ПРИМЕЧЕНИЕ белые контейнеры - ВАП (выливные авиационные приборы). — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

ПРИМЕЧЕНИЕ белые контейнеры - ВАП (выливные авиационные приборы).

2020-07-03 180
ПРИМЕЧЕНИЕ белые контейнеры - ВАП (выливные авиационные приборы). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


СМЕНА КАДРА.

 

КРАСНОАРМЕЕЦ 1

Горим!.. Фосфором поливают!
(показывает рукой)

 

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА / КРУПНЫЙ ПЛАН дымятся мутные лужи на траве.


ПОЧТИ ОДНОВРЕМЕННО - ГОЛОС ПОПЕЛЯ

немцы поливали берег жидкостью, от которой загоралось обмундирование, начинала тлеть кожа.
Ни до этого дня, ни после я ничего не слыхал о подобной жидкости. Лишь во время войны в Корее стало известно о напалме. Состав, примененный американцами, сильнее немецкого. Заокеанские химики, надо полагать, опирались на новейшие достижения науки. Но приоритет принадлежал не им, а их германским коллегам, трудившимся на потребу Гитлеру.
26 июня 1941 года фашистское командование испытывало горючую жидкость на дивизиях генерала Мишанина и полковника Герасимова. Это была не совсем еще совершенная по своему действию жидкость. Одежда загоралась не от двух-трех капель, а, вероятно, от нескольких ложек. Наибольший эффект она давала, как я потом узнал, разговаривая с товарищами из дивизии Мишанина, в сухом лесу.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН лицо Попеля на фоне травинки - мутная капля, не больше дождевой, катится по травинке и травинка желтеет, сворачивается.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН несколько капель падает на плечи Плешакова. Попель тут же высыпает на плечи полковнику две пригоршни земли.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН / ПАНОРАМА все бросаются к воде.


КРАСНОАРМЕЕЦ 2

Иприт!


У КРАСНОАРМЕЙЦА 1 И 2 ОДИНАКОВЫЙ СТРАХ НА ЛИЦАХ, ДЕЛАЕТ ИХ ПОХОЖИМИ.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель поворачивается, смотрит потрясенно.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН-ПАНОРАМА Зарубин (ЛЕВАЯ РУКА НА ПЕРЕВЯЗИ) держит правой пистолет, не оглядываясь, бежит вперед по изрытому снарядами и минами полю.

 

ИНТ. - В ЗЕМЛЯНКЕ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель и двое пленных германских танкистов. Сидят друг против друга на табуретах или стульях.

 


ГОЛОС ПОПЕЛЯ

на НП Герасимова, куда я вскоре прибыл, допрашивали двух пленных, старшего лейтенанта, командира роты 60-го полка 16-й дивизии и башнера (у них он, как выяснилось, считается наводчиком) из той же дивизии. Данные допроса подтверждали наши предположения: танковая группа генерала Клейста через Дубно - Новоград-Волынск наступает на Киев.

 

СМЕНА КАДРА.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН германский ОБЕР-ЛЕЙТЕНАНТ ТАНКИСТ (средних лет, упитан, в больших роговых очках; ВЕДЕТ СЕБЯ РАССУДИТЕЛЬНО И С ДОСТОИНСТВОМ; на френче может быть бронзовый знак за подбитые танки).


ОБЕР-ЛЕЙТЕНАНТ

11-я дивизия генерала Мильче миновала Берестечко и вышла к Дубно. О вашем корпусе германскому командованию известно. Считается, что после бомбежек он не столь опасен, и его нетрудно будет добить на болотистых берегах Стыри и Слоновки.


Попель

что вы скажите о руских танках? Ваши впечатления?


Обер-лейтенант

нам еще до войны приходилось слышать о БТ и Т-28. Но теперь выяснилось, что у русских есть куда более мощные машины.


Попель

кто вы по профессии, кем были до войны?

Обер-лейтенант

в прошлом я учитель истории.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН толстыми пальцами поправляет четырехугольные очки, многословно отвечал на мои вопросы о военной идеологии.


Попель

я так и представляю себе вас в классе, читающего ученикам мораль. О превосходстве и отличие нордической расы над славянскими народами. Которые не достойны жить под одним небом с такими как вы...
(НАСМЕШЛИВО-ПЕЧАЛЬНО)

ПРИСТАЛЬНО СМОТРИТ.


Обер-лейтенант

зачем вы так, господин комиссар? Вы зря считаете всех германцев, членов национал-социалистической рабочей партии Германии…

 

(ВЫРАЗИТЕЛЬНО СМОТРИТ)

 

 …идиотами. Я вам докажу, что вы не правы.

 
(снова поправляет очки)


Нет, я не считаю, что надо истреблять все остальные народы. Пусть каждый занимается тем, что ему свойственно. Если славяне умеют хорошо выращивать хлеб и с чувством петь печальные песни, то пусть они это делают, предоставляя немцам решать их судьбу, есть их хлеб и слушать под настроение их грустные песни.


Попель

признаете за славянами именно такие два качества? Выращивать хлеб и петь печальные песни для вас?
(после паузы)


Обер-лейтенант

да. Классовые различия - ничто по сравнению с национальными. Если каждая нация займется от века присущим ей трудом... славяне сеют хлеб и поют печальные песни, для классовых противоречий не останется места. Попросту говоря, будет нация господ и нации рабов. Где же здесь социальные антагонизмы? Все заняты своим любимым делом, никто не жалуется. Россия всегда была под управлением германских дворян, германских чиновников. Только благодаря выходцам из германских княжеств она обрела свое величие в прошлом. Ваши цари породнились с нашей династией, разве не так? А после вашей революции вы уничтожили или изгнали германский клан за пределы России. Вы совершили грубую ошибку, господин комиссар, и сейчас платите по счетам.
(СОЧУВСТВЕННО, С УКОРИЗНОЙ)


СМЕНА КАДРА.
КРУПНЫЙ ПЛАН 2-й пленный БАШЕННЫЙ НАВОДЧИК (ефрейтор; широкое крестьянское лицо, большие голубые глаза; ДЕТСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА) щурится на Попеля и обер-лейтенанта, улыбается. Всем корпусом виляет то к одному, то к другому.


ПРИМЕЧАНИЕ мечтает выбрать позицию сильного.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель и пленные.


Попель

что я вам скажу, обер-лейтенант... Я ощутил чувство собственной национальной оскорбленности. После услышанного, да. Среди моих друзей и сослуживцев были люди самых разных национальностей, в том числе и немцы. Но мне и в голову не приходило когда-нибудь решать вопрос: кто из нас выше, кто предназначен на роль господина и кому уготовано вечное рабство.
А сейчас вдруг слышу, что коль в жилах моих течет славянская кровь, то место мое лишь за плугом... Даже на исполнение песен я не мог претендовать - ни голоса, ни слуха.


Обер-лейтенант

если вы можете хорошо пахать и сеять, убирать урожай - становитесь за плуг. Что вам мешает? Вы сами себе противоречите.


Попель

а оружие будете носить только вы, норическая раса?


Обер-лейтенант

так считает великий фюрер германской нации Адольф Гитлер и я согласен с ним. Признайте за нами право управлять Россией и всем миром...


Попель

мне ненавистны и отвратительны эти разглагольствования. Они сродни взглядам давно почившего в бозе помещика князя Волконского, русского, кстати... Он считал моих предков, хлеборобов деревни Попельня, быдлом, рабочей скотиной и он же (надо же быть такому совпадению!) любил по праздникам слушать крестьянские песни... Вы его считаете высшей расой?


Обер-лейтенант конечно нет. Этого не достаточно...


Попель а ведь все признаки налицо... как же это вы так, промахнулись?


ВОЗНИКАЕТ ПАУЗА
НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ РАССМАТРИВАЮТ ДРУГ ДРУГА.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН обер-лейтенант проводит рукой по левой щеке. Он в замешательстве.


ГОЛОС ПОПЕЛЯ

невольно подумалось: достаточно ли настойчиво мы в своей пропаганде, особенно после 1939 года, обнажали классовый смысл расистской идеологии? Ясно ли представляют себе молодые бойцы социальную сущность фашизма? Не наступил ли час активнее воспитывать нашу советскую национальную гордость?..


104.ЭКС. - ВОЗЛЕ МЕДСАНБАТА - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН у дороги, перед въездом в медсанбат (СТОЯТ БРЕЗЕНТОВЫЕ ПАЛАТКИ С КРАСНЫМИ КРЕСТАМИ В БЕЛОМ КРУГЕ), куда я красноармейцы роют большую яму.


Попель

бойцы, зачем роете?


СМЕНА КАДРА.
ОБЩИЙ ПЛАН красноармейцы делают паузу, вытирают лица.


КРАСНОАРМЕЕЦ

братская могила.

(не понимая)


Попель

на нее прежде всего и наталкивался раненый. С каким же чувством он пойдет лечиться?

(резко, по-отечески)


ВСЕ ПОЖИМАЮТ ПЛЕЧАМИ.
Подходит капитан. Козыряет.


Попель вы командир батальона?
Капитан я, товарищ бригадныйкомиссар.
Попель что вы об этом думаете? Хоронить еще живущих?


СМЕНА КАДРА.
Капитан обиженно разводит руками.


Капитан стоит ли обращать внимание на мелочи, до того ли сейчас?
Попель стоит, капитан. Яму немедленно зырыть. Копайте не на виду. Так мы не победим, ясно?
Капитан есть, товарищ бригадный комиссар.
(недовольно)


КОЗЫРЯЕТ.
Попель уходит.


ГОЛОС

тьфу ты, черт! Рыли-рыли...


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА подходили машины, санитарные и грузовые. Многие раненые лежат на траве, среди высоких сосен: на носилках, остальные, подложив шинели, плащ-палатки.


105. ИНТ. - ПЕРЕВЯЗОЧНАЯ ПАЛАТКА ГОСПИТАЛЯ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН военврач (решительный человек с засученными рукавами, в белом клеенчатом фартуке, испачканном кровью) делает Попелю два укола.

 

Попель (СИДИТ НА ТАБУРЕТЕ) вытряхивает из бумажного пакета порошок в рот, запивает стаканом воды.
Военврач перебинтовывает ему голову.
Попель облокачивается на стол.

 

 (ГЛАЗА ЗАМУТНЯЮТСЯ).


Военврач

хорошо бы несколько дней вылежать.
Попель

и уснуть вечным сном... Несколько дней не получится, а вот с полчаса придется. Не в палатке, в лесу. Знобит...


Военврач приносит ему шинель. Попель набрасывает ее на плечи, ложится на носилки у входа.


СМЕНА КАДРА.
В палатку (ПУСТУЮ) вваливаетсяся Оксен.
БЫСТРО ОТДАЕТ ЧЕСТЬ.
Подходит вплотную.


Оксен Николай Кириллыч, у меня дурные сведения. Не уверен в их достоверности, но чувствую, что есть доля правды. Не знаю, какая. Вопреки обыкновению, докладываю не конечный результат, а первый материал...


ПОППЕЛЬ не слишком ли длинное предисловие?


Оксен в тылах дивизии задержано шестеро красноармейцев. Они утверждают, что дивизия Мишанина быстро отступает, два генерала сдались в плен.


ПОПЕЛЬ кто эти бойцы?


Оксан пока не совсем ясно. Документов у них нет. Поэтому полагаю, что не засланные. Гитлеровцы снабдили бы своих, чем надо. Скорее всего, дезертиры. Один признался, что уже трое суток отсиживается в Бараньем. Выходит, не нашего корпуса. С остальными еще не разобрались. Важны не столько их личности, сколько сведения, которые сообщают. Божатся, что отход дивизии видели своими глазами, а о пленении генералов знают со слов. Дивизия, если им верить, стадом отходит через лес на

        Оксен

        (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

        юг.


Оксен садится рядом, расстегивает ворог гимнастерки, рывком передвигает по ремню кобуру.


Оксен

боюсь, насчет отхода правда. Детали приводят такие, которые трудно придумать. Зачем, говорят, нам врать? В са мом деле, если просто дезертиры зачем? Насчет пленения - не знаю, ничего не могу сказать...
(С СОМНЕНИЕМ)
ПОПЕЛЬ

где эти люди?
(ЖЕСТКО)
Оксен

в землянке у разведчиков.
ПОПЕЛЬ

занимайтесь ими. Я попробую связаться со штабом корпуса...


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ Попель стремительно подходит к радиомашине (В ГЛУБОКОМ КАПОНИРЕ), открывает дверцу, входит.


106.ИНТ. - РАДИОМАШИНА - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель стоит над спящим ДЕЖУРНЫМ РАДИСТОМ (круглолицый, веснушчатый), спит в наушниках.


Попель вызывайте штаб корпуса.
(жестко)


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН не соображая со сна, часто моргая, красноармеец бессмысленно смотрит.


Попель штаб корпуса!
(повышает голос)
ДЕЖУРНЫЙ РАДИСТ есть!
(испуганно)


СМЕНА КАДРА.
Радист поворачивает рычажок.


ДЕЖУРНЫЙ РАДИСТ не отвечают.

(сонным еще голосом)
Попель вызывайте еще!
ДЕЖУРНЫЙ РАДИСТ Лев, Лев, я Орел! Как слышишь? перехожу на прием...


СМЕНА КАДРА.
ЗВУК слышится шорох двери и шагов.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель поворачивается. За спиной возникает полковник Курепин.


Попель еще вызывайте!


ДЕЖУРНЫЙ РАДИСТ товарищ бригадный комиссар, штаб корпуса не отвечает.


Попель вызывайте КП генерала Мишанина!


СМЕНА КАДРА.


ДЕЖУРНЫЙ РАДИСТ КП не работает.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель едва сдерживается.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель поворачивается к Курепину. Тот вытягивается.


Попель приказываю каждые пятнадцать минут вызывать штаб корпуса. Повторите приказ!

Курепин есть каждые пятнадцать минут вызывать штаб корпуса.


107.ЭКС. - СНАРУЖИ РАДИОМАШИНЫ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН оба выходят из радиомашины.


Курепин товарищ замкомкор, стряслось что-нибудь? В голосе
(с тревогой и страхом)


Попель на ходу кидает подозрительно-суровый взгляд.


Попель вы проявляете любопытство, недостойное командира.


Курепин Я... ничего... Слухи вот ползут разные...


Попель какие слухи?


Курепин да кто ж на них сейчас внимание обращает... Чего только не наслышались за эти дни! То, говорят, фашисты к Киеву подходят, то - наши Берлин в порошок разбомбили!..


Попель какие слухи? Не виляйте.


Курепин вроде левый сосед драпает...


Попель прав полковник Васильев: от осторожничанья в мирное время до трусости в военное - один шаг. Постарайтесь, товарищ Курепин, не сделать его...


ГОЛОС ПОПЕЛЯ

говорю это твердо, а в душе тревога: неспроста молчит штаб корпуса и штаб Мишанина. Что-то произошло. Но что именно? Почему Мишанин должен отступать? Если бы в противнике деле, если просто дезертиры - зачем? Насчет пленения - не знаю, ничего не могу сказать...Надо немедленно возвращаться на КП корпуса.


108.ЭКС. - ДОРОГА - НОЧЬ, 25-26 ИЮНЯ, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/ВСЕ ПЛАНЫ На предельной скорости, с включенными фарами, "тридцатьчетверка" (С ОТКРЫТЫМИ ЛЮКАМИ) мчится по горящему лесу.

 

Раскаленный ветер раскачивает деревья. Летят искры, пепел. Бегут мимо деревья, объятые пламенем.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ЧЕРЕЗ ЛЮКИ прижатый низкими тучами дым стелется по земле.

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/ПАНОРАМА редкие встречные грузовики жмутся к обочине.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/КРУПНЫЙ ПЛАН Попель сползает вниз, трогает рукой за плечо Шевченко. Он поворачивается.


Шевченко ничего нового, штаб не отвечает.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ горящий лес остается позади.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА 1 танк делает остановку.
КАМЕРА ПАНОРАМА 2 небольшими группами пролетают немецкие бомбардировщики "Ю-88".


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА/ОБЩИЙ КАДР Попель и Коровкин выглядывают из башенного люка, смотрят на бомбардировщики.


Коровкин

похоже, на юго-запад.
(неуверенно)


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА за темнеющим впереди лесом словно вот-вот появится солнце. Небо красновато-светлое, как перед восходом в ветреный день.


СМЕНА КАДРА.
Коровкин с фонариком склоняется над картой.
РЯДОМ Попель с компасом. Смотрят в небо (ориентируют полет германских самолетов).


Попель да, на Броды.
(кивает)


Смотрит.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА над Бродами поднимается озарившее полнеба пламя.


ГОЛОС ПОПЕЛЯ ЗА КАДРОМ ничего нельзя понять. Васильев справедливо говорил: в Бродах нет войск, а ради случайных тыловых подразделений немцы не станут так неистово бомбить ночью. У них есть цели поважнее.

 

СМЕНА КАДРА.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН красный карандаш в руке над картой.

 


ГОЛОС ПОПЕЛЯ
Броды, Коровкин?
ГОЛОС КОРОВКИНА Броды, товарищ бригадный комиссар...


109. ЭКС.- ЧЕРВОНОАРМЕЙСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ /ПОВОРАЧИВАЕТСЯ улицы спящего Червоноармейска пусты. Укрытые брезентами машины спрятаны в тени раскидистых садов. В одном месте несколько легко раненных бойцов сидят смотрят на восток.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ накатанная дорога через лес. Виднеется обращенный вправо белый указатель с надписью ХОЗ. ВАСИЛЬЕВА. Поворот на поляну. Снова поворот.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА/ЗАДНИЙ ПЛАН Т-34 выезжает к землянкам штаба в лесу. Останавливается.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА/НАРЕЗКА КАДРОВ пустые землянки. Ветер лениво гоняет обрывки бумаг.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ / КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель подходит к танку. Шевченко выглядывает из переднего люка.


Шевченко Орел, Орел, я Лев... Орел, Орел, я Лев...


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Коровкин смотрит из люка на башне, стоит.


Попель задумался?
Коровкин в случае чего задаром не сдадимся.


ОСМАТРИВАЮТСЯ В РАЗДУМЬЕ.
ЗВУК ФОН натужно-прерывистый гул их едва различим в грохоте несмолкающих разрывов.
ЗВУК совершенно явственный треск мотоциклов.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель досает маузер, Коровкин вытаскивает наган.
ЗВУК треск мотоциклов.


МУЖСКОЙ ГОЛОС 1... слушай приказ, осмотреть все кругом! Быть наготове!
МУЖСКОЙ ГОЛОС 2 есть осмотреть все кругом! Товарищ лейтенант, смотрите, танк!
МУЖСКОЙ ГОЛОС 1 вперед, быстро окружить!


ЗВУК треск мотоциклов приближается.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА-СВЕРХУ/СБОКУ Т-34 окружает 10 мотоциклов с пулеметами с экипажами в советской форме.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН/СЗАДИ к Попелю подходит лейтенант Ефремов.


Попель кто такие?
Ефремов свои.

Попель а вы кто?
Ефремов мы тоже свои.
(ВСМАТРИВАЕТСЯ; ВТЯГИВАЕТСЯ, ОТДАЕТ ЧЕСТЬ)
Товарищ бригадный комиссар! Докладывает младший лейтенант Ефремов. Взвод был послан в распоряжение полковника Герасимова. Пробиться не сумел и вернулся обратно


Попель делает шаг к нему.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН лицо напряженно.


Попель что значит "не сумел"?
Ефремов лес вдоль Стыри горит. Стена огня - не проскочишь. И так и этак пробовали.
Попель когда уезжали, штаб здесь стоял?
Ефремов здесь.
Попель готовился к передислокации?
Ефремов никак нет.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН поляну медленно выезжает легковая.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН фары закрыты чехлами. Только два узких лучика света.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ они скользят по деревьям, пням, по брустверам опустевших окопов и упираются в "тридцатьчетверку".


СМЕНА КАДРА.
Из машины выходит майор ПЕТРЕНКО (заместитель начальника разведки; веселое, лукавое лицо). Козыряет.


ПЕТРЕНКО

здравия желаю, товарищ бригадный комиссар.

Попель

как узнали?

Петренко

по номеру танка. Разведчику полагается все замечать.

 
Попель

откуда вы, Петренко?
ПЕТРЕНКО

от Герасимова. Я там с разведчиками весь день.
Попель

как вернулись? Младший лейтенант уверяет, что нельзя пробиться, лес горит.
Петренко

правду доложил младший лейтенант. Я ехал кругом, через полосу Мишанина.
Попель Мишанина?


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Петренко трет щеку, смотрит странно (БУДТО ЧЕРЕЗ И ПОВЕРХ ЧЕЛОВЕКА).


Петренко

товарищ бригадный комиссар, может быть, пройдем в сторону.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН садятся под деревом.


Петренко

неладное происходит, - - Дивизия Мишанина ушла с передовой.


Попель привстает.


Попель

как ушла?
Петренко

вроде приказ был.
Попель

       а Герасимов?


Петренко

Герасимов на месте. Приказа на отход не получал. По дороге несколько раз натыкались на мишанинских бойцов. Бредут как попало. Командиров не видно. Говорят - всех побило. Уверяют, что генерал Мишанин приказал отступать на Броды, а сам вместе с командиром корпуса сдался в плен.


Попель

вы, Петренко, верите этому?
Петренко

что отходит дивизия, не верить не могу. Своими глазами видел.
Попель

       а насчет плена?


ВОЗНИКАЕТ ПАУЗА.
РАЗГЛЯДЫВАЮТ ДРУГ ДРУГА.


Петренко

       разрешите закурить?


Не спеша, склонившись набок, достает из кармана коробку, задумчиво мнет папиросу, стучит по крышке.
СМОТРИТ В ДАЛЬ.
ОПУСКАЕТ ГЛАЗА.


Попель

чего молчите, Петренко?


Пряча в ладонях огонек, Петренко закуривает.
ПОДНИМАЕТ ГЛАЗА.

 
Петренко

не знаю, - может правда, может - нет. Не видал, как сдавались. Но и на дороге тоже не встречал. А бойцы в один голос: генералы в плену...


ОБА СМОТРЯТ ВДАЛЬ.


СМЕНА КАДРА.
ФОН белый.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель смотрит вдаль.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Петренко смотрит вдаль.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН возникают круги света, из которых непрерывно выходят красноармейцы (ПОТРЕПАННЫЕ; РАНЕНЫЕ И ЗДОРОВЫЕ).

ИДУТ В КАДР.

 

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН / КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН / НАРЕЗКА КАДРОВ Попель и Петренко их останавливают, строят перед собой. Бойцы обнимаются.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН слезы на глазах у обнимаются (СТЕКАЮТ ПО ГРЯЗНЫМ ЛИЦАМ).


ОДНОВРЕМЕННО - ГОЛОС ПОПЕЛЯ

на поляне появлялись все новые и новые люди, из тех, что вчера утром, накануне атаки, были направлены из штаба в полки. Больше не приходилось сомневаться: дивизия Мишанина, которая днем вышла к Берестечко, оставила ночью свои позиции и откатилась к Бродам. Наконец-то ясно, почему немцы с неистовой яростью бомбят этот городок...
Миновало примерно с час, и на опушке уже сотни полторы бойцов и командиров из штабных подразделений корпуса, из батальонов и полков дивизии Мишанина. В ночной суете люди сбивались с дороги, блуждали по лесу, натыкались на нас и, обрадованные, оставались на бывшем КП.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН / ПАНОРАМА / КРУПНЫЙ ПЛАН бойцы рот окопы. Бойцы в окопах.

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Петренко ходит вдоль стрелковых ячеек.


Петренко

не лепите окопы один к другому. Чтобы было как в том анекдоте: "Бедному человеку проехать негде".


КРАСНОАРМЕЕЦ

что за анекдот, товарищ майор? Рассказали бы...

Петренко

заснул мужик в телеге, на столб телеграфный наехал и заорал: наставили столбов, бедному человеку проехать негде.
(СМОТРИТ ВЫРАЗИТЕЛЬНО)
Как фашисты полезут - всюду окопы - негде бедному человеку проехать.

 

СМЕНА КАДРА.

КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель смотрит внимательно.


Попель

послушайте, Петренко, - - ведь это совсем не из той оперы.
(тихо)


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Петренко опускает глаза, поднимает. Смотрит пристально.


Петренко

да я и сам чую... Говорю так... для поднятия духа... Но у меня дух "не поднимается".


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель кладет руку на плечо Петренко. Смотрит ему в глаза.


Попель

Петренко, командуйте обороной. Я еду на дорогу, постараюсь узнать что-нибудь.


Петренко смотрит на него в упор.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Петренко опускает глаза, поднимает. Смотрит с сомнением, испуганно пристально.


Петренко

вы уверены: дорога свободна?


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель смотрит напряженно.


Попель

не уверен, потому и еду.


Козыряет, идет к танку.

 
110. ЭКС. - ДОРОГА НА БРОДЫ - ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ПАНОРАМА пробивается рассвет на горизонте, над верхушками леса. Вдруг слышится удар грома, появляются лиловые молнии.
НАЧИНАЕТСЯ ЛИВЕНЬ.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/КРУПНЫЙ ПЛАН капли, крупные, тяжелые, каждая с вишню, разбиваются о броню.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/ ПАНОРАМА танк едет через тлеющий лес, объезжает крупные деревья, валит мелкие.
ЗВУК треск дерева.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА/КРУПНЫЙ ПЛАН ветер раздувает пламя, деревья дымят.

 

СМЕНА КАДРА.
ВСЕ ПЛАНЫ одних местах чернеют источающие удушливый дым головешки, недогоревшие стволы, кустарник, в других весело вьются по ветру оранжевые хвосты.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/ ПАНОРАМА чаще настолько темно, что приходится включить фары.


111. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - НОЧЬ, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.

ИЮНЯ.

КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/ПАНОРАМА редкие звезды сквозь прорехи дыма.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН дым заползает в танк. Через открытую башню хлещет дождь.
ВИЗУАЛ.ЭФФ. раскачивание корпуса.
ЗВУК кашель Шевченко.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Шевченко, не переставая, кашляет.


СМЕНА КАДРА.
Попель вытирает глаза, опускается в водительский отсек.
ПРИМЕЧАНИЕ голова Попеля обмотана мокрым грязным бинтом.
ИНТЕРЬЕР протискивается между боеукладкой (СНАРЯДЫ) и двигателем. Смотрит в открытый передний люк.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/ПАНОРАМА качающаяся в ритме движения танка дорога; тлеющие деревья, столбы дыма, потоки дождя.


КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель поднимает руку поправить повязку; она совсем разматывается и повисает на лице. Попель срывает ее и выкидывает через люк.


112.ЭКС. - ДОРОГА ЧЕРЕЗ ЛЕС - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН мокрый бинт виснет на ветке. Танк стремительно удаляется.


113. ИНТ. - В ТАНКЕ Т-34- БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
ЗВУК отдаленный шум моторов.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель и Коровкин вслушиваются.


Попель(Шевченко) приказываю остановиться.


ГОЛОС ШЕВЧЕНКО есть остановиться, товарищ бригадный комиссар!


Прислушиваются.
ЗВУК отдаленный шум моторов нарастает.


Коровкин

танки, товарищ бригадный комиссар!
Попель

да, танки. Только чьи? Приготовиться!
Коровкин

есть приготовиться, товарищ бригадный комиссар!
ГОЛОСА ШЕВЧЕНКО И ГОЛОВКИНА

есть приготовиться, товарищ бригадный комиссар!


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН кожаные подметки скользят по влажной броне.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель и Коровкин спрыгивают на землю, делаем (ПРИГИБАЯСЬ) шагов сто, раздвигают кусты. Следят за дорогой.


СМЕНА КАДРА.
ЗВУК гул моторов Т-34.
КАМЕРА ПАНОРАМА Бойцы небольшими группами бредут на юг. Не обращают внимания на нарастающий гул.


Коровкин

значит, танки наши.
(радостно)


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА на дороге взлетает пыль - появляется Т-34.

КАМЕРА ПРИБЛИЖАЕТСЯ на башне жирная белая цифра - 50.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Попель, размахивая маузером, выбегает на дорогу.


Попель стойте,стойте же!


СМЕНА КАДРА.
Танк резко, со скрежетом тормозит. Из переднего люка появляется Волков (бледный, перепачканный, с запекшейся на щеке кровью, в рваном комбинезоне).
СМЕНА КАДРА.
Попель делает стойку смирно, отдает честь.


Попель прикрываем отход дивизии.
(четко, с расширенными от потрясения глазами)


СМЕНА КАДРА.
Мимо них, огибая "тридцатьчетверку" Волкова, проходят другие танки.
ЗВУК скрежет металла гусениц, грохот моторов.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Волков устало кивает. Трет ладонью широкий, с залысинами лоб.


Волков в два с чем-то получили приказ командира дивизии немедленно начать отход на Броды - Почаев - Подкамень. К рассвету сосредоточиться в районе Подкамень.
(ОПУСКАЕТ ГЛАЗА)


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН у Попеля потрясение сменяется на возмущение.


Попель кто передал приказ?
(ЖЕСТКО)


Волков начальник штаба Попов, по радио. Сам слышал.
(НЕХОТЯ, С СОЖАЛЕНИЕМ))


Попель генерала Мишанина видели?


Волков нет.


Попель генерала Рябышева?


Волков нет.
Попель где штаб дивизии?
Волков не знаю.


Попель штаб корпуса?


Волков не знаю. Связи ни с кем не имею.


Попель Петр Ильич, тебе ясно, почему отходим?


СМЕНА КАДРА.
Волков глядит под ноги.


Волков товарищ бригадный комиссар...
(опускает глаза)


Попель не хочешь отвечать.


Волков Я привык исполнять приказы.


СМЕНА КАДРА.
ПОПЕЛЬ СМОТРИТ ПРИСТАЛЬНО.


Попель ты не смотришь мне в глаза, потому что не веришь в обоснованность приказа.


Волков да, мне не все ясно. Зачем наступали, клали людей... Возможно, у фронтового командования есть свои соображения...


Попель а ты знаешь, что Васильев и Герасимов на старом месте?
Волков не может быть!
(ПОДНИМАЕТ ГЛАЗА)


СМЕНА КАДРА.
ВОЛКОВ СБРАСЫВАЕТ С СЕБЯ УНЫНИЕ.


Волков так мы же их на съедение Гитлеру отдаем...


Попель Товарищ Волков, приказываю прекратить отход, занять оборону. На юго-западной окраине леса, на месте КП корпуса, держит оборону группа майора Петренко. Свяжитесь с ней.


Волков Есть!
(оживленно)
Как бы вам, Николай Кириллыч, не вмазали за это... Приказ-то как будто фронтовой.
(раздумчиво)


Попель поживем, увидим. Я еду в Броды... В случае чего - держите дорогу до последнего...
(СМОТРИТ ОБОДРЯЮЩЕ)


114. ЭКС. - УЛИЦЫ РАЗРУШЕННОГО ГОРОДА - РАССВЕТ, 26 ИЮНЯ, БРОДЫ, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
РАССВЕТ. ХЛЕЩЕТ ЛИВЕНЬ.
Танк минует кладбище, въезжает в Броды.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН струи ливня разбиваются о броню.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ кое-где с шипеньем догорают куски бревен и досок.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН/ ЧЕРЕЗ ТРИПЛЕКС/ПРИЦЕЛ улицы покрыты воронками, разбитыми кирпичами, обугленными балками и трупами. Трупы - на мостовой, на тротуарах.


Коровкин давайте попробуем огородами, - - нельзя же по своим...


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ/ПАНОРАМА (ЧЕРЕЗ ПЕРИСКОП/ЛЮК) разрушенные дома предместья.


СМЕНА КАДРА.
.../ ПЕРЕДНИЙ ПЛАН появляется полуразрушенная стена.


115. ИНТ. - ВНУТРИ Т-34 - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Головкин жмет к себе рычаг.
ВИЗУАЛ.ЭФФ. корпус танка вздрагивает.


116. ЭКС. - УЛИЦЫ МЕРТВОГО ГОРОДА - БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ.
КА МЕРА ОБЩИЙ ПЛАН Т-34 останавливается (ПЕРЕД СТЕНОЙ, СРЕДИ РУИН).
Экипаж выходит наружу.
ВИДИТ что они стоят в разрушенной комнате.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ-ПОВОРАЧИВАЕТСЯ три стены разрушены. Уцелела четвертая. На ней под нетреснувшим стеклом икона святой Мариии (красивая, скорбно-томная).


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН появляются жители, которые ходят и ищут среди развалин. Осматривают тела убитых.


ГОЛОС Стефан Мария, вы живы, Матка Боска? Ау? Не прячьтесь...


ВСЕ ОПАСЛИВО ОБХОДЯТ ТАНК И ЕГО ЭКИПАЖ.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН/КРУПНЫЙ ПЛАН здание, у которого словно топором обрублен угол.
ВЫВЕСКА горсовет.

 

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН двери распахнуты. Сквозняк кружит по коридорам бумаги, поднимает к потолку пепел. Ящики столов выдвинуты, шкафы открыты.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ОБЩИЙ ПЛАН за углом "эмка" с раскрытыми дверцами. В двух шагах от нее лежит лицом к земле тело командира с кровавой раной на затылке. Мертвая рука не выпускает полевую сумку.

 

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ Попель подходит. Переворачивает труп.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН полковник (начальник штаба дивизии). Рядом лежит лицом к небу капитан (тело туго перехвачено портупеей). Голова размозжена.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель берет планшет убитого, вынимает из кармана документы.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН в руках Попеля неотправленное письмо, две фотокарточки убитого.


СМЕНА КАДРА.
Т-34 медленно едет по пустынным улицам.

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА В ДВИЖЕНИИ / ОБЩИЙ ПЛАН на площади, напротив костела, стоит КВ.

СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Т -34 останавливается. Из него медленно вылезают Попель и Коровкин.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПРИБЛИЖАЕТСЯ КВ прижат к наполовину разрушенной стене двухэтажного дома. На броне кирпичи, куски штукатурки. Передний люк открыт.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН / СЗАДИ/ СБОКУ заглядывает в него.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН на месте водителя - генерал Мишанин. Голова с редкими седыми волосами безжизненно опущена, руки повисли вдоль тела. Гимнастерка и нижняя рубаха порваны от ворота до ремня. Грудь в крови, в ссадинах. Правый рукав прожжен. Волосы опалены.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель смотрит неистово.


Попель товарищ генерал... Тимофей Андреич!
(с НАДРЫВОМ)


Никаких признаков жизни.


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Попель поднимается в люк, теребит Мишанина за плечо.


Мишанин м-м-а-а-а...


ПРИМЕЧАНИЕ подразумевая "мама".


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН склоненная голова Мешанина неподвижна. Снова стон, и больше ни звука.
ЗВУК стон внутри машины.

 
СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА ПАНОРАМА / КРУПНЫЙ ПЛАН из верхнего люка появляется молодой командир с "кубиками" лейтенанта в петлицах. АДЪЮТАНТ Мишанина, лейтенант (молоденький, ПОХОЖ НА ДЕВУШКУ заросший, почерневший, перемазанный).
Облокачивается на танк, прячет за спину руки.

 
СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН / В ДВИЖЕНИИ Попель становится на основание люка, одним рывком приближается к нему.


Попель лейтенант, вы... Что с вами?! Отставить улыбаться, отставить - кому, мать твою, говорят! Немедленно доложите обстановку!
(яростно)


СМЕНА КАДРА.
КАМЕРА КРУПНЫЙ ПЛАН Адъютант Мишанина улыбается. Проводит рукой под носом, шмыгает.
ВЫГЛЯДИТ КАК ПРИСТЫЖЕННАЯ ИЛИ НАПУГАННАЯ ДЕВИЦА.


117.ЭКС. – УЛИЦА - ВОСПОМИНАНИЯ ДО ВОЙНЫ.

ЗВУК тарахтение киноаппарата.
КАДР черно белый.
НАРЕЗКА КАДРОВ (ЧЕРЕЗ ОБРЫВЫ ПЛЕНКИ) адъютант Мишинан идет по улице с девушкой в выходной форме и козыряет с улыбкой.

Адъютант в окружении девушек шутит и играет на гитаре.

Адъютант покупает девушкам цветы и мороженное. Адъютант раздает из пачки папиросы молоденький (ПОД СТАТЬ ЕМУ) командирам.

Адъютант на учениях за спиной Мишинана: делает строгие глаза В КАДР, прячется и старается показать себя.

 

ВОСПОМИНАНИЯ З


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.