Методическая разработка внеклассного мероприятия — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методическая разработка внеклассного мероприятия

2020-07-03 134
Методическая разработка внеклассного мероприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художники запасной столицы

 

Разработчики мероприятия: Преподаватель Иванова Ж.Н., Преподаватель Шевелева Е.М.

 

Самара, 2020


Согласованно методическим объединением

классных руководителей ГБПОУ

«Самарский государственный колледж

сервисных технологий и дизайна»

___________________ / Н.А. Андреева /

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Автор: преподаватели Ж.Н. Иванова, Е.М. Шевелева

Участники: Студенты 1 курса специальностей 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

Дата проведения 30.04.2020 года.

Тема: Художники запасной столицы

Цель: Формировать активную нравственно-патриотическую гражданскую позицию молодёжи.

Задачи:

1. Пробудить интерес и сформировать мотивации к изучению материалов о Великой Отечественной воне.

2. Воспитать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к своему народу.

3. Сформировать интерес к истории страны и своего города.

4. Углубить знания об исторических фактах и явлениях, расширить кругозор.

5. Вовлечь студентов в активную творческую деятельность.

6. Повысить эстетический и образовательный уровень студентов.

7. Развить грамотную речь и приобрести навыки публичных выступлений и самопрезентации.

Методическое обеспечение: мультимедийный проектор, презентация к мероприятию.


Сценарий открытого мероприятия

Художники запасной столицы

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ПРИВЕТСТВИЕ

Приветствие. Слово берут преподаватели, работавшие с учебными группами над открытым мероприятием.

Великая Отечественная война – событие всемирно-исторического значения и одна из самых страшных страниц в истории нашей Родины. Война оставила неизгладимый след в сознании миллионов людей в нашей стране. Стала для них важнейшим событием личной биографии, вехой исторической памяти. Кто-то героически сражался на фронте, кто-то не менее героически работал в тылу, кто-то отображал эти страшные, героические и трудовые события в произведениях искусства. Этих людей было много, и каждый верил и приближал победу, как мог. Идя в бой, стоя у станка, работая в шахтах, на полях люди защищали свою землю, свою Родину, свой дом. Задача современного поколения сохранить память об этом подвиге, в том числе и через историю своего родного города.

На протяжении всех 75-ти послевоенных лет Великая Отечественная война неизменно входила в круг тех исторических событий, к которым было приковано особое внимание. На тему истории войны создано множество произведений изобразительного искусства, в которых отражены героические сражения на фронтах и, не менее героические будни в тылу. Великая Отечественная война оказала существенное влияние на изобразительное искусство нашей страны. Мы должны помнить имена тех, кто отображал эти страшные, героические и трудовые события в произведениях искусства.

Сегодняшнее мероприятие посвящено знакомству с необычными и менее известнымистраницами истории нашего родного города в период Великой Отечественной войны.

После приветствия собравшихся и краткого вступления,

слово передается ведущим – студентам учебных групп.

Слайд 1

Художники запасной столицы

Владимир Кузьмин Значительное место в собрании Самарского художественного музея занимает изобразительное искусство военных лет 1941-1945 годов. Авторы представленных в нём произведений живописи, графики и скульптуры – ведущие советские мастера – москвичи, ленинградцы и местные куйбышевские художники. Валерия Мамышева Большинство из них создавались непосредственно в Куйбышеве, многие были присланы на выставки авторами из других городов, часть работ является результатом поездок художников на фронт. Но все эти работы являются своеобразными историческими документами, свидетельствующими о жизни страны в тяжёлые военные годы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИ

Слайд 2

Куйбышев – запасная столица

Владимир Кузьмин Появлению собрания этих произведений изобразительного искусства способствовали особые исторические обстоятельства, когда осенью 1941 года, в связи с наступлением немецко-фашистских войск под Москвой, по решению Государственного Комитета Обороны город Куйбышев был назначен запасной столицей СССР. Так тыловой город на три года стал центром политической и культурной жизни страны.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

«Окна ТАСС»

Владимир Кузьмин Большие изменения произошли и в области изобразительного искусства. Уже в июне 1941 года в витринах магазинов на улице Куйбышева, окнах Дворца культуры имени В.В. Куйбышева стали появляться первые военные плакаты. Это были «Окна ТАСС» (Телеграфного агентства Советского Союза), возрождающие традицию «Окон РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – специфической формы массового, малотиражного агитационного искусства, возникшей в период гражданской войны и интервенции (1918-1922). Валерия Мамышева Искусствовед, краевед, директор Куйбышевского художественного музея (1948-1953) В.И. Володин вспоминал, что куйбышевские художники Б.В. Филипченко, В.В. Соколов, В.П. Акимов, Б.В. Шварц, П.П. Бунаков с первых дней войны стали делать «плакаты-призывы к защите Отечества и плакаты-разоблачители фашизма» и приносить их в художественный музей.

Слайд 6

«Окна ТАСС»

Владимир Кузьмин «Окна ТАСС» прославляли героические подвиги защитников Отечества, рассказывали о событиях, происходящих на фронтах и в тылу, о страданиях людей на оккупированной территории, высмеивали гитлеровских «вояк», стремясь вызвать гнев народа, призывали каждого вложить свою лепту в победу над фашизмом. В собрании Художественного музея сохранилось несколько «Окон ТАСС» 1941-1942 гг. с красноречивыми лозунгами «Не отдадим Москвы!», «Ни шагу назад!», «Тыл – фронту!», «Фашизм – это кровавый кошмар!», «Кровь за кровь!», «Врагу не будет пощады!».

Слайд 7

«Окна ТАСС»

Слайд 8

«Вороны в павлиньих перьях»

Валерия Мамышева Среди дошедших до нас наиболее выразительных «Окон ТАСС» привлекают внимание плакаты, составленные как бы из двух кадров «мультфильма», расположенных один под другим, например «Вороны в павлиньих перьях».

Слайд 9

Кукрыниксы

Владимир Кузьмин Это результат совместной работы московских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, творивших под псевдонимом Кукрыниксы.

Слайд 10

«Пышки и шишки»

Валерия Мамышева Сатирически острые, гротескные карикатуры Кукрыниксов на Гитлера и его приспешников, регулярно коментировавшие события Великой отечественной войны, позже были включены авторами в серию «Пышки и шишки», состоящую из 50 листов.

Слайд 11

Плакаты

Владимир Кузьмин В 1956 году она поступила в Куйбышевский художественный музей и пополнила обширное собрание отечественного искусства 1941-1945 годов.

Слайд 12

Василий Прокофьквич Ефанов

Валерия Мамышева В отчёте Куйбышевского областного Союза советских художников за 1943 год отмечалось, что одной из причин повышения качества художественных произведений стало благотворное влияние известных московских мастеров Георгия Савицкого и Василия Ефанова, проживавших в 1942-1943 гг. в Куйбышеве и принимавших активное участие в творческой жизни города.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Василий Ефанов

Валерия Мамышева Другой видный представитель социалистического реализма – Василий Ефанов, чьи портреты Сталина считались каноническими, родился в Самаре, уехав из родного города, в 1920-е годы занимался в студии Д.Н. Кардовского в Москве. С 1930-х годов Василий Ефанов, как и Александр Герасимов, стал приближённым к власти художником, многократным лауреатом Сталинских премий.

Слайд 18

Василий Ефанов. Уличный бой

Слайд 19

Слайд 20

Василий Ефанов. ПортретГероя социалистического труда А.Т. Третьякова

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Василий Ефанов. Хищники

Валерия Мамышева В том же 1942 году для железнодорожного вокзала города Куйбышева Василием Ефановым было выполнено панно «Хищники». Само панно не сохранилось, в собрании художественного музея находится эскиз этой работы. На заснеженном поле – две фигуры в свете луны, отбрасывающие почти одинаковые по очертаниям тени – скорченная страхом фигура фашиста, сложившего руки в жесте отчаяния с застывшей маской смерти на лице, которого по пятам преследует ощерившийся матёрый волк. Хищник догоняет хищника, развязка неминуема, вторгшийся в страну оккупант получает справедливое возмездие. Добиваясь нужного эффекта, Ефанов использует приём усиления гротеска, обобщая формы и избавляясь от ненужных подробностей.

Слайд 24

Александр Моравов. Ждут

Владимир Кузьмин Автор произведений на историко-революционную тему, классик советского изобразительного искусства, бывший член Товарищества передвижников и Ассоциации художников революционной России, Александр Моравов в 1942 году находился в Ульяновске, откуда на выставку в Куйбышев поступили его картины «Подвиг героя» и «Ждут». Обе работы отличаются своеобразной манерой письма – изображения словно вытканы на холсте. Тёмные фигуры моряков в засаде как бы утоплены в зыбкий, как морская стихия, ландшафт с пестреющими в снегу кочками, со слоистыми тучами, покрывающими небо на картине «Ждут».

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Леонид Танклевский. Клятва

Владимир Кузьмин Леонид Танклевский - автор картины «Клятва», показанной на выставке «Великая Отечественная война», учился в Киеве, в 1926 году переехал в Москву, где работал совместно с классиком советского искусства Б.В. Иогансоном. На картине представлена сцена возвращения советских войск в отбитое у немцев село. Стремясь вызвать справедливый гнев народа, художники обращались к теме зверств фашистов на оккупированных территориях. Автор деликатно и лаконично изображает в верхней части картины лишь босые ступни двух повешенных. Стоя под виселицей, окружённый жителями освобождённого села солдат даёт клятву отомстить за их смерть. В 1946 году в Куйбышевский художественный музей Танклевским была передана ещё одна картина на военную тему «Отомсти».

Слайд 29

Леонид Танклевский. Отомсти

Слайд 30

Слайд 31

Михаил Сидоров. Бакенщики

Владимир Кузьмин Среди других работ Михаила Сидорова, представленных на выставке 1943 года «Куйбышевская область в дни Отечественной войны», можно выделить картину «Бакенщики», посвящённую повседневному героизму тружеников тыла. В центре картины вздымающаяся на бурных волнах лодка с бакенщиками, один из которых, преодолевая качку, стремится установить на бакен красный фонарь. Волны перехлёстывают через борт, но волгари выполняют свою работу, рискуя жизнью. Тёмный сизый колорит картины, тревожный красный огонь фонаря, пробивающийся сквозь мглу, символически воплощают атмосферу военного времени. Тема бури на Волге впоследствии нашла своё продолжение в творчестве самарских художников.

Слайд 32

Слайд 33

Владимир Соколов. Наши дни

Владимир Кузьмин Куйбышевский художник Владимир Соколов является автором множества картин на военную тему: «Наши дни» (1942), «На Волге» и «Портрет орденоносца» (1943), «В помощь Смоленщине» (1944). На картине «Наши дни», исполненной в лирическом, а не в привычном для того времени героическом ключе, изображена группа военных, отправляющихся на фронт с перрона куйбышевского вокзала.

Слайд 34

Слайд 35

Борис Филипченко.Огороды в годы Великой Отечественной войны

Владимир Кузьмин На выставке 1942 года с картинами «Боевая подруга» и «За Родину» выступил куйбышевец Борис Филипченко. В выставке 1944 года он участвовал полотном «Передача эскадрильи им. В.В. Куйбышева» и «Портретом стахановца Сабирзянова». Живописные работы, выполненные маслом, не были особой удачей автора, зато он проявил себя как замечательный акварелист, автор проникнутых лиризмом пейзажей Волги и Самары. Мы имеем возможность полюбоваться акварелями Бориса Филипченко«Огороды в годы Великой Отечественной войны» и «Разрушенные дома», выполненными им в 1942 году.

Слайд 36

Исаак Цыбульник. Резервы

Валерия Мамышева Значительная роль в изобразительном искусстве «запасной столицы» принадлежит киевлянину Исааку Цыбульнику, прошедшему обучение во Всеукраинском художественном институте. В своей жизни он испытал страшные потрясения: у него на глазах была убита мать, позже вся его семья была уничтожена фашистами в Бабьем Яру. В Куйбышеве Исааком Цыбульником были созданы несколько крупноформатных полотен – «Резервы» (1942), «На запад и на восток» (1944), которые соответственно экспонировались на выставках в 1942 и 1944 годах. Картина «Резервы» посвящена куйбышевским добровольцам, отправляющимся на фронт; они поднимаются от Волги по Ленинградскому спуску, направляясь на вокзал.

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Ии Михранянц.Разрушенная мельница

Владимир Кузьмин В 1943 году из Куйбышева на Сталинградский фронт отправилась группа художников, в которую входили москвич Василий Ефанов, ленинградка Ия Михранянц и куйбышевец Борис Филипченко. В собрании Самарского художественного музея хранятся работы, привезённые ими с фронта. Это точно передающие внутреннее состояние человека наброски карандашом и сангиной Василия Ефанова. Рисунки пером и тушью из серии «Сталинград» молодой художницы Ии Михранянц: «Разрушенная мельница», «Дом Павлова» с их подчёркнутой детализацией героического сталинградского пейзажа вводят зрителя в атмосферу разрушенного боями города.

Слайд 41

Ии Михранянц.Дом Павлова

Слайд 42

Слайд 43

Татьяна Ерёмина. На посту

Валерия Мамышева Серия Татьяны Ерёминой состоит из нескольких гуашевых этюдов: «На строительстве укреплений», «Роют окопы», «В метро», «Тревога», «На посту». Все работы выдержаны в духе сурового лаконичного повествования о том, как живёт военная Москва, в которой каждому жителю отведено своё особое место, где каждый по мере сил вносит свою лепту в оборону столицы.

Слайд 44

Слайд 45

Татьяна Ерёмина. Тревога

Валерия Мамышева Вот раздаётся сигнал тревоги, и все спешат в метро.

Слайд 46

Татьяна Ерёмина. В метро

Валерия Мамышева Спускаются под землю, чтобы переждать воздушный налёт.

Слайд 47

Алексей Романов. Прожекторы

Владимир Кузьмин Акварельная серия Алексея Романова «Куйбышев в 1942 году» состояла из 12 листов исполненных летом этого же года. В собрании художественного музея оказалось 7 из них: «На аэродроме», «Площадь Революции», «Щели», «Приготовились», «Тревожная ночь», «Прожекторы», «Ночью в городе». На людей, которые знают город, кто вырос в нём, акварели Романова производят особое впечатление.

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Леонид Голованов. Возвращение победителей

Валерия Мамышева Выставка графики художников, родившихся в Самаре, И.С. Астапова, Л.Ф. Голованова и А.М. Романова состоялась в Куйбышеве в 1949 году. Именно с неё в собрание художественного музея попали работы Леонида Голованова«В суровом походе» (1944) и «Возвращение победителей» (1945).

Слайд 53

Леонид Голованов. Дойдём до Берлина!

Валерия Мамышева Леонид Голованов, уроженец Самары, в 1943 году становится художником военной студии им. М.Б. Грекова. Им была создана серия плакатов, которые вошли в классику искусства военного времени. Эскиз его знаменитого плаката «Дойдём до Берлина!» (1944) позже пополнил музейное собрание. За серию военных плакатов Леониду Голованову в 1946 году была присуждена Сталинская премия.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИ

Слайд 54

Художники запасной столицы

 

Разработчики мероприятия: Преподаватель Иванова Ж.Н., Преподаватель Шевелева Е.М.

 

Самара, 2020


Согласованно методическим объединением

классных руководителей ГБПОУ

«Самарский государственный колледж

сервисных технологий и дизайна»

___________________ / Н.А. Андреева /

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.