3.Посуда. Продукты питания. | Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). | Развл
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости... Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства... Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |