Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-11-03 | 158 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проворные колданки хантов, подобно выстреленным стрелам, одна за одной
уткнулись в глинистый берег. Кромка залива была усеяна длинностебельным муксуту-
ном, на берегу среди густых тальниковых кустов обильно рос высокий пырей. Берег
залива довольно резко возвышался, и на расстоянии полета стрелы начиналась дре-
мучая живописная тайга.
Тучи комаров плотной сетью окутали первых пришельцев на берегу безымянно-
го залива.
Ханты тут же, собрав сухой плавник, в избытке валявшийся на берегу, разожгли
жаркий костер. И чтобы было побольше едкого дыма, в огонь беспрестанно подклады-
вали пучки свежей травы. Остроносые, жадные до человеческой крови, пискливые
разбойники, словно по мановению волшебной палочки, ринулись подальше от людей.
Несколько успокоившись, люди в первую очередь стали осматривать берега за-
лива. Они сразу заметили, как в мелководье и на глубине вовсю плескалась мелкая и
крупная рыба.
— Кой! — воскликнул шаман.— Помог Бог! Кажется, в добычливое место попали
мы. Животы наши голодными не останутся. Залив, по-моему, осчастливит нас. За-
киньте-ка невод! А то и голод не утолим, и сердце не успокоится.
И трое человек споро взялись за важное дело. Да и как не взяться?! Желудок
постоянно давал о себе знать. А на Оби властвовали сорок северных ветров, и люди
давно уже не пробовали свежей питательной рыбы.
Закинули невод, сплетенный из коры тала, длиной, наверное, саженей с пятна-
дцать. Только стали вытаскивать отяжелевший невод, как рыба тут же заметалась и
дружно заплескалась. В мотне невода оказалось добрых два мешка полноценной ры-
бы, вдоволь нагулявшей за лето жиру. Били по воде упругими хвостами, поднимая се-
|
ребристые брызги, мускулистые нельмы и жирнобрюхие муксуны, юркие пыжьяны и
прыткие сырки, горбоносые щекуры и проворные язи, а о прочей сорной рыбе и гово-
рить не приходилось. Шаман велел отобрать жирную нельму весом, наверное, с пуд.
69
Сняли с нее крупную серебристую чешую, разделали на свежатину и на трех хуванах
— плошках поставили около большого костра.
— Пусть вначале насытятся невидимые нашему глазу духи безымянного зали-
ва,— сказал шаман, обводя острым взглядом девственный лес, подступавший к бере-
гам.— А я пока покамлаю, постараюсь, насколько хватит моих слабых сил, выведать у
Бога Высокого Неба, как здесь мы оказались и что это за место. Может, он повернется
к нам своим лицом?
Шаман уселся с северной стороны костра, взял в руки свой остро отточенный
топор и, глядя в бездонную небесную высь, начал камлать. Долго общался он с Богом
Высокого Неба и земными духами. За это время, пожалуй, сварился бы полный котел
с рыбой. Закончив камлать, он медленно рассказал сородичам то, что удалось ему
выведать:
Может, мы счастливые. Может, бедные.
В заоблачные дали семидверного неба
Своих духов-помощников я посылал.
В семи углах бескрайней земли побывал.
И вот что поведали духи.
Мы оказались в copy Ханты-Питлярском,
Который образовался сегодня
От падения Яламь Ики1,
Спускавшегося с подолов Третьего Неба.
Не удержавшись на ногах при приземлении,
Он упал головой в сторону широкой Оби,
Подмяв под себя дремучую тайгу.
Образовавшаяся глубокая вмятина
Вмиг заполнилась мощными водами могучей Оби,
Которые безудержно увлекли нас сюда.
Шаман ненадолго замолк, вытащил табакерку, смастеренную из шията — креп-
кого нароста березы,— высыпал в старческую ладонь, сплошь изрезанную линиями,
молотого табаку и заложил за нижнюю губу, прикрыв сверху сухими стружками тала.
Затем он внимательно обвел взглядом людей, молча сидевших неподалеку от него
под раскидистым кедром, и дальше повел речь:
|
Имел, сородичи мои, короткий разговор
С повелительницей духов — всесильной Казым Най2.
Она сжалилась над нами
И послала к нам на помощь свою охранницу —
Умную и верную свою собаку.
Что из себя представляет она?
Я хорошо не сумел разглядеть.
Только видел, как, виляя хвостом,
Меж высоких и низких деревьев мелькала.
Что ж, сородичи, дождемся собаки,
Может, средь сотен зверей, кишащих в дикой тайге,
Как-нибудь ее разузнаем.
1 Яламь Ики — лесной людоед.
2 Казым Най — Казымское солнце.
70
После этих слов шаман отложил к стволу толстой и высокой ели свой топор и
разрешил приступить к еде.
Ханты с аппетитом покушали свежей нельмы, затем отобрали жирноспинных
икряных муксунов, сварили полный котел и отведали вкусной рыбы с ароматной и ду-
шистой ухой.
Приход собаки к людям
После обильного обеда ханты спали крепким сном на берегу безымянного, но
щедрого на дары залива.
И когда на востоке открыла свои алые веки волчья заря3, раздался где-то в па-
зухе тайги отдаленный вой, который, усиливаясь, все приближался.
Первым, услышав протяжный вой, проснулся легкий на сон шаман. Он протер
глаза кожаным рукавом малицы, приложил ладонь, сложенную в трубочку, к уху и при-
слушался. Доносившийся звук походил на вой лесного дикого волка.
— Неужели волки?! — встревожился он, но тут же отмел эту неприятную мысль.
Волки летом сытые. Не станут подходить к человеку. И тут он резко вскинул руку,
встрепенулся, о чем-то, видимо, догадавшись: — Неужели?!..
Шаман, как окрепший юноша, легко поднялся со своего места, подошел к зату-
хающему костру и подточил языки огня, подложив сухого тальнику. Он был уверен в
своей важной догадке еще и потому, что накануне видел необычный сон. Будто бы он
оказался в верховьях далекого Казыма, где находится идол священной кошки — Ка-
зым Най. Она уставила свои острые огненные глаза на Север, и яркий луч, подобно
солнечному, проложил светлую дорогу через многовековую тысячеверстную тайгу в
сторону безымянного залива, где они сейчас находились. В глубокую память шамана
четко врезались слова всесильной Казым Най:
Беги, что есть силы, моя охранница,
В нитку длиною с сажень вытягивайся,
Усталости в пружинистых лапах не чувствуй.
Голода в легком желудке не ощущай.
И когда лизнет своим языком
|
Утренняя заря горизонт на востоке,
Оповести людей о своем прибытии...
Как ни старался прозорливый шаман во сне разглядеть силуэт собаки, но из-за
чрезмерно яркого света, исходящего из глаз Казым Най, толком не удалось ему уви-
деть ее. Только пушистый, как у лисицы, хвост мельтешил перед глазами.
Но всё предвидящий шаман, напрягши свои мысли, вычислил: раз зверь воет,
то должен быть похож на волка.
Доводы старого сообразительного шамана оправдались: вскоре на расстоянии
громкого разговора на берег небольшого березового мыса трусцой выбежал какой-то
похожий на волка зверь и уселся на задние лапы. Он навострил кончики своих ушей и
беспрестанно вилял хвостом. Язык, исходивший паром, чуть не вываливался наружу
— видно, зверь долго и сильно бежал.
— Иди, иди ко мне! Не бойся! — ласково заговорил шаман.— Если ты охранни-
ца всесильной Казым Най, подходи ко мне. Не трону тебя, приучайся к нам.
Зверь, словно уловив теплые мысли шамана, послушно встал и пуще прежнего
завилял упругим хвостом. Недолго постоял, а затем, вертя головой туда-сюда и уста-
вив на человека выразительные дружеские глаза, медленно стал приближаться.
3 Волчья заря — время, когда волк выходит на охоту.
71
Он вплотную подошел к нему. Шаман потрепал его по загривку и стал ласково
гладить по голове. Зверь все больше и больше ластился к человеку. И, наконец, до-
вольный шаман, окончательно убедившись в правоте своей догадки, громко прогово-
рил: «Спасибо, Бог Высокого Неба! Спасибо, Казым Най, за твою посланницу-собаку.
Она навечно будет нашим верным другом!»
Мудрый шаман тут же дал собаке вчерашнюю уху, свежей рыбы. Она, проголо-
давшись в долгой дороге, с аппетитом принялась за еду.
Шаман тем временем разбудил еще крепко спавших своих сородичей, чтобы
они тоже полюбовались и познакомились с новым пришельцем. Все они по примеру
шамана гладили собаку по голове и признательно приговаривали:
Ах ты, мудрая посланница Казым Най!
И до чего же ты великолепна!
Ляжешь на землю — свернешься в калачик.
И встанешь — словно лопас4 с четырьмя ножками.
Ушки твои листьями березы торчат,
Улавливают малейший посторонний шорох.
Носом чувствуешь запах любой шерстинки.
Спасибо тебе, Казым Най, за щедрый подарок.
И в честь тебя назовем залив
Заливом Священной Собаки!..
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!