Литературно-краеведческий музей им. Г.А. Ходырева — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Литературно-краеведческий музей им. Г.А. Ходырева

2020-11-03 202
Литературно-краеведческий музей им. Г.А. Ходырева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Литературно-краеведческий музей им. Г.А. Ходырева


426028, г. Ижевск, Ленинский район, ул. Леваневского 2А, тел. 50-65-00, факс 49-25-04, mou-20@yаndex.ru

 

 

Конкурс краеведов, работающих с молодежью

Материалы

О деятельности конкурсанта по воспитанию и просвещениюмолодежи в области истории родного края за последние 3 года

Руководитель литературно- краеведческого

Музея им. Г. А. Ходырева

Мальгинова Ольга Ивановна

Сот. тел.: 89128712175

Е- mail: kostinka 010@ gmail.с om

Ижевск 2020

Содержание

1. История создания музея …………………………………………………

2. Свидетельство № 9788 музея общеобразовательного учреждения (школьного музея)

3. Информация о направлениях деятельности музея…………...….....21

4. Информация о численности музейных экспонатов по тематике Конкурса.…………………………………………………………….…........40

5. Музейные кружки……………………………………………….....…54

6. Организация экскурсионной работы в музее……………………....67

7. Основные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, организованные музеем………………………………………………..……73

8. Шефство над местными объектами воинского и исторического наследия……………………………………………………………………….78

9. Актив музея…………………………………………………………….82

 


История создания музея

Школьный литературно-краеведческий музей им. Г.А. Ходырева начал свою работу 44 года назад (1976 г.). Огромная заслуга в создании музея, в постоянном пополнении фонда и обновлении экспозиции принадлежала заслуженному учителю Удмуртской Республики, отличнику народного просвещения, ветерану труда, преподавателю русского языка и литературы Сталине Георгиевне Добровольской.

История музея начинается с подготовки к литературной олимпиаде среди школ Горьковской железной дороги. Ученики получили задание разработать тему «В.В. Маяковский и удмуртская литература». Сталина Георгиевна не предполагала, что участие в олимпиаде станет основой для открытия литературно-краеведческого музея школы № 20.

Её ученики, вооружившись кино- и фотоаппаратами, отправились к живым тогда классикам удмуртской литературы А.Н. Клабукову и А. С. Бутолину, которые присутствовали на сценических выступлениях В.В. Маяковского, переводили его стихи на удмуртский язык, писали стихи сами, старательно подражая поэтической лесенке Маяковского. В ходе подготовки к олимпиаде ребята разыскивали газеты 30-х годов, переводили на русский язык стихи удмуртских поэтов. В результате исследовательская работа ребят школы № 20 заняла первое место в литературной олимпиаде. Но главный итог был в том, что у детей остался интерес к изучению истории литературы края.

Сталина Георгиевна организовывала творческие встречи для школьников с писателями, учёными, музыкантами и художниками Удмуртии. Одними из первых откликнулись на приглашение Сталины Георгиевны удмуртский поэт Ф. И. Васильев, литературные критики Ф.К. Ермаков, А.А. Ермолаев. Они дарили на встречах с ребятами свои книги с автографами. «Результат работы своего ума и сердца», – так говорила С.Г. Добровольская. Под её руководством ребята становились знатоками поэзии Ф.И. Васильева, О.А. Поскрёбышева, Л.Г. Векшиной (Ашальчи Оки), К.П. Чайникова (Кузебай Герд), А.Н. Уварова.

Постепенно накопилось много интересного материала о жизни и творчестве деятелей удмуртской культуры и литературы, поэтов и писателей участников Великой Отечественной войны (книги с автографами писателей и поэтов, рукописи, фотографии из их семейных архивов, личные вещи).

По инициативе Сталины Георгиевны, её учеников и при поддержке А.А. Ермолаева решено было создать в стенах школы литературно-краеведческий музей. Организационное заседание прошло 19 февраля 1976 г., на котором был выбран совет музея, составлен план работы и определена главная задача в работе музея – популяризация творчества писателей и поэтов Удмуртии. Визитной карточкой музея стала такая форма работы, как театр стиха.

Частым гостем учеников школы был детский поэт Герман Алексеевич Ходырев. Он принимал участие в литературных праздниках для детей начальных классов – «Посвящение в читатели», «Праздник букваря», «Неделя детской книги». Ребята готовились к встрече с поэтом. Они учили стихи Германа Алексеевича наизусть, иллюстрировали его произведения. Дети считали поэта своим школьным товарищем. Поэтому в 1996 году музею было присвоено имя удмуртского детского поэта Германа Алексеевича Ходырева.

В музее три экспозиции. Первая из них – «История литературы Удмуртии». Работу над оформлением разделов этой экспозиции начала С.Г. Добровольская (первый руководитель музея) в 1976 г.

Вторая экспозиция музея была создана в результате многолетнего сбора предметов повседневного быта удмуртской деревни начала ХХ века. В 2003 г. проведена реэкспозиция музея и оформлена новая экспозиция «В удмуртской избе».

Экспозиция «История школы № 20» появилась по инициативе директора школы Надежды Михайловны Ярхуновой в 2014 г.

С 2006 г. руководителем музея является Мальгинова Ольга Ивановна.

     В 2015 году музей под руководством Ольги Ивановны занял II место во Всероссийском конкурсе музеев образовательных организаций Российской Федерации в номинации «Литературные музеи».

22 марта 2019 года прошёл Республиканский конкурс музеев образовательных организаций Удмуртской Республики. Литературно-краеведческий музей им. Г.А. Ходырева занял в конкурсных испытаниях почётное II место, а в номинации «Юный экскурсовод» воспитанники музея заняли I и III места.

В октябре 2019 г. литературно-краеведческий музей им. Г.А. Ходырева стал призёром (2 место) Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации в секции «Комплексные музеи». В рамках конкурса ученик Ольги Ивановны стал призёром (2 место) в личном зачёте Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации в секции «Комплексные музеи».

 

Свидетельство № 9788 музея образовательного учреждения (школьного музея)


 

 

Диплом Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Республиканского центра дополнительного образования. 2019 г.

 

Диплом Республиканского конкурса музеев образовательных организаций Удмуртской Республики. Номинация «Юный экскурсовод». 2019 г.

 

 

 

Диплом Республиканского конкурса музеев образовательных организаций Удмуртской Республики. Номинация «Юный экскурсовод». 2019 г.

 

 

Грамота ФГБОУДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». 2019 г.

 

 

Грамота ФГБОУДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». 2019 г.


 

Задачи:    

· Привитие бережного отношения к историко-культурному и природному наследию края;

· Развитие познавательной, поисково-исследовательской деятельности, расширение краеведческих знаний;

· Вовлечение обучающихся в музейную жизнедеятельность (фондовую и исследовательскую, экспозиционно-выстовочную и экскурсионную).

Неотъемлемой частью фондовой работы является комплектование музейных предметов и коллекций, их изучение, учёт и систематизация, хранение с соблюдением соответствующих режимов.

Комплектование музейных фондов – это процесс целенаправленный и планомерный. Он направлен на формирование и пополнение экспозиций музея «История литературы Удмуртии», «В удмуртской избе», «История школы № 20».

Формы комплектования музейных фондов разнообразны:

1) это могут быть закупки у населения. Так, например, приобретались картины художника С.Н. Виноградова;

2) безвозмездно музею передавались предметы музейного значения для оформления экспозиций «В удмуртской избе» (предметы быта начала ХХ века), «История литературы Удмуртии» (личные вещи и рукописи Г.А. Ходырева). Формирование музейной коллекции экспозиции «История школы №20» происходит за счёт получения отдельных музейных предметов от дарителей (учителей, учеников, родителей учащихся). Это фотографии, творческие отчёты классов, технические средства обучения, учебные диафильмы и плакаты, дидактические материалы, планы уроков, методические издания, учебники, тетради и дневники учеников. Большой ценностью этой коллекции являются знамя комсомольской организации и атрибуты пионерской дружины школы;

3) в целях изучения определённой темы и проведения собирательской работы музей организует также этнографические и литературно-краеведческие экспедиции. Этнографические экспедиции по Кизнерскому району с 2004 по 2007 гг. пополнили фонд школьного музея вещевыми источниками конца XIX – нач. XX века.

Изучение музейных предметов и коллекций является необходимым

условием их включения в научный оборот. Из музейных предметов извлекаются сведения, которые в дальнейшем становятся материалом для исследовательских работ школьников, оформления новых разделов экспозиций и новых экскурсий по музею.

Благодаря исследовательской деятельности активистами музея подготовлены экскурсии:

1) о жизни и творчестве удмуртских поэтов и писателей – участниках Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. («Песня не умрёт» (М. Петров), «Летописец дивизии» (М. Лямин), «Родины своей солдат» (Н. Байтеряков), «Чепецкий соловей» (С. Широбоков), «Поэтесса, хирург фронтовой» (Ашальчи Оки), «За спиною вся страна» (Ф. Кедров), «Жить хочется» (П. Блинов), «Военный журналист» (И. Гаврилов));

2) о творчестве народного художника Удмуртии С.Н. Виноградова («События Великой Отечественной войны в художественном творчестве С.Н. Виноградова», «Удмуртский двор»);

3) образовательные экскурсии о жизни и творчестве удмуртских поэтов 60-80-х гг. ХХ века («Г. Ходырев – дитя добра и света», «Ф. Васильев – певец родного края», «Погоду делает поэт» (Т. Чернова));

4) тематические экскурсии («В удмуртской избе»; «Удмуртский национальный костюм»);

5) развивающие интерактивные экскурсии («Послушная глина»).

Музей является постоянным участником городского конкурса «Ижевские каникулы» и получает гранты на реализацию своих проектов׃

1) проект «Дитя добра и света» был приурочен к 80-летию со дня рождения народного поэта Удмуртии Г.А. Ходырева. Литературно-краеведческая экспедиция была запланирована на родину поэта в село Алнаши (2012 г.);

2) проект летней экспедиции «Вдоль серебряной Варзи» предполагал знакомство ребят с жизнью и творчеством народного поэта Удмуртии, участника Великой Отечественной войны Н.С. Байтерякова (г. Можга, 2013 г.);

3) проект «Мастер слова» (2014 г.) посвящался 110-летию со дня рождения удмуртского писателя и поэта, участника Великой Отечественной войны М.П. Петрова. В рамках проекта был объявлен районный конкурс детских иллюстраций к стихам поэта о Великой Отечественной войне. Лучшие рисунки были опубликованы в настенном календаре;

4) проект «Мотылёк – моя душа» (2015 г.) знакомил обучающихся с творчеством первой удмуртской поэтессы и фронтового хирурга Ашальчи Оки. По творчеству поэтессы вновь был проведён районный конкурс детских рисунков. По его итогам издан настенный календарь;

5) проект «По следам Алангасара» (2016 г.) был приурочен к году кино в России. В рамках проекта был проведён республиканский конкурс рисунков «Штрихи мироздания» по мифам, легендам и сказкам удмуртского народа. 14 работ победителей были опубликованы в настенном календаре;

6) маршрут проекта «Золотое солнце взойдёт!» к 120-летию со дня рождения Кузебая Герда в село Вавож и деревню Гурезь-Пудга был разработан активом музея самостоятельно (2018 г.). Результатом проекта стало издание настенного календаря с плакатами детей на стихи Кузебая Герда;

7) проект «И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей» посвящался 80-летию со дня рождения Ф.И. Васильева и проходил по территории Ярского района Удмуртии (2019 г.).

Программа школьного музея интегрирована в учебный процесс: в изучение школьного курса литературы, истории, изобразительного искусства, географии.

Школьный музей является центром воспитательной деятельности микрорайона школы. К изучению творчества поэтов, писателей Удмуртии привлекаются не только школьники, но и родители, общественность микрорайона.

 


 

Музейные кружки

 

В музее создаются условия для получения обучающимися школы дополнительного образования. На базе музея работают кружки – «Школьные экскурсоводы», «Театр стиха». Кружки объединяют обучающихся школы с 1 по 11 класс, так как действуют на основе принципов добровольности, успешности и преемственности. Ребята занимаются в кружках и получают основы музейных профильных умений и навыков.

Деятельность кружка «Школьные экскурсоводы» направлена на подготовку ребят для того, чтобы научить их составлять и оформлять текст экскурсий, проводить экскурсии в школьном музее. В ходе работы над составлением текста экскурсии кружковцы изучают предметы повседневного быта, объекты истории и искусства, культуры и литературы Удмуртии. Собранный материал школьники используют для написания исследовательских работ, которые представляют, участвуя в районных, республиканских и всероссийских конкурсах, акциях и фестивалях.

В литературную гостиную музея приглашаются поэты и писатели Удмуртии – наши современники. Мы стараемся готовиться к таким встречам. Дети накануне читают произведения приглашённых авторов, учат наизусть их произведения.

Одним из гостей музея был Кузнецов Николай Спиридонович – историк и публицист. На встрече с ребятами он рассказывал о своих книгах («Славы воинской творцы», «Воинская слава Удмуртии», «Спасители Отечества»). Книги посвящены нашим землякам. За свои подвиги на фронтах Великой Отечественной войны они были награждены высокими орденами Родины – Ленина, Александра Невского, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Красного Знамени, Славы.

Активисты музея принимают участие в акции «Книга в дорогу». Например, в апреле 2017 г. в зале ожидания железнодорожного вокзала г. Ижевска участники театра стиха проводили устный журнал по творчеству первой удмуртской поэтессы, фронтового хирурга Лины Григорьевной Векшиной.

Кроме того активисты музея в течение нескольких лет принимают участие во всероссийской акции «Наша общая Победа». Ребята провели интервью и сняли видеофильмы об участниках событий Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.):

– Шаклеине Алексее Ивановиче (участник военных действий на Дальнем Востоке);

– Молмыге Антонине Михайловне (узница немецкого концлагеря «Майданек»);

– Гуниной Валентине Георгиевне (жительница блокадного Ленинграда);

– Останине Василии Михайловиче (погиб в первые дни войны в Белоруссии).

Видеофильмы демонстрируются на классных часах и уроках истории.

                                                                                             

                                                                       

 

 

   

Совет ветеранов передаёт копию Знамени Победы МБОУ «СОШ №20».                                     г. Ижевск. Февраль, 2011 г.

 

 

Учащиеся 10а класса на встрече с Гуниной Валентиной Георгиевной жительницей блокадного Ленинграда. Школа №20. г. Ижевск. 23 января 2014 г.

 

 

М.Г. Ходырева и Н.С. Кузнецов в литературной гостиной музея. Октябрь, 2015 г.

 

 

Участники акции «Книга в дорогу». Железнодорожный вокзал.

                                                          г. Ижевск, 2018 г.      

 

 

Ученики 6б класса

 (младшая группа экскурсоводов музея) проводит Урок мужества, посвящённый подвигу Сергея Борина. Сергей Борин был выпускником школы. Служил на 12-й пограничной заставе Московского погранотряда Группы Пограничных войск Российской Федерации

в Республике Таджикистан.

 

Ученики 7б класса проводят музейный урок

«Детство детей блокадного Ленинграда».

27 января 2020 г.

 

Ученики 11-х классов на экскурсии «Государственные деятели Удмуртской Республики». г. Ижевск, Октябрь, 2017 г.

 

 

Ученики 11-х классов на экскурсии «Государственные деятели Удмуртской Республики». г. Ижевск, Октябрь, 2017 г.

 

 

 

Ученики школы в музее «Долг». Май 2017 г.

 

 

Мастер-класс по реконструкции формы немецкого солдата. Музей «Долг». Май, 2017 г.

 

 


 

 

Ученики МБОУ «СОШ №20» – участники Открытого конкурса на лучшего чтеца стихов удмуртского детского поэта Г.А. Ходырева (к 85-летию со дня рождения поэта). Музей истории развития Горьковской железной дороги ст. Ижевск.

г. Ижевск, 30 ноября 2017 г.

 

 

Ученик 3б класса МБОУ «СОШ №20» – участник Открытого конкурса на лучшего чтеца стихов удмуртского детского поэта Г.А. Ходырева (к 85-летию со дня рождения поэта). Музей истории развития Горьковской железной дороги ст. Ижевск.

г. Ижевск, 30 ноября 2017 г.

 

Ученики МБОУ «СОШ №10» – участники Открытого конкурса на лучшего чтеца стихов удмуртского детского поэта Г.А. Ходырева (к 85-летию со дня рождения поэта). Музей истории развития Горьковской железной дороги ст. Ижевск.

г. Ижевск, 30 ноября 2017 г.

 

 

Ученики МБОУ «СОШ №17» – участники Открытого конкурса на лучшего чтеца стихов удмуртского детского поэта Г.А. Ходырева (к 85-летию со дня рождения поэта). Руководитель С.М. Винокурова. Музей истории развития Горьковской железной дороги ст. Ижевск. г. Ижевск, 30 ноября 2017 г.

Музейный урок «Афганистан – боль моя». 14 февраля 2020 г.

Актив музея

 

Успехи любого дела во многом зависят от его организации. Большую роль в деятельности музея играет его актив. В его состав входят ученики 7 – 9-х классов.

Для реализации основных направлений деятельности музея создаются профильные функциональные группы: поисково-собирательская, осуществляющая комплектование музейного собрания; фондовая, обеспечивающая учет и хранение фондов; экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций и выставок музея; массово-просветительская группа для проведения экскурсий, лекций, бесед, встреч с гостями музея, музейных праздников, других массовых мероприятий, для opганизации публикаций в местных СМИ и т.п.

    Активисты музея посещают занятия кружка «Школьные экскурсоводы», участвуют в проектах «Я – экскурсовод» и «Открытая Удмуртия» Дворца детского и юношеского творчества. Некоторые ребята из актива музея посетили лагерные смены туристко-краеведческой направленности Международного детского центра «Артек», Всероссийского детского центра «Орлёнок», Образовательно-оздоровительного центра «Смена».

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Литературно-краеведческий музей им. Г.А. Ходырева


426028, г. Ижевск, Ленинский район, ул. Леваневского 2А, тел. 50-65-00, факс 49-25-04, mou-20@yаndex.ru

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.