Восточное направление внешней политики — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Восточное направление внешней политики

2020-07-07 79
Восточное направление внешней политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На азиатском направлении серьезный прогресс был достигнут в отношениях России с

Китаем и Индией. Активизировалась работа по проблематике безопасности в Азии, прежде

всего в поддержку межкорейского урегулирования. Россия стала полноправным участником

ключевых азиатских интеграционных структур — Азиатско-Тихоокеанского экономического

сотрудничества и Асеановского регионального форума.

Серьезно укрепился такой азиатский многосторонний механизм, как Шанхайская

организации экономического сотрудничества (ШОС). О том, что у этой организации неплохие перспективы, свидетельствует заинтересованность Индии и даже США в налаживании взаимодействия с ШОС.

9 февраля 2000 г. в ходе официального визита в Пхеньян министра иностранных дел России

И.С. Иванова был подписан новый договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Визит в КНДР В.В. Путина в июле 2000 г. стал первой поездкой руководителя России в Пхеньян за всю историю российско-корейских отношений. Оздоровление ситуации на Корейском полуострове в результате межкорейского саммита в июне 2000 г. и развития межкорейского диалога поставило в практическую плоскость вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения между севером и югом Кореи и организации железнодорожных перевозок грузов с юга Корейского полуострова в Россию, Китай и транзитом в Европу, что весьма важно для

обеспечения интересов России как трансевразийского «моста». Железнодорожные перевозки по этим маршрутам позволяют значительно сократить транзитное время и экономически более эффективны, чем перевозки морем. По расчетам специалистов, время в пути до Европы и расходы могут сократиться на треть.

Китай демонстрирует общие с Россией подходы ко многим международным вопросам, активно

развивает с ней торговлю. Особое значение имеет российско-китайское взаимодействие в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата

международного права в мировых делах. Россия и Китай имеют единый взгляд по такой

важнейшей проблеме, как борьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и

международным терроризмом. Китай поддерживает действия правительства России в Чечне. Со своей стороны Российская Федерация не поддерживает концепцию «независимости Тайваня», выступает против принятия Тайваня в ООН и другиемеждународные организации, членами которых являются лишь суверенные государства, не намерена поставлять вооружения Тайваню. Успешно развиваются отношения России и Индии. Одной из важнейших составляющих всего комплекса двусторонних отношений является военное и военно-техническое сотрудничество. Индия один из крупнейших импортеров российского вооружения. Позитивных тенденции и в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве: в осуществлении таких крупныхпроектов, как нефтедобыча (проект «Сахалин-1»), строительство АЭС «Куданкулам» на юге Индии, разведка углеводородного сырья на шельфе Бенгальского залива, в реализации крупных перспективных проектов в металлургии, гражданской авиации.

После долгих лет конкуренции и взаимной подозрительности наметился прорыв в

экономических и политических отношениях России и Саудовской Аравии. Две ведущих

нефтедобывающих страны, у которых в прошлом практически не было точек соприкосновения, начали реальное энергетическое сотрудничество. Россия и Саудовская Аравия совместно выступают за стабильные цены на нефть и готовы к полномасштабному сотрудничеству для достижения этой цели. Создан российско-саудовский деловой клуб, призванный на постоянной основе осуществлять координацию и взаимодействие между предпринимательскими кругами обеих стран. После финансового кризиса 1998 г. и девальвации рубля нефтяная промышленность России ускоренно консолидировалась. Уже в 2000 г. впервые с советских времен экспорт нефти из России начал расти. Российские нефтяные компании начали действовать жестко, открыто и по правилам, принятым на мировом нефтяном рынке. В свободной продаже появились акции, а вместе с ними и капитал для модернизации нефтедобывающего и перерабатывающего комплекса и инвестиций в разработку новых месторождений.

В августе 2003 г. во время официального визита в Малайзию президент В.В.Путин объявил о желании России быть представленной в Организации Исламская конференция (ОИК). Эта организация вкючает 57 стран (в том числе шесть стран СНГ) и является своего рода мини-ООН для исламского мира: она имеет широкую сеть ассоциированных учреждений, в том числе Исламский банк развития — аналог Всемирного банка, а также собственные объединения — аналоги ЮНЕСКО, Олимпийского комитета, Международного Красного Креста и т. п.

В 2000-2003 гг., как и в предыдущие годы, России не удалось добиться прорыва в

отношениях с Японией. Летом 2001 г. российская сторона предложила Японии провести

экспертные консультации для достижения единообразного толкования 9-й статьи совместной

советско-японской Декларации 1956 г. Однако этот процесс не привел к каким-либо

позитивным сдвигам в решении проблемы «северных территорий» и не приблизил подписание мирного договора. В свою очередь российская общественность продолжала выступать против каких-либо территориальных уступок Японии, опасаясь «цепной реакции» — возникновения аналогичных проблем в других регионах (Калининградская область, Карельский перешеек). В действительности «цепная реакция» невозможна, поскольку границы с Германией и Финляндией установлены в юридическом порядке, подтверждены соответствующими международными документами, а в случае с Японией таких документов (прежде всего мирного договора) по-прежнему не существует.

Подписано и планируется к подписанию большое количество долгосрочных проектов с

Китаем, Южной Кореей, Японией, реализация которых могла бы серьезно повысить

экономическую роль России как фактора развития АТР. Но весь этот процесс развивается

крайне медленно. Доля России во внешнеторговом обороте азиатских стран колеблется на

уровне 1%, а доля азиатских стран в российском экспорте составляет 15%. При этом азиатские страны проявляют интерес к России прежде всего как к стране развивающейся, поставляющей сырье — сырую нефть, необработанные руды, металлолом.

Россия, заявляя о том, что она не только европейская, но и азиатская держава, до сих пор не

стала членом Азиатского банка и некоторых других региональных организаций, не участвует в Олимпийских азиатских играх.

СНГ

Приоритетным направлением в отношениях России с СНГ в новой концепции внешней

политики было признано обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего

сотрудничества с государствами-участниками Содружества задачам национальной

безопасности страны. Поставлена задача строить практические отношения с каждым из

участников содружества с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности

должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав

российских соотечественников. Исходя из концепции раз-носкоростной и разноуровневой

интеграции в рамках СНГ, Россия намерена определять параметры и характер своего

взаимодействия с государствами-участниками СНГ как в целом в Содружестве, так и в более

узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, Договоре о коллективной

безопасности, а также развивать двусторонние отношения.

10 октября 2000 г. в Астане (Казахстан) пять стран Таможенного союза (Россия, Казахстан,

Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан) учредили Евразийское экономическое сообщество

(ЕврАз-ЭС). Цель новой структуры в рамках СНГ — продвижение процесса формирования

Таможенного союза и единого, экономического пространства. А в ходе финского саммита СНГ  (1 июня 2001 г.) Россия подписала с государствами-участниками СНГ (за исключением, Украины и Туркменистана) двусторонние соглашения о свободной торговле, которые при их реализации могли стать опорным элементом создания зоны свободной торговли.  Приоритетными продолжали оставаться совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах — участниках СНГ, развитие сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Первостепенной задачей в развитии двустороннего сотрудничества стало укрепление Союза

Белоруссии и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных

государств. Но отношения с братской славянской республикой складывались непросто. Много важных документов, исторических договоров было подписано, но реального объединения так и не произошло. Многие объективные и субъективные факторы мешали сближению двух стран: слабость и нерыночность белорусской экономики, откровенно антизападнический внешнеполитический курс А.Г. Лукашенко, приведший к фактической международной изоляции Белоруссии, нарушение прав и свобод в республике и др. Стремление белорусской стороны использовать Россию в качестве экономического донора вызывало в Москве все большее раздражение. В 2002 г. едва ли не произошел разрыв между российским и белорусским президентами по вопросу о дальнейших путях объединения.

Российско-грузинские отношения по-прежнему осложнял «абхазский синдром» (опасение

Тбилиси по поводу сближения этой части Грузинской Республики с Россией и возможной

перспективы ее вхождения в состав РФ). В целях активизации переговорного процесса, в марте 2003 г. в Сочи состоялась встреча президента России В.В. Путина и президента Грузии Э.А. Шеварднадзе с участием представителя Абхазии. Важным итогом встречи явились

договоренности относительно восстановления железнодорожного сообщения по маршрут Сочи — Сухуми — Тбилиси — Ереван, модернизации каскада «Йнгури-ГЭС», а также безопасного возвращения беженцев в Галльский район. Выступая в поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии, Россия продолжала играть посредническую роль в

урегулировании и грузино-осетинского конфликта. Российские миротворцы в рамках

коллективных сил СНГ по поддержанию мира в Абхазии и смешанных сил по поддержанию

мира в Южной Осетии обеспечивают стабильность на максимально возможном уровне.

Болезненным в отношениях между Москвой и Тбилиси стал фактический отказ грузинской

стороны сотрудничать в борьбе с чеченскими террористами. Российская сторона выступает за усиление двустороннего взаимодействия в борьбе с находящимися на территории Грузии

чеченскими террористами и их пособниками. Однако Тбилиси пока не проявляет должной

активности в этой сфере взаимоотношений. В 2000-2002 гг. регулярные «заморозки» на

российско-грузинской почве неизменно сменялись очередной «оттепелью» при личных

встречах Э.А. Шеварнадзе с В.В.Путиным.

В ноябре 2003 г. в Грузии произошла «бархатная революция» — бескровная смена власти.

23 ноября под мощным давлением оппозиции, захватившей канцелярию президента и

парламент, Э.А. Шеварнадзе был вынужден уйти в отставку. Уход с политической сцены

бессменного лидера Грузии дал новый повод для беспокойства. Восстановление управляемости в Грузии требовало от Тбилиси поиска устойчивой модели отношений не только с Абхазией и Южной Осетией, но и с Аджарией, руководство которой заявило о бойкоте назначенных на 4 января 2004 г. президентских выборов. Перед Россией в отношении Грузии теперь стоят две взаимоисключающих друг друга задачи: с одной стороны, не допустить распада соседнего государства, с другой — сохранить дружественные отношения с Аджарией, Абхазией и Южной Осетией.

В 2000-2003 гг. Россия продолжала терять свои позиции в некоторых постсоветских странах.

После размещения войск США в республиках Средней Азии (Узбекистан, Кыргызстан) России были даны гарантии того, что это присутствие будет исключительно временным и завертится с окончанием контртеррористической операции в Афганистане. Однако основная фаза операции миновала, ситуация в Афганистане изменилась в лучшую сторону, а число американских военнослужащих не сократилось. Вслед за Средней Азией настал черед Грузии. В 2002 г. в эту республику прибыла группа американских специалистов для подготовки офицерских кадров и планирования антитеррористической операции в Панкисском ущелье. Озабоченность российского руководства вызывает продолжающийся отток русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья. Причины этого разные: социально-экономические трудности, сложности с трудоустройством, получением образования на русском языке, сокращение теле- и радиовещания на русском языке и т.д. В результате, например, из Киргизии в 2000 г. выехало около 20 тыс. человек, а в 2001 г. — уже 25 тыс. С 1989 по 2002 г. по причинам социально-экономического характера число этнических россиян, проживающих в Армении, сократилось с 51 до 15 тыс. человек.

В начале XXI в. сложилась благоприятная обстановка для развития отношений России с

Арменией, Украиной и Казахстаном. Взаимодействие России и Армении особенно динамично развивается в политической и военной областях. По большинству ключевых международных проблем позиции России и Армении совпадают либо близки. Ереван поддерживает меры, предпринимаемые Россией по наведению конституционного порядка в Чечне.

По итогам визита В.В. Путина в Ереван в сентябре 2001 г. был подписан российско-

армянский Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г. 17

поля 2002 г. в Ереване подписано российско-армянское соглашение о порядке погашения

государственного долга Армении (98,3 млн. долл) в имущественной форме. В 2003 г. Армения

передала Российской Федерации в собственность ряд предприятий (среди них завод «Марс»,

Разданская ТЭС). Россия занимает ключевые позиции в топливно-энергетическом комплексе

Армении. Пущенный с ее помощью и работающий на российском топливе энергоблок

Армянской АЭС вырабатывает до 40% потребляемой в республике электроэнергии. Отношения

между Российской Федерацией и Республикой Казахстан носят стратегический характер,

отличаются интенсивностью и солидной договорно-правовой базой. Особенно важно тесное

взаимодействие в рамках СНГ, Договора о коллективной безопасности и ЕврАзЭС, а также в

Шанхайской организации сотрудничества. Во внешнеэкономических связях России с

государствами СНГ Казахстан занимает третье место (после Украины и Белоруссии). В

структуре российского экспорта в Казахстан увеличилась доля готовых изделий. Ведущее место принадлежит продукции топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Увеличился объем поставок из Казахстана в Россию сырьевых товаров, включая энергоносители и черные металлы, а также зерновые и другую сельхозпродукцию. Успешно развивается и инвестиционное сотрудничество, представленное в основном деятельностью предприятий соучастием российского капитала. Ведется работа по созданию совместного предприятия с участием РАО ЕЭС России на базе Экибастузской ГРЭС-2. Компания «Башнефть» приступила к буровым работам на юге Актюбинской области, став второй после «Лукойла» российской компанией в нефтегазовом секторе Казахстана. Заметно активизировалась деятельность в Казахстане и российских автомобильных заводов — как по поставкам автомобилей, так и по расширению сборочного производства на местных совместных предприятиях. В ноябре 2001 г. завершена реализация инвестиционного проекта Каспийского трубопроводного консорциума стоимостью 2,6 млрд. долл. Договорно-правовая база двусторонних отношений в 2001 г. пополнилась межправительственными соглашениями о сотрудничестве в газовой отрасли, а  также о порядке и форме возмещения товарами части арендной платы за использование российской стороной космодрома Байконур. Продолжаются российско-казахстанские консультации по правовому статусу Каспийского моря и международно-правовому оформлению 7,5 тыс. км государственной границы между двумя странами. Согласованы линия границы и ее описание на отрезке протяженностью 4,5 тыс. км. В последние годы заметно активизировались культурно-гуманитарные связи России с Казахстаном, в котором проживают 4,3 млн. этнических русских.

 

  Россия и страны Латинской Америки

 

В начале XXI в. заметно оживились связи России с государствами Центральной Америки.

Некая пауза (1990-х гг.) объясняется объективными причинами, включая и те процессы,

которые шли в самих центрально-американских государствах, испытывавших трудности в

достижении экономической и политической стабильности. В России в те годы также шли

сложные процессы: создавались рыночные экономические структуры, формировались новые

институты политической власти, менялись приоритеты во внешней политике. Сегодня в

Латинской Америке в целом идут позитивные процессы: наблюдается тенденция к устойчивому экономическому развитию и укреплению внутриполитической стабильности, постепенно осуществляется переход от многолетних внутренних вооруженных конфликтов к

демократическому развитию. Все это делает привлекательным латиноамериканский регион с

точки зрения развития межгосударственных отношений во многих направлениях — торгово-

экономическом, политическом, гуманитарном и. т. д.

В настоящее время Россия поддерживает отношения с 30 из 33 стран Латинской Америки и

Kapибского бассейна. Российско-латиноамериканский диалог достиг высокого уровня

взаимопонимания. Позиции близки или сближаются по таким принципиальным вопросам, как  верховенство международного права, зашита национального суверенитета, центральная роль ООН в современной архитектуре мира. Находится на стадии проработки документ о

политическом диалоге России с центральноамериканской интеграционной системой. Готовится протокол о политических консультациях с такой влиятельной организацией, как Карибское сообщество (КАРИКОМ). В повестке дня стоит развитие отношений с Общим рынком Южного конуса (МЕРКОСУР) — одной из ведущих экономических группировок Южной Америки. В декабре 2003 г. министр иностранных дел России И. С. Иванов принял участие в саммите МЕРКОСУР в Уругвае.

Россия и государства Латинской Америки проявляют все больше внимания к развитию

связей в материально-хозяйственной сфере. По объему торгово-экономических отношений в

группу ведущих российских партнеров в Латинской Америке входят Аргентина, Чили,

Бразилия и др. Первостепенное значение придается сотрудничеству в газо- и нефтедобыче,

электроэнергетике, военно-технических отраслях, конверсионном производстве,

геологоразведке, машиностроении, добыче драгоценных металлов, металлургии, транспорте,

сельском хозяйстве, пищевой промышленности.

Получили развитие культурные и научно-технические связи. В сентябре 2000 г. в Буэнос-

Айресе открылся аргентинско-российский Институт культуры. Студентам и аспирантам из

многих стран Латинской Америки предоставляются стипендии для обучения в российских

вузах. Развивается сотрудничество в сфере исследования имирного использования

космического пространства. В августе 1996 г. с космодрома Плесецк был выведен на орбиту

созданный в аргентинской провинции Кордоба искусственный спутник земли. 10 июля 1998 г. с космодрома Байконур был осуществлен запуск чилийского спутника «ФАСат-Браво».

Российская сторона регулярно с 1994 г. участвует в проводимом в Сантьяго (Чили)

аэрокосмическом салоне «Фидае». Налажено взаимодействие между российскими и

чилийскими антарктическими станциями. На территории Боливии в г. Тариха работает

российско-боливийская астрономическая обсерватория.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.