Использование финансового и операционного рычагов для максимизации прибыли — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Использование финансового и операционного рычагов для максимизации прибыли

2020-11-03 102
Использование финансового и операционного рычагов для максимизации прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В таблице 10 произведем расчет воздействия силы операционного рычага.

 

Таблица 10 Расчет воздействия силы операционного рычага

Показатель

Условное обозначение

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп роста, (%)

2006 2007
Выручка от продаж, руб. N 61230025 72008914 16126887 136
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. Sпр 47927986 56545690 12626210 137
Прибыль от продаж, руб. Pn 795307 1168826 1877907 173
Операционный рычаг МД/Р 16,7 13,2 -3,5 79
Сила воздействия операционного рычага, коэффициент ∆Р/∆N Х 0,1 Х Х

 

Операционный рычаг снизился на 3,5. Сила воздействия операционного рычага составила 0,1. Это свидетельствует о том, что предприятие недостаточно эффективно управляет своими затратами.

Рассмотрим два варианта расчета рентабельности, единственное различие между ними — неодинаковая структура пассива баланса предприятия.

Допустим, предприятие не будет платить налог на прибыль (оно будет вовлекать средства в хозяйственный оборот). Тогда по варианту № 1 предприятие получит 12 тыс. руб. прибыли исключительно благодаря использованию собственного капитала, который прокрывает активы баланса. Рентабельность собственного капитала (Рск) по варианту № 1 равна 20 (12 / 60 Ч 100), т. е. совпадает с доходностью его активов. Вариант № 2 - из той же суммы прибыли (12 тыс. руб.) предприятие должно выплатить проценты по задолженности банку. При условии, что средняя процентная ставка за кредит (СП) равна 15%, эти финансовые издержки по задолженности составляют 4,5 тыс. руб. (30 тыс. руб. * 15%). На возмещение других расходов остается 7,5 тыс. руб. (12,0-4,5). Тогда Рск будет равна 25% (7,5 8 30,0 * 100).

 

Таблица 11 Исходные данные для расчета прогнозной рентабельности собственного капитала по двум вариантам

Показатели

Варианты

  №1 №2
Рентабельность активов, % 20 20
Пассив баланса (без кредиторской задолженности), тыс. руб. 60 60
В том числе:    
Собственный капитал 60 30
Заемный капитал - 30
Актив баланса, пониженный на сумму кредиторской задолженности, тыс. руб. 60 60
Бухгалтерская прибыль (стр. 1 Ч стр. 3: 100), тыс. руб. 12 12

 

Следовательно, при одинаковой рентабельности активов в 20% имеются различия в доходности собственного капитала, полученные в результате иной структуры пассива баланса. Эта разница в 5% (25-20) представляет собой эффект финансового рычага (ЭФР). Эффект финансового рычага — это приращение к рентабельности собственного капитала, полученное благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.

Итак, у предприятия по варианту № 2 одна часть актива баланса, приносящая 20% доходности, покрывается источниками средств, которые обходятся ему в 15%. Рентабельность собственного капитала при этом повышается. Речь идет именно о собственном капитале, использование которого связано не с финансовыми издержками по задолженности, а с предпринимательским риском.

Далее приведем расчет ЭФР (эффекта финансового рычага) с учетом выплаты налога на прибыль по ставке 0,24, или 24% (таблице 12).

Из полученных данных следует, что у предприятия по варианту № 2 рентабельность собственного капитала на 3,8% (19,0 - 15,2) выше, чем по варианту № 1, за счет иной структуры пассива баланса.

 

Таблица 12 Расчет рентабельности собственного капитала с учетом выплаты налога на прибыль

Показатели

Варианты

№1 №2
Бухгалтерская прибыль, тыс. руб. 12,0 12,0
Финансовые издержки по задолженности, тыс. руб. - 4,5
Текущий финансовый результат (стр. 1 –стр. 2), тыс. руб. 12,0 7,5
Сумма налога на прибыль по ставке 0,24 (24%), тыс. руб. 2,88 1,8
Чистая прибыль (стр. 3 - стр. 4), тыс. руб. 9,12 5,7
Рентабельность собственного капитала, % 15,2(9,12/60,0Ч100), или 20% Ч 0,76 19,0(5,7/30,0Ч100), или 25% Ч 0,76

 

Выводы:

предприятие по варианту № 1, используя только собственный капитал, ограничивает его рентабельность 76% от доходности активов. Тогда

Рск1 = 0,76 Ч Ра,

где Рск – рентабельность собственного капитала;

Ра – рентабельность активов.

предприятие по варианту № 2, привлекая кредит, повышает (понижает) рентабельность собственного капитала исходя из соотношения между собственным и заемным капиталом в пассиве баланса и величины средней процентной ставки за кредит (СП). Тогда и возникает ЭФР:

 

Рск2 = 0,76 * Ра +ЭФР.

ЭФР = (1-0,24) * (20-15) * 30/30 = 3,8%.


Если предприятию по варианту № 2 удается довести коэффициент задолженности до трех (90/30) вместо единицы (30/30), то расчетная ставка процента за кредит (СП) может возрасти до 18% (вместо прежних 15%). Тогда ЭФР будет равен:

 

ЭФР= (1 - 0,24) * (20 -18) * 3 = 4,56%.

 

Следовательно, новый кредитный договор для предприятия по варианту № 2 может быть признан предпочтительным. В данном случае ЭФР возрастет благодаря опоре на утроенный коэффициент задолженности, несмотря на снижение дифференциала до 2% (20 - 18) вместо прежних 5% (20 - 15). Снижение дифференциала указывает на возрастание риска кредитного портфеля банка.

Из приведенных рассуждений можно сделать следующие выводы:

Если новое заимствование приносит предприятию рост уровня ЭФР, то оно выгодно для нее.

При этом необходимо отслеживать состояние дифференциала: при увеличении коэффициента задолженности банк вынужден компенсировать возрастание кредитного риска повышением «цены» заемных средств.

Риск кредитора выражается величиной дифференциала: чем выше данный параметр, тем меньше кредитный риск у банка, и наоборот.

Предприятие по варианту № 2 с ЭФР - 4,56% и дифференциалом - 2% (20 - 18) при удорожании кредита на один пункт (СП = 19%) вынуждено будет для сохранения прежнего ЭФР довести коэффициент задолженности до шести:

 

ЭФР = (1 - 0,24) * (20 - 19) * 6 = 4,56%.

 

В данном случае коэффициент задолженности увеличился в 2 раза (6 / 3).

Такое соотношение между заемным и собственным капиталом неоправданно, так как может наступить момент, когда дифференциал станет меньше нуля. Тогда ЭФР будет действовать во вред предприятию.

При девятикратном соотношении между заемным и собственным капиталом предприятию придется выплачивать банку повышенную процентную ставку (допустим 22%). Тогда:

ЭФР= (1 - 0,24) * (20 - 22) * 9 = -13,68%.

Теперь это будет не прибавка, а вычет из рентабельности собственного капитала. Его величина по варианту № 2 снизится до 5,32% [0,76 * (25%) + (-13,68)] по сравнению с 15,2% по варианту № 1, где заемные средства не привлекались.

Отсюда следует вывод: осторожный финансовый директор не станет любой ценой увеличивать коэффициент задолженности, а будет его регулировать исходя из величины дифференциала. Он прекрасно понимает, что будущее корпорации зависит от ее текущего финансового положения. Даже если сегодня соотношение между заемными и собственными средствами благоприятно для предприятия, это не означает, что можно не беспокоиться о прогнозном уровне рентабельности активов и ставке банковского процента и, следовательно, о поддержании значения дифференциала.

 

Рекомендации по факторному анализу и формированию прибыли от продаж и оценке финансовой прочности

 

Прежде чем предложить рекомендации по анализу и формированию прибыли от продаж предприятию ТД «Олимп», определим запас его финансовой прочности (таблица 13).

Порог рентабельности к 2007 году увеличился на 5356210 руб., или на 18%. Запас финансовой прочности также врос на 8617703 руб. или на 18%.

Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

Интегрированность с общей системой управления предприятия. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с различными видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.

 

Таблица 13 Расчет воздействия силы операционного рычага

Показатель

Условное обозначение

Годы

Отклонение(+,-)

Темп роста, (%)

2006 2007
Выручка от продаж, руб. N 61230025 72008914 16126887 136
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. Sпр 47927986 56545690 12626210 137
Условно-постоянные расходы, руб. Sпост 5996969 7068211 1071242 118
Маржинальный доход, руб. (п.1-п.2) Дм 13302039 15463225 2161185 116
Доля маржинального дохода в выручке от продаж (п.4/п.1) dмд 0.2 0.2 - -
6. Порог рентабельности, руб. (п.3/п.5) NKp 29984845 35341055 5356210 118
7. Запас финансовой прочности, руб. (п.1-п.4) ЗФП 47927986 56545689 8617703 118
8. Прибыль от продаж, руб. Pn 795307 1168826 1877907 173
9. Операционный рычаг МД/Р 16,7 13,2 -3,5 79
10. Сила воздействия операционного рычага, коэффициент ∆Р/∆N Х 0,1 Х Х

 

Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.

Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений и текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде [39, c. 120].

С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируется его цель. Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах.

Прибыль как одна из наиболее сложных экономических категорий обусловлена созданием прибавочного продукта и товарно-денежной формой расширенного воспроизводства. Она выступает одной из денежных форм реализации прибавочного продукта и используется как важнейший инструмент государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования (прежде всего через механизм налогообложения). Расчет налогооблагаемого объекта тесно связан с порядком формирования прибыли.

Рациональное использование затрат для производства продукции является одним из определяющих условий правильной экономической политики. Остальные факторы, регулирующие экономическое состояние производства подчинены ему. Однако действующий ныне закон о налоге на прибыль, составляющем 24%, не только не позволяет полностью обеспечить рациональное использование затрат на производство товарной продукции, но и в определённой степени лишает производителя стимулов к улучшению работы. При действии закона о налоге на прибыль увеличение затрат на получение валового дохода не заботит предпринимателей, разве что снижается психологическое давление (меньше платят налогов). Это означает, что закон о налоге на прибыль приводит к неэкономному использованию затрат. Возможно введение в действие закона о налоге на затраты, то есть коренное изменение базы налогообложения - перенос её с прибыли, приведет к экономии затрат, а следовательно к увеличению валового дохода, что будет способствовать внедрению научно-технических достижений, рациональному использованию затрат, получению предприятиями дополнительного дохода. Однако создание экономического поля действия закона о налоге на затраты - очень тонкий, кропотливый, достаточно спорный процесс, в ходе которого необходимо учесть все нюансы [37, c. 231].

Ещё одним вопросом формирования высокого уровня прибыли является вопрос о побудительном мотиве к высокой прибыли в деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала при том, что для собственников предприятия получение такого уровня прибыли - вполне очевидный мотив предпринимательской деятельности. Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности.

В последние годы на практике используются новые, прогрессивные формы интеграции системы управления прибылью с общей системой управления в рамках единой организационной структуры предприятия, в которых определяющая роль отводиться построению системы организационного обеспечения управления прибылью. Такая система базируется на концепции выделения в рамках организационной структуры предприятия так называемых "центров ответственности".

Центр ответственности представляет собой структурное подразделение предприятия, которое полностью контролирует те или иные аспекты формирования и использования прибыли, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доведённых ему плановых показателей.

Различие функциональной направленности деятельности таких структурных подразделений, их места в организационной структуре управления, а также широты полномочий их руководителей позволяют выделить ряд конкретных типов центров ответственности в рамках предприятия.

Центр затрат представляет собой структурное подразделение, руководитель которого несет ответственность только за расходование средств в соответствии с доведенным ему бюджетом. В силу функциональной направленности своей деятельности такое структурное подразделение не может самостоятельно влиять на объём доходов, а соответственно и на сумму прибыли.

Центр дохода представляет собой структурное подразделение, руководитель которого несёт ответственность только за формирование доходов в установленных объёмах. В силу функциональной направленности своей деятельности такое подразделение не может самостоятельно влиять на весь объём затрат по реализуемой продукции, а соответственно и на сумму прибыли.

Центр прибыли - структурное подразделение предприятия, руководитель которого несет ответственность за доведенные ему задания по формированию прибыли. В силу функциональной направленности своей деятельности такое подразделение полностью контролирует как формирование доходов от реализации продукции, так и объём затрат на её изготовление.

Центр инвестиций - структурное подразделение предприятия, руководитель которого несет ответственность за использование выделенных ему инвестиционных ресурсов и получение необходимой прибыли от инвестиционной деятельности. Основным контролирующим показателем при этом является обычно уровень прибыли на инвестированный капитал.

Построение системы организационного обеспечения управления прибылью путём создания центров ответственности разных типов зависит от многих факторов - объёма деятельности предприятия, многофункциональности этой деятельности, численности персонала, организационной структуры производства и других. Поэтому определение численности и состава центров ответственности требует индивидуального исследования для каждого предприятия.

В процессе анализа прибыли предприятия за отчетный период целесообразно определять следующие показатели:

отклонение фактической прибыли от плановой, то есть сумму сверхплановой прибыли или сумму недополученной прибыли;

определить степень выполнения плана прибыли, как отношение фактической суммы прибыли к плановой;

определить фактический уровень рентабельности по отношению к выручке от реализации и установить его отклонение от планового уровня;

изучить показатели рентабельности и динамики прибыли.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Затем необходимо оценивать причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав внереализационных доходов и расходов.

В состав прочих доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются прочие расходы и потери, а именно:

убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;

недостачи материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

затраты по содержанию законсервированных объектов;

отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стоимости полученного металлолома, других материалов);

судебные издержки и арбитражные сборы и другое.

В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения, что и было сделано в данной работе [40, c. 215].


Заключение

 

В дипломной работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одной из важнейших категорий экономики - прибыли, анализа ее формирования, оценки показателей прибыли.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения. В современной научной литературе выделяют множество методов анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ. Его проведение дает наиболее объективную оценку факторов формирования прибыли на предприятии. После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли организации. Это очень важный процесс, который требует высокой степени подготовки специалистов, занимающихся этими вопросами. Именно тактическое является наиболее используемым планированием на практике, так как является связующим звеном между стратегическим и оперативным планированием. При этом следует подчеркнуть, что решения принимаемые при тактическом планировании менее субъективны, потому что базируются на полной и объективной информации, а его реализация связана с меньшим риском.

Проведенный анализ управления прибылью на предприятии ТД «Олимп» филиал ОАО «Липецкоблгаз», можно сделать следующие выводы.

В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли увеличилась в 2006 г. на 3675613 рублей, ситуация не изменилась при изменении изменения структуры и ассортимента реализованной продукции, прибыль уменьшилась на 10013 рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции прибыль предприятия снизилась на 274923 тыс. рублей. В целом, под влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции увеличилась в 2006г. на 3300677 рублей.

В 2007 году ситуация немного изменилась в лучшую сторону. В результате изменения объема реализованной продукции сумма прибыли увеличилась на 2197597 рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль от реализации снизилась на 50094 рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль товарной продукции – увеличилась на 13682 рубля. Но, несмотря на всю положительную прибыль, в итоге она увеличилась уже на 2161185 руб.

Таким образом в 2007 г. по сравнению с 2006 г. изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от реализации продукции:

объем реализации на 102%,

структура и ассортимент реализованной продукции на (-2.3)%

затраты на 1 рубль реализованной продукции на – 0,3%;

Рентабельность объема продаж за 2005-2006 гг. и 2006 –2007 гг. сократилась на 0,45 и 0,25 пунктов соответственно. Снижение этого показателя свидетельствует о падении конкурентоспособности предприятия, так как позволяет предположить сокращение спроса на его продукцию.

При использовании метода цепных подстановок для расчета рентабельности объема продаж в 2007 г. выявлено, что рентабельность продаж уменьшилась на 0.25 пункта при совокупном влиянии факторов:

изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации составило +11.72%;

изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации составило - 11.97%.

Анализируя данные за 2005-2007 годы, приходим к выводу, что предприятие работает с убытком, с каждым последующим годом убыток увеличивается. Основная причина, это высокие управленческие и прочие расходы.

Проведя анализ прибыли предприятия ТД «Олимп» филиал ОАО «Липецкоблгаз» можно предложить следующие меры по увеличению прибыли на предприятии, которые возможно осуществить двумя способами: увеличение выручки от реализации предприятия; уменьшить расходы предприятия.

Научиться успешному ведению предпринимательства можно, только занимаясь им непосредственно. Но, безусловно, избежать ошибок при осуществлении экономической деятельности будет намного легче, имея на вооружении теоретические знания.

В заключении следует отметить, что основная цель работы - изучение теоретических основ механизма управления прибылью в реальном секторе экономики, анализ эффективности ее формирования, распределения и использования на примере конкретного предприятия – является выполненной.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.