Творчество Н.М.Карамзина в XIX веке. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Творчество Н.М.Карамзина в XIX веке.

2020-07-07 200
Творчество Н.М.Карамзина в XIX веке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В начале 19 в сентиментализм, хоть и завершал свое существование, подвергался критике со стороны классицистов, предромантиков, реалистов, находился на переднем плане искусства. Начало 19 в - "карамзинский период" (по словам того же Белинского). В творчестве Карамзина 18-19 в заметны и предромантические устремления, хотя они до конца не оформились в его произведениях.

Главный герой Карамзина и карамзинистов - личность, внесословная по своим моральным качествам. Сословной иерархии героев классицизма у карамзинистов были противопоставлены внесословные достоинства <<естественного>>, <<простого>> человека. Философия сентиментализма продиктовала культ чувствительности.

В основном Карамзин и его последователи различали две разновидности

личности: чувствительного и холодного человека. Лирическое <<Я>> в стихах, автор-повествователь в прозе - антагонисты холодности и бессердечия. Писателю недостаточно иметь разум, воображение и прочее, <<ему надобно доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей» (Карамзин).

Писатель «с нежным сердцем>> воздействует на читателя <<С нежной душой>> - так представлял себе Карамзин литературные отношения.

Образ человека у писателей этой школы эволюционировал в сторону предромантизма: настроение неудовлетворенности овладевает чувствительной личностью, которая все больше осознает, что <<зло под солнцем бесконечно>> (Карамзин), сентиментальные герои

«Острова Борнгольм>>, «Сьерры- М орены>> роковым образом

разъединены со своим счастьем, человек оказывается слепым перед лицом то ли обстоятельств жизни, то ли судьбы. Однако, сблизившись с предромантизмом в выражении неудовлетворенности жизнью и меланхолии, в поисках экзотической красоты, карамзинисты не порывали с традиционно сентиментальными морально-эстетическими канонами. Логический ход их мысли: зло в мире торжествует, значит, <<лампаду угасим, желая доброй ночи им>> (и чувствительным страдальцам, и холодным злодеям). (образ погашенной лампады противостоит образу зажжённого огня у гражданственных романтиков)

Отказавшись от борьбы со злом, человек в творчестве Карамзина ищет утешительное в жизни: <<... любовь и дружба - вот чем можно себя под солнцем утешать!» Положительный герой - <<спокойный» человек: «Кто в душе спокоен, Тот истинной хвалы достоин>>. Спокойный человек, обладающий чистой совестью, устранившийся от зла жизни, - социально пассивная личность, но активная в нравственно- психологических переживаниях. Воспроизводя эстетические переживания этой личности, Карамзин формировал свою «эстетику» «приятного» «милого» «нежного» «сладкого»

Поэты карамзинской школы придали новое направление поэзии. Философские элегии и послания уступили место «легкой поэзии» - песням, нередко стилизованным под фольклор, шутливым, дружеским посланиям и эпиграммам, "безделкам» - стихотворным миниатюрам-экспромтам, стихам «на случай», «К портрету>>, различным «надписям». «Безделки» «легкой поэзии» запечатлели сближение поэзии с обычной, повседневной жизнью, отказ от штампов высоких жанров, обновление литературного языка, которое состояло в его приближении к разговорному языку просвещенного дворянства, но внешнем стремлении к народности (но в сочетании с принципами «приятной>>, <<сладкой>> и «нежной>> красоты).

В.Л. Пушкин был весьма заметным поэтом в то время, он активно участвовал в литературных спорах и сам был объектом литературных суждений и насмешек. Ярый противник <<Беседы... >>, он смеялся в стихах над <<шишковистами>> и классицизмом. В послании <<К арзамасцам>> поэт хотя и упрекал своих друзей за насмешки над собой, но объединялся с ними в неприятии <<Беседы... >>:

Нет, явною войной искореним врагов!

Я верный вам собрат и действовать готов:

Их оды жалкие, забавные их драмы,

Похвальные слова, поэмы, эпиграммы,

Конечно, не уйдут от критики моей:

Невежд учить люблю и уважать друзей.

Образцы его <<легкой поэзии>) - это и поэтические шутки типа «Красавица в шестьдесят лет (сказка):

Шестидесяти лет Пульхерия старушка,

Которая в свой век была

Кокетка и вострушка,

Мечтала, что еще пленять она могла,

И что амуры вкруг прелестницы резвились;

Но, в зеркале себя увидев невзначай,

Сказала, прослезясь: «Веселие, прощай!

«Как зеркала переменились!»

Басни, см:

Лев и его любимец (1802)

Собачку лев любил,

И все тогда ее ласкали:

Лисицы в гости звали,

Медведи кланялись и тигры уважали;

Спесивый даже слон собачке другом был,

И хоботом своим огромным

То на спину сажал, то гладил он ее.

Надеяться нельзя на счастие свое!

Врагам угодно было злобным,

Чтоб царь зверей сослал любимца своего.

Любимец изгнанный не стоит ничего!

Все стали клеветать на счет собачки бедной,

Что ум она имеет вредной;

Лисица голос подала,

Что будто так собака зла,

Что гнусную на льва сатиру сочинила;

Медведь всех уверял,

Что две сатиры он читал,

И что всю истину лисица говорила;

А заяц побежал

(В том зайцев вся и сила),

Не выслушав конца, рассказывать везде,

Что было, как и где. —

И мы как звери поступаем:

Нередко зло ко злу нарочно прилагаем.

ни и эпиграммы, и сатирическая бытопись,доходящая

до фривольности в стихотворении <<Опасный сосед> (1811) (в списке названо поэмой)

Ох! дайте отдохнуть и с силами собраться!

Что прибыли, друзья, пред вами запираться?

Я всё перескажу: Буянов, мой сосед,

Имение свое проживший в восемь лет

С цыганками, с б<лядь>ми, в трактирах с плясунами,

Пришел ко мне вчера с небритыми усами,

Растрепанный, в пуху, в картузе с козырьком,

Пришел, — и понесло повсюду кабаком.

 

Явные успехи имела и проза писателей этой школы. Излюбленные их жанры - романическая повесть, рассказывающая о сентиментальной, печальной любви двух молодых людей, и жанр путешествия. (см: письма русского путешественника Карамзина, Остров Борнгольм – 1793, Чувствительный и холодный – 1803, Наталья боярская дочь, Бедная Лиза 1792,).  Прежде всего сам Карамзин, но также и его последователи давали образцы изящно-простого, не отяжеленного языковой архаикой, натуралистическими, грубыми зарисовками повествования о тонких и нежных любовных переживаниях благородных людей; главный конфликт повестей, как правило, - столкновение <<чувствительного> и «холодного>. Проза вырабатывала способы психологического анализа, приемы лирического описания, портретирования, создания литературного пейзажа. Однако в сентиментальной прозе много штампов, одни и те же сюжетные ситуации и образы повторялись много раз. <<Бедная Маша>) А.Е. Измайлова, <<Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор>) В.В. Измайлова изображали несчастную любовь двух мjлодых людей, из которых хотя бы один обладал нежной чувствительностью. Сентиментальная повесть, отъединяясь от просветительского реализма с его сатирой, натуралистически грубыми сценами, обилием примитиdных персонажей, нередко тяготела к предромантизму.

 

Карамзинская школа громко заявила о своем существовании и литературной активности, создав объединение <<Арзамас>> (1815-1818). Поводом для организации общества послужила

комедия Шаховского <<Урок кокеткам, или Липецкие воды>>, в которой содержались пародийные нападки на Жуковского и карамзинистов. Противники «Беседы...» объединились, взяв название общества из памфлета Д.Н. Блудова, направленного против <<шишковистов>>, -«Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей>>, в котором был создан сатирический образ Шаховского, обижающего Жуковского, а местом действия был представлен «Арзамас>>. В это общество входили В.А Жуковский, К.Н. Батюшков, В.Л. Пушкин, АС. Пушкин, Д.Н. Блудов, П.А. Вяземский, С.С. Уваров, позже в <<Арзамас>> вошли будущие декабристы М.Ф. Орлов, Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев. Первоначальной целью общества была борьба с <<Беседой...», с обветшалым классицизмом. Пародии, эпиграммы, сатиры, насмешливые послания, различного типа сатирические экспромты, часто просто каламбуры, острое слово были способами обличения. «Беседа... >>воспринималась как символ косности, рутины, нелепого педантизма,и таким путем сфера обличения расширялась в социальномотношении. Молодые люди, борясь с «Беседой... >>, наследовавшей традиции вельможного века минувшего, выступали как бы носителями идеи обновления и прогресса, нового представления о личности, освобожденной от догматизма и предрассудков. Однако социальные их позиции не былиеще достаточно прояснены. Настоящего единства не было влитературных установках, хотя целый ряд моментов их объединял: отрицание архаического классицизма, приверженность к сатире, одобрение опыта Карамзина и Жуковского,

В шутливых стихах Пушкина весьма серьезно определена цель «арзамасской>> сатиры: «Глухого варварства начала / Сатирой грозной осмеять... >> Переплетение житейской обыденности, дружеской задушевности, высокого и грубовато-низменного - такая интерпретация дружбы и родства душ - черта <<арзамасских>> литературных отношений, свидетельствующая об отказе от сентиментальной приторности и слезливости.

См: АС. Пушкин в письме к дяде В.Л. Пушкину в декабре 1816 г.:

Тебе, о Нестор Арзамаса,

В боях воспитанный поэт, -

Опасный для певцов сосед

На страшной высоте Парнаса,

Защитник вкуса, грозный Вот! (Вот я вас!> - прозвище В.Л. Пушкина в <<Арзамасе>>)


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.