Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. История становления. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. История становления.

2020-07-03 422
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. История становления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Составители Е. А. Андреева, М. Н. Вишневская

 

Чебоксары

2016


УДК 159.922.6(075.8)

ББК 88.374я73-5; 88.834я73-5

Т 373

 

Тетрадь для самостоятельной работы по разделу «Возрастная психология» / сост. Е. А. Андреева, М. Н. Вишневская. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 58 с.

 

Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (протокол №10 от 25  марта 2016 г.)

 

 

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин, декан факультета заочного обучения Волжского филиала ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» Соловьева С. А.;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Чернова О. В.;

кандидат психологических наук доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Гунина Е. В.

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Цель учебного пособия – организация самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения в рамках изучения ими раздела «Возрастная психология». Кроме того, данное пособие может быть использовано для осуществления преподавателями различных видов контроля знаний студентов по изучаемому разделу.

 

© Андреева Е. А., Вишневская М. Н.,

составление, 2016

© ФГБОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева», 2016

Содержание

I. Задания для самостоятельной работы студента …………………………………….4

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. История становления…………………………………………………………………………………...4

Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития……………………………………………………………………………………….7

Тема 3. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу..………………………………………………………………………………………..14

Тема 4. Психология школьника…………………………………………………………….19

Тема 5. Психологические характеристики и особенности личности взрослого человека………………………………………………………………………………………28

II. Тесты для самопроверки уровня усвоения знаний раздела ……………………...31

III. Задания по решению психолого-педагогических ситуаций ……………………..35

IV. Практикум........................................................................................................................46

Литература …………………………………………………………………………………57

 

I. Задания для самостоятельной работы студента

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. История становления.

1.Раскройте содержание терминов

Онтогенез – ….

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Развитие – процесс ….

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Развитие психики –….

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Созревание –…..

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Возраст –…..

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Психологический возраст – …

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

2. Возрастная психология подразделяется на ряд отраслей (с учетом сложившейся в нашей стране системы обучения и воспитания). Перечислите их

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

3. Стенли Гренвилл Холл (1846 – 1924) создал теорию рекапитуляции, которая утверждает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

4. Вильям Штерн (1871 - 1938) считал, что развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок, его теория получила название __________________________________________________________________________________

5.В 20 – 30 годы в советской психологии существовало 2 направления – ……………………………(А. Б. Залкинд) и …………………………………(П. П. Блонский).

 

6. Перечислите, какие методы исследования используются в возрастной психологии

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

7. Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. От чего зависит успешность беседы педагога с ребенком? Какие требования предъявляются к ее проведению?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

8. Чем отличается научное наблюдение от житейского? Дайте характеристику.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

9. Существуют различные теории психического развития. Дайте краткую характеристику некоторым из них.

10. Составьте анкету для шестиклассников, направленную на изучение взаимоотношений школьников. Запишите примерный перечень вопросов.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

III. Задания по решению психолого-педагогических ситуаций

1. Одной маме в консультации сказали, что ее сын умственно отсталый, так как он колесики от пирамидки не надел на палку, а разложил их вокруг нее и сказал: «Какой красивый цветок». Психолог сказал, что надо было колесики нанизать на палку.

Прав ли психолог?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

2. В приведенных ситуациях определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.

Лена (3 г. 5 мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 г. 6 мес.), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

3. Исследования показывают, что чувства, которые сформированы в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая особый стиль отношений с людьми.

Как должна быть организована жизнь ребенка в семье?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

4. Представим ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном.

Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. В живых остались только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились.

Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет проходить психическое развитие детей?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

5. Женщина (25 лет) говорит: «Я считаю себя застенчивой. Я так не думала, пока в 7 классе учитель не назвал меня «тихой». С тех пор я почувствовала, что способности к общению у меня низкие. Боялась, что меня будут отвергать».

Дайте психологический анализ данной ситуации.

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

6. Накануне 1 сентября Мише исполнилось 5 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось 6 лет, они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались.

Через год было проведено повторное обследование этих детей. Оно выявило, что развитие Вити и Васи, обучавшихся в школе, было значительно выше, чем развитие Миши, который продолжал посещать детский сад.

Назовите возможные причины разного психического развития этих мальчиков при условии, что они не болели и их физическое развитие было примерно одинаковым.  

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

7. Исследования показывают, что ребенок в окружении красного или ярко-оранжевого цвета в первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1,5 часа он перевозбужден, а через 5 часов он становится раздражительным и агрессивным.

Что необходимо предпринять, чтобы ребенок пришел в относительно спокойное состояние?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Витя (13 лет) успешно учился в 7 классе, в Доме техники строил модели кораблей. А к концу учебного года его работоспособность резко снизилась, появились плохие отметки, да и Дом техники перестал посещать. Интерес к кораблям исчез.

Катя, девочка-подросток, вдруг «ни с того ни с сего» в ответ на просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, грубит.

Дима (12 лет 11 месяцев) на мимолетное замечание отца о том, что задачу можно решить короче, краснеет, кричит: «Вас учили так, а нас не так!». Раньше отец был авторитетом для Димы, а сейчас он перестал доверять отцу.

В семье Вани (12 лет 6 месяцев) отношения формировались на основе уважения, ответственности, самостоятельности. Конфликтов с родителями не было. А сейчас проблем у Вани много, и все надо решать самому. Трудно спросить у отца по поводу девочки, которая ему нравится. И как трудно себя уважать, когда появляется неверие в собственные силы. Возникают внутренние конфликты Я с Я.

Что объединяет эти, казалось бы, разные случаи? Что происходит с подростками? ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

9. Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают. Почему иногда у трудолюбивых родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Назовите возможные причины.

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

10. Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят: «Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать: «Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это. Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

11. Прочитайте описания. 1. Девочка качает куклу. «Ты кто?» – спрашивает воспитатель. «Света»- отвечает девочка.2. Девочка качает куклу. «Ты кто?» – спрашивает воспитатель. «Я мама Света, а это моя дочка - Катя» - отвечает девочка. Чем отличаются эти две ситуации? Определите возраст каждой девочки. Какой ключевой признак помогает определить возраст?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

12. Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада детям старшей группы. 1. Коля – ребёнок с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин. Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует.2. Миша растёт слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен, часто болеет. Говорить начал поздно. Родители оберегают его от каких-либо дел и поручений. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устаёт и отвлекается. Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова.          Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз их успешности обучения. Разработайте рекомендации родителям по подготовке каждого ученика к школе.

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

13. Какие возрастные особенности и какого познавательного процесса нужно учитывать, организуя решение следующей задачи в 1 классе?           На дереве сидели птички. Сначала улетело 3 снегиря, а потом ещё 2 синички. Сколько птиц улетело?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

14. Для формирования самооценки в младшем школьном возрасте может быть использован метод сравнения успехов ученика с успехами других учащихся, а так же метод сравнения успехов ученика с его предыдущими успехами. Дайте оценку применения каждого метода. Какими могут быть психологические последствия их применения?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

15.   Определите возраст Антона. Какие признаки помогли вам это сделать? Антон непоседлив. Всё, что ему интересно воспринимает со вниманием. Когда решает задачу, то всегда представляет картину, которая описана в задаче, а только потом выбирает действие. Настроение преобладает приподнятое. По его поведению сразу можно установить его темперамент - сангвинический. Живо реагирует на появление нового наглядного пособия, но выделить главное может лишь под руководством учителя. В учёбе, главным образом, привлекает желание получать хорошие отметки.

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

16. Выберите из следующих высказываний те, которые характеризуют подростковый и младший школьный возраст. Докажите правильность своего выбора.1. Отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Уход от общения со взрослыми, так как отношения в общении воспринимаются ребёнком как не равные.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Складывающиеся убеждения во многом зависят от ближайшего окружения ребёнка, в частности от сверстников, с которыми он общается.

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Для ученика характерен высокий уровень самосознания, в результате чего он начинает заниматься самовоспитанием.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Внимание основывается на непосредственном интересе, произвольное внимание развито слабо.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Мышление формируется теоретическое, критичное.

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Мышление преобладает наглядное, логическое мышление только начинает формироваться.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

9. Появление стремления к самовоспитанию воли.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

17. Проанализируйте ситуациюРодители:- Чтобы в девять был дома!- Чтобы этого Колю я больше не видела!           Как вы оцениваете такое общение с подростком? Как это отразится на взаимоотношениях? Как должно измениться отношение взрослых к подростку?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

18. Урок в 7 классе учитель построил так.1.Устный опрос у доски (один человек отвечает, остальные слушают)2.Объяснение учителем новой темы (методы - рассказ, объяснение).3.Самостоятельное чтение параграфа учебника.4.Краткая беседа по прочитанному.           Оцените эффективность урока. Насколько учтены особенности подросткового возраста? Какие изменения в урок вы бы внесли? Докажите их обоснованность.

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Объясните, почему именно в подростковом возрасте человек чаще всего приобретает вредные привычки. Каковы психологические причины этого явления?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

20. О каких возрастах идёт речь? Поясните свой ответ. Для «                                  » независимость – самоцель. На вопрос: «Что значит найти своё место в жизни?» «                                » отвечает: “Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». В «                                       » возрасте стремление к самоутверждению становится более реалистичным, связанным с самоанализом и самовоспитанием.

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

21. Определите возраст по описанию. Дайте объяснение своему ответу.       «Меня зовут Лена. У меня есть одна дурная черта – я не могу соглашаться с чужим мнением. Даже, если чувствую, что не права, то всё равно продолжаю настаивать на своём. Потом мучаюсь угрызениями совести, но не могу сознаться в том, что прав был другой человек. Из-за этого я уже потеряла несколько своих друзей. Помогите мне, пожалуйста».

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

22. Оцените сточки зрения развития следующий фрагмент внеклассного занятия.          В 7 классе студентом-практикантом проводилось внеклассное занятие по правилам дорожного движения. Студент задал школьникам следующие вопросы:- Что такое светофор? Что такое «зебра»?- Что означает каждый цвет светофора?- Как нужно переходить улицу?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

23.  Вместо прочерка в цитату вставьте название соответствующего возрастного периода (младший школьный, подростковый или юношеский возраст). Аргументируйте свой ответ.          Несмотря на большие успехи, достигнутые в процессе воспитания воли, воля у «                                            » развита слабо. Волевые действия, хотя и становятся более продуманными, ещё не утратили импульсивности. Непосредственные желания и чувства остаются всё ещё более сильными мотивами поведения. «                                      » уже осознают необходимость действовать по долгу, но фактически часто следуют своему желанию.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

24. Проанализируйте ситуацию представленную на рисунке. Определите примерный возраст ребенка

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

 

25. Методика «Графический диктант» разработана Д. Б. Элькониным. Она направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Проведите методику «Графический диктант» с ребенком дошкольного возраста, проанализируйте результаты диагностики, сделайте вывод, дайте рекомендации.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

IV. Практикум

Литература

 

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. – Москва: Юрайт, 2010. – 811 с.

2. Волков, Б. С. Дошкольная психология: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва: Акад. проект, 2007. – 286 с.

3. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – Москва: Альма Матер: Акад. проект, 2005. – 206 с.

4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под общ. ред. М. В. Гамезо. – Москва: Пед. общество России, 2003. – 511 с.

5. Гурова, Е. В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: тесты: учеб. пособие / Е. В. Гурова. – Москва: Аспект Пресс, 2005. – 174 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.

6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва: Творч. центр «Сфера», 2009. – 464 с.

7. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для вузов по спец. «Педагогика и психология», «Психология», «Соц. Педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2012. – 656 с.

8. Психология детей младшего школьного возраста: учеб. и практикум для бакалавров / З. И. Айгумова и др.; под общ. ред. А. С. Обухова. – Москва: Юрайт, 2014. – 583 с.

9. Психодиагностика дошкольников: учеб.-метод. пособие / Чуваш. гос. пед. ун-т; сост. О. В. Чернова. – Чебоксары: ЧГПУ, 2010. – 75 с.

10. Психология современного подростка / Азбель А. А. и др.; под ред. Л. А. Регуш. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 386 с.

11. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. фак., слушателей курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ: пер. с англ. / Ф. Райс. – Санкт-Петербург и др.: Питер, 2000. – 656 с.

12. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учеб. пособие] / Е. А. Сорокоумова. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 208 с.

13. Урунтаева, Г. А. Детская практическая психология: учеб. для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по направлению подгот. «Пед. образование» / Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2015. – 251 с.

14. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учеб. для бакалавров / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. – Москва: Юрайт, 2014. – 367 с.

15. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учеб. для бакалавров: для вузов по направлению и спец. психологии / И. В. Шаповаленко. – Москва: Юрайт, 2012. – 567 с.

 

 

Учебное издание

 

 

ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Составители:

Андреева Екатерина Александровна

Вишневская Марина Николаевна

 

 

Согласно Федеральному закону «О защите детей

 от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

 от 29 декабря 2010 года №436–ФЗ

данная продукция не подлежит маркировке

 

 

Подписано в печать 25.03.2016. Формат 60Х84/8.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 7,3.

Тираж 30 экз. Заказ №

 

 

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

 

 

Отпечатано в отделе полиграфии

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

 

ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Составители Е. А. Андреева, М. Н. Вишневская

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.254 с.