Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-11-03 | 112 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Учебный год
Пояснительная записка
Программа подготовительного класса «Школа развития» рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет) и их родителей.
Теоретической основой курса явились исследования в области психологии дошкольного обучения и психологии младшего школьника (Л.И. Божович, В.А. Венгер, Э.М. Александровская и др.)
Начало систематического обучения в школе предъявляет к ребёнку как к социальному индивидууму систему новых внешне нормированных требований, обязанностей. Становление жизненной позиции школьника и переход к выполнению общественно-значимой учебной деятельности связан со значительными психологическими и физиологическими трудностями, которые осложняют процесс адаптации первоклассников к школе. По мнению специалистов, легче адаптируются дети, имеющие опыт пребывания в детском коллективе и в ситуации неспецифических (нежёстких) нормативных требований.
Этим условиям соответствует подготовительный класс для будущих первоклассников, занятия в котором, с одной стороны, удовлетворяют возрастную потребность ребёнка в новых впечатлениях и признаниях особого статуса старшего дошкольника, с другой стороны, наполняют конкретным содержанием образ школьника.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Поэтому родители должны иметь запас знаний о психологической готовности к школе, возрастных особенностях младших школьников, развитии познавательных процессов. Такое психолого-педагогическое просвещение является одним из условий успешной адаптации первоклассников. «Кто предупреждён – тот вооружён».
|
Поэтому целью занятий в подготовительном классе «Школа развития» является: создание психолого-педагогических условий для успешного преодоления трудностей адаптационного периода будущих первоклассников и построения содержательного образа будущего школьника.
В работе используются следующие принципы:
• Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).
• Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).
• Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
• Направленность (не занимаются комплексным развитием ребенка, а формируют компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
· Открытость (работают педагоги разной специфики).
• Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
• Актуальность (использование современных достижений науки).
Программа курса состоит из трёх направлений работы:
1) занятия с детьми, проводимые учителем;
2) групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом;
3) занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами.
I направление.
Занятия с детьми, проводимые учителем
Занятия с детьми, проводимые учителем, реализуют следующие задачи:
1. Формирование общей способности к обучению.
2. Повышение уровня коммуникативных навыков.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие высших психических функций.
5. Развитие тонкой моторики руки и зрительно моторной координации.
6. Развитие творческих способностей.
Программа рассчитана на 16 занятий, которые проводятся в течение 4 месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя три блока:
|
1. Развивающие игры.
2. Развитие речи.
3. Общие способности к обучению.
Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:
· Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
· Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
· Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
· При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
Отличительными особенностями проведения занятий являются:
· преимущественное использование игровых видов деятельности (на основе ведущей деятельности дошкольника);
· создание ситуации успеха для ребёнка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;
· развёртывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности;
· частая смена деятельности.
II направление.
Групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом
Задачи, реализуемые на занятиях с детьми, проводимые психологами и логопедом:
1) развивающая: формирование коммуникативных навыков;
2) диагностическая: выявление психологической готовности детей к обучению в школе, определение речевых нарушений.
Групповые занятия проводятся в течение 3-х месяцев. Для занятий каждая группа детей делится на две подгруппы.
Занятия предполагают как групповую форму проведения, так и индивидуальную.
III направление
Занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами (Практикум для родителей).
Цель занятий: создать условия для повышения компетентности родителей будущих первоклассников в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
Основные задачи психолого-педагогического просвещения родителей:
1. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.
2. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
3. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
4. Познакомить родителей с элементами диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
|
5. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
6. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
Программа рассчитана на 8 – 9 занятий, которые проводятся в течение первых двух месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю по субботам.
Отличительные особенности проведения занятий:
· совместное с родителями обсуждение теоретического материала;
· совместное решение педагогических задач и проблемных ситуаций;
· разбор упражнений, игр;
· выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.
Ожидаемый результат:
1. Родители:
· Повышение компетентности в области детской психологии, психологии обучения и воспитания.
· Умение самостоятельно разрешать проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
· Использование предложенных игр и упражнений для развития детей.
2. Ученик:
- легко адаптируется к школьной жизни;
- умеет договариваться, обмениваться мнениями;
- умеет высказывать свою точку зрения.
По окончании занятий:
1) детям выдаётся сертификат об окончании их ребёнком «Школы развития»;
2) родители могут получить квалифицированную консультацию педагога, логопеда и психологов об особенностях развития своего ребёнка.
ПРОГРАММА
Развивающие игры.
Развивающие игры способствуют развитию эмоционально-волевой сферы будущего первоклассника (прежде всего произвольного поведения), высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического), мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации).
Каждое занятие нацелено на преимущественное развитие одного из психических процессов. В то же время такой акцент не исключает использование игровых приёмов, способствующих развитию других высших психических функций.
|
Развитие речи.
Программа предполагает не обучение чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:
1. Овладение звуковым синтезом слов.
2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
3. Правильное произношение всех звуков родного языка.
4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.
6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).
9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.
На занятиях по развитию речи большое внимание отводится на развитие мелкой моторики, что находится в тесной связи с развитием речи.
Учимся учиться
Общая способность к обучению в структуре психологической готовности.
Мышление дошкольника.
Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Формы мышления. Мыслительные операции. Развитие мышления. Игры и упражнения для развития мышления дошкольников. Понятие о теоретическом мышлении.
Читаем сами
Психологические механизмы навыка чтения. Этапы развития навыка чтения. Коррекционные упражнения.
Изучаем математику
Возможные трудности при обучении математики и их предупреждение.
Тематика занятий педагогов - психологов с родителями
№ п/п | Тема занятия |
1 | Что такое психологическая готовность к школе? Азбука общения с ребенком. |
2 | Общая способность к обучению в структуре психолого-педагогической готовности. Что такое поведение? |
3 | Мышление дошкольника, виды и формы мышления. Основной закон психологического развития. |
4 | Развитие мышления дошкольника Самооценка. |
5 | Память, виды памяти, развитие памяти. Активное слушание. |
6 | Как научить ребёнка запоминать. Развитие памяти Конфликты и пути их решения. |
7 | Что важно знать о внимании ребёнка Психофизиологические механизмы развития навыка письма. Дисциплина. |
8 | Готовим ребёнка к обучению письму. Изучаем математику Воспитание волевых привычек у детей. |
9 | Читаем сами. Этапы формирования навыков чтения. Взгляд нейропсихолога на готовность к школе |
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.М.Пылаева, Т.В.Ахутина. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997. – 64 с.
2. Э.М.Александровская, Н.И.Кокуркина, Н.В.Куренкова. Психологическое сопровождение школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 208 с.
3. Р.В.Овчарова. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
4. М.М.Безруких, С.П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
5. Б.А.Зельцерман, Н.В.Рогалева. Учись! Твори! Развивайся! (игры для развития мышления,
речи, общения, творчества). Методическая разработка. – ПЦ «Эксперимент», 1997. – 123 с.
6. К.В.Бардин. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М.: Знание, 1983. – 96 с.
7. Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. Домашняя школа мышления (для детей шести лет). – М.: Знание, 1983. – 96 с.
8. В.М.Астапов. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000. – 28 с.
9. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
10. О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2007. – 88 с.
11. В.Волина. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для уителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336 с.
12. Е.Е.Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.
13. Д.Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Учебный год
Пояснительная записка
Программа подготовительного класса «Школа развития» рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет) и их родителей.
Теоретической основой курса явились исследования в области психологии дошкольного обучения и психологии младшего школьника (Л.И. Божович, В.А. Венгер, Э.М. Александровская и др.)
Начало систематического обучения в школе предъявляет к ребёнку как к социальному индивидууму систему новых внешне нормированных требований, обязанностей. Становление жизненной позиции школьника и переход к выполнению общественно-значимой учебной деятельности связан со значительными психологическими и физиологическими трудностями, которые осложняют процесс адаптации первоклассников к школе. По мнению специалистов, легче адаптируются дети, имеющие опыт пребывания в детском коллективе и в ситуации неспецифических (нежёстких) нормативных требований.
Этим условиям соответствует подготовительный класс для будущих первоклассников, занятия в котором, с одной стороны, удовлетворяют возрастную потребность ребёнка в новых впечатлениях и признаниях особого статуса старшего дошкольника, с другой стороны, наполняют конкретным содержанием образ школьника.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Поэтому родители должны иметь запас знаний о психологической готовности к школе, возрастных особенностях младших школьников, развитии познавательных процессов. Такое психолого-педагогическое просвещение является одним из условий успешной адаптации первоклассников. «Кто предупреждён – тот вооружён».
Поэтому целью занятий в подготовительном классе «Школа развития» является: создание психолого-педагогических условий для успешного преодоления трудностей адаптационного периода будущих первоклассников и построения содержательного образа будущего школьника.
В работе используются следующие принципы:
• Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).
• Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).
• Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
• Направленность (не занимаются комплексным развитием ребенка, а формируют компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
· Открытость (работают педагоги разной специфики).
• Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.
• Актуальность (использование современных достижений науки).
Программа курса состоит из трёх направлений работы:
1) занятия с детьми, проводимые учителем;
2) групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом;
3) занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами.
I направление.
Занятия с детьми, проводимые учителем
Занятия с детьми, проводимые учителем, реализуют следующие задачи:
1. Формирование общей способности к обучению.
2. Повышение уровня коммуникативных навыков.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие высших психических функций.
5. Развитие тонкой моторики руки и зрительно моторной координации.
6. Развитие творческих способностей.
Программа рассчитана на 16 занятий, которые проводятся в течение 4 месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя три блока:
1. Развивающие игры.
2. Развитие речи.
3. Общие способности к обучению.
Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:
· Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
· Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
· Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
· При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
Отличительными особенностями проведения занятий являются:
· преимущественное использование игровых видов деятельности (на основе ведущей деятельности дошкольника);
· создание ситуации успеха для ребёнка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;
· развёртывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности;
· частая смена деятельности.
II направление.
Групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом
Задачи, реализуемые на занятиях с детьми, проводимые психологами и логопедом:
1) развивающая: формирование коммуникативных навыков;
2) диагностическая: выявление психологической готовности детей к обучению в школе, определение речевых нарушений.
Групповые занятия проводятся в течение 3-х месяцев. Для занятий каждая группа детей делится на две подгруппы.
Занятия предполагают как групповую форму проведения, так и индивидуальную.
III направление
Занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами (Практикум для родителей).
Цель занятий: создать условия для повышения компетентности родителей будущих первоклассников в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
Основные задачи психолого-педагогического просвещения родителей:
1. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.
2. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
3. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
4. Познакомить родителей с элементами диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
5. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
6. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
Программа рассчитана на 8 – 9 занятий, которые проводятся в течение первых двух месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю по субботам.
Отличительные особенности проведения занятий:
· совместное с родителями обсуждение теоретического материала;
· совместное решение педагогических задач и проблемных ситуаций;
· разбор упражнений, игр;
· выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.
Ожидаемый результат:
1. Родители:
· Повышение компетентности в области детской психологии, психологии обучения и воспитания.
· Умение самостоятельно разрешать проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
· Использование предложенных игр и упражнений для развития детей.
2. Ученик:
- легко адаптируется к школьной жизни;
- умеет договариваться, обмениваться мнениями;
- умеет высказывать свою точку зрения.
По окончании занятий:
1) детям выдаётся сертификат об окончании их ребёнком «Школы развития»;
2) родители могут получить квалифицированную консультацию педагога, логопеда и психологов об особенностях развития своего ребёнка.
ПРОГРАММА
занятий с детьми, проводимых учителем
Программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определённой логике и направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
Каждое занятие для дошкольников состоит из трёх блоков:
1. Развивающие игры.
2. Развитие речи.
3. Общие способности к обучению.
Развивающие игры.
Развивающие игры способствуют развитию эмоционально-волевой сферы будущего первоклассника (прежде всего произвольного поведения), высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического), мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации).
Каждое занятие нацелено на преимущественное развитие одного из психических процессов. В то же время такой акцент не исключает использование игровых приёмов, способствующих развитию других высших психических функций.
Развитие речи.
Программа предполагает не обучение чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:
1. Овладение звуковым синтезом слов.
2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
3. Правильное произношение всех звуков родного языка.
4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.
6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).
9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.
На занятиях по развитию речи большое внимание отводится на развитие мелкой моторики, что находится в тесной связи с развитием речи.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!