Русский романтизм. Поэтика и проблематика. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Русский романтизм. Поэтика и проблематика.

2020-07-07 421
Русский романтизм. Поэтика и проблематика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Романтизм - общеевропейское литературное направление, и его возникновение обычно связывают с событиями французской истории последней трети XVIII в.(Великая французская революция).

Социально- исторические катаклизмы конца XVIII в., связанная с ними Отечественная война 1812 года обнажили противоречия жизни, которые не поддавались разумному объяснению. Итоги XVIII столетия, которое прошло под знаком петровских преобразований, европеизации русской жизни, заставляли переосмысливать взаимоотношения Запада и русского Востока.

Вместо образа любезного француза, поклонника прекрасного пола, является страшный Корсиканец, захватчик чужих земель. Человек начала нового столетия в недоумении останавливался перед загадками истории, с удивлением и разочарованием замечая несоответствия между целями и результатами, лозунгами и их претворением в жизнь, идеальными стремлениями человека и реальностью. Минувшее столетие «безумно и мудро», люди велики и ничтожны. Мир предстал в странных противоречиях - кумиры падали и возвышались новые. Века существовала королевская власть во Франции, но революция смела ее; и вот - о диво! - из хаоса истории родилась империя Наполеона, но и ей пришел скорый конец. И снова слышны возгласы: <<Да здравствует король!>); наступила реставрациямонархии. Каков смысл этих перемен?

Вот Москва в пожарах, в разрушении, всеобщих страданиях, проклятья сыплютсяна французов- <<варваров>), «вандалов>). Но смена декорации - и Москва уже в новом торжестве победительницы, она отстраивается, хорошеет и открывает свои гостеприимные дома!

 Новых героев выдвинула история: молодого царя Александра I - надежду молодой России, вождя победителей Кутузова, а с ним плеяду блестящих военачальников. Но как скоро рядом с Александром появился ненавистный Аракчеев! Что все это значит? Что стоит за всеми этими превращениями, превратностями истории? Уж не сон ли все это? Человекво власти надличностных сил, он в водовороте истории.

Уже в предромантизме проявилось разочарование в разуме, осознание ненадежности человеческих чувств, изменчивых и текучих, упование на духовные ценности, - обострилось в романтизме. Его расцвет в России пришелся на 1810-1820е годы, но и в 1830-х.годах он имел свои выдающиеся достижения. Именно в романтизме - острое осознание противоречивости жизни; эта идея приобретала все более универсальный характер. Поражала противоречивость социального бытия, мировой истории, самого космоса и личности человека. Чудовищные несоответствия желаемого и действительного неподвластны человеческому разуму, иррациональны; бытие исполнено чудес и тайны, которые разгадать немыслимо. Грусть, сомнения, разочарование. Ориентация на Западную Европу теряла свой смысл, особенно ненавистной становилась для образованных и мыслящих дворян и разночинцев галломания. Русские романтики все настойчивее обращаются к национально-народным истокам в поисках новых социальных, этических и эстетических опор.

Требование от литературы народности и национальной самобытности становится общим местом в романтизме. Нерешенность социальных проблем и отчаянные усилия добиться прогрессивных сдвигов в общественных установлениях заставляли русских романтиков в своих идеальных устремлениях вновь пересматривать просветительские выводы, пытаясь применить их к своим социальным теоретическим построениям, касающимся будущей России.

Романтики осознавали высокий смысл духовной жизни человека, пренебрегали материальным бытием как низким и пошлым, достойным лишь обывательской толпы. Религиозная вера, христианство - животворный источник их произведений. Первый романтик в России В.А. Жуковский любил повторять: <(Прав Зиждителя закон... >), <(Зла Создатель не творит... >).

Христианство становилось <(сердечной религией>), религиозная вера сопровождалась экзальтацией чувств, эмоциональной экспрессией, драматизмом переживаний, проблемой теодицеи.

В гражданственном романтизме христианство обычно сочеталось с освободительными, народолюбиными идеями, так было у Ф.Н. Глинки, А.А. Бестужева, К.Ф. Рылеева. Сложнее было миросозерцание романтика А.С. Пушкина. Нои у него вольтерьянские увлечения в юности не привели к атеизму, Пушкин называл его <<Мерзостью»' (да и сам Вольтер атеистом не был). Пушкин никогда не отрицал православных традиций, основа его морали была всегда христианской, поэтически сочетаясь с народными верованиями и даже суевериями.

Синтез преданности православной церковности и поэзии народной мифологии при условии все большего преобладания первого элемента характеризует творчество Н.В. Гоголя. Языческие образы, картины дохристианской старины в романтизме были отнюдь не порождением отказа от христианства, а данью новой эстетической моде, поэтическому влечению к <<неразгаданному былому>>, что обновляло сюжеты, метафорический язык, в целом лиризм произведения. У романтика Тютчева<<пантеизм>> лирики природы и страстное православне гармоническисочетались, хотя это не всегда признавала цензура,оценивавшая его стихи в то время. Не менее сложны религиозныечувства М.Ю. Лермонтова, но <<демонизм>> вытеснялсяв его сердце и в его произведениях светлым и лучезарным,кротким и любящим Ангелом; поэт в часы духовного просветленияв небесах <<видел>> Бога.

Трудно согласиться с теми, кто усматривает в романтизме

Шеллингианский пантеизм, вызвавший общеевропейские споры, и для русских романтиков представлял большой интерес. Тютчев усматривал божественное начало, разлитое во всей прекрасной природе - тварном мире:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик...

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Такого рода образ одухотворенной, человекоподобной или

богоподобной природы встречается не только у Тютчева, но

и у Лермонтова, а иногда и у Жуковского.

Выделяли в романтизме в качестве первоочередного то субъективный пафос, то апологию мечты, то волюнтаризм (принятие произвольных решений вопреки обстоятельствам, воля над обстоятельствами), то двоемирие, то максимализм требований, то видение романтики жизни... Нельзя сказать, что все эти признаки романтизма исключают друг друга, они неплохо уживаются и скорее дополняют представления о романтической эстетической системе, нежели ее разрушают.

В романтизме же осуществлялось восхождение к категории «идеального>>, а поэтическое познание действительности шло через самого себя, возвышенного творца художественной ценности. С собственным опытом духовной жизни романтики соотносили содержание и формы творчества.

Субъективность и индивидуализм - понятия отнюдь не тождественные. Яркая субъективно-личностная окраска романтического творчества не сопровождалась индивидуалистическими эстетическими или социальными выводами. Напротив, такие романтики, как Жуковский, также и поэты гражданственного романтизма, Пушкин-романтик выступали критиками индивидуалистических устремлений, усматривая в них аморальность. «Счастье бывает только вместе», - повторял Жуковский, и культ дружбы был утвержден поэтами этого направления в 10-20-х годах. Позднее наметилось разочарование в дружбе и любви <<до гроба>>, в романтическом этическом эталоне, но то были уже признаки кризиса романтического миросозерцания.

Романтизму по его социально-философской природе отнюдь

не чуждо критическое начало. Литераторы этого направления

не идеализировали действительность, напротив,

им было свойственно неприятие общественных пороков, и,

хотя в их теоретических трудах можно было встретить идею

тлетворного влияния общества на человека, более значительной

им представлялась идея ответственности личности за социальное

бытие, противостояния нравственно сильной личности

порочной толпе, которая получала обобщенную характеристику:

толпа малодушна, холодна и бездушна, мелочна и

лицемерна, даже преступна. Об этом говорил не только пушкинский

кавказский пленник, но и лермонтовекий Демон, и

Тютчев свидетельствовал о том же в <<денисьевском цикле>>:

даже смерть справедливее суда людского, который <<лучшие

колосья нередко с корнем вырвет вон».

Диалектический метод, столь очевидно представленный в трудах Гегеля, чаще всего без влияния этого философа получал художественное претворение в сочинениях русских романтиков 10-20-х годов, а в 30-х и сам философ стал все больше привлекать внимание своими теоретическими построениями.

 

Романтиков поражают диалектически сложная жизнь человеческой души, ее изменчивость, противоположность стремлений и порывов, раздвоенность сознания, чувств, воли «священное» с «порочным» уживаются в сердце человека, по

утверждению Лермонтова), поиски примирения противоречий, душевной гармонии.

 

Обличительный образ толпы. Обличение за счет трагических коллизий в романтизме: трагизм гибели красоты, духовности, под воздействием пошлости и бездуховности, трагедия человека-гения, преступления против естественной природы человека, совести и чести. (ср: просвещенный ум и морально воспитанное сердце и деспотичное дикарское общество, долг и чувство в классицизме).

Трагическое – выступает в особом ореоле: связано с тайной, с загадками судьбы, трагическое совершается в глубине ночи с ее спутниками: таинственная луна, ночные тени и видения, ночными птицами, странными растениями.

Романтическая ирония: горькая усмешка читателя над прозой жизни (постепенно в сферу иронии попадал и он сам). +меланхолическая полуулыбка: печальная улыбка человека разочарованного, но примирившегося с несовершенствами жизни и человеческой натуры.

Символизация явлений

Обличительный, трагический, вообще критический смысл – в излюбленных символах: ночь – тяжелая и мучительная жизнь человека, бесперспективность бытия, зло и преступления, опасность и вражда.

Волна морская, водный поток – непостоянство, камень – бесчувственность, русалка – символ холодного сердца, неспособного к любви, ночной яркий цветок – символ опасности (у Гоголя – папоротник), черный ворон – маскарад, кукла – фальшь, двуличие, бездуховность – сюда же прием срывания масок.

Романтические превращения – обнажения чудовищных антиномий действительности: красавица-панночка – ведьма-кровопийца (Гоголь), прекрасный рыцарь – преступник, продавший дьяволу душу свою и сына

Романтический психологизм: психология мгновенных состояний, см: Жуковский -тончайшие ощущения нравственной личности, созерцающей вечернюю природу, состояние мечтательности (Батюшков, Жуковский, Лермонтов) и глубокой думы (Боратынский, Тютчев, Лермонтов), различные эмоциональные порывы, страсти, желания (Пушкин, Рылеев, Лермонтов) + психология созерцания природы, растворение в мире.

Особый интерес – состояния поэтического вдохновения и личность художника – творца эстетических ценностей.

 

«Типология» романтических индивидуальностей:

Грустный юноша, уединившийся на природе поэт-мечтатель, певец со свирелью в руках (лирическое «я» Жуковского), поэт-гуляка-праздный, беспечный, беззаботный, бескорыстный, добросердечный, беззлобный, гениальный (Дельвиг, Моцарт, иногда Пушкин), мрачная скептическая разочарованная личность (байроновский тип, лирическое «я» в ранних стихах Лермонтова), поэт-гражданин, оскорбленный позором общества, жрец Фемиды, способный к патриотически-гражданственной жертве (Рылеев: «Любовь к отчизне» - есть античные герои, а есть наши, русские – и они столь же величавы и прекрасны, любовь к отчизне горит в любом народе,

"Я ль буду в роковое время..."

 

 

    * * *

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны,

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

 

Мне тошно здесь, как на чужбине…

Мне тошно здесь, как на чужбине.

Когда я сброшу жизнь мою?

Кто даст крыле мне голубине,

Да полечу и почию.

Весь мир как смрадная могила!

Душа из тела рвется вон.

Творец! Ты мне прибежище и сила,

Вонми мой вопль, услышь мой стон:

Приникни на мое моленье,

Вонми смирению души,

Пошли друзьям моим спасенье,

А мне даруй грехов прощенье

И дух от тела разреши.

 

, Лермонтов).

Другое отношение к форме: если классицизм – соразмеренность, то романтизм – разрушение внешней правильности художественного рисунка, строгой продуманности, завершенности, свобода от «правил» искусства, новые жанры, модификация прежних.

(романтики настороженно относились к красивости, старались угадать за ней нечто уродливое, безобразное, пугающее).

Романтиков привлекали жанры и формы – к свободному самовыражению: поэма, богатая авторскими излияниями и лирическими отступлениями, романтическая баллада, противостоящая прозе жизни, простор фантазии, элегия – настроение неудовлетворенности жизнью, разочарование. Лирические фрагменты, отрывки, запечатлевающие мгновения (и более длительные состояния) души: думы, исповеди, клятвы, молитвы, сны, признания, разуверения.

Стремление к суггестивной музыкальности стиха (см: предромантизм – художественность). Стилевые течения романтизма: «готический», «античный», «древнерусский», «пантеистически-лиричный», «медитативно-философский» и др.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.