Составитель: доцент Н. Г. Гордеева — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Составитель: доцент Н. Г. Гордеева

2020-07-07 119
Составитель: доцент Н. Г. Гордеева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составитель: доцент Н. Г. Гордеева

 

 

Голосо-речевой тренинг: учебно-методическое пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Н. Г. Гордеева. – Кемерово, 2004. – 48 с.  

 

Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Орфоэпия и техника речи» в соответствии с ГОС ВПО по специальности «Журналистика». Содержит теоретические сведения, методические рекомендации и систему упражнений для выработки навыков голосоведения, речевого дыхания и дикции.

 

Рекомендовано методической комиссией факультета филологии и журналистики «12» января 2004 года. Председатель методкомиссии  _______________ Т. Г. Рабенко Утверждено на заседании кафедры журналистики и русской литературы ХХ в. «25» декабря 2003 года. Заведующий кафедрой ______________ А. В. Клишин

 

 
 

Ничем так не пренебрегают и ничто так

не нуждается в постоянном внимании, как голос.

П. Сопер

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших компонентов звучащей речи является голос, т. е. совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком и служащих целям общения.

Профессиональными качествами голоса являются:

1. выносливость - малая утомляемость голосовых связок при большой нагрузке;

2. устойчивость - ровность звучания по всему диапазону, без выкриков и провалов;

3. сила – умелое использование различных уровней громкости, от тихого до полного интенсивного звука;

4. гибкость, подвижность;

5. звонкость, чистота звучания;

6. собранность звучания, концентрация звука;

7. полетность – способность голоса лететь вперед, преодолевая расстояние.

 

Научить человека владеть своим голосом призвана техника речи - комплекс приемов и навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи.

Овладение техникой речи позволяет:

· не утомляться при многочасовой нагрузке на речевой аппарат, 

· добиваться максимального контакта с аудиторией,

· достигнуть высококачественной речи.

Для овладения ТР необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеообразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация.

В человеческом организме нет специальных органов, предназначенных только для произношения. Произносительными они стали лишь в результате многовековой эволюции человека. Произносительный аппарат включает три функциональные области:

-Респирацию – это организация дыхания. Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, состоящим из легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимой для работы голосовых связок воздушной струи.

-Фонацию – образование голоса. Собственно произносительный аппарат состоит из гортани, внизу которой находятся голосовые связки, глотки, полостей рта и носа.

-Артикуляцию – производство звуков. Артикуляторные органы, непосредственно участвующие в образовании звуков, делятся на активные, способные к самостоятельным движениям (язык, губы, мягкое нёбо, задняя стенка глотки), и пассивные, неподвижные (зубы, альвеолы, твердое нёбо). Каждому звуку речи соответствует либо определенное статическое положение, либо определенная динамика изменения артикуляционных органов, т. е. определенная артикуляция.

Устная речь– это сложный динамический процесс, который обеспечивается одновременной и целостной деятельностью всех трех систем: дыхательной, голосовой и артикуляторной. Поэтому и техника речи включает комплекс упражнений для тренировки правильного дыхания, артикуляции и произношения.

 

 

Элементы речевого дыхания

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;

2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;

3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.

УПРАЖНЕНИЯ, ЗАДАНИЯ И СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ

 

Совет 1. Тренировку правильного дыхания и артикуляции следует начинать с выполнения приемов поглаживающего самомассажа по методике Э. М. Чарели.

Кончиками пальцев поглаживать лицо:

а) от середины лба к вискам,

б) под глазами от носа к ушам,

в) от середины верхней губы к ушам,

г) от середины подбородка к ушам.

Обеими ладонями поглаживать затылок.

Поочередно каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди.

Легко и быстро постукивать кончиками пальцев:

а) лобные пазухи от середины лба к вискам, произнося слитно сочетание «ми-ми-ми»;

б) полость под глазами, произнося сочетания «ну-ну-ну…», «ни-ни-ни…», «но-но-но…», «на-на-на…»;

в) над верхней губой, произнося сочетания «ви-ви-ви…», «во-во-во…», «ву-ву-ву…»; «ва-ва-ва…»;

г) под нижней губой, произнося «зу-зу-зу…», «зи-зи-зи…», «зо-зо-зо…», «за-за-за…».

Легко постукивать кулачком грудную клетку, произнося сочетания «ж-ж-ж…», «м-м-м…».

Легко постукивать тыльной стороной ладони по передним межрёберным мышцам, произнося «ж-ж-ж…», «м-м-м…».

 

Совет 2. Постановка дыхания начинается с приведения себя в состояние покоя. Вырабатывайте правильную осанку! Встаньте прямо, с легким разворотом плеч, с ровной спиной, расслабьте колени.  Позвоночник должен быть выпрямлен, плечи опущены и слегка отведены назад, низ живота слегка подтянут, руки и шея свободны, не напряжены. Голову держите прямо - посылайте звук вперед, а не вниз. Вдох делается без усилий, бесшумно и быстро. При этом отмечается движение стенки живота и нижних ребер грудной клетки вперед и в стороны (при тренировке проверяйте это, положив ладони на нижние отделы грудной клетки). На выдохе они постепенно занимают свое исходное положение. Выдох должен быть очень медленным, равномерным, не ослабевающим к концу и собранным на губах, подобно свисту. Щеки не должны раздуваться!

Упражнение 6. Добор воздуха

На дворе трава (добор), на траве дрова (добор). Раз дрова (до­бор), два дрова (добор), три дрова (добор) — не вместит дров двор (добор). Дрова выдворить!

На горе растут дубы (добор), под горой растут грибы (добор): белый стар — брать не стал (добор). Моховик и мал, и вял (добор), груздь на солнце греет бок (добор). В кузовок иди, грибок!

 

Балконы, львы на воротах

                                       И стаи галок на крестах.

 

    Совет 4. Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органическом единстве со звучанием. Следующая задача заключается в том, чтобы научиться легко «переключать» дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии дыхание будет способно «обслужить» любой вид речевого действия. Следующие упражнения направлены на отработку трех типов выдыхания: в зависимости от характера действия – от плавного и спокойного к выдоху с силой, а потом рывками.

        

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем отличается речевое (фонационное) дыхание?

2. Какие компоненты речевого дыхания требуют для вас отработки?

3. Придумайте упражнения (звукоподражательные этюды) для тренировки навыка переключения дыхания.

4. Составьте личный план отработки навыков профессионального речевого дыхания. Включите отобранные упражнения в вашу ежедневную утреннюю зарядку.

ГОЛОС

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр. Б. Ляшенко рекомендует: «Определите для себя ЦЕНТР СВОЕГО ГОЛОСА, то есть такое звучание, которое вам наиболее удобно и не требует при чтении особых усилий… Как найти этот центр? Начните спокойно что-либо читать. Прервитесь. А теперь попробуйте продолжить чтение на более высокой ноте. Получилось? Попробуйте повысить еще на одну ноту. Не получилось? Отходите постепенно от нее вниз: на одну ноту, на две, на три, четыре. А вот на пять нот у вас уже, допустим, не получилось понижения. Теперь повысьте его на две ноты. Это и будет ваш центр. Запомните это свое звучание, сделайте его основным для себя. Именно на нем делайте упражнения».

 

Упражнения, задания и советы по развитию

Упражнение 12. «Стон»

1. Представьте себе, что вам нездоровится... Болит голова, горло... Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, и вы на звуке «М» тихо стонете. Пусть ваш стон будет похож на легкое мычание, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком — это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье! Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз… Запоминайте это мышечное чувство свободы: хочется спать. Не дремлет только дыхание: пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой «центр» голоса!

Отыскать удобный тон

Помогает тихий стон: мммммммм …

Раскрепощусь, начну стонать,

На стоне маму буду звать:

Мамм-мамммм, мммеду наммм (1-й тип выдыхания)

 

2. Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ так, чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению – «Коварное АМ-АМ».

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (второй тип выдыхания). Еще активнее должна звучать следующая фраза – требование: Ам-ам! Мам!

Следите, чтобы междометие «ам-ам» было произнесено на мягкой атаке! Иначе мама превратно поймет вашу просьбу!

 

Упражнение 14. «Колокола»

 Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: бом-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!..

Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах.

А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: бим-бим-биммм... бим-бим-биммм... бим-бим-бимм...

Звук должен свободно возникать на кончиках губ без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: баммм... баммм... баммм... баммм... баммм...

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

 

Упражнение 15. «Маляр». Идите голосом за текстом, помогая движением руки:

Крашу краской я карниз:

 Вверх – вниз, вверх – вниз! (работает кисть руки),

Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от локтя),

  Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от плеча) –

Вот и выкрашен карниз!

    Упражнение 16. «Аквалангист» (для развития грудного регистра)

                 Чтоб овладеть грудным регистром (центр голоса),

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь (постепенно понижайте голос),

Ниже,

А дно морское ближе,

Ближе («дно» голоса).

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

        

Упражнение 17. «Чудо-лесенка» (для развития верхнего регистра)

Начните с нижнего регистра, постепенно поднимаясь вверх по диапазону:

Чудо-лесенкой шагаю,

Высоту я набираю.

Шаг на горы,

Шаг на тучи,

А подъем все выше, круче…

Не робею. Петь хочу!

Прямо к солнцу я лечу.

 

Упражнение 18. «Книжки». Прочтите отрывок из стихотворения

С. Я. Маршака «Книжка про книжки»:

У Скворцова              Без конца

Гришки                       И без начала,

Жили-были                 Переплеты

           Книжки –                       Как мочала,

             Грязные,                    На листах каракули.

Лохматые,                       Книжки

Рваные,                             Горько

Горбатые                                Плакали!

 

Распределите звуковое нарастание в соответствии со смыслом. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:

Книжки ¯

Горько ¯

       Плакали! ¯

Упражнение 19. Прочтите вслух этюд Л. Воропаевой дважды: при первом чтении произнесите однородные члены на одной высоте; при повторном – ровно повышайте голос на каждом последующем глаголе, а на последней строке понижайте голос.

Вспорхнула. Отдышалась. Прожевала. Вздохнула. Причесалась.

Накрасилась. Спросила. Рассказала. Всплакнула. Рассмеялась.

Достала. Распустила. Довязала. Примерила. Взглянула. Отложила.

Нахмурилась. Раскрыла. Прочитала. Зевнула. Позвонила. Одолжила.

Вернулась. Вскипятила. Показала. Включила. Помрачнела…

Рабочий день окончился. Устала. За целый день ни разу не присела!

ТРЕНИРОВКА СИЛЫ, ПОЛЕТНОСТИ

И ЗВУЧНОСТИ ГОЛОСА

Упражнение 20. «Скакалка»: читайте, имитируя прыжки через скакалку. Следите за сфокусированностью звука. Успевайте добирать дыхание.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки.

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз – два! Раз – два! Раз – два! Раз!

Можно прыгать целый час!

 

Упражнение 21. «Бомбы»: скандируйте текст, «подбрасывая» каждый ударный звук.

Б о мбы б у хают у б у хты:

У х-ты! У х-ты! У х-ты! У х-ты!

Упражнение 22. «Барабанщик»: читайте текст скандированно, имитируя барабанный бой.

Пара барабанов, пара барабанов,

Пара барабанов била бурю!

Пара барабанов, пара барабанов,

Пара барабанов била бой!

                           (И. Сельвинский)

Не идём, а летим! Мимо баров и бань.

Бей, барабан! Барабан, барабань!..

Баарбей, баарбан, баарбань…

                         (В. Маяковский)

Упражнение 23. «Глашатай»: произнесите тексты из пьесы

А. Н. Островского «Снегурочка» и из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» громко, чуть растягивая гласные, на широком активном дыхании, как бы созывая народ этим кличем.

 

1. Слушайте – послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор!… С красного двора в новые сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить 2. Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте; А надсмотрщикам сидеть Подле лавок и смотреть, Чтобы не было содому, Ни давёжа, ни погрому, И чтоб никакой урод Не обманывал народ!  

Упражнение 24. «Былина». Отличным тренировочным материалом для воспитания голоса может служить русская народная былина. Читать ее следует речитативом, чуть напевно (но без пения!):

 

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Стал добра коня туг он заседлывать.

На коня накладывает потничек,

А на потничек накладывает войлочек —

Потничек он клал да весь шелковенъкий,

А на потничек подкладывал подпотничек,

На подпотничек седелко клал черкасское...

 

Сразу после былины целесообразно перейти на обычную речевую манеру, сохраняя при этом полноту и звучность гласных, активный посыл звука. Для этого можно использовать в качестве упражнения стихотворный текст, написанный в свободной разговорной манере, к примеру, стихотворение О. Берггольц "Разговор с соседкой".

 

Дарья Власьевна, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем...

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем...

Дарья Власьевна, — еще немного,

день придет — над нашей головой

Пролетит последняя тревога

и последний прозвучит отбой…

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте основные качества профессионального голоса.

2. Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют?

3. Что надо знать об атаках голоса?

4. Что такое динамический диапазон голоса? Как его развивать?

5. Что такое полетность звука?

6. Попробуйте определить недостатки собственного голоса, продумайте, как их исправлять.

7. Составьте план тренировки собственного голоса

 

 

ДИКЦИЯ

                          

    Каждый должен обладать превосходной    дикцией, произношением… должен чувствовать не только фразы,

слова, но и каждый слог, каждую букву…

Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует

             и души слова, не ощутит и души фразы, мысли.

К. С. Станиславский

 

Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного общения между людьми. Кроме того, она имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова.

Правильность артикуляции – это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

Степень отчетливости артикуляции – это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. О людях с низкой степенью отчетливости артикуляции говорят, что у них «каша во рту», т. е. слова произносятся невнятно, артикуляция вялая и неразборчивая.

Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов и т. п.

 

Каждый человек, тем более журналист, должен стремиться к ясности и чистоте произношения. Система занятий дикцией включает:

1. Тренинг мышц артикулярного аппарата.

2. Произношение гласных звуков.

3. Произношение согласных звуков.

4. Упражнения с текстами (фразы, скороговорки, стихи, проза).

 

Совет 7. Начинать работу над дикцией надо с артикуляционной гимнастики:

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивание губ вперед трубочкой.

3.Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5.Высунуть широкий язык.

6.Высунуть узкий язык.

7.Чередование положений языка: широкий – узкий.

8.Подъем языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх – вниз.

10.Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним зубам.

Каждое упражнение следует повторить 5 – 7 раз.

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Упражнение 30. Таблица гласных

Выучите таблицу гласных, научитесь краткому и энергичному произнесению каждого гласного звука.

А – О – У – Э – Ы – И

Артикуляция каждой гласной должна выполняться точно, только на выдохе, но без напряжения:

Звук [ А ] – гортань широко открыта, рот – большое кольцо, верхние зубы открыты, нижние закрыты губой. Воздух при выдохе очень теплый.

Звук [ О ] – форма рта – кольцо, воздух идет широкой теплой струей.

Звук [ У ] – рот сложен трубочкой, воздух выдыхается в узкое кольцо губ.

Звук [ Э ] – губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами – большой палец. Выдох направлен в середину зубов.

Звук [ Ы ] – губы раскрыты, зубы раздвинуты на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди верхней. Выдох направлен в середину отверстия между зубами.

Звук [ И ] – расстояние между зубами – кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней. Струя воздуха должна проходить между зубами.

Совет 8. При произношении гласных следует обращать внимание не только на правильную артикуляционную позицию, но и убирать «пестроту» звучания, «когда звук А вылетает из живота, звук Е – из голосовой щели, И – протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь»         (К. С. Станиславский). Фокусируйте звук на кончиках приоткрытых губ! Научитесь «собирать» звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.

Упражнение 31. «Буква У»: тренировка собранности звука на гласных У, Ю. Не забудьте о побудительной интонации!

Уля с Юлей букву У

Уронили вдруг в траву.

Пусть лежит упавший звук!

Уля, Юля, - живо в круг!

 

Упражнение 32. «Гудок»: тренировка собранности звука на разных гласных. Ваша цель – «затемнить» гласные, то есть оставлять губы все время в положении «У».

Слитно, как гудок, тяните гласный УУУУУУУ…  «Гудок» не громкий, без напряжения, губы в положении «хоботка». Затем к гласному У прибавьте звук О и выравнивайте их звучание: УУООУУООУУОО… Такое же свободное гудение на У и с гласным А: УУААУУААУУАА… Затем с Э: УУЭЭУУЭЭУУЭЭ… Затем с И: УИИУУИИУУИИ… И наконец с Ы:    УУЫЫУУЫЫУУЫЫ…

Упражнение 33. «Буква О»: тренировка собранности звука на гласных О и А.

Не по тропе, а около

Катилось О и окало.

                                        О акало, О окало

Не на тропе, а около.

Упражнение 34. «Бабушки»: для верного, собранного звучания гласного А.

«Ахти! Ахти! Ахтушки!» -

Разахалися бабушки.

«Ахти – ах! Ахти – ах!

Не держатся на ногах!»

 

Упражнение 35. Прочитайте стих. С. Смирнова, отчетливо произнося гласные. Не забывайте «собирать» звук на кончиках губ!

Я – это «я» без ячества, без грима,

Без пышных благ

И нищенской сумы.

Я – это все,

Что дорого, что зримо.

Я – это собирательное – Мы...

 

Упражнение 36. Прочитайте стихотворение О. Николаевой, отчетливо произнося гласные.

Томилось О, прислушивалось У,

искало И и воли, и покоя,

да выло Ы.

Да спрашивать судьбу

боялось А.

Да Э вело рукою.

И задыхались гласных полнотой

слова и к утаительству тянули.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Раскройте содержание понятия «дикция».

Почему дикцию считают основой профессиональной речи?

Какую роль в отработке дикции играет артикуляция? Что это такое?

Каковы недостатки вашей дикции?

Составьте план отработки собственной дикции. 

Включите в вашу артикуляционную гимнастику предложение, составленное из слов (упражнение 50), наиболее трудных для произношения.

 

УПРАЖНЕНИЯ С ТЕКСТАМИ

 

    Совет 10. Для отработки правильного произношения, а также выработки навыков интонационного оформления фразы (текста) необходимо продолжить дикционный тренинг, используя скороговорки и специальные тексты. Но нельзя сразу стремиться произнести скороговорку как можно быстрее – начинать надо в очень медленном темпе. Добивайтесь прежде всего четкого произношения звуков (не позволяйте вашему артикуляционному аппарату быть вялым!), не забывайте и о поисках различных интонационных вариантов, ориентированных на те или иные ситуации общения. Например, ставьте задачу осудить, похвалить, удивиться, огорчиться, потребовать или попросить и т. п.

 

    Упражнение 51. Овладение скороговорением начните через медленную, преувеличенно четкую речь, оправдывая это подходящей действенной задачей. Например, продиктуйте первоклассникам диктант. Затем многократно повторяйте скороговорки, доведя произношение до автоматизма.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Бобр добр до бобрят.

Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.

Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

Клара-краля кралась к ларю.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Осип ос и п, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

 

Упражнение 52. Разрекламируйте товар, пользуясь предложенными скороговорками.

Родод е ндроны из дендрария.

Либретто «Риголетто».

Купи кипу пик! Пик кипу купи!

Сыворотка из-под простокваши.

Четверть четверика гороха без червоточины.

 

Упражнение 53.   Выберите семь скороговорок на разные (!) звуки и звукосочетания. Выучите их. Научитесь произносить быстро, моделируя различные ситуации!

1. Добыл бобы бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

7. Шел декатировщик, а мне не до декатировщика, не до
декатировщиковых детей.

8. Около кола колокола, около ворот коловорот.

9. Шакал шагал, шакал скакал.

10.  Купи кипу пуха.

11. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13.  Наш голова нашего    голову головой переголовил,
перевыголовил.

14.  В один, Клим, клин колоти.

15.  Стоит копна с подприкопеночком.

1.  В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

2.  Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено
граблями, краб, грабь!

3.  У елки иголки колки.

4.  Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок
капюшон. Как в капюшоне он смешон.

5.  Все бобры для своих бобрят добры.

6.  Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

7.  На меду медовик, а мне не до медовика.

8.  Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп –
как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

9. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

10. У Тамары – тараторки тридцать три скороговорки.

11. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

12. У нас гость унес трость.

13. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

1) К Габсбургам из Страсбурга.

2) Дробью по перилам да по тетеревам.

3) У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

4)  Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про
   Ларьку, про Вальку, про Ларину жену.

5)  Говорил командир про полковника и про полковницу, про
подполковника и про подполковницу, про поручика и про
поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика                                    и про  прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу
промолчал.

6)  На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.

7)  На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три
дрова.

8)  На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над
двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит
двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

9)  Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

10)  Рапортовал, да не дорапортовал, да зарапортовался.

11)  Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

12)  Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

1.  Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

2.  Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.

3. Всех скороговорок не перескороговоришь, не
перевыскороговоришь.

4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

5. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про
покупки, про покупки, про покупочки свои.

6. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не
по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать,
перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать,
перевыколоколовать.

7.  Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

8.  Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.

Говорили про попа, про Прокопия Прокопиевича.

49. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на
Фрола Лавру навру.

50. Король — орел.

51. Курьера курьер обгоняет в карьер.

52.Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

 54. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию,
видели Лидию.

  Гонец с галер сгорел.

Талер тарелки строчит.

Идти на рать, так бердыш брать.

Интервьюер интервента интервьюировал.

  Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

  Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

  Не жалела мама мыла. Мама Милу мыла мылом. Мила
мыло не любила, мыло Мила уронила.

  Во мраке раки шумят в драке.

  Жри во ржи, да не ржи.

  Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, Орел под пером.

  Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал      ларингиты.

  На горе Арарат рвала Варвара виноград.

  Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать
стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит,
перевыпономарит.

  Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили про торги да про покупки, про крупу да про    подкрупки.

 Вахмистр с вахмистршей, ротмистр — с ротмистршей.

 Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка,
трубку; не клюй, курка, крупку.

 У Сени и Сани в сетях сом с усами.

  У осы не усы, а усики-усища.

  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок,
Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

  Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

  Сачок зацепился за сучок.

  По семеро в сани уселися сами.

  Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи
от груза арбузов развалился кузов.

  Свиристель свиристит свирелью.

  Две реки: Вазуза с Гжатью.

  По шоссе Саша шел, Сашу на шоссе Саша нашел.

  Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

  Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше                       нашли по два гроша.

  Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши,
что поплоше, шумливо шарят гроши.

  Инцидент с интендантом.

  Прецедент с претендентом.

  Константин констатировал.

  Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала       нерасчувствовавшегося Николку.

  У Верки-вертушки во рту две ватрушки.

  Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса.

  У ежа ежата, у ужа – ужата.

  Жутко жуку жить на суку.

  Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

  Течет речка, печет печка.

 Щипцы да клещи – вот наши вещи.

 Тщетно тщится щука ущемить леща.

 Поезд мчится скрежеща: жи-ши, ча-ща, жи-ши, ча-ща.

 Цыпленок цапли цепко цепляется за цеп.

 Около колодца кольцо не найдется.

 Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

 Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

 

   Упражнение 54. Прочитайте стихотворение В. Брюсова «Буря с берега», добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

     Упражнение 55. «Сплетники» (автор – студентка ОЖ КемГУ Э. Щербакова).

     Сплетни, сплетни, сплетни!

Саша – Маше, Маша – Даше, Даша – Глаше, та – Наташе!

Варька – Ленке, Ленка – Генке, Гена – Кларе,

Клара – Ларе, Лара – Жоре, тот Тамаре!

Оля – Коле, Коля – Толе, Толя – Поле, Поля – Эле, Эля – Алле!

Пессимист – оптимисту, оптимист – реалисту,

Реалист – пацифисту, пацифист – националисту!

Жучка – кошке, кошка – мышке, мышка – щучке, щучка – чушке,

Бобр бурундуку, бурундук – хомяку,

Хомяк – хомячихе, та бурундучихе…

Михалыч – Степанычу, Степаныч – Митрофанычу,

Митрофаныч – Феофанычу, Феофаныч – Иванычу!

Гримёр – гримёру, дублёр – дублёру, шофёр – шофёру, актёр – актёру

Брат брату про зарплату, сват свату про вату –

Болтают, обсуждают, тараторят про то да про это,

Про весну да про лето, про торты да про конфеты…

Саша – Маше, Маша – Даше, Даша – Глаше, Глаша – Наташе…

 

       Упражнение 56. «Последние известия» (автор – студентка ОЖ КемГУ А. Кихаева).

Катаклизмы! Снега лавина сползла с половины, сползла с половины пологой горы. Еще половина снежной лавины лежит на пологой горе до поры.

Новости. В Гельсингфорсе на ура у гуру инаугурация прошла. Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравелле укатила. В Кабардино-Балкарии стали продавать валокордин из Болгарии. В городе Нерль на Нерли-реке из кузова в кузов шла перегрузка арбузов; в грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.

Комментарий. В политике полно примеров, как продвигаются премьеры. Пренизкий упредив процент, перепугался президент, презентовав пост президента премьеру против претендента! Так беспримерный прецедент спонтанно создал президент!

Зоологические вести. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Все бобры для своих бобрят добры; бобры берут для бобрят бобы.

Компрометирующие факты. Шёл Шишига по шоссе, шёл, шурша штанами, шаг шагнёт, шепнёт «Ошибка», шевельнёт ушами.

Нововведение. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

И о погоде: на дворе – подворье погода размокропогодилась.

 

Упражнение 57. «Зоопарк» (автор – студентка ОЖ М. Александрова).  

    Из-под Костромы, из-под Костромщины четыре мужчины перевозной зоопарк перевозили. Был там бык тупогуб, тупогубенький бычок, а у быка бела


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.322 с.