Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-11-03 | 271 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психические процессы, сопровождающие влюблённость и любовь между женщиной и мужчиной, символически описаны Юнгом в его книге «Психология переноса»[37], которая является архетипической транскрипцией средневекового трактата “Rosarium Philosophorum”, написанного в 1550 г. во Франкфурте (Германия).
Вспомним о символическом смысле планетарных архетипов, описанных нами ранее [38]. Архетип Венеры отвечает за феминную идентичность женщины любовь и заботу о теле,чувственность и эротизм, творчество, искусство, артистизм, красоту, гармонию, взаимоотношения, партнёрство и Аниму мужчины. Соответственно, Архетип Марса отвечает за маскулинную идентичность мужчины и его проявления как воина, активное действие, физическое движение, любой вид проявленной энергии (кроме атомной и ядерной), страсть, сексуальность, физическую силу и Анимус женщины.
Когда между женщиной и мужчиной возникает любовь, это предполагает и сексуальное взаимодействие их тел. При этом эмоциональные переживания включают в себя сложные механизмы взаимного переноса психической энергии, известные как психологические проекции. Эти механизмы включают в себя перекрёстные взаимоотражающие взаимодействия между эго женщины и эго мужчины, а также между Анимусом женщины и Анимой мужчины[39].
В самом начале влюблённости женщина и мужчина приближаются друг к другу в одеждах Персоны – и проецируют друг на друга свои идеальные представления. Понятно, что реальных людей друг в друге они пока не видят – лишь только собственные проекции.
Рис. 3. Король и Королева
Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.
Затем они постепенно сближаются – и одежды Персоны спадают, обнажая более глубокие слои их личности: чувства, эмоциональные состояния, а также некоторые теневые проявления. Влюблённые оказываются в едином психическом поле, словно погружаются в одну алхимическую ванну, после чего происходит слияние – как физическое (на уровне тел), так и психическое (на эмоциональном и энергетическом уровне). Фактически, происходит симбиотические слияние, психологически подобное тому, что происходит между младенцем и его матерью в первые месяцы его жизни. Каждый из влюблённых будто теряет себя, растворяясь в другом без остатка, – и здесь закладывается психологическая зависимость, которая может стать проблемой в будущем.
|
Рис. 4. Обнажённая истина. Рис. 5. Погружение в купель.
Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.
Симбиотичнеское слияние напоминает психологическую смерть каждого из влюблённых. Средневековый алхимик отразил это состояние, изобразив пару лежащей в гробу, когда из двух тел образуется одно, но две головы всё-таки остаются (рис. 6). Интересно, что во многих средневековых гравюрах, отражающих любовное слияние, недвусмысленно присутствуют атрибуты смерти – например, как на этой гравюре (рис. 7):
Рис. 6. Смерть. Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г. | Рис. 7. Изображение конъюнкции в виде фантастического чудовища, психологически аналогичного бессознательному союзу мужского и женского, т. е. недифференцированном личности. Средневековая алхимическая гравюра[40] |
Слившаяся пара будто теряет душу. Множество испытаний выпадает на их долю, и не каждая пара их выдерживает. Во взаимоотношениях наступает кризис, и если влюблённые смогут осознать смысл происходящих с ними процессов, то у них появится шанс остаться вместе и выйти на новый уровень отношений. Тогда душа к ним возвращается, и у пары, символически пережившей чёрную алхимическую стадию Nigredo, вырастают крылья.
|
Рис. 8. Вознесение души. Рис. 9. Очищение Рис. 10. Возвращение души
Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.
Появляется изображение Солнца с крыльями – символ просветления. Пара встаёт из гроба. У них по-прежнему одно тело и две головы, но перед нами предстаёт истинный Андрогин – личность, гармонично интегрировавшая в себе противоположности – мужскую и женскую – и достигшая психологической целостности. В этом и состоит подлинный смысл Алхимической Свадьбы – психологического объединения противоположностей, Misterium Conjunctionis.
Рис. 11. Просветление Рис. 12. Новое рождение
Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.
Далее у Андрогина появляются новые одежды, и он представляет собой Ребис, символ завершения Великого Делания и обретения Философского Камня истинной мудрости и духовно-психологической целостности. В таком состоянии влюблённые избавлены от симбиотической зависимости, каждый из них обрёл внутреннюю свободу, и теперь они взаимодействуют друг с другом легко и радостно, танцуя свой счастливый космический танец.
Рис. 13. Ребис.
Илл. из алхимического трактата «Rosarium Philosophorum», Франкфурт, 1550 г.
Есть ещё один планетарный архетип, связанный с алхимической трансформацией, – это Сатурн. Он ответственен за границы, форму, структуру, защиту и безопасность. Архетипически Сатурн связан с ограничением, сжатием, различными препятствиями, а также с ответственностью и дисциплиной. Поскольку Сатурн последней планетой, видимой невооружённым глазом, то люди считали его Стражем Порога, за которым начинается невидимый, потусторонний мир, и в древней системе Септенера, до и изобретения телескопа и открытия высших планет, Сатурн знаменовал собой смерть в физическом мире и переход в иной, тонкий мир.
Алхимическая символика Сатурна связана с сырой, необработанной, первичной материальной субстанцией – Prima Materia, которая в дальнейших алхимических операциях претерпевала превращение и трансформировалась в иное, более совершенное состояние. Соответственно, первая алхимическая стадия, связанная с Сатурном, называлась Nigredo – “чёрная стадия”. Так как на этой алхимической стадии материя «умирает» – то есть, меняет своё состояние – то на многих алхимических гравюрах, изображающих стадию Nigredo, присутствуют атрибуты смерти – череп, кости скелета, а также чёрный ворон.
|
Рис. 14. Средневековые алхимические изображения Nigredo
Металл, связанный с планетарным архетипом Сатурна, – это плотный, тяжёлый свинец, Plumbum, 82-й элемент периодической системы элементов Менделеева. Неудивительно, что планетарный архетип Сатурна связан с жизненными кризисами человека, в процессе которых личность претерпевает изменения, как бы умирая в прежнем состоянии и рождаясь в новом. Личность человека символически проходит через стадию Nigredo и проживает состояние Mortificatio.
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых операций – внутренней алхимией.
Процесс психотерапии, подчас, запускает череду глубоких и таинственных событий. Подчас психологу и его клиенту достаточно легко потерять путеводную нить. Часто именно поэтому многие люди с таким отчаянием цепляются за узкие и порой не адекватные теории – они, по крайней мере, дают ощущение хоть какой-то ориентации. Но если не помещать психические явления в прокрустово ложе одной из предвзятых теорий, возможно, нам стоит искать категории для понимания души в ней самой. Древнее алхимическое высказывание гласит: «Раствори вещество в его собственной воде». Именно это мы и делаем, когда пытаемся понять процесс психотерапии в терминах алхимии.
Как продемонстрировал Юнг, алхимическая символика – в значительной мере – продукт бессознательной души. Когда Юнг изучал алхимию, он обнаружил, что обширный мир алхимических образов и является «собственной водой», которую можно использовать, чтобы понять сложные содержания психики. Он писал: «Я очень скоро открыл для себя, что аналитическая психология совпадает самым забавным образом с алхимией. Опыт алхимиков был, в некотором смысле, моим опытом. А их мир – моим миром. Возможность сопоставления с алхимией и непрерывная мыслительная традиция, связавшая меня с гностиками, послужили фундаментом моей психологии».
|
Алхимический процесс превращения неблагородных металлов в нечто ценное – философский камень, золото или эликсир вечной жизни – можно рассматривать на психологическом языке как определенную метафору психологического роста и развития человека.
Можно сказать, что алхимические образы описывают процесс глубинной психотерапии, поскольку он идентичен тому, что Юнг называл индивидуацией. Особая ценность алхимии состоит в том, что ее образы конкретизируют события трансформации, происходящей в психотерапии. И образы алхимии являются наиболее значимыми конечно же для того, у кого был личный опыт контакта с бессознательным.
Основным инструментом в понимании внутреннего мира для К. Юнга стало активное воображение. Его акцент на активном воображении открыл новую область исследования, включая выявление внутренних фигур и освоение мира воображения. Воображение имеет долгую и впечатляющую историю, играющую центральную роль в представлениях о духовном росте, особенно в эзотерической линии, такой как магическая и алхимическая традиции. Конечно же не каждый алхимик понимал концепцию воображения. Однако существует достаточно значимая теория воображения, которую можно обнаружить в трудах некоторых алхимиков. Взгляд алхимии на воображаемую реальность может многому нас научить в плане теории и практики активного воображения и его роли в процессе индивидуации. Ведь алхимик, по сути, сам того не понимая взаимодействовал с внутренним образом (архетипом) и посредством этого взаимодействия направлял его (архетипа) силу в потенциальную Самость (центр психического), создавая трансмутацию (психологическую трансформацию), которая генерировала проявленную Самость (Философский Камень).
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!