Тема 3. Композиторы – детям. Чайковский. Детский альбом. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 3. Композиторы – детям. Чайковский. Детский альбом.

2020-07-07 148
Тема 3. Композиторы – детям. Чайковский. Детский альбом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок 6.

«Игрушки». История про куклу. Прослушивание и анализ: лад, темп, регистр, мелодический рисунок, динамика.

Термины: кульминация, аккомпанемент.

Урок 7.

Прослушивание и анализ пьес «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки». Для подготовки к понятию «жанр» удобно на первых порах задавать вопрос: «что хочется делать под эту музыку: петь, танцевать, маршировать, мечтать?»

Термины: повторность, строение пьесы (форма), марш.

 

 

Урок 8.

«Песенки» в «Детском альбоме». Рассказ –подготовка, прослушивание и анализ-беседа.

«Старинная французская песенка», «Немецкая песенка».

Термины: песня, запев, припев, трехчастное строение (форма).

Урок 9.

Контрольный.

Урок 10.

Беседа, прослушивание и анализ «Итальянской» и «Неаполитанской песенки». При изучении пьес Чайковского удобно пользоваться изданием с иллюстрациями, нотами и стихами: «Детский альбом. Музыка П.И. Чайковского. Стихи Виктора Лунина, иллюстрации Веры Павловой». М. 1994.                                                                      Термины: развитие, контраст.

Урок11.

Подготовительная беседа, прослушивание и анализ пьес «Шарманщик поет» и «Песня жаворонка».

Термины: двухчастное строение.

Урок 12.

Танцы в «Детском альбоме». Рассказ, прослушивание и анализ «Польки» и «Вальса.»

Термины: двух- и трехдольность, размер, сложная трехчастность.

Урок 13.

Беседа, прослушивание и анализ «Мазурки» и «Камаринской».

Термины: варьирование, вариант.

Урок 14.

Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Сладкая греза», «Баба Яга», «Зимнее утро».

Термины: консонанс, диссонанс, фраза, мотив.

Урок 15.

«Размышления» в «Детском альбоме».Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Утренняя молитва» и «В церкви».

Термины: органный пункт.

Урок 16.

Контрольный.

Урок 17.

Шуман «Альбом для юношества». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Солдатский марш», «Первая утрата». При обсуждении этих пьес удобно сравнивать их с аналогичными по характеру пьесами из «Детского альбома» -«Маршем деревянных солдатиков», «Болезнью куклы», «Игрой в лошадки».                                                                               Урок 18.                                                                                                                               Шуман   «Альбом для юношества». Прослушивание и анализ пьес «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Дед Мороз».

Урок 19.

Шостакович. «Танцы кукол». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Вальс-шутка» и «Шарманка».

Урок 20.

Прокофьев. «Детская музыка». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Марш» и «Вальс». При анализе сравнить вальсы Чайковского, Шостаковича и Прокофьева и обратить внимание на различные типы мелодии, «взрослость», психологизм у Прокофьева и «игрушечность», «шарманочность» у Шостаковича.

Урок 21.

Майкапар. «Бирюльки». Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Эхо в горах» и «Мимолетное виденье».

 

Урок 22.

Майкапар. «Музыкальная шкатулочка», «Полька», «Росинки». Обратить внимание на родственность приемов в изображении «шарманочно-заводных» образов.

Урок 23.

Свиридов. Альбом пьес для детей. Прослушивание и анализ пьес «Колдун», «Музыкальный ящик». Сравнить с пьесами «Баба Яга», «Дед Мороз», отметить общие черты в изображении «страшилок», а так же с «Вальсом-шуткой» и «Музыкальной шкатулочкой».

Тема 9. Содержание, жанры и формы в произведениях выдающихся композиторов прошлого.

Урок 24.

Эдвард Григ. Рассказ, прослушивание и обсуждение пьес «Танец эльфов», «Шествие гномов».

Урок 25.

Григ. Беседа и прослушивание пьес «Кобольд», «В пещере горного короля».

Термины: оркестровая музыка, симфонический оркестр.

Эмоциональное воздействие многократно усилится, если использовать не традиционный вариант записи пьесы «В пещере горного короля» (из сюиты), а вариант с хором (из музыки к драме).

Урок 26.

Моцарт. Рондо в турецком стиле.

Термин: рондо (как круг, хоровод мелодий).

Полезно перед прослушиванием дать задание сосчитать все разные мелодии.

Урок 27.

Контрольный.

Урок 28.

Шуберт. «Лесной царь». Рассказ, разбор текста, прослушивание и обсуждение.

Термины: вокальная музыка, певец, баллада.

Перед началом прослушивания лучше прочесть текст полностью и слушать исполнение на русском языке. При заинтересованной и активной группе можно вторичное прослушивание предложить на немецком, чтобы почувствовать фонетическую энергию языка.

Урок 29.

Шуберт. «Шарманщик». Знакомство с текстом, обсуждение и прослушивание. Трагичность и психологизм образа, особенности мелодии и гармонии. Сравнить с выразительными средствами ранее пройденных «шарманок».

Урок 30.

Бетховен. Рассказ и прослушивание пьес «Сурок» и «Элизе».

Термины: куплетная форма.

Урок 31.

Бах. Волынка. Скерцо.

Термины: волынка, скерцо, флейта.

Урок32.

Контрольный.

 

 

 

Класс

Тема 1. Балет.

Урок 1. Музыка в театре. Балет – крупное музыкально-сценическое произведение, объединяющее музыку, танец и пантомиму. Чайковский – создатель русского классического балета. Сказочное содержание «Щелкунчика».

Просмотр мультфильма «Щелкунчик» (или чтение фрагментов сказки Э.Т.А.Гофмана).

Урок 2. Продолжение просмотра мультфильма «Щелкунчик».

Понятия: знать содержание сказки.

Урок 3. Просмотр 1 действия балета «Щелкунчик». По ходу просмотра вводятся новые слова и понятия.

Понятия: хореография, хореограф, пантомима, пуанты.

Урок 4. Продолжение просмотра балета «Щелкунчик». Дивертисмент из 2 действия: Испанский, Арабский, Китайский танцы, Трепак, Танец пастушков.

Понятия: дивертисмент.

Урок 5. Просмотр 2 действия: вальс цветов и па-де де.

Понятия: кордебалет, па-де-де, вариация, кода, челеста, арфа.

Урок 6 – 7.

Содержание балета «Лебединое озеро». Просмотр мультфильма «Лебединое озеро».

Понятия: либретто. Знать содержание сказки.

Урок 8.

Контрольный.

Уроки 9 -10 -11.

Просмотр балета «Лебединое озеро» в видеозаписи.

Понятия: дуэт, классический, характерный танец, фуэтэ.

Урок 12.

Опера. Возникновение в Италии в XVII веке. Изложение содержания оперы –либретто. Сольные, ансамблевые, хоровые номера. Увертюра. Чтение сказки К. Виланда «Волшебная флейта».

Понятия: содержание сказки.

Урок 13.

Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Прослушивание и разбор арий Папагено из1 и 2 действий. Просмотр этих фрагментов в видеоизозаписи.

Понятия: ария, голос баритон.

Урок 14.

«Волшебная флейта». Разбор текста и прослушивание арии Царицы Ночи. Просмотр в видеозаписи.

Понятия: колоратурное сопрано.

Урок 15.

Бизе. «Кармен». Краткое содержание оперы и просмотр в видеозаписи фрагментов: Хабанера Кармен и куплеты Тореадора, увертюра.

Понятия: увертюра, хабанера, знать в общих чертах сюжет оперы.

Урок 16.

Контрольный.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.