Понятие, формы и структура рынка «дикоросов» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие, формы и структура рынка «дикоросов»

2020-07-07 96
Понятие, формы и структура рынка «дикоросов» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под дикоросами понимают некультивируемые растительные биологические ресурсы леса. Исходя из норм лесного законодательства эти ресурсы можно разделить на три основные группы: недревесные, пищевые и лекарственные.

Нет ни одного вида использования лесов, кроме заготовки дикоросов, где влияние народных традиций и обычаев на лесные отношения сильнее влияния норм лесного законодательства. Это яркий пример того, как традиции и обычаи реально становятся источником лесного права.Разделение полномочий между органами исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации по регулированию таких отношений, отсутствие баланса между традициями и законом является причиной напряженных отношений населения, предпринимателей и органов власти.

Классификация дикоросов.В силу многочисленности и видового разнообразия дикоросов лесное законодательство не содержит их исчерпывающего перечня, а лишь ограничивается списком наиболее востребованных:

• к недревесным лесным ресурсам относятся пни (заготовка пневого осмола), береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели и (или) деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, опавшие листья, камыш, тростник, заготавливаемые (выкапываемые) деревья, кустарники и лианы, веники, ветви и кустарники для метел и плетения, древесная зелень (листья, почки, хвоя и побеги хвойных и лиственных пород) и подобные лесные ресурсы;

• к пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы;

• к лекарственным растениям относится многочисленная группа растений, используемых в свежесобранном или высушенном виде для профилактики и лечения болезней человека и животных, а также для использования в качестве сырья в производстве лекарств.

Отношения, возникающие в связи с производством и реализацией лекарственных средств, регулируются федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Заготовка на землях лесного фонда недревесных, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений ведутся гражданами для личного потребления и коммерческими структурами для промышленной (промысловой) переработки и дальнейшей реализации.

С течением времени спрос на те или иные виды дикоросов менялся. Так, например, по данным Д. Н. Кайгородова, в начале ХХ века население России использовало в год около 500 млн пар лаптей, изготовленных из лыка, т. е. коры молодых лип. Исходя из среднего срока службы пары лаптей (10 дней) и 25-миллионного населения царской России, на лычный промысел требовалось ежегодно около 1,5 млрд липовых насаждений 4-6-летнего возраста. Заготовка лыка по лесному законодательству того времени была бесплатной.

В настоящее время развиваются соответствующие группам лесных ресурсов виды рынков: недревесных, пищевых и лекарственных ресурсов.

В свою очередь, внутри каждого рынка выделяются сегменты: ягодный, грибной, кедровый и т. д.

Рынки дикоросов зависят от нескольких основных факторов: природных, экономических, правовых и социальных. Природные факторы: климатические, пространственные и географические условия; цикличная урожайность; сезонность заготовки; неравномерное пространственное размещение лесных ресурсов; труднодоступность лесных участков для заготовки; естественная воспроизводимость; миграция дикоросов в пространстве и др. Экономические: невысокий уровень развития легальных рынков дикоросов; несовпадение спроса на лесные ресурсы и их предложения на региональном уровне; необходимость большого стартового капитала; необходимость диверсификации производства (развитие собственных культивированных плантаций) и размещения его в разных регионах для перераспределения риска от различных событий (неурожая, лесных пожаров и пр.); удаленность мест сбора от центров потребления и переработки дикоросов; необходимость эффективной системы доставки сырья и его переработки (дикоросы - скоропортящаяся продукция); бизнес высокого риска, зависящий от разных событий; сложности формирования заготовительной сети; высокие затраты на заготовку; большая налоговая нагрузка; низкий уровень промышленной переработки; зависимость производственных мощностей по переработке сырья от урожайности; сложные условия кредитования и др.

Правовые: необоснованная универсальность правовой регламентации заготовки всех видов дикоросов; коллизии между лесным и налоговым законодательством; наличие разночтений и пробелов в лесном законодательстве; ограниченный набор правовых инструментов для заготовки дикоросов; низкое качество теоретико-юридических характеристик лесного закона; отсутствие критериев совместимости разных видов лесопользования; сложность процедур получения разрешения на заготовку дикоросов; правовой нигилизм и правовое воспитание населения; соотношение между императивными и диспозитивными нормами и др.

Социальные: сокращение численности работоспособного населения; низкая мотивация местного населения к труду; уровень безработицы в лесных поселках; уровень и качество жизни населения; менталитет российского населения; конфликты интересов между местным населением и арендаторами лесных участков; отсутствие профессиональных сборщиков дикоросов и др.

Ко всем вышеперечисленным факторам следует добавить отсутствие четкой координации между ведомствами федерального уровня: Рослесхоз, Минпромторг, Минсельхоз, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Федеральная таможенная служба (ФТС) России и др. - все эти ведомства занимаются вопросами дикоросов. Отсутствие четкой координации создает порой непреодолимые ведомственные барьеры, не позволяющие выстраивать рыночные отношения между предпринимателями.

Например, продукты из хвойной зелени, по мнению ФТС России, попадают под запрет на свободный ввоз и вывоз на таможенную территорию ЕАЭС, и для их экспорта необходима лицензия Минпромторга России, которая выдается на основании экспортного контракта. А для того чтобы заключить контракт, необходима отправка зарубежным партнерам образцов хвойной зелени для предварительного тестирования. Но отправить образцы за рубеж без контракта невозможно. Таким образом отечественные предприниматели оказываются в замкнутом круге административных барьеров.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.