Политическая система общества, и каковы ее элементы. Место и роль государства в политической системе. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Политическая система общества, и каковы ее элементы. Место и роль государства в политической системе.

2020-11-03 102
Политическая система общества, и каковы ее элементы. Место и роль государства в политической системе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТГП

1. Общие направления становления ТГП.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Солона, Клисфена. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Государство формировалось в результате борьбы между патрициями (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население), не допускавшимися к управлению обществом.

3. Древнегерманская. Древние германцы завоевали территории Римской империи, потребовалось создание аппарата управления, то есть организация публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

5. Европейский. Данный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государство образующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма.

2. Причины и закономерности возникновения ГП.

Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определённом этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Закономерности появления государства:

1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

4) Необходимость ведения войн.

Причины:

1) войны и военная организация, которые способствовали пере­ходу к государственности;

2) географическая причина. Многие древние государства и цивилизации возникали в местах, требующих организации совместных действий (долины рек или берега морей);

3) экологическая - создавала условия для развития социально- экономического неравенства, определенных видов хозяйственной деятельности, например ирригации, скотоводства, земледелия и др.;

4) демографическая. Ч исленность и плотность на­селения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни;

5) психологическая - инициировала процессы политогенеза;

6) внешняя. Опасность внешней угрозы способствовала развитию внутренней организации и институционализации политических форм;

7) национальная. До­минантой образования национальных государств;

8) экономическая. Р ост производитель­ности труда, возникновением излишков, разделением труда, появ­лением денежной торговли.

Европейский путь: разложе­ния общины и возникновению частной собственности на землю; возникновение частной собственности на землю; ·социальная дифференциация общества, образование антаго­нистических классов; формирование органов управления и принуждения.

Восточный путь: государства возникли в долинах крупных рек: в зонах поливного земледелия, сохранения и объединения общин и укрепление общественной собственности на основное средство производства, выделение социального слоя - управленцев, осуществляющих организацию общественных работ, пирамидальная организация общества: монарх, высшее чиновничество, жрецы, государственный аппарат, общинники, рабы.

3. Функции ГП на современном этапе развития общества.

Онтологическая функция (онтология – учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

Эвристическая функция (эвристика - искусство нахождения истины) ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Методологическая функция, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Идеологическая функция, ТГП приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Организационно-прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ:

1) Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка –защита интересов личности и общества.


2) Экономическая;

3) Налогообложения;

4) Социальная;

5) Культурная и др.


ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ:

1) Оборона страны;

2) Обеспечение международного мира и безопасности;

3) Сотрудничество с другими государствами.

 

4. Теории происхождения государства, в т.ч. в современном мире.

Теологическая теория. Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от религиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. БОГ СОЗДАЛ ГОСУДАРСТВО.

Договорная теория. О бъясняет происхождение государства общественным договоромрезультатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V–IV веках до н.э. Софистами в Древней Греции.

Органическая теория. Представители этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. В соответствии с теорией человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм- государство, в котором правительство выполняет функции мозга и управляет всем организмом. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА.

Психологическая теория. Созданная Л.И. Петражицкого, Г Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Теория насилия. Выдвигали Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. деятели XIX в. Они объясняли возникновение государства м права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Патриархальная теория. Возникла в древности, её основоположниками являются Аристотель, Кофуций. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Следовательно, его власть- это продолжение власти отца, и он является отцом всех своих подданных. ПРОДУКТ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ.

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ. Созданная К.Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Ленином, Л.-Г. Морганом, объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего, экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права. ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

5. Специфика возникновения права.

Право – это система общеобразовательных, формально-определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством, являются регулятором общественных отношений.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

1. Право возникло с появлением человеческого общества, т.е. те нормы поведения, которые существуют в первобытном обществе, это и есть право. Так как первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми.

2. Право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше, чем Г. Основной причиной послужило появление частной собственности, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление государства, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только государство (аппарат принуждения).

3. Право возникло одновременно с государством и причины его возникновения те же, что причины возникновения государства. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное право - нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством).

6. Основные признаки правового государства. Примеры современных правовых государств.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности.

1. верховенство закона на всей территории страны;

2. соблюдение принципа разделения властей;

3. взаимная ответственность личности и государства;

4. господство правовых норм;

5. гарантии прав и свобод личности.

РОССИЯ, ШВЕЦИЯ, ЯПОНИЯ, США, АВСТРАЛИЯ, ГЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ и т.д.

 

7. Сущность принципа разделения властей. Его реализация в современных государствах.

1) законодательная – обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни;

2) исполнительная – представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.

3) судебная –  осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.

Сущность принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, потому что в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Сдерживание исполнительной власти достигается посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Основателями теории разделение властей
считаются английский философ-материалист, создатель
идейно-политической доктрины материализма Джон Локк
и французский просветитель, философ и правовед
Шарль Луи Монтескье.

Принцип разделения властей - политико-правовая
теория, согласно которой государственная власть должна
быть разделена между независимыми друг от друга (но при
необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной). Смысл идеи разделения властей – не допустить
злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в
пределах одной ветви. РФ носителем законодательной власти и
представительным органом
является Федеральное
собрание. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется
посредством конституционного, гражданского, административного и
уголовного судопроизводства.
Президент РФ, будучи главой государства
является верховным представителем РФ и внутри
страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих
условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативам.
Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и
механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют
исполнительную власть доминирующей в системе государственных
органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России
прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям
усиления исполнительной власти во всем мире.

 

8. Формы государственного устройства на примере современных государств.

Форма государственного устройства – это составная часть структуры государства, которая характеризует распределение государственной власти между центром и частями государства.

1. Унитарное государство – это единое государство, части которого не обладают признаками государственности (Белоруссия, Франция).

2. Федеративное государство – это союзное государство, части (субъекты) которого обладают признаками государственности (Россия, Австрия, Индия, США, ФРГ, Мексика).

3. Конфедерация – это объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач (Сербия и Черногория).

 

9. Функции государства и их проявление в 21 веке.

· Политическая - государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов.

· Экономическая - государство регулирует экономические отношения и структурные
изменения в экономике.

· Социальная - осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержка культуры.

· Идеологическая - воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей.

· Внешние: участие в решении глобальных проблем, обеспечение национальной безопасности, развитие взаимовыгодного сотрудничества, отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

10. Понятие и функции органов государства.

Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц. В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТГП

1. Общие направления становления ТГП.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Солона, Клисфена. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Государство формировалось в результате борьбы между патрициями (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население), не допускавшимися к управлению обществом.

3. Древнегерманская. Древние германцы завоевали территории Римской империи, потребовалось создание аппарата управления, то есть организация публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

5. Европейский. Данный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государство образующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма.

2. Причины и закономерности возникновения ГП.

Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определённом этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Закономерности появления государства:

1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

4) Необходимость ведения войн.

Причины:

1) войны и военная организация, которые способствовали пере­ходу к государственности;

2) географическая причина. Многие древние государства и цивилизации возникали в местах, требующих организации совместных действий (долины рек или берега морей);

3) экологическая - создавала условия для развития социально- экономического неравенства, определенных видов хозяйственной деятельности, например ирригации, скотоводства, земледелия и др.;

4) демографическая. Ч исленность и плотность на­селения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни;

5) психологическая - инициировала процессы политогенеза;

6) внешняя. Опасность внешней угрозы способствовала развитию внутренней организации и институционализации политических форм;

7) национальная. До­минантой образования национальных государств;

8) экономическая. Р ост производитель­ности труда, возникновением излишков, разделением труда, появ­лением денежной торговли.

Европейский путь: разложе­ния общины и возникновению частной собственности на землю; возникновение частной собственности на землю; ·социальная дифференциация общества, образование антаго­нистических классов; формирование органов управления и принуждения.

Восточный путь: государства возникли в долинах крупных рек: в зонах поливного земледелия, сохранения и объединения общин и укрепление общественной собственности на основное средство производства, выделение социального слоя - управленцев, осуществляющих организацию общественных работ, пирамидальная организация общества: монарх, высшее чиновничество, жрецы, государственный аппарат, общинники, рабы.

3. Функции ГП на современном этапе развития общества.

Онтологическая функция (онтология – учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

Эвристическая функция (эвристика - искусство нахождения истины) ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Методологическая функция, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Идеологическая функция, ТГП приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Организационно-прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ:

1) Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка –защита интересов личности и общества.


2) Экономическая;

3) Налогообложения;

4) Социальная;

5) Культурная и др.


ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ:

1) Оборона страны;

2) Обеспечение международного мира и безопасности;

3) Сотрудничество с другими государствами.

 

4. Теории происхождения государства, в т.ч. в современном мире.

Теологическая теория. Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от религиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. БОГ СОЗДАЛ ГОСУДАРСТВО.

Договорная теория. О бъясняет происхождение государства общественным договоромрезультатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V–IV веках до н.э. Софистами в Древней Греции.

Органическая теория. Представители этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. В соответствии с теорией человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм- государство, в котором правительство выполняет функции мозга и управляет всем организмом. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА.

Психологическая теория. Созданная Л.И. Петражицкого, Г Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Теория насилия. Выдвигали Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. деятели XIX в. Они объясняли возникновение государства м права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Патриархальная теория. Возникла в древности, её основоположниками являются Аристотель, Кофуций. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Следовательно, его власть- это продолжение власти отца, и он является отцом всех своих подданных. ПРОДУКТ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ.

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ. Созданная К.Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Ленином, Л.-Г. Морганом, объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего, экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права. ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

5. Специфика возникновения права.

Право – это система общеобразовательных, формально-определенных правил поведения, установленных и гарантированных государством, являются регулятором общественных отношений.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

1. Право возникло с появлением человеческого общества, т.е. те нормы поведения, которые существуют в первобытном обществе, это и есть право. Так как первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми.

2. Право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше, чем Г. Основной причиной послужило появление частной собственности, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление государства, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только государство (аппарат принуждения).

3. Право возникло одновременно с государством и причины его возникновения те же, что причины возникновения государства. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное право - нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством).

6. Основные признаки правового государства. Примеры современных правовых государств.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности.

1. верховенство закона на всей территории страны;

2. соблюдение принципа разделения властей;

3. взаимная ответственность личности и государства;

4. господство правовых норм;

5. гарантии прав и свобод личности.

РОССИЯ, ШВЕЦИЯ, ЯПОНИЯ, США, АВСТРАЛИЯ, ГЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ и т.д.

 

7. Сущность принципа разделения властей. Его реализация в современных государствах.

1) законодательная – обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни;

2) исполнительная – представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.

3) судебная –  осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.

Сущность принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, потому что в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Сдерживание исполнительной власти достигается посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.