Урок 9. Увеличение и уменьшение имана (часть 2) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Урок 9. Увеличение и уменьшение имана (часть 2)

2020-11-03 226
Урок 9. Увеличение и уменьшение имана (часть 2) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следующее — третье — возможное толкование аятов об увеличении имана:

 

Передается от Ибн Аббаса и Абу Ханифы, да будет доволен ими Аллах, что они (сподвижники) верили в общем. Затем ниспосылались обязанности (фарды), и они верили в каждый такой фард по отдельности. Таким образом, увеличивался их иман в частном при сохранении их имана в общем.

 

Имам ат-Тафтазани в «Шарх аль-'акаид» (с. 153, Дар аль-Бейрути) пишет: «Аяты, указывающие на увеличение имана нужно трактовать, согласно словам имама Абу Ханифы... Суть их в следующем: иман увеличивался по мере увеличения того, во что нужно было верить, и это было только во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако это спорно: узнавание новых обязанностей человеком может происходить и не во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Таким образом, это третье, приведенное имамом аль-Бабирти, толкование аятов об увеличении имана имам ат-Тафтазани, да помилует их Аллах, посчитал наиболее верным. По мере узнавания человеком о новых религиозных обязанностях вера в них добавляется к уже существующей вере. Это было во времена сподвижников, когда Шариат ниспосылался в виде откровения постепенно в течение 23 лет, и они узнавали о все новых и новых вещах, в которые нужно верить. Также это возможно и в наши дни: например человек, недавно принявший Ислам, узнает о новых положениях суннитской акыды и верит в них по мере их узнавания. Его иман возрастает в этом смысле по мере увеличения частных положений акыды, в которые человек верит.

Что же качается ответа на хадис...

 

«Иман имеет семьдесят с чем-то ответвлений. Наивысшее — это слова «нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», наименьшее — это убрать препятствие с дороги»(Приводят Бухари (9), Муслим (35) и др.)

...то смысл этого хадиса: ответвлений имана семьдесят с чем-то, а не сам иман состоит из семидесяти с чем-то частей, иначе устранение препятствия с дороги было бы частью имана, а это не так, согласно единому мнению ученых.

 

Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет в примечании к «аль-Фикх аль-абсат» (с. 47) имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен: «Поскольку иман — это прочное убеждение, и невозможно представить наличия в нем его противоположности (куфр), то все верующие равны (в основе) имана. А превосходство одного из них над другим — только в делах, которые являются совершенством имана. А те, кто считают дела столпом имана, не могут избежать убеждений хариджитов и му'тазилитов». Они считали, что, поскольку дела — это часть имана, то совершающий большие грехи — кафир. Об этом подробнее будет сказано в теме «Положение совершающих большие грехи».

Знай, что наш иман (в этом понимании) подобен иману ангелов и посланников, мир им и благословение Аллаха, как это пишет Абу Ханифа в «аль-'Алим ва аль-мута'аллим», поскольку мы верим в Единственность Аллаха, Его Господство, Его Могущество, как верят в это пророки и посланники, мир им и благословение Аллаха.

 

Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет в «Таъниб аль-Хатыб» (с. 99, Бейрут): «Невозможно представить в принципе разницу между иманом разных верующих в смысле уверенности и убежденности. На самом деле разница имана пророков, ученых и простых мусульман только в наличии возможности его исчезновения (впадения в куфр), и это внешний фактор, не относящийся к основе имана...» Дальше имам пишет, что иман пророков никогда не исчезает, иман ученых может исчезнуть, но это маловероятно, а иман простых мусульман нередко устраняется, как это ни прискорбно, от малейших сомнений (в акыде).

Таким образом, мы понимаем, что слова имама Абу Ханифы, да будет им доволен Аллах, относятся к самой основе имана — в этом смысле иман всех творений один. Однако в смысле степени убежденности и возможности исчезновения иман пророков и ангелов не равен иману простых мусульман. Имам ат-Тахави, да помилует его Аллах, говорит в своей «Акыде»: «Иман един. И верующие в его основе равны. А превосходство одних над другими только в богобоязненности и сопротивлении страстям. Все верующие — любимцы (аулия) Аллаха, а самый достойный из них — самый послушный Аллаху и больше других следующий Корану».

 

Иман сотворен, поскольку раб и все его действия сотворен. И нельзя называть иманом наставление на истинный путь (хидая) и силу делать то, чем Аллах доволен (тауфик), хоть и не бывает имана без них, как решили те, кто посчитал, что иман не сотворен.

 

Далее идет доказательство того, что иман сотворен:

 

Иман вменен нам в обязанность. А в обязанность нам вменено только то, что нам под силу. А все, что нам под силу — сотворено.

 

Имам Камалюддин ибн Хуммам, да помилует его Аллах, пишет в «аль-Мусаяра»: «У ученых-ханафитов существует расхождение в вопросе: сотворен ли иман или нет. Ученые Самарканда утверждали, что сотворен, а ученые Бухары — что нет. При этом обе группы согласны, что все действия раба сотворены Аллахом». Дальше шейх объясняет логику каждой стороны: те, кто сказал, что иман не сотворен, имели в виду слова шахады, которые пришли в Коране, следовательно, указывают на предвечную речь Аллаха. А говорившие, что иман сотворен, имели в виду, что и вера, и произнесение шахады — это действия человека (вера — действие сердца, а произнесение — языка), а все действия человека сотворены. И имам Ибн Хуммам предпочел мнение о сотворенности имана, доказывая это словами имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, которые мы, иншааЛлах, прочитаем дальше в «аль-Васыйя»: «Мы утверждаем, что раб вместе со своими действиями, подтверждением веры и познаниями сотворен». («аль-Мусамара шарх аль-Мусаяра», с. 312 — 318, Мактаба аль-'Асрийя).

 

УРОК 10. СОМНЕНИЕ В ВЕРЕ

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:

وَالمؤمِنُ مُؤمِنٌ حَقاً، وَالكَافِرُ كَافِرٌ حَقاً.

وَلَيْسَ في الإيمَانِ شَكٌّ، كَمَا أنَّهُ لَيْسَ في الكُفْرِ شَكٌّ، قَالَ اللهُ تَعَالَى:

.(أُولئِكَ هُمُ المُؤمنُونَ حَقاً)، وَ (وَأُولئِكَ هُمُ الكَافِرونَ حَقاً)


Верующий – истинно верующий, а неверующий – истинно неверующий. И нет в вере сомнений, так же, как нет в неверии сомнений, согласно словам Всевышнего:

 

ولَـٰئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا


Смысл: «Они являются истинно верующими» [48:4].


Также:

أُولَـٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا


Смысл: «Они являются истинно неверующими» [4:151].

 

Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:

 

Иман существует в действительности, и его определение известно: это подтверждение истинности того, что передал Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, от Господа. А куфр — его противоположность. И тот, кто подтверждает (то, что сказано выше) — тот истинно верующий, а кто отрицает — тот истинно неверующий (кафир).

 

Это подобно тому, что определения смыслов сидения или белого и черного цветов известны, поэтому тела, которые этими смыслами описаны, — сидящие, белые или черные на самом деле.

 

Всевышний Аллах говорит:

 

ولَـٰئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا


Смысл: «Они являются истинно верующими» (Сура «аль-Анфаль», аят 4).

 

Также Он говорит:

أُولَـٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا

 

Смысл: «Они являются истинно неверующими» [4:151].

 

Оба этих аята указывают на то, что и те, и другие (и верующие, и неверующие) в действительности описаны иманом и куфром в соответствии с теми их определениями, которые были даны.

 

Его (Абу Ханифы) слова «и нет в вере сомнений» означают, что нельзя говорить: «Я верующий иншааЛлах (если на то будет воля Аллаха)», поскольку эти слова указывают на сомнение в настоящем времени или на возможность отсутствия (имана) в данный момент, а не на твердое убеждение в его наличии в настоящем.

 

Имам Наджмуддин ан-Насафи, да помилует его Аллах, в «'Акаид ан-насафийя» сформулировал лучше: «Не следует говорить: «Я верующий иншааЛлах (если на то будет воля Аллаха)»». Имам ат-Тафтазани, да помилует его Аллах, это прокомментировал так: «Если добавление «иншааЛлах» вызвано сомнением, то говорящий так однозначно кафир, а если это сказано из адаба для указания на то, что все происходит по воле Всевышнего, или вызвано сомнением в наличии имана в будущем или в момент смерти, а не в настоящем и не в данный момент, или же для поиска благодати (табаррук) через упоминание Аллаха... — то в этом случае предпочтительно так не говорить, раз это может быть понято как сомнение. Поэтому он (имам ан-Насафи) и сказал: «Не следует говорить...», а не сказал: «Нельзя говорить...», ведь если это добавление не для выражения сомнения, то нет повода это запретить, тем более, что разрешение так говорить передается от многих саляфов, в том числе от сподвижников и табиинов.»

 

Но от Ибн Мас'уда, да будет Аллах им доволен, передается, что он говорил: «Я верующий иншааЛлах».

 

Это привел Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» (711, 721).

 

А также это мнение аш-Шафии (что разрешается так говорить). Он обосновал это тем, что мы не воспринимаем это как сомнение, но произносим (иншааЛлах) для поиска благодати (табаррук). Это подобно аяту:

 

لَتَدْخُلُنَّ الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ إِن شَاءَ اللَّـهُ


Смысл: «Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах» (Сура «аль-Фатх», аят 27). Здесь «иншааЛлах» не указывает на сомнение, поскольку сомнение в отношении Аллаха невозможно, а приводится для обучения людей табарруку. Или же (другое обоснование имама аш-Шафии) «иншааЛлах» указывает на сомнение в будущем, но не в настоящем, ведь пользу приносит лишь иман в момент смерти, а каждый человек сомневается, будет ли он верующим в этот момент. Мы просим Аллаха сохранить наш иман в этот миг!

 

Истина в том, что это расхождение (можно ли говорить: «Я верующий иншааЛлах» или нет) относится к основам: поскольку для имама аш-Шафии, да помилует его Аллах, праведные дела — часть имана, то сомнение в своей праведности приводит к сомнениям в имане.

 

Мнение, что праведные дела — часть самого имана, это убеждение хариджитов, его нельзя относить к имаму аш-Шафии, да помилует его Аллах! На самом же деле имам считал, что дела — это признак совершенства имана, как об этом будет сказано дальше.

 

А по мнению Абу Ханифы и его учеников, да помилует их Аллах, иман — это вера в сердце, следовательно, сомнение в праведности своих поступков не приводит к сомнению в своем имане.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.