Критерии и показатели социальной компетентности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Критерии и показатели социальной компетентности

2020-07-07 142
Критерии и показатели социальной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критерий Составляющие Показатели
Мотивация Отношения, выраженные через мотивы и ценности Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности
Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме Знания Знание норм и правил, общения и поведения в обществе. Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха
Сформированность умения ориентации в социокультурном пространстве Умения и навыки социального поведения Сформированность навыков и способов социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения. Навыки проблемно - разрешающего поведения

Поэтому структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Результатом развития социальной компетенции, особенно в начальной школе, является устойчивое желание и способность осуществлять эффективное взаимодействие языка как средства общения.

Необходимыми условиями формирования и развития социальной компетенции являются:

- позитивный коммуникационный климат, под которым мы понимаем создание обстановки доверия, доброжелательности, принятия, положительного настроя на общение, при которых обучающийся чувствует себя в безопасности, ощущает интерес к себе как к личности и оптимистичную веру в себя;

- включение обучающегося во всевозможные виды деятельности, функционально связанные с изучаемым языковым и речевым материалом и формируемыми качествами и развиваемыми способностями;

- высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки учителя, включающий владение методами педагогической диагностики;

- разработка и применение эффективных средств и методов обучения и воспитания для развития обозначенной компетенции;

- обеспечение систематического контроля динамики развития социальной компетенции;

- обеспечение преемственности и планомерной, целенаправленной работы по развитию социальной компетенции на всех этапах школьного обучения на междисциплинарной основе.

На нравственное и социальное развитие младшего школьника, его отношение к учителю, одноклассникам, сверстникам, школе, а также на формирование и развитие социальной компетенции влияют следующие факторы:

- статус младшего школьника в классе, его положение в системе классного общения и новая социальная роль;

- самооценка, которая формируется сначала на основе оценивающих высказываний родителей, а в школе на основе оценок учителя;

- успешность в учебной деятельности, на основе которой формируется система отношений с одноклассниками;

-обладание определенными качествами, необходимыми для установления положительных отношений с одноклассниками помимо успехов в учебе. Например, общительность, дружелюбие, доброта, аккуратность, ненавязчивость. Детей плаксивых, скучных, агрессивных, назойливых сторонятся, не принимают и не любят.

Успехи в учебной деятельности, социальная активность, их эффективность в начальной школе, во многом определяются устойчивыми чертами характера, типом темперамента, типом мышления и, характерным для конкретного ребенка, способом познания мира, или когнитивного стиля, репрезентативной системы, в зависимости от которых учащийся выбирает характерные только для него стратегии учебной деятельности и поведения.

Сформировать социальную компетенцию обучающегося начальной школы - значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.

Поскольку компонентами социальной компетенции являются знания, социальные навыки и умения, а также коммуникативные способности и качества личности, способствующие эффективному взаимодействию участников общения, то эти же компоненты будут составлять содержание социальной компетенции младших школьников.

 

 

Требования к уровню развития социальной компетенции

Выпускников начальной школы

 

С П О С О Б Н О С Т И

- способность вступать в общение

- способность поддерживать общение

- способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого);

- способность к сопереживанию;

- способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения

- способность оценивать свои поступки и отвечать за них;

- способность не допускать конфликтов;

- способность идти на компромисс, на уступки;

- способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух);

- способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения;

- способность к отстаиванию своей позиции, сохранению границы своего «Я»;

- способность контролировать свое поведение.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.