Формирование социальной компетентности младших школьников — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Формирование социальной компетентности младших школьников

2020-07-07 248
Формирование социальной компетентности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Довгопол И.И., кандидат педагогических наук, доцент

Структура социальной компетентности

Социальная компетенция состоит из социальных и языковых знаний (знаю, как действовать и что при этом говорить), социальных и речевых умений (умею действовать и при необходимости оформлять свои действия вербально), коммуникативных способностей, которые в свою очередь имеют сложную структуру и включают способности к общению и взаимодействию, качества личности, мотив (выраженное желание развивать способности, осуществлять общение и взаимодействие), психологические особенности и опыт общения и взаимодействия как на иностранном, так и на родном языке.

 Следует отметить, что качество и характеристики некоторых компонентов структуры могут влиять на степень развития или проявления социальной компетенции, и это следует учитывать в процессе ее развития и оценивания. Например, отрицательный опыт взаимодействия может отрицательно сказаться на проявлении способностей, снизить стремление к общению, негативно отразиться на формировании качеств личности.

 

 

 

Опираясь на определение и структуру социальной компетенции можно выделить внешние и внутренние факторы, которые будут влиять на ее формирование, развитие и проявления. К внешним факторам следует отнести социальные условия и социальное окружение, опыт общения и взаимодействия. К внутренним факторам – психологические особенности возраста и личности, степень проявления способностей к взаимодействию и общению. Указанные факторы следует учитывать при формировании и оценивании социальной компетенции.

Требования к уровню развития социальной компетенции

Выпускников начальной школы

 

С П О С О Б Н О С Т И

- способность вступать в общение

- способность поддерживать общение

- способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого);

- способность к сопереживанию;

- способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения

- способность оценивать свои поступки и отвечать за них;

- способность не допускать конфликтов;

- способность идти на компромисс, на уступки;

- способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух);

- способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения;

- способность к отстаиванию своей позиции, сохранению границы своего «Я»;

- способность контролировать свое поведение.

Довгопол И.И., кандидат педагогических наук, доцент

Формирование социальной компетентности младших школьников

1.Теоретические основы формирования социальной компетентности

2.Особенности формирования социальной компетентности у младших школьников.

3. Структура социальной компетентности.

4.Условияформирования и развития социальной компетенции.

5.Требования к уровню развития социальной компетенции

выпускников начальной школы.

6.Базовые навыки социальных компетенций.

7. Формирование социальных компетентностей в современных образовательных условиях.

 

Проблеме формирования социальной компетентности личности стала актуальной только во второй половине XX в. До этого времени социальная компетентность не рассматривалась как интегративная личностная характеристика, системно отражающая уровень социальной адаптации субъекта деятельности. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, показал неоднозначность термина «социальная компетентность».

Так, если рассматривать понятие социальной компетентности в педагогическом словаре А. Ю. Коджаспирова и Е. В.Коджаспировой, то мы увидим, что социальная компетентность определяется через социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Она представляется неким набором навыков, которые обеспечивают личности способность войти в ролевую структуру общества. Но, подобная формулировка также относится к понятиям «социальная адаптация» и «социализация». Если рассматривать понятие социальной компетентности в рамках психологической науки, то, ее часто идентифицируют с понятием «уверенность в себе».

Так, Г. И. Сивкова говорит, что: «социальная компетентность - это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации».

Исследуя социальную компетентность, многие исследователи считают, что в ее основе лежат знания, умения, навыки, способы поведения в различных сферах социальной жизни человека (В. Н. Келасьев, В. Н. Куницына и др). И, в этом контексте, можно использовать определение И. А. Масловой, которая говорит о социальной компетентности, как об интегративном личностном образовании, включающем знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Г. Е. Белицкая выделяет следующие компоненты в структуре социальной компетентности: - мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявление доброты, внимания, помощи; - когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), а также способностью понять его особенности, интересы, потребности; - поведенческий, связанный с выбором адекватных ситуации способов общения, этически правильных образцов поведения.

И. А. Маслова определяет структуру социальной компетентности, через выделение критериев и показателей сформированности социальной компетентности, как результата социализации учащегося, выражая их через личностные образования, которые поддаются измерению

Социальная компетентность, как предмет междисциплинарного изучения, рассматривалась в философии JI.H. Шабатурой, Н.М. Борытко, А.Б. Георгиевским, в психологии - Т.В. Антоновой, Н.В. Калининой, Е.В. Коблянской, В.Н. Куницыной, М.И. Лукьяновой, Г.И.Марасановым, Дж. Равеном, H.A. Рототаевой, Т.И. Самсоновой, Ю.А. Тюменевой, в педагогике Ю.К. Бабанским, В.И.Загвязинским, И.А. Липским, в социальной педагогике В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Л.В. Мардахаевым, A.B. Мудриком, В.В. Сериковым, O.E. Лебедевым, Д.И. Фельдштейном.

Педагогическая наука и практика до настоящего времени не дает аргументированных ответов на многие вопросы, относящиеся к сущностным и критериальным характеристикам социальной компетентности младших школьников, педагогическим условиям ее формирования средствами учебных предметов, что позволяет нам выделить ряд противоречий между:

- необходимостью формирования социальной компетентности младших школьников в процессе обучения и недостаточным использованием в их образовании социально значимого потенциала учебных предметов;

- возможностями учебных предметов в формировании социальной компетентности младших школьников и отсутствием научного обоснования организационно-педагогических условий их реализации.

Как же помочь младшему школьнику стать социально компетентным?

В выборе путей реализации данного направления, мы исходим из анализа составляющих социальной компетентности. Социальная компетентность – понятие сложное. Оно только входит в педагогическую науку и не имеет четкого определения. Анализ существующих подходов позволяет нам определить его основное содержание. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий.

Социальная компетентность – понятие сложное. Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Итак, социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Социальная компетентность педагога — степень подготовленности к профессионально педагогической деятельности в сфере общения с детьми и их родителями, коллегами и руководителями, представителями различных организаций и общественности.

Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения.

Компетентности - личностные качества, формируемые в младшем школьном возрасте, и соответствующие им проявления в поведении целесообразно разделять на следующие три группы:

Компетентности - личностные качества, обусловливающие поведение младшего школьника в учебных и других делах:

1) трудолюбие (в поведении проявляется в том, что ребенок охотно берется за работу и старается выполнить ее хорошо);

2) ответственность (хорошо и в назначенный срок выполняет порученное дело);

3) активность (принимает активное участие в общественных и др. делах);

4) инициативность (часто выступает зачинателем новых дел);

5) организованность (правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану);

6) любознательность (постоянно стремится узнать что-то новое в различных областях знаний);

7) аккуратность (постоянно поддерживает вокруг себя порядок, заботится о своем внешнем виде, вещах, школьной мебели и др.);

8) сила воли (способен совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия)

Компетентности - личностные качества, обусловливающие поведение младшего школьника во взаимоотношениях с людьми:

1) честность (в поведении проявляется в том, что ребенок правдив в отношениях со своими родителями, учителями, сверстниками);

2) бескорыстие (в своих поступках ребенок руководствуется не только собственной выгодой, но и обязательно соображениями пользы дела или других людей);

3) чувство товарищества (часто помогает одноклассникам, проявляет заботу, старается оказать поддержку в трудных ситуациях);

4) отзывчивость (сочувствует другим, сверстники часто делятся с ним своими заботами);

5) справедливость (ребенок активно выступает против того, что считает несправедливым);

6) вежливость (старается общаться с окружающими в соответствующий с правилами и нормами уважительного отношения к другим людям);

7) доброжелательность (ребенок, как правило, приветлив в общении с взрослыми и сверстниками);

8) терпимость по отношению к другим людям (считается с социально приемлемыми мнениями и индивидуальными особенностями других людей, отличающихся от его собственных).

Компетентности - личностные качества, обусловливающие оценку младшим школьником своего поведения:

1) скромность (в поведении проявляется в том, что ребенок старается не выставлять напоказ своих достижений, достоинств, заслуг);

2) самокритичность (ребенок адекватно реагирует на справедливую критику, прислушивается к советам);

3) уверенность в себе (ребенок уверенно чувствует себя в различных ситуациях, не просит одобрения и поддержки при выполнении различных заданий);

4) стремление к успеху (ребенок стремится добиться признания, быть среди первых).

Процесс формирования социальной компетентности у обучающихся в образовательной среде выполняет ряд функций: воспитательную, пропедевтическую, здоровьесберегающую, интегрирующую, защитную, профилактическую

Определены основные показатели социальной компетентности личности – социальная активность, самостоятельность, социальная адаптированность, общительность, ответственность, организованность, нравственность.

Роль классного руководителя состоит в создании благоприятной образовательной среды, в условиях которой будут эффективно развиваться социальные компетенции.

Одним из важных путей развития социальной компетентности мы считаем формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений.

Младшего школьника необходимо целенаправленно знакомить с традициями, выработанными в школе, городе, селе, правилами поведения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных (и не только школьных) ситуациях. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, что требует усиления внимания к ней со стороны педагогов.

 Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии поведения в них.

Ознакомление со способами и правилами поведения и взаимодействия осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, информирования, разбора конкретных ситуаций и т.д.

Решение данной задачи вполне по силам каждому педагогу, так как знания в достаточном объеме представлены в содержании учебных предметов (особенно в предмете - окружающий мир), правилах поведения школьника и т.п. Мы не будем подробно останавливаться на них. Отметим лишь необходимость их осознанного усвоения ребенком, понимания, зачем существуют те или иные способы и правила поведения, их принятия детьми. Тем более, что сами по себе знания еще не обеспечивают человеку компетентность в обществе.

Известны многочисленные примеры, когда человек, имеющий много знаний об обществе и правилах поведения в нем, оказывается слабо адаптированным, и наоборот, тот, кто плохо успевает по общественным наукам, оказывается успешным в социуме. Ребенок, знающий правила, далеко не всегда адаптирован к школьной жизни. Имеющиеся знания надо уметь применить. Это обеспечивается наличием умений и сформированностью навыков.

Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому, в качестве следующего пути развития социальной компетентности мы считаем важным выделить специально организованное взаимодействие между детьми, с целью формирования социальных умений и навыков.

 Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т.д. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место в урочной и внеурочной деятельности детей.

 Для эффективного формирования социальных навыков при организации такой деятельности необходимо вырабатывать алгоритмы выполнения заданий, обсуждать правила работы, анализировать их выполнение. Взаимодействие может быть организовано по поводу учебных ситуаций, но по завершении работы обсуждается не просто выполнение учебного задания, но и соблюдение норм и правил групповой работы. Это способствует осмысленному выполнению правил.

 На смену урокам и занятиям, где доминирует учитель, сегодня должны прийти активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, ролевые и деловые игры. Учитель сегодня должен отказаться от монолога и занять позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми.

Для повышения эффективности формирования социальных умений необходимо использовать также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта. Для этого каждым учителем должны быть реализованы специальными программы обучения детей конкретного класса навыкам социального взаимодействия. Это позволит овладеть социальными навыками всем учащимся без исключения.

Отдавая должное набору социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности, мы считаем необходимым подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Компетентность надо рассматривать шире набора знаний и умений как возможность устанавливать связи между знаниями и ситуацией, как способность обнаруживать процедуру, подходящую для проблемы.

Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.