Промысл (св. блгв. кн. Александр Невский) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Промысл (св. блгв. кн. Александр Невский)

2020-07-07 58
Промысл (св. блгв. кн. Александр Невский) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы

Сегодня, дорогие мои, мы прославляем святого благоверного великого князя Александра Невского, вспоминая его кончину, бывшую в 1263 году, значит, почти семьсот лет тому назад.

Из жития святого Александра Невского, из дней его детства, мы знаем о таком с ним случае. Когда будущему великому князю Александру было девять лет, в Новгороде, где он проживал, случился голод, длившийся целый ряд месяцев. Люди поедали всё, что попадало под руку; смертность от голода была огромной. Князю Александру и его матери присылали продовольствие из других городов. И вот девятилетний отрок почти всё, что получал для своего питания в дни этого бедствия, раздавал голодающим. Нередко для этого он уходил из дома скрытно от своих близких.

Однажды один из слуг упрекнул отрока, сказав ему: «Что ты делаешь? Ты сам можешь истощать от голода, если будешь отдавать свою пищу». Вот что ответил отрок Александр; «Что ты, что ты! — говорил он. — Ведь Бог всё видит, всё знает и никогда не оставит и меня». Так этот будущий светильник земли Русской и Церкви Православной, будучи отроком, своим чистым сердцем исповедовал веру в Промысл Божий, без воли которого ничего не совершается в жизни человека и который всегда печется о верных детях Небесного Отца.

Эти слова юного князя Александра напоминают нам об одной из основных истин нашей православной веры, напоминают о том, что мы должны, как наша вера учит нас, каждый свой шаг, свои труды, свою жизнь, свое будущее вверять Промыслу Божию.

Господь Иисус Христос говорил: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? … Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6:26, 28-30). И в другой раз

Спаситель проповедовал, что волосы на голове у человека все сочтены у Господа (см.: Мф.10:30) и ни один из них не упадет без воли Бо»жией (см.: Лк.21:18).

Видите, как дивно простерт над каждым из нас покров Промысла Божия.

Спросите самих себя, кто из самых мудрых людей может сказать, что завтра он будет жить или что он будет жить через час?

Кто из самых заботливых на земле людей может отстранить от себя все скорби и болезни, какие случаются на нашем земном пути?

Кто из самых трудолюбивых людей может утверждать, что все накопленные им честным трудом, все приобретенные им блага останутся с ним до конца его дней?

Кто из самых искусных и сведущих людей, бросая зерна в землю, может быть уверен, что эти зерна прорастут, принесут много плода и что и солнце не лишит их света, и дождь вовремя даст для них влагу?

Кто может сказать, что ожидает это дитя, которое лежит сегодня в шелковом одеяльце, в богатой колыбельке, окруженное любовью и лаской людей? Может быть, это дитя, когда вырастет, станет преступником, а, может быть, то дитя, которое растет в большой бедности, рано лишается родителей, станет великим человеком, когда выйдет на путь земного труда.

Так всё в руках Божиих, всё зависит от воли Божией. Не будет благословения Божия, и земля не прорастит ни одной, и самой малой, былинки. Не будет благословения Божия на продолжение жизни человека, и никакое искусство человеческое не увеличит ему жизни ни на один год, ни на один день.

Наша святая вера и учит нас тому, чтобы мы, надеясь на свой разум, на свои силы, на свои труды, больше всего надеялись на всеобъемлющий Промысл Божий и всемогущую силу Божию. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», — говорит слово Божие (Пс.145:3).

Надо бояться не временных лишений и временных бедствий, а больше всего бояться праведного гнева Божия за наши грехи, если мы изо дня в день продолжаем лежать в яме греховного падения. Будет человек счастлив, благополучен, он должен всегда помнить, веруя в Господа, что всё — и благополучие, и здоровье, и достатки — дарованы ему волей Небесного Отца, и всё это дается ему временно, и волей Того же Небесного Отца может быть отнято от него. Будет человек окружен бедствиями, скорбями, лишениями и болезнями, он всегда должен помнить, что без воли Божией ничего не случается в его жизни. Верующий знает, что Господь посещает его болезнями и испытаниями для того, чтобы через них приблизить его к Себе, чтобы через терпеливое несение скорбей еще теснее соединить с Собой. Он попускает быть бедам, чтобы среди страданий мы обращались с молитвой к милости Божией, напоминая себе о том, что вся наша жизнь в руках Божиих.

И от каких бедствий и скорбей не избавляет Господь Своих людей, когда они обращаются к Нему с этим зовом о помощи! Еще в дни Ветхого Завета говорил Господь через пророка избранному Своему народу иудейскому: «…ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис.43:1-2). Так образно Господь говорил о том, как Он защищает и охраняет в путях Своего Божественного Промысла верного Своего раба.

Для верующих в Господа людей было бы безрассудно, неразумно, если бы мы требовали чуда от Бога в каждом случае своей жизни, в каждой своей нужде. В дни земной жизни Спасителя ожесточенные в неверии фарисеи неоднократно требовали от Господа чудес в доказательство Его Божества. А верующий в Бога во всем, и самом малом, что совершается с ним на его земном пути, видит действие Промысла Божия, Божию к себе любовь, Божие снисхождение к нему, немощному, и знает, что ничего случайного нет.

Да и как же, зачем же требовать чуда у Господа Иисуса Христа, если Господь так премудро всё устроил на земле, чтобы всё служило человеку и его нуждам? Нужно ли требовать от Господа, чтобы Он чудесно подавал хлеб людям, если Он повелел земле произрастать хлеб, и нужно только благословение Божие на трудах человека, нужно только, чтобы Господь не лишил созревающий хлеб солнечного тепла и необходимой влаги? Нужно ли требовать у Господа, чтобы Он чудом подавал людям жилище и одежду, если нужно только одно: чтобы Господь благословил труд человека, а с Его благословением человек своими силами создаст себе и жилище и одежду? Нужно ли требовать от Господа, чтобы Он посылал ангелов для облегчения в наших нуждах, для подачи нам доброго совета? Разве благодетель наш — не посланец Божий, не по Его воле поддерживает нас в трудную минуту? Разве добрый друг, добрый советчик — не тот же ангел Божий, который подает нам добрый совет и утешение в нужное время, по благословению Самого Господа? А разве врач вовремя помогает больному только человеческой мудростью, а не силой Божией и не благословением Божиим содействует нашему выздоровлению? А разве стечение благоприятных обстоятельств в жизни человека — не явление милости Божией?

Так надо всегда и во всем видеть проявление Промысла Божия. И если мы так будем взирать на свою жизнь, сколько чудес увидим мы в своей уже прожитой жизни! Мы шли по улице, с крыши упала тяжесть, ушибла, а может быть, убила кого-нибудь из тех, кто только что прошел впереди нас, а мы остаемся целы. Случается около нас какое-нибудь несчастье пожар или наводнение, а мы милостью Божией остались невредимы, здоровы. А сколько раз Господь исцелял нас от тяжких болезней, неожиданно облегчал наши скорби!

Умейте, дорогие мои, видеть ведущую нас на всех шагах жизни руку Божию!

Всё мы имеем от этой руки Божией: и свет солнечный, и хлеб насущный, и здоровье, и благополучие. И наше преступление перед Господом, Источником всякого блага, в том, что мы об этом не думаем или об этом забываем, что мы не умеем или забываем благодарить Того, от Кого мы всё получаем на пути своей земной жизни. Мало того, мы часто злоупотребляем теми благами, какие посылает нам Господь.

Одни из нас эти блага обращают в чувственные развлечения, другие всем своим сердцем прилепляются к земным приманкам, иные в своем рабстве порокам доводят себя до истощения своих сил и здоровья. И удивляться нужно тому, что Господь, невзирая на эту нашу неблагодарность к нему, продолжает не лишать нас Своих благ, терпит и ждет, когда мы обратим свой взор к небу, когда мы опомнимся и наше сердце загорится горячим желанием благодарить своего Небесного Отца за всё, что Он нам подает, благодарить исполнением воли Божией и послушанием голосу Его заповедей.

Веровать в Промысл Божий надо, дорогие мои, со страхом и с благоговением. Может ли сын, который пренебрегает своими родителями, не хочет исполнять их просьб, не почитает их, рассчитывать на их любовь к себе, ожидать и требовать родительского внимания и ласки? Так может ли каждый из нас, если он забывает о своем Небесном Отце, если не хочет жить так, как Он велит, если пренебрегает Его любовью к себе и не хочет видеть тех даров, какие подает ему Господь, может ли он требовать к себе милости Божией, проявления Отеческой любви, может ли ожидать помощи, когда в минуты скорби будет особенно в ней нуждаться, если перед тем, не осознав множества своих прегрешений, не принесет пред лицом Божиим слезного покаяния?

Обратись ко Господу всей своей душой, и Он обратится к тебе. Будь послушным Его святой Божественной воле, и Он послушает тебя, когда ты обратишься к Нему со своими нуждами, со своими скорбями. Будь верным Господу до смерти, и Он будет верным в Своих обещаниях, какие оставил Он нам. А если не так, то не к тебе ли относятся слова Господа Спасителя: «…приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня…» (Мф.15:8-9).

Мы веруем в Высочайшую Премудрость Божию, которая управляет миром, которая хочет для каждого из нас того, чего мы сами часто не хотим себе, спасения вечного. Мы веруем в неиссякаемую Отеческую Божию любовь, какою Господь любит нас больше, чем мать любит свое дитя. И мы знаем, наученные нашей верой, что всевидящее око Божие видит и считает каждую слезу, скатившуюся из наших очей, что всеслышащее ухо Божие слышит самые сокровенные стенания человеческого сердца.

Такую веру в Промысл Божий, в мудрость и любовь Божий надо всегда носить в своем православном сердце, и эта вера будет делать нас счастливыми, она будет источником радости, утешения во всем, что бы ни случалось в нашей жизни; она усладит нас и в наш смертный час.

Ведь в самом деле, дорогие мои, знать, что, принадлежа к Святой Церкви Православной, будучи детьми Небесного Отца, мы все время: и днем, и ночью, и когда спим, и когда бодрствуем, и когда работаем, и когда

отдыхаем, — пребываем под покровом заботящегося о нас Промысла Божия, пекущейся о нас любви Небесного Отца. Знать об этом — это значит всегда носить в своем сердце источник духовных сил на любом жизненном шагу, источник вдохновения и неиссякаемой радости.

Пошлет Господь нам Свои дары — благополучие, внутренний мир, довольство, — верующий в Промысл Божий, принимая это знамение любви Божией, не только целует своей душой подающую руку Небесного Отца, но хочет скорее поделиться этими дарами с тем, кто того не имеет, хочет умножить свою радость тем, что подаст нуждающемуся; спешит утешить того, кто нуждается в этом утешении, кто скорбит, плачет, томится среди своих бед и испытаний. А когда Господь пошлет верующему скорби, болезни и тяжкие муки, он всегда знает, что Господь отнимает от человека что-нибудь временное, чтобы в вечной жизни дать вечное, наказывает малым, чтобы потом помиловать и наградить великим. Верующий в Божественный Промысл среди любых скорбей этого мира найдет для себя источник крепости в благодатной силе слов Господа нашего Иисуса Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. … Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:4, 6).

Тот, кто верует в Промысл Божий, всегда видит перед собою Господа и потому так располагает все силы своей души, чтобы всегда ощущать вездеприсутствие Божие. Делает ли он что-нибудь, он делает так, как делал бы перед Самим Богом, призывая помощь Божию в каждом добром деле. Думает ли о чем-либо, он думает как бы перед лицом взирающего на него Господа и освещает свои думы, свои мысли мыслью о Господе, Источнике жизни и добра. Желает ли он чего-нибудь, решается ли на что-либо, становится ли на тот или иной жизненный путь, — он всё делает как бы в присутствии Самого Господа, непоколебимо веруя своим сердцем, что «от Господа направляются шаги человека» (Притч.20:24). И эта вера в вездеприсутствие Божие оберегает его в минуты греховных искушений, когда грех или порок стучится в его сердце, помогает ему избегать ложных, ошибочных, греховных шагов на пути его жизни. А когда по немощи духа он согрешит, эта вера поможет ему встать из ямы греха и с надеждой на помилование припасть к ногам Того, Кто прощает и самого грязного, самого падшего, разбойников и блудниц, кающихся перед Ним, обнимая их Своею любовью.

Вот так живет, так верует тот, кто знает и никогда не забывает, что над ним простерт Промысл Божий и что он и ведет каждого из нас по жизненному пути до конца наших земных дней.

И какую Свою любовь обещает Господь верному чаду! Вы, дорогие мои, хорошо знаете об этом из слов близкого православному сердцу 90-го псалма пророка Давида: «Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:14-16).

Пусть же, дорогие мои, эти чистые, насыщенные детской верой, не знающей никаких сомнений, слова девятилетнего будущего великого князя Александра: «Бог всё видит… и никогда не оставит и меня» вдохновляют и нас с вами жить такой же верой в то, что Господь, Который всё видит, в руке Которого жизнь и смерть каждого из нас, во всем поможет и нам, не оставит и нас Своею Отеческой любовью, если мы не оставим Его.

С этой верой в Промысл Божий, верой в то, что Господь всегда с нами, будем жить, будем дышать, ею будем укреплять свой слабый дух. Кто с такой верой уйдет ко Господу, тот удостоится услышать тот же сладчайший голос Божий, какой слышали прощенные блудницы, исцеленные больные от Господа Иисуса Христа в дни земной Его жизни: «Вера твоя спасла тебя».

И да спасает нас с вами для жизни будущего века святая вера, какую Дух Святый вложил в наше сердце и какая научила нас идти за Сладчайшим Господом Спасителем, Его любить и с Ним умирать.

ЖМП № 11 за 1950 г.

 

Уроки (Всех святых)

Слово, сказанное во Всехсвятской церкви г. Москвы

Дивен Бог во святых Своих.

Каждый день церковного года — вы знаете, дорогие мои, — наша Православная Церковь чествует святых Божиих угодников. Редкий день она прославляет одного святого, чаще — двух, трех, пять, десять в день, а в некоторые дни — даже несколько тысяч.

Это мы говорим о святых, прославленных всей Вселенской или Русской Православной Церковью. А у нас есть множество святых, местно почитаемых в тех областях, городах и селениях, где святые проходили свой земной подвиг. И еще больше таких рабов Божиих, увенчанных Господом венцами небесной славы, которых мы не знаем по именам, которых знает только Господь, принимающий в Свое Небесное Царство всех истинных Своих детей.

Велик сонм святых угодников, от века угодивших Господу, прославленных вечной славой и чествуемых земною Церковью Христовой!

И вот, дорогие, когда мы своими духовными очами созерцаем этот сонм святых, которому нет числа в нашей Православной Церкви Христовой, мы не можем не преисполняться чувством глубочайшей, сыновней, благодарной любви ко Господу Спасителю за ту любовь, какую Он нам подает. Это множество святых — наглядное свидетельство неиссякаемой любви нашего Небесного Отца к людям. Открыв двери Царства Небесного Своим Воскресением и Вознесением, Господь Иисус Христос всех зовет к Себе для вечной жизни с Ним, для вечной радости — без различия положения, возраста, пола.

Поставьте себя перед этим великим собранием святых. Кто входит в него? В этом сонме и апостолы, и благоверные князья, и святые архиереи, и праведные священники, и благочестивые диаконы, и воины-христиане, и юродивые, и монахи, и миряне — рабы Божий, и женщины, и мужчины, и дети — все, кто прошел свой земной путь истинным христианином, в смирении и чистоте своего сердца, соблюдая веру во Христа до последнего своего издыхания. Всех Господь обнимает Своею любовью.

А нас с вами? О, конечно, и нас с вами, как и всех людей во все времена и по всей земле, зовет к Себе, в Свое Небесное Царство, Хозяин его — Господь наш Спаситель.

Только что мы появились на свет Божий, а Святая Церковь, исполняя повеление своего невидимого Главы — Господа Иисуса Христа, низвела на нас благодать Святаго Духа в таинстве крещения и в таинстве миропомазания, чтобы, когда начнет пробуждаться у дитяти сознание, дитя, принявшее в себя благодатные дары, уже ощущало в своем чистом сердце веяние Духа Божия.

Еще младенцами приносили нас православные родители в храм Божий к Святой Чаше, и Господь Сам, рукой священника, питал нас Своею Божественной Кровью, чтобы еще в самом раннем возрасте безгрешные детские души соединялись со своим Господом и приучались ощущать в себе пребывание своего Спасителя.

И лишь только раскрывалось наше сознание, лишь только мы начинали, хотя и по-детски, понимать слова молитв, какие возглашаются в храме, мы от дней отрочества воспринимаем в свое сердце зов Святой Церкви к прославлению имени Господа. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа», — поет Святая Церковь, призывая всех, кто внимает этим святым словам, благословлять и призывать пресвятейшее Имя Божие.

От первых дней своего сознательного детства и юношества мы внимаем через евангельское слово голосу Христову: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф.11:28). Мы слышим, как Христос, всех созывая к Себе, научает и тому, как надо приходить к Нему нищими духом, кроткими, алчущими и жаждущими правды, плачущими о грехах, милостивыми, чистыми душой и телом.

Стала загрязняться наша душа грехами, сквернами, пороками, и Господь наш, как чадолюбивый Отец, заботящийся о нас и желающий всем нам вечного спасения, будил, как и сейчас продолжает будить, нашу совесть через Свою Церковь словами многократно повторяемого покаянного воздыхания: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». С детских дней мы научены тому, что Сын Божий сходил па землю в образе Господа Иисуса Христа с тем, чтобы спасти погибающее во грехах человечество, чтобы все мы, спасаясь, переходили из Церкви земной в Церковь Небесную. И мы знаем, что Церковь Небесная состоит не только из великих подвижников и пустынников, всю свою жизнь служивших Господу, но и из бывших грешников, покаявшихся Господу всей душой, омывших слезами покаяния все свои греховные скверны и приобщенных Господом к вечной славе.

Духом взирая на великий сонм святых угодников Божиих, мы, дорогие, преклоняемся не только перед любовью Небесного Отца, созывающей всех нас к себе, — мы прославляем и Его Божественную мудрость, с какой Сладчайший Спаситель ведет нас земным путем к вечной жизни.

Подумайте, кто прославлен Господом в Его Небесном Царстве? Мы уже сказали: и благоверные князья, и воины, и монахи, архиереи, миряне простые рабы Божий, дети, старцы, простецы и ученые. Господь, по Своей Божественной мудрости и Своей Отеческой любви к нам, влечет к Себе, никого не заставляя оставлять свой дом, вселиться в пустыне и только таким путем подвижничества идти в вечную жизнь. Путь подвижничества и пустынничества — это путь только избранных людей Божиих. Господь ни на кого из нас не возлагает бремени непосильного для большинства людей. Он зовет нас достигать вечного блаженства, оставаясь в том звании, какое мы имеем в своей земной жизни, не отрекаясь от своего земного труда, от своего земного послушания. Каждый из нас, каким бы трудом ни был занят — тяжелым рабочим или умственным, в любом положении семейный ли он или одинокий, — может и должен спасать свою бессмертную душу.

Господь ждет, что каждый из нас, оставаясь на любом жизненном посту, будет истинным христианином, будет исполнять заповеди Божий, в таинстве святого причащения питать свою душу, приучать ее к молитве, как необходимому дыханию нашей души.

Нужно только, чтобы первым желанием нашим была жажда этого вечного спасения. Больше всех страхов на земле надо страшиться погибнуть для вечной жизни. Для этого в нас самих должно быть движущее начало, которое вело бы нас путем заповедей Божиих, постоянно напоминало бы нашей забывчивой памяти и грешному сердцу о том, что нас ждет вечная жизнь и мы должны вступить в нее достойными наследниками Царства Божия, достойными братьями и сестрами тех святых угодников, которые уже живут у Господа в славе вечной.

Таким, ведущим нас в Царство Небесное путевождем является наша вера, огонь которой горит в нас, зажженный Духом Святым. Надо иметь истинную веру в Единого Бога, в Троице славимого, в Господа Спасителя, ту истинную веру, к которой призвал нас Спаситель, о которой мы знаем из слова Божия, истины которой собраны святыми отцами в «Символе веры».

Этот «Символ веры» знает каждый из православных христиан, и слова его вы поете или слышите за каждой Божественной Литургией.

Этой верой надо жить, ею надо дышать, надо ею спасаться. Она нас ведет к ногам Христовым; она нас подкрепляет, когда мы слабеем своими силами; она нас утешает в горестях; она освещает путь в жизнь вечную.

Уж тысяча девятьсот лет этой верой православной живут люди на земле.

Девятнадцать веков прошло с тех пор, как нам возвещено Господом Иисусом Христом Его Божественное учение. Сколько за эти девятнадцать веков исчезло с лица земли царств, сколько возникло новых государств, сколько великих человеческих умов сменило друг друга! А святая вера и Божественное слово остаются и останутся до конца века неизменными, ибо это слово — Божественное, открытое и завещанное нам Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. Этою верою веровали апостолы, великие святители — Николай Мирликийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, веровали все святые люди Божий, веровали наши предки, прадеды и отцы и ею веровать завещали нам. Эта вера — истинная, спасающая. Готовя нас к вечной жизни, она учит тому, что, исповедуя веру, надо проявлять ее в делах любви: простить, услужить, уступить, сострадать, помочь в беде, терпеть недостатки близкого человека, не гневаться, не осуждать. Все эти виды любви должны быть достоянием христианского сердца. Христианин сокрушает в себе всякую гордыню, не выносит лжи, клеветы, сияет смирением, кротостью, снисходительностью. Истинно христианское сердце бережет свою внутреннюю и телесную чистоту и, когда греховные скверны изъязвляют нашу бессмертную душу и совесть обличает человека, спешит со слезным раскаянием ко Христу за прощающей благодатью покаяния.

Таким путем — молитвы, любви, покаяния, чистоты, смирения — и шли до нас с вами те, кто вступил в Царство вечной славы и кто в нем наслаждается вечною жизнью в общении со своим Спасителем. Эта вера и нас ведет в семью детей Божиих, составляющих Небесную, торжествующую на небе Церковь Христову.

И еще одно слово, мои дорогие. Великое множество святых угодников, в разнообразных подвигах достигших святости, — наглядное опровержение неправильного мнения некоторых людей о христианском учении: будто христианство зовет людей думать только о жизни вечной, пренебрегать земной жизнью, не заботиться о своем земном благополучии, считая почти грехом труды человека над своим земным счастьем. Совсем нет!

Вот один из бесчисленных примеров. В лике святых вы видите святого Александра Невского. Он был великим князем, вождем своего народа наших предков. Александр Невский был истинным христианином, за что Святая Церковь почтила его именем святого: молитвенником, нищелюбцем, примерным семьянином, воспитавшим детей в вере и страхе Божием, горячим патриотом своей Родины. Один из его сыновей, князь Даниил, причтен к лику святых. Это была благочестивая семья во главе с христианином отцом. Что же? Александр Невский не заботился о своем народе? Пренебрегал земною жизнью и трудами на благо своего народа и своей семьи?

О нет! Он был истинным отцом для своих подданных. Он болел сердцем, когда татары беспокоили Русь нападениями; он ездил к татарскому хану, заступаясь за свой народ. Когда наступил голод, он принимал все меры к тому, чтобы из областей, в которых имелись излишки хлеба, доставить хлеб в те области, где был голод. Он жил жизнью своего народа; он отдавал свои силы и на заботы о своей семье. И это потому, что всякий христианин знает: его честный земной труд, какой он несет во благо семьи, во благо людей, — это исполнение долга перед Господом, долга послушания Богу. И потому истинный христианин — всегда честный труженик на любом поприще своего труда. Он не только не пренебрегает земным трудом, но, во имя исполнения этого своего долга перед Богом, старается выполнить труд так, как бы выполнял он его перед лицем Всевидящего Господа.

Все мы — люди, имеющие плоть и кровь, у нас есть свои заботы, у нас есть свои нужды, и мы вовсе не отворачиваемся от этих нужд и забот. Христианство не только не осуждает забот человека о земном счастье, но благословляет труды человека, направленные к умножению земного благополучия. Православная Христова Церковь — мать своих детей, и она не может не желать своим детям земного благополучия, здоровья и земного счастья. Она не может не радоваться, видя, как люди достигают материального благосостояния и увеличивают свои земные блага.

Христианское учение совсем не запрещает христианам наслаждаться чистыми земными радостями — красотой природы, музыкой, искусством, носить и укреплять в себе чувства взаимной любви и дружбы. Оно благословляет всё, что не грязнит грехом душу человека.

Но только одно велит она нам никогда не забывать: что временное всегда временно и со временем проходит, а вечное — всегда вечно. Одного всегда требовала и требует Святая Церковь, одного ждет от нас Господь Спаситель: чтобы среди всех трудов, среди всех развлечений и радостей этой земной жизни никогда не забывать христианским сердцем о том, что земная жизнь есть ступень к вечной жизни, что мы должны приготовить свою бессмертную душу к той жизни, в которую вошли все истинные рабы Божий и в которую войдет каждый из нас, и что забота об этом должна быть первой среди всех наших забот и трудов.

В лице святых угодников, которые проходили земной путь с такими же немощами, искушениями, болезнями и скорбями, с какими живем и мы, мы имеем образцы того, как надо, живя жизнью земной, терпеть, любить, молиться, заглаживать свои грехи, удерживать язык от лжи и неправды, сердце хранить в чистоте.

Святые люди Божий не только нас учат, как надо жить, но, по нашим к ним молитвам, имеют дерзновение испрашивать и подавать нам, их младшим братьям и сестрам, помощь от Господа во всех обстояниях нашей жизни земной и прежде всего в деле нашего вечного спасения.

Для того Господь и утешает нас через святых Своими Отеческими благословениями, чтобы крепче привязать наши души к Себе и чтобы мы почувствовали еще в своей земной жизни всю сладость Отеческой к нам любви и всей душой возжаждали общения с Господом нашим Спасителем в Царстве Небесном, стремясь сделать общение с Ним в земной жизни вечною радостью, вечным блаженством.

Пусть же святые угодники каждого из нас незримо сопровождают на всех путях земной жизни своими уроками, заботами, молитвами! Примером своих подвигов и всей своей жизни пусть они будят наши засыпающие в суете и грехах бессмертные души и вдохновляют идти за собой к жизни вечной, к радостям вечным, к славе вечной, которых да сподобит, по молитвам святых, всех нас Господь!

Не забывайте, мои дорогие: мы должны прийти к вратам Небесного Царства не ленивыми и небрежными рабами, о каких говорил Спаситель в Своей притче, а рабами верными Господу до смерти в своей вере и в своей жажде вечного спасения (см.: Мф.24:42-51).

ЖМП № 9 за 1951 г.

 

Часть 2

Двунадесятые праздники

 

Ночь и день.

Слово, сказанное в Пименовской церкви г. Москвы

Ночь прошла, а день приблизился… Рим.13:12.

Нетрудно представить себе, мои дорогие, томительное состояние тяжело больного в долгую зимнюю бессонную ночь. Больной напряженно ожидает рассвета и утра. Он знает, что утром к нему придет врач, соберутся близкие и родные и при них ему станет как-то легче.

Неизмеримо более тяжелую и неисчислимо более долгую ночь переживали верующие иудеи в годы Ветхого Завета. Эта ночь исчисляется не сутками, не годами и даже не веками, а тысячелетиями. Концом этой ночи было рождение Спасителя мира.

Для народов, предавшихся идолослужению, эта ночь была беспросветно темной и безнадежной. Греховная зараза зловонной рекой распространилась по лицу земли тогдашнего человечества. Люди задыхались в греховном смраде и тонули в волнах пороков и страстей. Большинство людей потопило в этих грязных волнах свою совесть, а те, кто и слышал временами ее заглушенный голос, все же не имели в себе силы противостоять всепобеждавшему пороку.

В море народов-идолопоклонников оставался только маленький островок небольшое племя богоизбранного ветхозаветного иудейского народа, в котором хранилась истинная вера в Единого Бога. Правда, лишь немногие в этой ветхозаветной верующей иудейской семье силой своей веры и с помощью Божией оказывались победителями греха и достигали праведности; лишь немногие знали откровение Божие о бессмертии души человеческой, но и для них оставалось непонятным, что ждет эту душу за гробом, если двери рая закрыты даже для тех, кто сохранил веру в Единого Бога? Большинство же и этого народа погрязало в грехах, и нечистотами греховными заглушалась в людях самая мысль о том, для чего мы живем и будем ли жить после смерти.

Однако в этом богоизбранном народе из века в век, из поколения в поколение передавалось обещание Божие, данное еще первым людям в раю после их грехопадения, обещание о том, что придет время, родится на земле Спаситель мира — «Семя Жены», Который «сотрет главу змия» диавола (Быт.3:15). Время от времени Господь посылал Своему иудейскому народу пророков, которые напоминали об этом святом обетовании, будили души людей к вере в Единого Бога и звали их к покаянию в грехах. Люди вдохновлялись этой проповедью, плакали о грехах. Но умирали пророки и большинство этих людей опять погружалось в свой греховный сон.

Ночь продолжалась. Люди томились. Те иудеи, кто помнил о грядущем Спасителе мира, жили страстным ожиданием Его. Пророк Исаия говорит об ожидавших дня спасения, уподобляя их тем, кто обращается с вопросом к ночному сторожу: «Сторож! Сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис.21:11-12).

Рождественский шестинедельный пост, который предшествует нашему великому празднику, символически изображает собой эту темную ночь ветхозаветного человечества. День за днем течет пост. Проходя это спасительное поприще, мы знаем, мои дорогие, что близко утро, близок день, когда вся православная земля будет поклоняться новорожденному Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях. В этот день мы празднуем восход над землей того Божественного Солнца, Которое после долгой ночи взошло, чтобы никогда не зайти.

Солнечному свету предшествует свет зари и, прежде чем взошло Солнце, явилась на земле Та, Которую Святая Церковь в словах акафиста называет «Зарей таинственного дне». Когда родилась Благословенная Мария, никто, даже Ее родители, не знали, какую священную судьбу готовит Ей Божественный Промысл. Но вот пришла минута, когда юная душа Марии из уст архангела Гавриила услышала весть о том, что Ей выпадет величайшее на земле счастье: быть Матерью Того, Кто родится для спасения людей от вечной смерти, вечного осуждения и греха. После девяти месяцев естественного чревоношения этот день пришел. Под покровом святой рождественской ночи, в маленьком городке Вифлееме, вблизи священной столицы Иерусалима, родился Спаситель мира, Которого пять с половиной тысяч лет ожидали ветхозаветные люди. «Ночь прошла…» — говорит святой апостол Павел (Рим.13:12).

Ах, как мы счастливы с вами, мои дорогие, что родились не темной ветхозаветной ночью, а днем, во времена Святой Церкви Христовой, после того, как родившийся Спаситель мира совершил Свой крестный подвиг спасения людей и когда Святая Церковь украсилась тысячами святых учителей, златословесных проповедников и богоносных праведников! Ведь это и о нас, не только о Своих современниках, говорил Господь Иисус Христос: «Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, чтовы слышите, и не слышали» (Мф.13:16-17).

Мы блаженны, мы счастливы, потому что над нами сияет незаходимое Солнце, потому что родился и жил на земле Тот, о Ком говорил евангелист Иоанн Богослов, что Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9), о Ком наша Церковь поет: «Свет Твой, Господи, знаменася на нас». В Божественном слове, оставленном на земле до скончания века, нам открыты все тайны жизни мира и человека. Мы знаем о священном акте творения мира волей Всемогущего Бога, знаем о том, что Божественный Промысл управляет миром и каждым шагом человека, о том, что в каждом из нас живет бессмертная душа, что всех нас по смерти ожидает жизнь, не имеющая конца, что все мы — дети Небесного Отца и что верные Ему дети насладятся вечным счастьем в Небесном нерукотворном новом Иерусалиме. «Во свете Твоем узрим свет»,исповедуем мы радость и силу этих истин. Священное Писание говорит о том, какой путь ведет нас в вечное, нетленное, Небесное Царство: путь духовной нищеты, кротости, милосердия, чистоты, алкания и жажды правды. Разве ветхозаветные верующие люди знали хоть частицу того, что мы знаем о своей душе и ее пути к вечным радостям?

Как же мы с вами, дорогие, должны быть счастливы, родившись и живя под лучами Божественного Солнца Христова! Это Солнце не только освещает нашу жизненную дорогу, но и согревает нас своими живительными лучами. Как тепло жить нам под Отеческим кровом нашего Сладчайшего Господа, в Которого мы веруем, рождение Которого на земле мы светло празднуем в дни нашего великого праздника Рождества Христова!

Мы не одиноки, среди нас не может быть одиноких людей. Каждый из нас, верующих, хорошо знает, что рядом с нами всегда Тот Всемогущий, Сильный, Любвеобильный, Милосердный, Который обещал быть с нами до скончания-века. Он не только рядом с нами; Он, по Его же слову, стучит в наши сердца и входит в них, если мы этого достойны. Он всегда готов поддержать, подкрепить нас в несении каждым из нас жизненного креста.

Мы не одиноки: с нами Та, Которой Он вручил всё верующее человечество, сделав Ее нашей Небесной Матерью. Через бесчисленные свои иконы Она проявляет свою Материнскую заботу и любовь в отношении всех, кто прибегает под Ее Покров и просит Ее заступления в своих бедах и напастях. С нами всё духовное небо: святые ангелы и бесчисленный сонм тех Божиих людей, к которым мы обращаемся со своими молитвами и которые взирают на нас в наших храмах со своих священных изображений.

Мы не одиноки не только потому, что находимся в беспрерывном общении с Небесной Церковью, но и потому, что все мы, православно верующие люди, составляем одну великую семью Божиих детей.

Вот ты принес в храм Божий свою скорбь и о ней воздыхаешь перед Господом. Рядом с тобой стоит тот, кто пришел со своей скорбью и бедой и молится так же, как и ты. Ты вошел сюда, в храм Божий, для того, чтобы сложить перед Господом свое греховное бремя. А рядом с тобой плачет в слезах покаяния другая душа. Тебя привела сюда твоя вера; с ней пришел сюда и я, и другой, и третий. И все мы объединены одной верой. Эта общая наша вера, общая молитва и покаяние делают нас близкими по духу друг к другу, родными во Христе. Нередко бывает, что среди родных по плоти нет такой близости духовной и таких уз взаимной любви, какие существуют между братьями и сестрами во Христе.

Разве имели хоть подобие такого счастья


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.