Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности

2020-07-07 99
Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с Указом Президента от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  перед системой образования поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Данная задача является как педагогической, так и в большей степени управленческой. Ведущая роль в формировании эффективной и качественной функционирующей системы общего образования принадлежит руководителям в сфере общего образования, деятельность которого претерпевает кардинальные трансформации. Эффективность любой социально-экономической системы зависит от эффективности и результативности руководителя, его умения ставить правильные цели, добиваться их исполнения, оптимально комбинируя существующие ресурсы и привлекая дополнительные ресурсы, работать в среде с высокой степенью неопределенности. В связи с этим резко усилилось внимание к директорскому корпусу, к введению стандартизированной эффективной системы отбора управленческих кадров, подготовки к реализации своих обязанностей, поддержки профессионального развития. Что отражено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2018 году «… о необходимости выстраивания открытой, современной системы отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ. От которых во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов, атмосфера в школе».

Управление образовательной организацией любого уровня – один из сложнейших видов профессиональной деятельности. В отличие от управления коммерческой организацией, как институционально объединенным, экономически активным коллективом, руководство школой представляет собой управление разновозрастным сообществом с разными целями и интересами, с большим количеством стейкхолдеров. К тому же, профессиональная деятельность директора XXI века претерпела существенные изменения и требует новых умений и навыков - скорости устаревания знаний превышают скорости обновления. Стандартизация кадровых процессов является одним из элементов системы обеспечения качества деятельности и повышения эффективности социально-экономической системы. Для достижения целей национального проекта «Образование», необходимо поставить управление образовательными системами на соответствующий уровень, ввести постоянно обновляемую систему стандартных требований к профессиональной компетентности руководителей в сфере общего образования.

С 2013 года Федеральным законом ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование введено в систему общего образования и является его первым уровнем (ст. 10), но общеобразовательной организацией (в соответствии со ст. 23) дошкольная образовательная организация (как отдельное юридическое лицо) - не является. В настоящий момент дошкольная образовательная организация может является структурным подразделением общеобразовательной организации. Несмотря на разные основные цели деятельности в детском саду и школе (для дошкольной образовательной организации - образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования и присмотр и уход за детьми; для общеобразовательной организации - образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования), в функционале современного руководителя образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования есть много общего. Для выстраивания гармоничной управленческой вертикали в системе общего образования требования к профессиональным компетенциям современных директоров школ и заведующих детских садов должны быть стандартизованы в едином документе.

Правовой статус руководителей дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций определяется статьей 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Руководители дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательных организаций назначаются учредителем образовательных организаций. Кандидаты на должность руководителей дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Запрещается занятие должности руководителей дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций лицами, которые в соответствии с законодательством не допускаются к педагогической деятельности. Кандидаты на должность руководителей государственной или муниципальной дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций и их руководители проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих образовательных организаций

Должностные обязанности руководителей государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Руководителям дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций предоставляются в установленном порядке права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ.

Руководители дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью указанных образовательных организаций. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителей частных дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

      Квалификационные характеристики руководителей дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций содержатся в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"). На их основе разрабатываются должностные инструкции руководителей дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций и их заместителей.

На должность руководителей дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций назначаются лица, имеющее высшее образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Лица, не имеющие соответствующей специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Руководители дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций назначаются на должность и освобождаются от должности приказом руководителя вышестоящего органа управления образованием (или распорядительным актом учредителя) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При назначении на должность руководителя заключается трудовой договор (контракт), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

В соответствии с действующим законодательством на должность руководителей дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций не принимаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

-имеющие медицинские противопоказания к занятию педагогической деятельностью (имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем).

Руководители дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций непосредственно подчиняются руководителю вышестоящего органа управления образованием (или учредителю).

Требования к результатам их деятельности, и соответственно, профессиональным компетенциям, со стороны органов управления, учредителя и социума существенно изменились. Изменился и функционал самого руководителя, в связи с трансформацией образовательной организации, ее социально-экономического окружения, цифровизацией и автономизацией, преобразованием образовательной организации в образовательный комплекс с реализацией разного вида основных и дополнительных образовательных программ. Изменения и дополнения, вносимые в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в части, описывающего квалификацию руководителей образовательных организаций и их заместителей, а также разработка перечня должностных обязанностей оказываются малоэффективными, т.к. их положения постоянно отстают от динамичных требований социума, экономики и потребностей самой образовательной организации; при этом постоянная актуализация этих документов не представляется возможной.

Профессиональный стандарт, в соответствии с отечественной и международной практикой, является наиболее эффективным, обновляющимся управленческим инструментом развития кадровых стандартов, так как основан на функциональном анализе трудовой деятельности и устанавливает требования к набору компетентностей, необходимых для выполнения трудовых функций. Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Разработка профессиональных стандартов руководителей образовательных организаций в России ведется достаточно долго, но в силу различных причин они не введены в действие. Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации 2013 года разрабатывала рабочая группа Российского университета дружбы народов (РУДН), он охватывал руководителей всех уровней образования и его структура представляет собой разделение по содержательному принципу: управление организацией и ее развитием; управление проектами (процессами) в организации; управление технологиями в организации; управление работами в организации.

Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации 2016 года разрабатывала группа ФГАУ «Федеральный институт развития образования», он также охватывает требования к руководителям всех уровней образования и его структура представляет собой набор обобщенных трудовых функций, сгруппированных по объектам управления - руководство образовательной деятельностью; руководство развитием образовательной организации; управление ресурсами образовательной организации; представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью образовательной организации. Последняя трудовая функция не актуальна для руководителей дошкольной и общеобразовательной организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. И общеобразовательной, является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и/или среднего общего образования. Но в соответствии с п. 4 ст. 10 с 2013 года дошкольное образование тоже входит в систему общего образования. И современная тенденция – функционирование интегрированной модели общеобразовательной организации с включением детских садов и объектов спортивной инфраструктуры в качестве подразделений, реализация интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных программ, программ компенсирующего вида, дополнительных развивающих и обучающих программ и тд. Профессиональный стандарт руководителей дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций должен представлять собой некий минимум требований к руководителю, с дополнительными компетенциями, которые пропишет конкретный учредитель для управления сложными многоуровневыми организациями.

Если структурировать квалификационные требования к директору школы в разных странах, то можно представить разный набор требований к претенденту на должность руководителя: требования только к педагогическому стажу (Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Швеция); требования к педагогическому стажу и получению повышения квалификации по управлению организацией (Бельгия, Дания, Испания, Германия, Португалия, Франция); вышеперечисленные требования и обучение в специализированном центре, с получением сертификата дающего возможность занятия должности директора школы (Великобритания (Англия) Италия, Финляндии, Австралия).

В соответствии с представленным набором требований, можно выделить два вида профессиональных стандартов директоров: внутренние, действующие как ориентир в системе профессионального развития директоров, и внешние стандарты, разрабатываемые и устанавливаемые органами власти, отражающие потребности государства и системы образования в эффективном управлении школами. В зависимости от этого, профессиональные стандарты носят либо рекомендательный, либо обязательный характер. 

Стандарты служат ориентиром для разработки курсов повышения квалификации или переподготовки, которые должны обязательно пройти педагоги для того, чтобы стать руководителями. Разработка профессиональных стандартов основывается на фактическом функционале руководителя, сложившихся представлениях об эффективном руководстве на региональном, местном и внутришкольном уровнях, а также на опыте других образовательных систем.

При рассмотрении проблематики разработки и применения профессиональных стандартов в разных образовательных системах, особый интерес представляет опыт Великобритании. Страна - мировой лидер по стандартизации во многих сферах. В Англии разработкой профессиональных стандартов занимается правительственное агентство - Национальный колледж школьных лидеров (NCSL), который осуществляет подготовку лидеров образования с выдачей сертификатов. Стандарты согласованы с национальными квалификационными рамками и включают пять стадий управленческой карьеры - от начинающего до консультирующего лидерства.

Профессиональные стандарты для директоров имеют 6 ключевых направлений: управление организацией, обучение и преподавание, проекты на будущее, саморазвитие и взаимодействие с коллегами, подотчётность и укрепление общности. Каждый компонент включает в себя умения, навыки оценки деятельности, постановки целей и ответственность за саморазвитие. Все компоненты взаимосвязаны и составляют основные требования к школьному лидеру.

В Австралии стандарты для учителей и руководителей разрабатывались более 15 лет с участием профессионального сообщества. Среди организаций, принимавших участие в разработке были - Центр для директоров (APC), совет по образовательному лидерству (ACEL), институт педагогики и школьного лидерства Австралии (AITSL).

Действующие стандарты, представляют собой интегрированную модель, определяющую три основных требования к лидерству: видение и ценности; знание и понимание; личные качества и общественные и межличностные умения. Эти требования разработаны к пяти ключевым профессиональным умениям: управление обучением, саморазвитие и развитие других, управление улучшениями, инновациями и изменениями, управление школой, сотрудничество с обществом. В Австралии необходим сертификат на соответствие профессии руководителя школы, который выдаётся центрами по подготовке лидеров школьного образования.

В США существует три вида профессиональных стандартов: кодекс профессиональной этики, содержащий указания этического характера; кодекс квалификационных стандартов, содержащий указания относительно опыта и уровня образования, необходимых для работы; кодекс стандартов профессиональной деятельности, содержащий конкретные инструкции по выполнению той или иной работы. Профессиональный стандарт является основополагающим для всех уровней лидерства в области образования - руководителей образовательных организаций, их заместителей, руководителей органов управления образованием на уровне штата. Требования к набору и содержанию профессиональных компетенций представлены по всем направлениям деятельности директора: миссия и основные ценности; этика и профессиональные нормы; обеспечение равных прав на получение образования (доступность образования) и культурная компетентность; учебное планирование, обучение и оценка образовательных результатов; выстраивание образовательного сообщества, обеспечивающего всестороннюю поддержку развития обучающихся; развитие профессионального потенциала работников организации; развитие профессионального сообщества работников организации; действенное привлечение родительской общественности и других представителей местного образовательного сообщества; управленческая деятельность; развитие организации.

В Новой Зеландии требования к руководителям школ представлены в виде отдельных «стандартов», представляющих собой совокупную модель лидерства, которая включает набор профессиональных и личностных качеств, знаний и умений, требуемых для обеспечения эффективного руководства образовательной организацией: культура: система ценностей; педагогика: знания в области обучения и учения; системность: как обеспечить качество работы; взаимодействие и партнерство: создание эффективных отношений для обеспечения устойчивости образовательного процесса. Директора должны обладать четырьмя качествами, которые позволят им эффективно управлять организацией:

1. управлять в соответствии с собственными нравственными ценностями;

2. иметь веру в собственные силы;

3. иметь способность к саморазвитию;

4. уметь не только проявлять лидерские качества, но и оказывать поддержку своим коллегам. 

В Японии разработка профессионального стандарта велась с 2004 года, был учрежден «Специальный комитет по разработке образовательной программы для школьных директоров», целью деятельности которого было формирование примерных образовательных программ подготовки руководителей школ. С 2006 года действуют и обновляются «Профессиональные стандарты для директоров школ». В описание семи стандартных пунктов (направлений деятельности директора) была добавлена расшифровка трудовых функций и компетенций. Базовый принцип стандарта директора - способствовать повышению качества образования на уровне каждого обучающегося, брать на себя инициативу в организации преподавания и обучения с целью реализации поставленных задач. В числе основных направлений деятельности директора выделены следующие: создание и реализация общей концепции школы; создание условий для повышения качества образования; создание условий для профессионального развития педагогов; эффективное использование различных ресурсов и управление рисками; эффективное взаимодействие с представителями образовательного сообщества; этичное поведение и лидерство; понимание социокультурного контекста школы.

В Германии нет федеральных требований для подготовки директоров, нет национальных стандартов, но есть программы обучения. Для того, чтобы стать директором требуется минимальный опыт профессионального преподавания от 3-х до 5-ти лет. Предварительное обучение не требуется, осуществляется после назначения директора. Обучение предназначено только для тех, кто одобрен на пост директора. Директора назначаются либо Министерством образования, либо местными школьными органами власти. Кандидаты должны иметь управленческий опыт, квалификацию педагога, успешные результаты по экзамену по школьному лидерству. Роль и ответственность директоров отличаются в разных федеральных землях (The Lander). В Германии 16 земель, в каждой – индивидуальная школьная система. Директора только в Гамбурге освобождены от преподавания. Фактором получения должности директора становится обучение на месте (in-service). Ответственность и обязанности директора прописаны в образовательном акте земель (Lander Educational Act) и особых регулятивных документах: управление персоналом и бюджетом; оценивание учителей; планирования школьного профессионального развития; создание плана развития школы.

Во Франции централизованная образовательная система, и роль директора сведена до наблюдения за соблюдением правовых законов в школьной деятельности. Школьная инспекция и аспект оценивания играют значительную роль. Директора не преподают и имеют одного заместителя в зависимости от размера школы. Директора должны иметь квалификацию учителя. Обучение директора начинается после назначения. Однако региональная школьная администрация организует короткий добровольный курс подготовки, спонсируемый правительством, во время которой кандидаты проходят тест. Если тест сдан удачно, то кандидат получает доступ к карьере директора. Программы подготовки могут пройти только те, кого одобрили на пост директора. Квалификации для директоров начальной и старшей школы отличаются. На пост директора начальной школы кандидатов отбирают местные власти, условием является стаж преподавания не меньше 2-х лет. Во время подготовки кандидаты изучают документы школьной системы и структуры, отношения в школе и с родителями, лидерство и взаимоотношения с сообществом. Назначает на пост директора Региональная исследовательская академия. На пост директора старшей школы назначает Министерство Образования. Кандидаты должны иметь стаж преподавания не менее 5 лет. К этим директорам предъявляются большие требования, чем к директорам начальной школы.

Кандидат на должность, сдает экзамен и проходит интервью. Если все пройдено успешно, его назначают на должность заместителя директора. Это считается периодом обучения, когда будущий директор приобретает опыт. Период обучения длится два года, будущий директор принимает участие в решении финансовых и правовых вопросов, знакомится с вопросами школьной организации и управлением человеческими ресурсами. Во время обучения будущему директору помогают менторы, которые обеспечивают кандидатов информацией о содержании программ подготовки и определяют место, где кандидат должен проходить подготовку во время подготовительного срока. Региональные академические советы, состоящие из экспертов в образовании, отвечают за организацию программ подготовки, проводят семинары и экспертизы, организуют менторинг, помощь и проводят исследования.

В Нидерландах директора должны иметь опыт работы в школе, но могут быть извне. Курсы подготовки не являются обязательными. В плане образовательной деятельности 2020 (The MOECS Action Plan Teacher 2020) прописаны профессиональные компетенции директоров, требования к компетенциям директоров начальной школы: работа в направлении развития видения школы; выстраивание отношений с окружающими; формирование организационных характеристик школы с ориентацией на обучение; разработка стратегии сотрудничества, обучения и исследований на всех уровнях. Требования к профессиональным компетенциям директоров средней школы: создание общего видения и одного направления в работе; создание последовательной организации для основного процесса; продвижение сотрудничества, обучения и исследований; стратегии взаимодействия с окружающими; навыки анализа и решение проблем школы.

В Финляндии стандартов для директоров - нет. Директора выбираются Муниципальным школьным советом. Обучение до принятия должности директора необязательно. Ответственность и задачи директоров прописаны в документе, составленном финским национальным советом. Директора принимают решение и отвечают за школьный бюджет, но не оценивают работу учителей. В маленьких школах директора имеют преподавательскую нагрузку. Существуют 3 квалификационных требования к директору: наличие сертификата администратора образования; знание финских законов; обучение на программах образовательного лидерства в университете или доказательство опыта в управлении образованием. Но большинство директоров принимаются без сертификата и прохождения программ.

В Сингапуре стандартов для директоров - нет. Всё контролирует Министерство образования. Используют модель продолжительного оценивания учителей. Есть только один педагогический институт – Национальный институт образования(the National Institute of Education (NIE) в Наньянгском технологическом университете (Nanyang Technological University). Для получения должности нужен диплом по образовательному администрированию. Директора могут пройти 6-месячную программу по образовательному лидерству.

Министерством образования Сингапура в 2010 году создан документ Starter Kit, где прописано несколько ролей для директоров: обеспечение профессионального развития сотрудников; приобретение общего видения школьного лидерства; продвижение доверия и сотрудничества среди сотрудников; построение культуры общения; оптимизация организационных структур и процессов; обеспечение подготовки, ресурсов, инструментария; менторинг; признание и утверждения лидерских действий.

Стандартизация во всех сферах деятельности является существенной частью тайваньской образовательной системы. Директора оказывают значительное влияние на процесс обучения через организационные условия и учителей. Директор должен некоторое время проработать учителем, чтобы подать заявку на сдачу экзамена для посещения курсов подготовки директоров. После окончания курсов Министерство образования назначает на пост директора. В работе директоров успех учеников важнее, чем оценивание учительской работы. Руководство учителями предполагает сотрудничество и взаимодействие между учителем и директором, а не исполнение системных требований, привязанных к школьному рейтингу и репутации. Хорошее руководство увеличивает учительское удовольствие и работу. Основу взаимодействия составляют поощрение, непрерывное обучение и применение эффективных педагогических приёмов, а не подотчётность.

Таким образом, наблюдаются две противоположные тенденции: децентрализации и централизации процесса стандартизации в области образования. Согласно движению к децентрализации, большинство изученных систем образования устанавливают стандарты на местном или региональном (субнациональном) уровне. В таких странах как Германия, Бразилия, США и Австралия не существует обязательного к исполнению общегосударственного подхода к стандартизации – разработка стандартов для каждой территории осуществляется на региональном уровне. В Германии на федеральном уровне существуют только общие руководящие принципы для директоров, в то время как право устанавливать конкретные стандарты остается у федеральных земель.

В свою очередь, движение к централизации способствует объединению усилий местных и государственных властей, как это, например, происходит в Австралии и США. Заинтересованность в том, чтобы иметь контекстуализированные структуру и стандарты, определяющие минимальные требования к деятельности директоров образовательных организаций на национальном уровне, представляет собой основу для деятельности правительств ряда федеративных государств. В частности, в Новой Зеландии государство определяет общие рамки стандартов, которые должны быть детализированы на местном уровне. Новозеландский подход также удовлетворяет потребность обеспечения общих минимальных требований в рамках высоко децентрализованной системы образования.

Разработка стандартов не всегда определяется централизованно на национальном или субнациональном уровне, что подчеркивает необходимость достижения директорами образовательных организаций и другими руководителями образования определенного уровня легитимности. Установление стандартов должно быть процессом, в котором участвуют федеральные органы управления образованием, профсоюзы директоров и преподавателей, местные органы управления образованием, ученые и представители педагогических образовательных организаций, а также другие заинтересованные участники образовательного процесса.

Процедуры и отбора участников разработки стандартов тесно связаны с проблемой использования этих стандартов в рамках конкретной образовательной системы. В этой связи выделяется два вида стандартов:

1) автономные, которые обычно понимаются как часть системы профессионального развития директоров;

2) стандарты, устанавливаемые извне и отражающие потребности органов власти и системы образования в эффективном управлении деятельностью директоров.

Распространенным элементом профессиональных стандартов являются научные знания, и разработка стандартов основывается на фактических данных и представлениях об эффективном лидерстве на местном и внутришкольном уровнях, а также на опыте других систем образования. Можно выделить взаимозависимость стандартов и дисциплинарных мер, которая, в свою очередь, тесно связана с процессом и составом участников разработки стандартов. Таким образом, в автономной модели, типичной, скажем, для Чили, стандарты являются рекомендациями, и отказ от следования им не влечет за собой серьезных последствий для директоров. Внешнерегулируемая модель, напротив, предполагает дисциплинарные меры, принимаемые к тем, кто отступает от стандарта. Также существует связь с достижением определенного материального или статусного поощрения. В Новой Зеландии, например, выполнение стандартов связано с экономическим поощрением и требует повышения квалификации.

Между этими крайностями существуют промежуточные варианты, такие как в Квебеке, где стандарты служат ориентиром для разработки курсов повышения квалификации/переподготовки, которые должны обязательно пройти учителя для того, чтобы стать директорами. Как показывает опыт Квебека, подобный подход может гарантировать распространение положений стандартов в системе образования.

Можно привести пример тесной связи между государственными органами управления образованием и учебными заведениями. В Калифорнии, помимо того, что положения стандартов директоров должны быть включены в программы обязательных курсов повышения квалификации/переподготовки, так же есть стандарты для этих курсов, которые регулируют их структуру и применение образовательных технологий.

Можно выявить общую тенденцию – превращение профессиональных стандартов в инструмент управления образовательными системами, что обозначает движение к более строгому регулированию, большие ожидания относительно достижения определенных результатов образовательными организациями и передачу директорам образовательных организаций большего объема полномочий в области управления образованием, что соответствует российской действительности.     


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.