Общеразвивающая программа учебного предмета — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общеразвивающая программа учебного предмета

2020-11-03 95
Общеразвивающая программа учебного предмета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общеразвивающая программа учебного предмета

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» по образовательной программе в области

 декоративно-прикладного творчества

                                            

 

 

 

 

 

 

Составитель: Андреева Джанетта Алексеевна

преподаватель МБУ ДО «СТАРИЦКАЯ ДШИ»

 

 

 

Возраст учащихся: от 7 лет и старше

Срок реализации: 5 лет

 

 

 

 

Старица

2019

Прикладное творчество…..Зиновьева О.И.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета "Прикладное творчество" разработана с учетом требований к программам в области декоративно-прикладного искусства, на основе примерной программы для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла под редакцией доктора педагогических наук, проф. Т.Я. Шпикаловой

(Москва,2001г.)

Программа учебного предмета направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Программа включает в себя пять разделов, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. 

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

 

Срок реализации учебного предмета

Программа рассчитана на 4 года обучения, с 6,6 лет  и старше.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета "Прикладное творчество" при 4-летнем сроке обучения составляет 262 часа.

        

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной нагрузки  

Затраты учебного времени

Всего часов классы 1 2 3 4   Аудиторные занятия 64 66 66 66 262 часа

 

 

Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы  до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. 

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий.

     

Цели и задачи учебного предмета

 

Цели:  

1. Гармоничное развитие личности ребенка средствами художественно-эстетического образования и обучения.

2. Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.

3. Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к народным традициям прикладного искусства.

4. Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от творческой работы.

 

Задачи:  

· дать знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства;

· дать знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;

· научить работать с различными материалами;

· научить работать в различных техниках: аппликации, конструирования (бумагопластики), с природным материалом.

· выработать навыки заполнения объемной формы узором или орнаментом; 

· научить изготавливать игрушки (поделки) из различных материалов;

· развитие навыков самостоятельной деятельности, фантазии, творчества.

 

обучающие:

– сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; 

– научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;

– научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;

– научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

– научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

 

воспитательно -развивающие:

– пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;

– раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;

– формировать творческое отношение к художественной деятельности;

– развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

– приобщить к народным традициям;

– воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

 

 

 

 

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 

2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 

3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 

4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.

2. Освоение приемов работы в материале.

3. Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета "Прикладное творчество" построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества. 

Содержание программы включает следующие основные разделы и темы: 

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

Классы

Форма контроля

1 2 3 4 I. Художественная обработка бумаги 56         1 Бумагопластика 40 10 10 10 10 2 Оригами 16 4 4 4 4 II. Работа с природными материалами 44         1 Изделия из бересты 24 6 6 6 6 2 Художественная обработка трав (солома, рогоз) 20  2 6 6 6 III. Работа с текстильными материалами 128         1 Вышивка лентами 24 6 6 6  6 3 Макраме 80 20 20 20  20 4 Кружево на картоне 16  4 4 4 4 5 Изонить 8 2 2 2  2 IV. Плетение из фольги 16 4 4  4  4

 

V. Декупаж 18 6  4  4 4   Всего: 262 64 66 66 66

 

Содержание разделов

Примерные работы

Плетение декоративных цепочек. Кружево для платья. Поясок. Кулон. Наборы салфеток (для чая, кофе). Коврик для куклы. Панно. Другие декоративные элементы в интерьере (на усмотрение преподавателя и учащихся).

 

 Кружево на картоне

Кружево шьется иглой и ниткой. Материалы для работы: картон, швейная игла, нитки№10,карандаш, циркуль,ножницы. Техника безопасности. История овладения игольным кружевом. Связь игольного кружева с крестьянской сновочной вышивкой. Технология выполнения кружева.

  Примерные работы

Вышивание кружева: "ромашка". 

 

Изонить

Истоки творчества - народные мастера Англии. Материалы для работы: картон, наждачная бумага, нитки. Инструменты: швейная игла, шило, циркуль. Приемы работы в изоните: заполнение угла и заполнение окружности. Подготовка основы. Выполнение натяжения нитей. Заполнение угла: упражнения, композиции. Заполнение окружности: виды заполнения окружности, композиции. Экспериментирование с различными материалами: основа, нитки.

Примерные работы

Выполнение упражнений. Изготовление поздравительных открыток, сувениров, поздравительных адресов, декоративных панно для украшения интерьеров.

 

Раздел 5. Декупаж

Термин "декупаж». История возникновения декоративного творчества. Материалы: краски, клей, морилка для дерева, лаки.Использование различных видов бумаги для работы. Техника подготовки элементов рисунка для декорирования. Декупаж на дереве. Декупаж на глиняной поверхности.

Художественный декупаж. Практическая работа.

 Примерные работы

Декорирование предметов из дерева, глины: разделочные доски, игрушки, украшения, декорирование рамок, кашпо, вазы, коробки и т.д.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа "Прикладное творчество".

1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства. 

2.Знание основных видов    и техник   декоративно-прикладной деятельности.

3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).

4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.

5. Умение использовать техники прикладного творчества     для воплощения художественного замысла.

6. Умение работать с различными материалами.

7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.

8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов. 

9. Навыки ритмического заполнения поверхности.

10. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.

11. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

12. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения. 

13. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

 

 Планируемые результаты

 освоения программы "Прикладное творчество" составлены на основании ФГТ "Декоративно-прикладное творчество" и должны обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества:

- знания основных видов народного художественного творчества; - знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;

- навыков работы в различных техниках и материалах;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

 

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

"5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. 

"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

      «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.

 

 

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении

учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

 

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. 

Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. 

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. 

 

В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий: - тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. 

 

Список литературы

1. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.

2. Емельянова Олеся. Фольга. Ажурное плетение. -М., АСТ-Пресс,2013.

3. Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов. -М., Культура и традиции,2002.

4. Зайцева А. Вышивка ленточками. Азбука рукоделия. -М., 2012.

5. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.

6. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

7. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.

8. Лупато М. Все о декупаже: техники и изделия. -М., Ниола - Пресс, 2009.

9. Махнюк В.Г. Береста. -М. 2008.

10. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 

11. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. -М., Просвещение,1990.

12. Финягин В.В. Изделия из бересты. -М., 2001.

 

 

Общеразвивающая программа учебного предмета

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» по образовательной программе в области

 декоративно-прикладного творчества

                                            

 

 

 

 

 

 

Составитель: Андреева Джанетта Алексеевна

преподаватель МБУ ДО «СТАРИЦКАЯ ДШИ»

 

 

 

Возраст учащихся: от 7 лет и старше

Срок реализации: 5 лет

 

 

 

 

Старица

2019

Прикладное творчество…..Зиновьева О.И.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета "Прикладное творчество" разработана с учетом требований к программам в области декоративно-прикладного искусства, на основе примерной программы для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла под редакцией доктора педагогических наук, проф. Т.Я. Шпикаловой

(Москва,2001г.)

Программа учебного предмета направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Программа включает в себя пять разделов, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. 

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.