Занятий с детьми, проводимых учителем — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Занятий с детьми, проводимых учителем

2020-11-03 112
Занятий с детьми, проводимых учителем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебный год

Пояснительная записка

 

Программа подготовительного класса «Школа развития» рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет) и их родителей.

Теоретической основой курса явились исследования в области психологии дошкольного обучения и психологии младшего школьника (Л.И. Божович, В.А. Венгер, Э.М. Александровская и др.)

Начало систематического обучения в школе предъявляет к ребёнку как к социальному индивидууму систему новых внешне нормированных требований, обязанностей. Становление жизненной позиции школьника и переход к выполнению общественно-значимой учебной деятельности связан со значительными психологическими и физиологическими трудностями, которые осложняют процесс адаптации первоклассников к школе. По мнению специалистов, легче адаптируются дети, имеющие опыт пребывания в детском коллективе и в ситуации неспецифических (нежёстких) нормативных требований.

Этим условиям соответствует подготовительный класс для будущих первоклассников, занятия в котором, с одной стороны, удовлетворяют возрастную потребность ребёнка в новых впечатлениях и признаниях особого статуса старшего дошкольника, с другой стороны, наполняют конкретным содержанием образ школьника.

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Поэтому родители должны иметь запас знаний о психологической готовности к школе, возрастных особенностях младших школьников, развитии познавательных процессов. Такое психолого-педагогическое просвещение является одним из условий успешной адаптации первоклассников. «Кто предупреждён – тот вооружён».

Поэтому целью занятий в подготовительном классе «Школа развития» является: создание психолого-педагогических условий для успешного преодоления трудностей адаптационного периода будущих первоклассников и построения содержательного образа будущего школьника.

В работе используются следующие принципы:

•   Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).

• Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).

• Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

• Направленность (не занимаются комплексным развитием ребенка, а формируют компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

·  Открытость (работают педагоги разной специфики).  

• Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.

• Актуальность (использование современных достижений науки).

Программа курса состоит из трёх направлений работы:

1) занятия с детьми, проводимые учителем;

2) групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом;

3) занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами.

I направление.

Занятия с детьми, проводимые учителем

Занятия с детьми, проводимые учителем, реализуют следующие задачи:

1. Формирование общей способности к обучению.

2. Повышение уровня коммуникативных навыков.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Развитие высших психических функций.

5. Развитие тонкой моторики руки и зрительно моторной координации.

6. Развитие творческих способностей.

Программа рассчитана на 16 занятий, которые проводятся в течение 4 месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя три блока:

1. Развивающие игры.

2. Развитие речи.

3. Общие способности к обучению.

Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

· Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

· Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.

· Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

· При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Отличительными особенностями проведения занятий являются:

· преимущественное использование игровых видов деятельности (на основе ведущей деятельности дошкольника);

· создание ситуации успеха для ребёнка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

· развёртывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности;

· частая смена деятельности.

II направление.

Групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом

Задачи, реализуемые на занятиях с детьми, проводимые психологами и логопедом:

1) развивающая: формирование коммуникативных навыков;

2) диагностическая: выявление психологической готовности детей к обучению в школе, определение речевых нарушений.

Групповые занятия проводятся в течение 3-х месяцев. Для занятий каждая группа детей делится на две подгруппы.

Занятия предполагают как групповую форму проведения, так и индивидуальную.

III направление

Занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами (Практикум для родителей).

Цель занятий: создать условия для повышения компетентности родителей будущих первоклассников в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.

Основные задачи психолого-педагогического просвещения родителей:

1. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.

2. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.

3. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.

4. Познакомить родителей с элементами диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.

5. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.

6. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

Программа рассчитана на 8 – 9 занятий, которые проводятся в течение первых двух месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю по субботам.  

Отличительные особенности проведения занятий:

· совместное с родителями обсуждение теоретического материала;

· совместное решение педагогических задач и проблемных ситуаций;

· разбор упражнений, игр;

· выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.

Ожидаемый результат:

1. Родители:

· Повышение компетентности в области детской психологии, психологии обучения и воспитания.

· Умение самостоятельно разрешать проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

· Использование предложенных игр и упражнений для развития детей.

2. Ученик:

- легко адаптируется к школьной жизни;

- умеет договариваться, обмениваться мнениями;

- умеет высказывать свою точку зрения.

 

По окончании занятий:

1) детям выдаётся сертификат об окончании их ребёнком «Школы развития»;

2) родители могут получить квалифицированную консультацию педагога, логопеда и психологов об особенностях развития своего ребёнка.

 

ПРОГРАММА

Развивающие игры.

Развивающие игры способствуют развитию эмоционально-волевой сферы будущего первоклассника (прежде всего произвольного поведения), высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического), мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации).

Каждое занятие нацелено на преимущественное развитие одного из психических процессов. В то же время такой акцент не исключает использование игровых приёмов, способствующих развитию других высших психических функций.

Развитие речи.

Программа предполагает не обучение чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

1. Овладение звуковым синтезом слов.

2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

3. Правильное произношение всех звуков родного языка.

4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.

5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

 11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

На занятиях по развитию речи большое внимание отводится на развитие мелкой моторики, что находится в тесной связи с развитием речи.

Учимся учиться

Общая способность к обучению в структуре психологической готовности.

Мышление дошкольника.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Формы мышления. Мыслительные операции. Развитие мышления. Игры и упражнения для развития мышления дошкольников. Понятие о теоретическом мышлении.

Читаем сами

Психологические механизмы навыка чтения. Этапы развития навыка чтения. Коррекционные упражнения.

Изучаем математику

Возможные трудности при обучении математики и их предупреждение.

 

Тематика занятий педагогов - психологов с родителями

№ п/п Тема занятия
1 Что такое психологическая готовность к школе? Азбука общения с ребенком.
2 Общая способность к обучению в структуре психолого-педагогической готовности. Что такое поведение?
3 Мышление дошкольника, виды и формы мышления. Основной закон психологического развития.
4 Развитие мышления дошкольника Самооценка.
5 Память, виды памяти, развитие памяти. Активное слушание.
6 Как научить ребёнка запоминать. Развитие памяти Конфликты и пути их решения.
7 Что важно знать о внимании ребёнка Психофизиологические механизмы развития навыка письма. Дисциплина.
8 Готовим ребёнка к обучению письму. Изучаем математику Воспитание волевых привычек у детей.
9 Читаем сами. Этапы формирования навыков чтения.  Взгляд нейропсихолога на готовность к школе

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.М.Пылаева, Т.В.Ахутина. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997. – 64 с.

2. Э.М.Александровская, Н.И.Кокуркина, Н.В.Куренкова. Психологическое сопровождение школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 208 с.

3. Р.В.Овчарова. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера»,        1996. – 240 с.

4. М.М.Безруких, С.П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение,        1991. – 176 с.

5. Б.А.Зельцерман, Н.В.Рогалева. Учись! Твори! Развивайся! (игры для развития мышления,

речи, общения, творчества). Методическая разработка. – ПЦ «Эксперимент», 1997. – 123 с.

6. К.В.Бардин. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М.: Знание, 1983. – 96 с.

7. Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. Домашняя школа мышления (для детей шести лет). – М.: Знание, 1983. – 96 с.

8. В.М.Астапов. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000. – 28 с.

9. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

10. О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2007. – 88 с.

11. В.Волина. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для уителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336 с.

12. Е.Е.Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.

13. Д.Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

 

 

Учебный год

Пояснительная записка

 

Программа подготовительного класса «Школа развития» рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет) и их родителей.

Теоретической основой курса явились исследования в области психологии дошкольного обучения и психологии младшего школьника (Л.И. Божович, В.А. Венгер, Э.М. Александровская и др.)

Начало систематического обучения в школе предъявляет к ребёнку как к социальному индивидууму систему новых внешне нормированных требований, обязанностей. Становление жизненной позиции школьника и переход к выполнению общественно-значимой учебной деятельности связан со значительными психологическими и физиологическими трудностями, которые осложняют процесс адаптации первоклассников к школе. По мнению специалистов, легче адаптируются дети, имеющие опыт пребывания в детском коллективе и в ситуации неспецифических (нежёстких) нормативных требований.

Этим условиям соответствует подготовительный класс для будущих первоклассников, занятия в котором, с одной стороны, удовлетворяют возрастную потребность ребёнка в новых впечатлениях и признаниях особого статуса старшего дошкольника, с другой стороны, наполняют конкретным содержанием образ школьника.

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Поэтому родители должны иметь запас знаний о психологической готовности к школе, возрастных особенностях младших школьников, развитии познавательных процессов. Такое психолого-педагогическое просвещение является одним из условий успешной адаптации первоклассников. «Кто предупреждён – тот вооружён».

Поэтому целью занятий в подготовительном классе «Школа развития» является: создание психолого-педагогических условий для успешного преодоления трудностей адаптационного периода будущих первоклассников и построения содержательного образа будущего школьника.

В работе используются следующие принципы:

•   Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).

• Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).

• Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

• Направленность (не занимаются комплексным развитием ребенка, а формируют компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

·  Открытость (работают педагоги разной специфики).  

• Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.

• Актуальность (использование современных достижений науки).

Программа курса состоит из трёх направлений работы:

1) занятия с детьми, проводимые учителем;

2) групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом;

3) занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами.

I направление.

Занятия с детьми, проводимые учителем

Занятия с детьми, проводимые учителем, реализуют следующие задачи:

1. Формирование общей способности к обучению.

2. Повышение уровня коммуникативных навыков.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Развитие высших психических функций.

5. Развитие тонкой моторики руки и зрительно моторной координации.

6. Развитие творческих способностей.

Программа рассчитана на 16 занятий, которые проводятся в течение 4 месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя три блока:

1. Развивающие игры.

2. Развитие речи.

3. Общие способности к обучению.

Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

· Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

· Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.

· Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

· При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Отличительными особенностями проведения занятий являются:

· преимущественное использование игровых видов деятельности (на основе ведущей деятельности дошкольника);

· создание ситуации успеха для ребёнка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

· развёртывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности;

· частая смена деятельности.

II направление.

Групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом

Задачи, реализуемые на занятиях с детьми, проводимые психологами и логопедом:

1) развивающая: формирование коммуникативных навыков;

2) диагностическая: выявление психологической готовности детей к обучению в школе, определение речевых нарушений.

Групповые занятия проводятся в течение 3-х месяцев. Для занятий каждая группа детей делится на две подгруппы.

Занятия предполагают как групповую форму проведения, так и индивидуальную.

III направление

Занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами (Практикум для родителей).

Цель занятий: создать условия для повышения компетентности родителей будущих первоклассников в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.

Основные задачи психолого-педагогического просвещения родителей:

1. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.

2. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.

3. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.

4. Познакомить родителей с элементами диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.

5. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.

6. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

Программа рассчитана на 8 – 9 занятий, которые проводятся в течение первых двух месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю по субботам.  

Отличительные особенности проведения занятий:

· совместное с родителями обсуждение теоретического материала;

· совместное решение педагогических задач и проблемных ситуаций;

· разбор упражнений, игр;

· выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.

Ожидаемый результат:

1. Родители:

· Повышение компетентности в области детской психологии, психологии обучения и воспитания.

· Умение самостоятельно разрешать проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

· Использование предложенных игр и упражнений для развития детей.

2. Ученик:

- легко адаптируется к школьной жизни;

- умеет договариваться, обмениваться мнениями;

- умеет высказывать свою точку зрения.

 

По окончании занятий:

1) детям выдаётся сертификат об окончании их ребёнком «Школы развития»;

2) родители могут получить квалифицированную консультацию педагога, логопеда и психологов об особенностях развития своего ребёнка.

 

ПРОГРАММА

занятий с детьми, проводимых учителем

 

Программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определённой логике и направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.

Каждое занятие для дошкольников состоит из трёх блоков:

1. Развивающие игры.

2. Развитие речи.

3. Общие способности к обучению.

Развивающие игры.

Развивающие игры способствуют развитию эмоционально-волевой сферы будущего первоклассника (прежде всего произвольного поведения), высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического), мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации).

Каждое занятие нацелено на преимущественное развитие одного из психических процессов. В то же время такой акцент не исключает использование игровых приёмов, способствующих развитию других высших психических функций.

Развитие речи.

Программа предполагает не обучение чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

1. Овладение звуковым синтезом слов.

2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

3. Правильное произношение всех звуков родного языка.

4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.

5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

 11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

На занятиях по развитию речи большое внимание отводится на развитие мелкой моторики, что находится в тесной связи с развитием речи.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.