Бытиё системы есть совокупность её взаимодействий. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Бытиё системы есть совокупность её взаимодействий.

2020-11-03 136
Бытиё системы есть совокупность её взаимодействий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку есть взаимодействия во внешней среде и во внутренней, то есть бытиё внешнее и внутреннее. Старение системы представляет собой проявление времени, главными признаками которого являются последовательность и необратимость (т.е. однонаправленность). Значит, бытиё циклично, оно имеет начало и конец с ростом, созреванием, зрелостью, увяданием в промежутке. И какую бы ОС-му мы ни рассматривали, она всякий раз будет находиться в каком-то месте (т.е. как-то будет сориентирована во внешней среде) и в каком-то времени (т.е. будет как-то сориентирована в цикле бытия своём и сверхсистемы).

Наличие чётких, устойчивых связей в системе определяет продолжительность её бытия. Причём, продолжительность бытия упорядоченных систем (т.е. насыщенных структурной информацией) значительно превосходит таковую систем неупорядоченных. В упорядоченных системах структуры живут дольше, чем элементы, входящие в состав системы. Для примера можно взять случайных попутчиков в купе поезда, которые собрались вместе только потому, что им надо приехать в одно и то же место, и, скажем, католическую церковь, существующую на протяжении веков. Система под названием “попутчики в купе” просуществует те несколько дней, пока пассажиры (элементы этой системы) будут ехать к месту назначения. Система распадётся, связи исчезнут, и попутчики не смогут влиять на поведение друг друга. Система исчезнет, её же элементы будут существовать и дальше. А, вот, в системе “церковь”, элементами которой являются верующие, структура преобладает над элементами (сколько уже сменилось римских пап, кардиналов, аббатов!).

Напрашивается примерно такая типология открытых систем (Табл. 10):

Табл. 10. Типология открытых систем

Пассивные Открытые Системы

Равновесные

Неравновесные

Простые

Сложные

Простые

Сложные

Иерархические

Неиерархические

Иерархические

Неиерархические

Иерархические

Неиерархические

Иерархические

Неиерархические

малые большие малые большие малые большие малые большие малые большие малые большие малые большие малые большие
                               

 

Активные Открытые Системы

Равновесные

Неравновесные

Простые

Сложные

Простые

Сложные

Иерархические

Неиерархические

Иерархические

Неиерархические

Иерархические

Неиерархические

Иерархические

Неиерархические

малые большие малые большие малые большие малые большие малые большие малые большие малые большие малые большие
                               

 

Видимо, надо признать наличие некоего закона дробления ОС-м. В нём должны быть отражены отношения массы системы к силе поверхностного натяжения, т.е. соотношение центробежных и центростремительных сил. Так отрывается от сосульки капля воды, делится надвое одноклеточная бактерия, распадается радиоактивный уран или пчелиный рой. Это значит, что какие-то внутренние противоречия, трения, разногласия, напряжения достигли критической величины и вызвали распад системы. После достижения критического соотношения силы поверхностного натяжения оболочки ОС-мы и массы её внутренней среды, у ОС-мы остаётся выбор: либо усложняйся (создавай отсеки с перегородками и т.п.), либо распадайся. Это возможно в случае, если окружающая среда ОС-мы менее плотная, чем её внутренняя среда и она не препятствует распаду.

Также надо признать существование закона слияния ОС-м. Так в пересыщенном растворе образуются кристаллы, разрозненные рабочие объединяются в профсоюз, из противоречивых догадок рождается открытие. Это происходит при давлении со стороны внешней среды на внутреннюю среду ОС-мы. Слияние приводит к уплотнению внутренней среды и разряжает напряжение на границах этих двух сред. Внутренняя среда уменьшилась в размерах и стала примерно такой же плотности как внешняя среда.

Не всегда слияние и дробление происходит под влиянием внутренних обстоятельств ОС-мы. Возможно также и насильственное дробление и слияние. Когда люди добывают полезные ископаемые, то они насильственно дробят руду для извлечения из неё нужных им веществ. Столь же насильственно какой-нибудь ёж дробит какого-нибудь жука, чтобы удовлетворить свою пищевую потребность.

Надо различать слияние и присоединение. В первом случае размеры соединяющихся систем примерно равны. Во втором случае одна из систем заметно больше по размеру. Тогда происходит присоединение меньшего к большему. Т.е. меньшее входит в состав большего, поглощается им. Поглощение может быть тоже разным. В одном случае присоединенное становится одной из подсистем поглотившей её ОС-мы, т.е. не теряет своей целостности, вполне определённой, хотя и ограниченной, самостоятельности (становится симбионтом, как митохондрии в составе клетки). В другом случае поглощенная система дробится на составные части, которые распределяются во внутренней среде большой ОС-мы в соответствии с её нуждами (как пища в пищеварительной системе животных). В первом случае имеет место нечто модульное. Модуль – ОС-ма, не имеющая самостоятельного значения и не имеющая возможности существовать самостоятельно. Это специализированная ОС-ма, для проявления всех своих достоинств она нуждается в кооперации с другими ОС-мами. Неспециализированные ОС-мы ведут натуральное хозяйство. Хоть не очень хорошо делают продукцию, зато не зависят от других. Можно, стало быть, выделить объединения свободных неспециализированных ОС-м и объединения специализированных ОС-м. Объединение первых чаще всего вынуждено какими-то внешними опасностями. Так зимой собираются в стаи волки, образуют стада зубры и т.д. Как только неблагоприятные обстоятельства прекращаются, система распадается на исходные элементы. Сообщество специализированных элементов, наоборот при благоприятных обстоятельствах будет очень сплоченным и только неблагоприятные обстоятельства вынудят их к бегству из системы.

Какие неисправности могут быть в ОС-ме? Можно даже сказать: каким болезням подвергается ОС-ма? Можно указать сразу на истощение и пресыщение. Т.е. болезни недостатка чего-то нужного в системе и болезни чего-то нужного во вполне определённом количестве, но по каким-либо причинам превысившего этот предел и поэтому сделавшимся уже опасным и нежелательным. Отравление есть пример болезни избытка. От него избавляются с помощью аварийного выведения этого избытка: выплёвывание, рвота, понос. От крайнего недостатка спасаются либо аварийным повышением поисковых действий, либо оцепенением, приводящим к аварийной экономии средств. В первом случае неудача может обернуться скорой гибелью. Во втором случае риск менее велик, но и вероятность обретения необходимого тоже менее велика.

Рассуждая системно, можно сказать просто: при избытке элементов во внутренней среде системы для её устойчивого существования необходимо устранить этот избыток. Легко указать и пути: закрыть вход (прекратить поступление избыточных элементов), увеличить объем внутренней среды для размещения избыточного населения (создать для них рабочие места), открыть выход (отправить их в другие ОС-мы искать своего счастья). Если не предоставить недовольному населению мест в обществе, они сами начнут их себе стихийно создавать. Если для такого стремления проложить законодательные пути, то можно с их помощью освоить новые необжитые местности, новые рискованные сферы деятельности, можно подвигнуть их на изобретательство и открывательство, поскольку это наиболее активная (потому что неустроенная) часть населения. Если не дать такой активности созидательного направления, то неизбежен будет рост преступности и всяческой социальной напряжённости.

Когда же система истощена, то воспевается аскетизм, бережливость, расчётливость. Тут уже вход широко открыт, а выход крепко запечатан. Поиск новых средств существования должен вестись осторожно и быстро, ошибок должно быть мало, так как любая ошибка ведёт к дальнейшим потерям и без того скудных запасов средств. Если в системе есть места, но на них нет обитателей, то призыв их осваивать может привлечь избыточные трудовые ресурсы из перенаселённых систем.

За всем этим одна и та же причина, одна и та же схема – всё это системно устроено.

 Жизнь

 Поскольку системы эти открытые, то в той или иной степени они неравновесны (в них что-то поступает, что-то из них выделяется). Но можно, всё-таки, провести между системами равновесными и неравновесными вполне определённую границу.

К примеру, каково различие между пламенем свечи и камнем? Элементы, из которых состоит камень воспринимают из внешней среды энергию, которая в разных видах (в виде излучения или непосредственного соприкосновения) передаётся от поверхности камня к элементам, находящимся в глубине его внутренней среды. При этом не происходит замены самих элементов, что имеет место в пламени свечи. Дуновение ветра меняет его форму, но пламя продолжает существовать, пока есть тяга, пока есть разность потенциалов. Пламя представляет собой поток, неравновесную систему, а камень – равновесную. Бытиё таких потоков зависит от разности потенциалов (РП-лов) на входе в ОС-му и выходе из неё. При резких изменениях РП-лов система может погибнуть (разрушится её внутренняя среда). Живые ОС-мы активны, они сами поддерживают постоянство своей внутренней среды[3] (поскольку их бытиё возможно только при определённом соответствии между условиями их внешней и внутренней сред), в одних случаях преобразуя её в соответствии с условиями внешней среды, в других случаях преобразуя внешнюю среду “под себя”. Можно дать такое определение жизни:

Жизнь есть бытиё (совокупность взаимодействий)
активных неравновесных открытых систем.

Все известные живые существа (так ещё называют АНОС-мы) представляют собой такие потоки (в них происходит обмен веществ, обновление элементного состава внутренней среды). Важным признаком жизни является непрерывность самотождественности. В живой ОС-ме есть память о её предыдущем во времени существовании в виде именно этой ОС-мы. Утрата памяти о своей самотождественности равнозначна гибели этой ОС-мы.

В неравновесных системах на место элементов, “выработавших свой ресурс” приходят новые элементы, в общих чертах похожие на своих предшественников. Можно говорить о какой-то иммунной защите системы при приёме в свой состав новых элементов. Какие-то элементы обновляются быстрее, какие-то медленнее, но те, что ещё не ушли, “консерваторы”, не позволяют новичкам-“радикалам” переделать систему по своему усмотрению. В ней сохраняется преемственность структуры. Хотя, если в неё вольётся очень много новичков, система может существенно измениться, но и тут ещё можно усмотреть преемственность. Возможно отпочкование новых систем от старых при сохранении связи или при полном её разрыве. Когда же новые элементы никак не могут втиснуться в старые структуры, то система распадается на элементы (гибнет, перестаёт существовать), которые потом могут влиться в состав других систем, не имеющих с данной ничего общего. Тогда в новых системах от элементов могут понадобиться совсем другие свойства. Также, если нет притока “свежих сил” неравновесная система может угаснуть.

Активные ОС-мы при неблагоприятных обстоятельствах могут впадать в спячку, цистироваться (циста – покрытая плотной защитной оболочкой внутренняя среда ОС-мы), превращаясь на некоторое время в равновесные системы. Так они защищаются от избытков и недостатков во внешней среде. Ведь главное для них – сохранить непрерывность самотождественности.

Пассивные равновесные ОС-мы могут быть очень сложными, но в них НЕТ жизни. Таковы роботы, всевозможные вычислительные машины, электронные микроскопы и томографы, синхрофазотроны и т.п. В роботах нет монад. Искусственный интеллект не вырабатывает мыслей и не насыщает ими высокочастотные вибрационные пространства. Роботы не производят возгонки.

И у генетиков есть пределы. Даже если они создадут каких-то химер с помощью генной инженерии, то, если в них некому будет воплощаться, они не сделаются живыми без монад.

Психика

Ранее мы установили, что среди ОС-м можно выделить системы пассивные и активные.

Объекты – пассивные ОС-мы. Они примитивны, предсказуемы, одинаковы.

Субъекты – активные ОС-мы. Они самостоятельны, непредсказуемы, уникальны.

Субъекты, в отличие от объектов, обладают психикой.

ОС-мы обмениваются элементами и тем самым взаимодействуют с другими системами.

Психику можно рассматривать как посредника, призванного обеспечить внутренней среде ОС-мы успешное существование в столь непредсказуемо и сложно устроенном мире.

Психика является информационной системой, обладающей средствами получения информации о внутренней среде (интероцепторы) и внешней среде (экстероцепторы), средствами её переработки (мышление), хранения (память) и выдачи (поведение и деятельность). Повторю ещё раз:

Психика – система сугубо информационная!

А в психике происходят психические явления. Их выявлено четыре вида.

Это психические свойства, состояния, процессы и материалы.

Психические свойства – это относительно устойчивые во времени психические явления, определяющие суть индивида (индивидуальности, личности), его поведение в тех или иных обстоятельствах. Психические свойства тоже четверятся:

Потребности –психические свойства, отражающие необходимость для данной системы тех или иных обстоятельств как её внутренней, так и её внешней среды.

Способности – психические свойства, обеспечивающие успешность удовлетворения потребностей.

Опыт - индивидуальные накопления знаний, умений, переживаний.

Представления о действительности –образ, модель действительности, сложившаяся у индивида в процессе взаимодействия с нею (ещё её называют "картина мира").

Психические состояния [4]–психические явления, отражающие степень удовлетворённости той или иной потребности в сопоставлении с возможностями их удовлетворения. Они влияют на скорость протекания психических процессов, их насыщенность.

  Это: достаточность, преодоление, преображение, нестерпимость.

Как одну из основных характеристик психических состояний, можно выделить ощущение проживания времени, насыщенность его событиями. Так, в состоянии достаточности, когда все насущные нужды удовлетворены, время течёт спокойно, размеренно, пространство не таит угрозы и можно расслабиться (много времени, много пространства). Это ож и данная легкость: предполагалось, что всё будет хорошо, оно так и есть. Потому эмоции спокойные. В состоянии преодоления, когда потребности не удовлетворены и ощущается существенное отклонение от их наилучшего состояния (либо голод, либо пресыщение), когда нужно срочно находить средства для удовлетворения потребностей, кажется, что времени и пространства мало, некогда проводить обширные длительные поиски, а надо быстро и точно действовать. Это вхождение в ож и данные затруднения: силы собраны, внимание сосредоточено, неприятности не обескураживают. В состоянии преображения кажется, что пространства много, а времени мало - “счастливые часов не наблюдают!” Это состояние неожиданного облегчения, приятной встречи, выхода из затруднения. Состояние нестерпимости, напротив характеризуется встречей с неожиданными осложнениями. Тут кажется, что пространства мало и потому некуда спрятаться от надвигающихся и уже происходящих напастей. Времени много – оно тянется, тянется и гнетёт вопрос: “Когда же это всё кончится?”

Достаточность и преодоление – происходят в ож и данной обстановке, они рациональны, состояния же преображения и нестерпимости возникают в неожиданной обстановке, они иррациональны, содержат больше неопределённости, зависимости от внешних обстоятельств.

Психические процессы –это психические явления, обеспечивающие взаимодействие психики с её внешней и внутренней средами и отражающие особенности такого взаимодействия. Психическими процессами являются: восприятие, мышление[5], переживание, осознавание, п о мнение[6], запоминание, забывание, вспоминание, наблюдение, рассуждение, воображение и т.п.

Психические материалы –это психические единицы, нечто атомарное, далее неразложимое, то, чем оперирует психика. Это психические явления, возникающие вследствие психических процессов побуждаемых психическими свойствами на фоне психических состояний. Материалы делятся на психические сырё и продукты. Вот наиболее известные из них: ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые), образы, понятия, действия, представления, эмоции, чувства, настроения.

В дальнейшем нам много придётся пользоваться словом "мысль", поэтому надо уделить его определению особое внимание. Обычно в психологии мысль определяют как продукт процесса мышления. В языкознании есть такое определение: Предложение – это законченная мысль. Но это очень узкие и совсем не вещественные определения. А ведь высокочастотные вибрационные пространства прямо-таки нашпигованы мыслями. Из вещества мыслей строятся монады! Как в плотном вибрационном пространстве субъекта окружают холмы и овраги, ручьи и заросли, ветры, стужи и знои, так в ТОМ пространстве монад окружают мысли. Монады ими питаются! И они определяют мысли на вкус и своеобразный мысленный запах. Какие-то особо заковыристые мысли оказываются для них несъедобны и они, лишь попробовав, их выплёвывают. А какие-то другие мысли поглощаются монадами прямо-таки с восторгом.

Любознательные существа нуждаются в периодической подпитке новыми впечатлениями, которые они будут осмыслять. Изобретателям нужно периодически что-то усовершенствовать, придумывать самобытные решения известных задач и находить нерешённые проблемы. Исследователи нуждаются в периодической встрече с неведомым, границы которого они жаждут отодвинуть подальше. Если они не получают всего этого в привычном для них ритме, они голодают. Так же и слишком много новизны может вызвать перегрузку ума. Поэтому вполне обоснованно про такое событие можно сказать – объелся новизны.

Поскольку желания являются проявлением потребностей в более точном и определённом виде, то достаточно всего лишь вообразить желаемое, чтобы оно сбылось. Вот тут-то и загвоздка. Все образы основываются на том, что есть в опыте монады. Воображая что-то небывалое, она тем не менее пользуется кусочками уже имеющихся в её памяти образов. Если она захочет придумать себе новых друзей, то они будут состоять из образов уже имеющихся у неё друзей. Она может вообразить идеального друга. Но она не сможет наделить его великой мудростью, если не обладает её сама. Тогда придуманный и воображённый ею мудрец окажется не мудрей её самой. Он будет не настоящим. Этот образ не сделается полноценной монадой. Так можно отличить иллюзию от действительности.

Если же монада не придумает и вообразит, а вспомнит действительно знакомую ей другую монаду, то между ними возникнет телепатическая связь и они через эту связь смогут общаться. Т.е. – обмениваться мыслями.

Так что все эти впечатления, образы, представления, понятия, алгоритмы и т.п. являются разновидностями мысли. Но их проявленность в разных вибрационных пространствах может очень сильно различаться. И эти различия обязательно нужно учитывать, если хочется получить правдивые представления о действительности.

 

Ч е тра

Ориентации обитателя среднего системного уровня, т.е. системы, входящей в состав сверхсистемы, направлены четверояко: на себя (свою внутреннюю среду, что предполагает добычу средств существования и неизбежную при этом экспансию в пространстве), на членов своей сверхсистемы и отношения с ними (это субъекты, “свои”, “наши”), на всех прочих представителей внешней среды, окружающих его сверхсистему (при этом что-то ей дающей и что-то забирающей у неё), т.е. на объекты. И на мир сверхсистем, в котором та сверхсистема, в которой он состоит, является крохотным элементом. Это мир очень медленный, почти неподвижный, побуждающий его к экспансии во времени. Это отражено на рисунке (Рис. 7).

Рис. 7 Направленность ориентаций составных частей четры

В психике происходит отождествление с этими четырьмя ориентациями, что порождает некое целое, которое я называю ч е трой.

В состав ч е тры входят Дух, Ум, Душа и Плоть (Рис. 8).

Рис. 8 Схема соотношения составляющих четры

Надо отметить, что и субъект, и объект представляют собой некие отдельности, они отграничены от окружающей их среды. В этом их сходство. Различаются же они по проявлению активности, по силе и произвольности тех изменений, которые они вносят в окружающую среду. "Субъект" активен, самостоятелен, непредсказуем, сложно устроен – иначе говоря, он обладает некой "жизненностью", "живостью". "Объект" – нечто неактивное, примитивное, несамостоятельное, легко предсказуемое (потому что примитивно устроен). Поскольку субъект самостоятелен, непредсказуем, активен, он неповторим, уникален. Объекты же можно типологизировать, сортировать, поскольку в них можно найти нечто сходное, нечто типичное, присущее каждому объекту данного сорта.

"Субъективное" представляет собой свойство или явление присущее субъекту. Поскольку субъект непредсказуем, сложен, активен, то трудно от него ожидать однозначной оценки обстановки. В неё привносится нечто личностное, присущее только данному неповторимому субъекту. Как-то само собой предполагается, что субъективное в чём-то неточно, искажённо отображает действительность. "Объективное" неподвластно влиянию личностных обстоятельств. Для получения объективных данных используются откалиброванные приборы, показывающие одинаковые результаты независимо от того, кто их применяет. Но можно предположить, что объективные данные просто грубее, чем субъективные, что у приборов просто нет соответствующей разрешающей способности, чтобы уловить те оттенки, которые доступны субъективному восприятию. "Объективное" устойчиво, инвариантно ко многим обстоятельствам, которые часто оказываются несущественными, оно повторяемо, воспроизводимо. "Субъективное" чутче, тоньше и, вследствие этого, неустойчивей.

В приводимой далее таблице (Табл. 11) даётся ряд признаков, по которым можно чётче различать составляющие четры.

Табл. 11 Признаки составляющих четры

Дух Ум Душа Плоть
Время Объекты Субъекты Пространство
Мироцентризм (я – объект, мир – субъект) Ацентризм (я – объект, мир – объект) Панцентризм (я – субъект, мир – субъект) Эгоцентризм (я – субъект, мир – объект)
Всё отдать Поделить по справедливости Поделить поровну Всё забрать
Аскетизм Радикализм Консерватизм Гедонизм
Инстинкт самоопределения Познавательный инстинкт Стадный инстинкт Инстинкт самосохранения
Информация Энергия Энтропия Масса
Выделение Переработка Сохранение Поглощение
Вечное Будущее Прошлое Настоящее
Везде Там Здесь Нигде

Четра состоит из Духа, Души, Ума и Плоти как представительств в психике соответствующих потребностей и способностей:

Потребности

Потребности разделяются на четыре вида: потребности Плоти, потребности Души, потребности Ума, потребности Духа. Сами же потребности, наряду со способностями, опытом и представлениями о действительности входят в состав четры. Концепция структуры четры разработана мной для описания наиболее фундаментальных проявлений личности. В их основе лежат 4-е фундаментальные потребности: плотская, душевная, умственная, духовная. Но это не просто совокупность потребностей. Каждая составляющая по-своему воспринимает мир, по-своему перерабатывает воспринятое, имеет свои ценности и свои способы добывания и хранения этих ценностей.

Так, у них разное в и дение действительности: Ум хорошо различает объекты и вообще всё объективное, Душа – субъекты, Дух – воспринимает мир во временных измерениях, Плоть – в пространственных.

Ум и Душа, воспринимающие мир дробно, представляют собой рациональную сторону четры. Ум чуток к различным закономерностям, всюду их выискивает, производит классификации и систематизации, Душа больше чутка к сходству, чем к различию, склонна сочувствовать и сопереживать. Ум обезличивает субъектов, стремясь выявить у них свойства и типы, а Душа одушевляет предметы, видит в них что-то родственное себе. Ум не признаёт никаких запретов для познания и изменения познанного, Душа же консервативна и тяжело расстаётся со старыми привычками, со старым укладом жизни, что может иногда привести к вспышкам жестокости и фанатизма, обосновываемых защитой священных ценностей. Обобщая можно сказать, что Ум стремится к привнесению нового в старые условия, а Душа – к привнесению старого в новые условия. Ум рассудителен и приводит доводы, основанные на логике рассудка. Душа знает только логику чувств и не столько объясняет, сколько уговаривает.

Плоть и Дух, воспринимающие мир целостно, представляют собой иррациональную сторону четры. Плоть озабочена постоянством состояния внутренней среды организма, стремится к достатку, но как только его достигает, тут же растекается в блаженстве. Она живёт одним днём. Из-за этого часто попадает в неприятные обстоятельства. Плохо видя будущее, Плоть, раз-другой пострадав, начинает делать всевозможные запасы, но порой делание запасов становится самоцелью, доставляющей ей много удовольствия (стяжательство), а заодно и проблем (защита от посягательств).

Дух устремлён к вечному, неизменному, его не прельщает сиюминутная выгода, он склонен легко расставаться с ненужным, так как разбирается в том, что ему будет нужно, а что – нет. Он во всём, с чем бы ни соприкоснулся, ищет, прежде всего, смысл. Дух заинтересован в качественном росте, Плоть – в количественном. Дух устремлён ввысь, к первоосновам бытия, к экспансии во времени (т.е. к вечной жизни). Плоть – вниз, к приземлённости быта, к экспансии в пространстве. Ценности Плоти – целостность тела и среды его обитания, а также всё, что способствует их сохранению и приращению. Ценности Духа – независимость от ненужного, неглавного и причастность к главному, изначальному.

Способности

Соответственно потребностям есть и способности Плоти, Души, Ума и Духа. Следующие описания я бы не признал строго научными, это скорее метафорически очерченные области, строение которых ещё надо уточнять.

В основе плотских способностей лежит способность одновременно отождествляться и растождествляться. Это доверчивая бдительность, расслабленность с готовностью к немедленным действиям, способность выкарабкиваться из самых невероятных переделок благодаря предельному напряжению всех сил в ответственный момент (“живучесть”). Сюда же относятся сила, выносливость, быстрота, ловкость, здоровье, высота порогов восприятия и прочие способности сенсомоторной сферы.

В основе душевных способностей лежит способность отождествляться. Т.е. вживаться в другого, совпадать с ним: сопереживать, сочувствовать, сострадать и сорадоваться. Отсюда развивается способность подражать, вживаться в образ, артистизм. Отсюда же и внушаемость, гипнабельность. Благодаря способности отождествляться, душевной чуткости, оказывается возможным влиять на настроение другого человека сначала войдя в его состояние, а потом через сопереживание передать ему своё настроение (“заразить” своим настроением).

В основе умственных способностей лежит способность растождествляться: вычленяться, не сливаться и не совпадать с окружающим. Это помогает замечать всевозможные несовпадения и несоответствия и придавать им значение, не проходить мимо чего-то необычного. Такие способности: широта, гибкость, пластичность, изобретательность, изворотливость, критичность, глубина ума, сообразительность, проницательность, остроумие и чувство юмора (способность замечать смешное), смелость и оригинальность мысли.

В основе духовных способностей лежит способность быть вне (способность не отождествляться и не растождествляться одновременно). Это отрешённость, отстранённость, собранность, невозмутимость, решительность, дисциплинированность, упорство, настойчивость, самообладание, целеустремлённость, стойкость, терпение, решимость, сосредоточенность. Всё это возможно благодаря высокой осознанности, присутственности при всём происходящем, не позволяющим на что-либо отвлечься. Без осознанности нет п о мнения о цели, а без п о мнения о цели нет воли.

Уровни духовного развития

Первоначально, когда я вплотную занялся исследованием этих уровней[7], мне думалось, что это касается только людей. Потом мне думалось, что это понятие применимо только для воплощённых монад. Дальнейшие исследования показали, что значение уровней духовного развития (УДР-ов) простирается очень далеко. Оно касается и не воплощающихся монад тоже. Поскольку эта книга написана в основном для людей, то можно было бы привести понятные людям примеры из людской жизни. Но когда применяешь это понятие в качестве характеристики самых разных монад, порой очень высоких уровней вложенности, простирающихся размерами на многие тысячи световых лет, то такие примеры могут оказаться неуместными и даже смешными. Здесь я только кратко опишу уровни духовного развития, чтобы у читателей было хотя бы самое общее представление о них, достаточное для понимания излагаемого далее.[8]

Типология уровней духовного развития не является строгой в том смысле, что возможны переходы с уровня на уровень одного и того же индивида в течение его жизни. Каждому из уровней соответствует определённый набор ценностей. В какие-то временн ы е отрезки жизни для индивида оказываются особенно близки ценности какого-то из уровней. На этом уровне он и задерживается. От этого уровня возможны непродолжительные отклонения. Даже в течение какой-нибудь получасовой беседы возможны скачки с уровня на уровень у собеседников.

Применительно к людям УДР-ы воспринимаются примерно так:

Люди, знакомые с индийской системой чакр, сразу же пытаются отождествить УДР-ы с чакрами. Но это не одно и то же. Чакры – точечны. Но УДР-ы не точечны. Это участки на оси. И общаясь с кем-либо, созерцая что-либо, или иным способом воспринимая что-то можно ощутить особое ощущение вроде сжатия, покалывания, потепления в определённых участках оси, мысленно проведённой от копчика (0-вой УДР) до макушки (7-ой УДР) и выше над головой (8-ой УДР). Случается ощущать такие сжатия и в нескольких местах, если, например, слушаешь музыкальное произведение, исполняемое оркестром. И при этом музыканты исполняют свои музыкальные партии, пребывая каждый в своём УДР-е. 

Теперь пишу об УДР-ах применительно к монадам.

В таблице (Табл. 12) описаны уровни – чрезвычайно кратко и упрощённо – того, что я называю духовным развитием.

Табл. 12 Кратчайшие описания уровней духовного развития применительно к монадам

Описание Название
0. Злобные, обидчивые, завистливые, алчные, властолюбивые, эгоистичные, жестокие разрушители. Злыдни
1. Неприхотливые, терпеливые, исполнительные, нелюбознательные и нелюбопытные труженики. Трудяги
2. Беззаботные иждивенцы, склонные к весёлому бездумному совместному времяпровождению. Потребители
3. Ответственные, рассудительные, слегка амбициозные конторские служащие. Писари
4. Заботливые, сострадательные, чуткие, альтруистичные опекуны, кормилицы, сиделки, врачи, озабоченные здоровым счастливым настоящим своих подопечных. Матушки
5. Требовательные, внимательные, конструктивные, целеустремлённые воспитатели, учителя, наставники, озабоченные здоровым счастливым будущим своих подопечных. Батюшки
6. Любознательные, внимательные, дотошные, сообразительные исследователи, открыватели, искатели, изобретатели, наблюдатели, разведчики, сыщики. Умники
7. Обладающие огромным многомерным воображением планировщики, созидатели, и т.п., создающие и поддерживающие множество связей и процессов. Духовники
8. Исполненные величайшей торжественности и благородства ядра сложных монад (училищ, обителей, предприятий и т.п.) порождающие, обучающие, управляющие, направляющие, развивающие множество простых монад. Радетели

 

Замечены связи между 0-вым и 2-ым уровнями, между 1-ым и 4-ым, между 3-им и 5-ым. Можно предположить, что 0-вые, как и второуровневые, настроены иждивенчески и хотят, чтобы другие их обслуживали. Только для представителей 2-го УДР-а это обусловлено их возрастом и малым жизненным опытом, а для представителей 0-вого УДР-а это принципиальная позиция. Периодически Потребители расстроившись из-за того, что им отказывают в быстром удовлетворении их желаний, могут в порыве гнева съехать на 0-вой УДР и чего-нибудь разрушить.

Представители 1-го УДР-а – в норме доверчивые и простодушные – могут в некоторых обстоятельствах сильно расчувствоваться и приподняться до осуществления самоотверженных порывов, свойственных представителями 4-го УДР-а.

Так же и ревностные службисты 3-го УДР-а, заботясь о процветании вверенного им предприятия или подразделения, могут задуматься о подготовке преемников. Со временем такие стремления могут перерасти в полноценную наставническую деятельность, свойственную представителям 5-го УДР-а.

Вполне возможно, что есть УДР-ы и выше 8-мого. Мне они пока недоступны.

Из всех психических состояний состояние нестерпимости наиболее мучительно. Чем длительнее пребывание в нестерпимости, тем оно мучительней. На самом дне этой шкалы расположились представители 0-вого УДР-а, которым нравится мучить других субъектов – мучители. Они получают наибольшее удовольствие от того, что мучают других. Чувство, побуждающее их так поступать, называется жестокость. Жестокие мучители – наиболее вредная и опасная часть общества. Чуть выше – ненавистники. Они стремятся уничтожать всё, что они ненавидят. Ненависть – это чувство, в котором содержится пожелание скорейшего небытия, исчезновения того, на что направлено это чувство. Можно различить ненавистников акти


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.