Во сколько рака’атов совершается упущенная праздничная молитва: в два или в четыре? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Во сколько рака’атов совершается упущенная праздничная молитва: в два или в четыре?

2020-11-03 109
Во сколько рака’атов совершается упущенная праздничная молитва: в два или в четыре? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из того, что было упомянуто, нам стало ясно, что если человек не смог совершить молитву аль-‘Ид с общиной мусульман, либо потому что он болел, или просто пропустил её, или в его местности община мусульман не совершает эту молитву из-за войны, эпидемии и т.п., что он может сам совершить эту молитву. Более того, по мнению большинства учёных это не просто дозволяется, но и является желательным.

Исходя из упомянутых асаров от сподвижников и таби’инов, нам стало ясно, что они высказывали различные мнения относительно количества рака’атов молитвы аль-‘Ид, сколько именно должен совершить рака’атов тот, кто упустил эту молитву или не смог совершить её с общиной мусульман: два или же четыре рака’ата?

- Группа учёных, среди которых Суфьян ас-Саури и Ахмад, сказала, что тому, кто не совершил молитву аль-‘Ид вместе с имамом, следует совершить её в четыре рака’ата. См. “аль-Мугъни” 3/260, “Фатхуль-Бари” 2/475.

В этом они опирались на асары от ‘Али и Ибн Мас’уда:

Хузайль сказал: “В день праздника аль-‘Ид ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) повелел человеку провести со слабыми людьми (отдельную) праздничную молитву в четыре рака’ата”. аш-Шафи’и в “аль-Умм” 8/409, Ибн Аби Шейба 5941, ан-Насаи в “Джуз фихи аль-маджлисан” 33. Хафиз ан-Науауи и шейх Са’д аш-Шасри подтвердили достоверность асара. См. «аль-Маджму’» 5/8, «Тахридж аль-Мусаннаф» 4/251.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто упустил молитву двух праздников, пусть сам совершит её в четыре рака’ата”. ‘Абду-р-Раззакъ 5713, Ибн Аби Шейба 5924, 5925, аль-Мухамили в “Саля аль-‘Идейн” 130. Хафизы Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, аль-Къасталяни и ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури назвали иснад этого сообщения достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 9/77, “Фатхуль-Бари” 2/475, “Иршад ас-сарий” 2/226, “Мир’атуль-мафатих” 5/65.

Ад-Даххак сказал: “У кого была веская причина для несовершения молитвы в день праздника Разговения или пятницы или Жертвоприношения, то его молитва составляет четыре рака’ата”. Ибн Аби Шейба 5930.

Сторонники этого мнения проводили аналогию между праздничной и пятничной молитвой, которую в случае упущения уже совершают в четыре рака’ата обеденной молитвы (зухр). А также они считали, что два рака’ата совершаются за то, что они не вышли к месту совершения праздничной молитвы с общиной мусульман, как об этом упоминается в некоторых версиях асара от ‘Али. См. “ат-Та’ликъ аль-кабир” 4/97.

Однако хафиз Ибн аль-Мунайир сказал: “Похоже, что сторонники этого мнения провели аналогию между тем, кто упустил праздничную молитву и тем, кто упустил пятничную молитву. Однако разница между этими молитвами очевидная, ибо тот, кто упустил пятничную молитву обязан совершить обеденную (зухр) в отличие от упустившего молитву аль-‘Ид”. См. “Фатхуль-Бари” 2/475.

Также и Ибн Рушд, упомянув мнение тех, кто сказал, что пропущенную праздничную молитву следует совершать в четыре рака’ата подобно пропущенной пятничной молитве, сказал: “Это сравнение является слабым! Ведь пятничная молитва заменяет собой обязательность обеденной молитвы (зухр), тогда как праздничная молитва ничего не заменяет. Так каким образом является правильным проводить аналогию между этими молитвами в вопросе возмещения?!” См. “Бидая аль-муджтахид” 1/511.

 

- Другая группа учёных попыталась совместить высказанные мнения по данному вопросу и посчитала, что если упустивший молитву аль-‘Ид или тот, кто не смог совершить её с общиной мусульман, совершает её в одиночку, тогда он делает четыре рака’ата, а если он совершает её с другими людьми, тогда они все делают её в два рака’ата подобно тому, как проводит её имам. И это также одно из мнений имама Ахмада. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Передаётся от Ахмада, что он объединил между поступком Анаса (совершившим аль-‘Ид с семьёй в два рака’ата) и между словами Ибн Мас’уда (что упустивший молитву аль-‘Ид делает её в четыре рака’ата), сказав, что если упустивший молитву ‘Ид совершает её коллективно, то они совершают её в два рака’ата подобно имаму, как это сделал Анас. А если упустивший аль-‘Ид молится один, тогда он совершает четыре рака’ата, как сказал Ибн Мас’уд”. См. “Фатхуль-Бари” 9/78-79.

 

- Другая группа учёных, в числе которых Исхакъ ибн Рахауейх, считала, что если упустивший праздничную молитву аль-‘Ид совершает её в месте, отведённом для праздничной молитвы, тогда он делает два рака’ата, а если он совершает её дома или в мечети, то делает четыре рака’ата. См. “Масаиль аль-Каусадж” 395.

 

- Другая группа учёных, в числе которых аль-Ауза’и и группа ханафитов, считала, что молящийся вправе сам выбирать сколько рака’атов совершать: четыре или два, потому что праздничная молитва аль-‘Ид по их мнению – это добровольная молитва, подобная молитве Духа, количество рака’атов которой не является строго установленным. См. “аш-Шарх аль-кабир” 5/366.

 

- И наконец, большинство учёных, среди которых ‘Амр ибн Динар, Малик, аш-Шафи’и, Абу Саур, аль-Бухари, Ибн аль-Мунзир, а также это одно из мнений Ахмада, считали, что праздничная молитва аль-‘Ид совершается именно в два рака’ата, независимо от того, упустил её человек или нет, совершает ли он её с общиной и имамом или же один дома. См. “аль-Аусат” 4/335, “Фатхуль-Бари” 9/75.

В качестве довода они опирались на то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда совершал молитву двух праздников (аль-‘Ид) именно в два рака’ата, и именно такое количество для этой молитвы было установлено им, как на это указывают следующие хадисы:

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил в день праздника Разговения молитву в два рака’ата”. аль-Бухари 964, Муслим 884.

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил с людьми на праздничную молитву и совершал её с ними в два рака’ата”. Ахмад 3/36, Ибн Маджах 1288. Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих Сунан Ибн Маджах” 1072, “Тахридж аль-Муснад” 11333.

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Пятничная молитва состоит из двух рака’атов, молитва Жертвоприношения состоит из двух рака’атов, молитва Разговения состоит из двух рака’атов и молитва путника состоит из двух рака’атов. И это полноценное, а не сокращённое количество рака’атов этих молитв, о чём сказано языком вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/37, ан-Насаи 1420, Ибн Маджах 1063, 1064. Имамы Ибн Хузайма, Ибн Хазм, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ибн аль-Муляккъин, Бадруддин аль-‘Айни, Ахмад Шакир, аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «Сахих Ибн Хузайма» 1346, «аль-Ахкам ас-сугъра» 270, «аль-Маджму’» 5/15, «Маджму’уль-фатауа» 8/24, «аль-Бадр аль-мунир» 4/649, «Нухаб аль-фикр» 6/368, «‘Умдату-ттафсир» 1/564, «Ируа аль-гъалиль» 638.

Имам Ибн Хузайма привёл это сообщение в своём сборнике в главе, которую назвал следующим образом: “Глава о количестве рака’атов молитвы двух праздников”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 5/291.

Поэтому и Анас совершал её с членами своей семьи именно в два рака’ата, а не в четыре:

‘Убайдуллах ибн Аби Бакр ибн Анас рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Аби ‘Утбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов с такбирами”. аль-Бухари 1/241, ‘Абду-р-Раззакъ 5855, Ибн Аби Шейба 5982, аль-Байхакъи 3/305. Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Бухари, хафиз Бадруддин аль-‘Айни и шейх Закария аль-Бакистани. См. “Сахих аль-Бухари” 1/241, “Нухаб аль-афкар” 16/454, “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” 1/513.

Перечислив различные мнения по данному вопросу, имам Ибн аль-Мунзир заключил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) установил праздничную молитву в два рака’ата. И каждый, кто совершает молитву аль-‘Ид должен совершать её именно так, как узаконил это Пророк (мир ему и благословение Аллаха)! И не дозволено увеличивать количество рака’атов тому, кто пропустил молитву аль-‘Ид без довода на это”. См. “аль-Аусат” 4/335.

Также и имам Ибн Батталь сказал, перечислив различные мнения по данному вопросу: “Самым правильным из мнений является то, что праздничную молитву следует совершать именно так, как узаконил её Посланник Аллаха (в два рака’ата). И это то, на что указал аль-Бухари”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 2/573.

И это мнение также выбрал шейх аль-Альбани. Когда его спросили: «Каким образом следует совершать праздничную молитву тому, кто её упустил?», он ответил: “Правильным является то, что её возмещают в таком же виде, в каком она была упущена. Это шариатское правило извлекается из некоторых отдельных положений пророческой Сунны, что молитва возмещается в таком виде, каком она была упущена. Праздничая молитва состоит из двух рака’атов, и тот, кто её упустил по шариатской причине, совершает её в два рака’ата, как это делает имам. А что касается совершения этой молитвы в четыре дополнительных рака’ата, то мы не нашли в Сунне того, что подтверждало бы это”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 376.

Что же касается асаров от ‘Али и Ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах), в которых они говорили о совершении молитвы аль-‘Ид упустившим её или имевшим причину для непосещения общей молитвы на молебном месте в четыре рака’ата, то это мнение было бы необходимым принять в том случае, если бы сподвижники были единогласны по данному вопросу. Однако как уже упоминалось, Анас совершал её не в четыре, а именно в два рака’ата. А общеизвестно, что в случае разногласий между учёными и даже сподвижниками, необходимо вернуться к доводам Корана и Сунны, а в Сунне нет указаний на то, что упустивший праздничную молитву или не совершивший её по уважительной причине с общиной, должен был бы совершать её в четыре рака’ата.

Исходя из всего сказанного, следует, что молитву двух праздников лучше совершать в два рака’ата, как это установил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и как он сам её совершал. И данное положение касается всех, как совершающих эту молитву с общиной мусульман и имамом, так и совершающих её дома по причине возмещения и т.п.

Но в любом случае, в этом вопросе есть приемлемое разногласие среди саляфов и даже сподвижников, и кто бы ни последовал какому-то из упомянутых мнений, не заслуживает за это упрёка и порицания.

 

Время праздничной молитвы

Что касается начала времени праздничной молитвы, то оно начинается с того момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья. А копьё у арабов достигало двенадцати пядей. См. “Лисан аль-‘араб” 3/373.

В современном же понимании это примерно спустя пятнадцать минут после восхода солнца, как пояснял данное положение шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Шарх аль-мумти’» 5/118.

То есть, время начала праздничной молитвы наступает с того времени, как после восхода солнца пройдёт период, порицаемый для дополнительных молитв. И праздничную молитву нельзя совершать раньше этого времени. Имам аш-Шафи’и говорил: “Если праздничная молитва была совершена до наступления её времени, то ее следует возобновить”. См. “аль-Умм” 1/386.

И в этом вопросе учёные единогласны. Имам Ибн Батталь сказал: “Единогласны факъихи в том, что праздничную молитву не совершают до восхода солнца, как и не совершают её и во время восхода. А если солнце взойдёт и станет сиять, а время для добровольных молитв станет дозволенным, то это и является временем наступления праздничной молитвы ”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 2/560.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Праздничную молитву нельзя совершать раньше восхода солнца по единодушному мнению”. См. “Фатхуль-Бари” 6/103.

Что же касается завершения времени праздничной молитвы, то её время длится до полудня, когда солнце достигает зенита, незадолго до начала наступления обеденной молитвы. И среди учёных нет разногласий в том, что полдень – это конец времени праздничной молитвы.

Имам Ибн Хазм сказал: “Учёные единогласны в том, что с момента, когда солнце засияло и вплоть до полудня – это время праздничной молитвы”. См. «Маратиб аль-иджма’» 32.

Сказал аль-Хатыб аш-Ширбини: “Что касается того, что конец времени праздничной молитвы – это полдень, то учёные единодушны в этом”. См. “Мугъни аль-мухтадж” 1/310.

И если упустивший праздничную молитву или же совершающий её в своём доме по причине эпидемий или войн, совершает эту молитву в промежутке между восходом солнца на высоту копья и до полудня, то его праздничная молитва засчитывается.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Те учёные, которые сказали, что праздничая молитва упущенная за имамом может возмещаться, они не разногласили в том, что она возмещается, пока не вышло её время. Если же время молитвы аль-‘Ид вышло, то следует ли её возмещать? Малик говорил: «Не возмещается». От аш-Шафи’и по этому вопросу два мнения. А у нас (ханбалитов) распространённым является мнение, что её возмещают”. См. “Фатхуль-Бари” 9/80.

Однако следует знать, что наилучшее время для праздничной молитвы – это её начальное время. Язид ибн Хумайр рассказывал: “Однажды ‘Абдуллах ибн Буср (да будет доволен им Аллах) – сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), вышел вместе с людьми на праздничную молитву в день праздника Разговения или Жертвоприношения, и он выразил порицание тому, что имам задержался, сказав: «Поистине, в это время мы уже завершали (молитву). И это было во время начала молитвы Тасбих (Духа)»”. Абу Дауд 1135, Ибн Маджах 1317. Хафизы ан-Науауи, Ибн Касир, Ибн Хаджар, аш-Шаукани, аль-Альбани, Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Хуляса” 2/826, “Иршад аль-факъих” 1/203, “ат-Тагъликъ” 2/376, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1135, “ас-Сахих аль-муснад” 550.

Также следует отметить, что большинство учёных считало, что молитву Разговения следует немного оттянуть, а молитву Жертвоприношения начать пораньше. См. “Нихая аль-мухтадж” 2/396, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/171.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Мудрость оттягивания молитвы Разговения в том, чтобы мусульмане спокойно успели выплатить беднякам закят аль-Фитр. А смысл спешки в совершении молитвы Жертвоприношения в том, чтобы люди приступили пораньше к закалыванию животных и могли поскорее отведать мясо своего жертвоприношения”. См. “Фатхуль-Бари” 8/461.

 

Произносится ли проповедь (хутба) в упущенной праздничной молитве?

Что касается произнесения проповеди после праздничной молитвы (аль-‘Ид) теми, кто упустил её или совершает дома из-за прочих положений, то учёные говорили о том, что этого не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, в асарах от саляфов приходит указание на то, что проповедь не произносится теми, кто упустил праздничную молитву, как это передаётся от Ибн Аби Лейли и других саляфов.

Во-вторых, праздничная проповедь – это общий религиозный обряд, который узаконено совершать с общиной мусульман подобно пятничной проповеди. И нет нужды произносить её тем, кто по какой-либо веской причине совершает праздничную молитву дома со своей семьёй. Къады ас-Субки, упомянув о запрете находящимся в тюрьмах совершать пятничную молитву, несмотря на то, что их количество достигает сорока человек, сказал: “Что же касается праздничной молитвы (аль-‘Ид), то желательно им её совершать. А что касается произнесения проповеди для неё, то в желательности этого есть сомнение, исходя из того, что я говорил об открытом проявлении религиозных обрядов”. См. “Фатауа ас-Субки” 1/171.

В-третьих, произнесение проповеди теми, кто семьями или малыми группами совершает по уважительной причине праздничную молитву, учёные порицали и по той причине, что это может повлечь смуту и раскол в рядах мусульман. Хафиз Ибн Раджаб, упомянув мнения о том, что пропущенная молитва аль-‘Ид возмещается, сказал: “Однако нет у такой молитвы проповеди подобно той, что произносит имам, ибо в этом посягательство на его право, а также раскол единства мусульман”. См. “Фатхуль-Бари” 9/79.

Учёные Постоянного комитета говорили: “Кто упустил праздничную молитву и желает её возместить, тот совершает её так, как она совершается изначально, но без хутбы после неё. И это говорили имам Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, ан-Наха’и, и другие учёные.

И основа в этом вопросе хадис: «Когда будете идти на молитву, то делайте это спокойно и с достоинством. И то, что вы застали – молитесь, а что упустили – возместите».

А также то, что передаётся от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда он упустил праздничную молитву с имамом, он собрал членов своей семьи и слуг, после чего ‘Абдуллах ибн Аби ‘Утба совершил с ними два рака’ата, произнося в них такбиры.

А если кто-то пришёл на праздничную молитву, когда имам даёт хутбу (после завершения молитвы аль-‘Ид), то пусть послушает хутбу, а затем возместит молитву аль-‘Ид, чтобы собрать два блага (за хутбу и молитву аль-‘Ид)”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/306.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.