Конспект урока по литературному чтению — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Конспект урока по литературному чтению

2020-11-03 123
Конспект урока по литературному чтению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 3

Тема: «Чистый ручеек нашей речи».

Цель: создание условия для формирования ценностного мира ребенка.

Задачи:

Образовательные: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людей; дать понять, что культура речи- составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести; упражнять в умении правильно употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Развивающие: развивать мышление, память, правильную речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету литературное чтение.

Результаты:

Предметные: определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям; делать свой выбор в воспитательных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Метапредметные:

Познавательные: отбирать необходимые для решения воспитательной задачи источники информации среди предложенных воспитателем словарей, справочников и других материалов; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, таблица, схема, рисунок и др.); перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать задачу; совместно с учителем составлять план ее решения.

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли в паре, группе.

Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого; объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Игра «Испорченный телефон». Воспитатель говорит первому ребенку, что он самый лучший, остальные дети передают фразу друг другу.

Воспитатель: Что вы почувствовали? (Дети высказываются) Я желаю вам, чтобы ощущение тепла, доверия, взаимопонимания присутствовало у вас всегда и помогало в трудную минуту.

Мотивация к деятельности.

Разгадайте ребус.

 -

Воспитатель: Правильно, речка.

Я теку издалека,
Омываю берега,
Широка и глубока,
Называюсь я РЕКА.

Я предлагаю вам прямо сейчас побродить по лесу, посидеть у воображаемого костра, послушать голоса птиц. как журчит вода в небольшом ручейке.

Кто из вас летом отдыхал на речке? Поделитесь своими воспоминаниями. Каждый из вас рассказал о своих близких, друзьях, подаривших вам радостные минуты общения. Что мы используем, разговаривая друг с другом? Слова, словно маленькие ручейки, стекаются в одно большое понятие «речь». Самые наблюдательные, наверное, заметили созвучие слов «речка» и «речь». Бывает вода в реке светлой, прозрачной, такой, что видно каждый камешек на дне, а бывает и другой – мутной и зловонной. Так и наша с вами речь, подобно живой и мертвой воде, может излечить или искалечить.

А есть ли связь между словами «речь» и «речка» поможет разобраться этимологический словарь. Пожалуйста,..., найди нужную статью.(работа со славорями)

РЕЧЬ.

РЕКА.

 Как мы видим, слова эти лишь созвучны, но как близки по сути.

Работа по теме

.- Как вы считаете, какая тема сегодняшнего занятия?

Тема:Чистый ручеек нашей речи»

-Какие задачи будем решать? Слайд

Как вы понимаете фразу «Приятная речь для слуха – своего рода музыка» (Аристотель)

(дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанного высказывания)

Встаньте, пожалуйста, повернитесь лицом к соседу и произнесите слова «Пожалуйста, улыбнись!»

Сначала произнесите фразу ласково, затем в форме приказа, но спокойно, и наконец отрывисто, угрожающе. Какие чувства вы испытывали в каждой из речевых ситуаций?

Теперь тихо сядьте, продолжим занятие.

Беседа о словах.

Вы, наверное, уже не раз замечали, что даже совсем незнакомые люди, с которыми мы невольно общаемся в транспорте, в магазине, в поликлинике и других общественных местах, могут оказать огромное влияние на настроение. Дерзкие слова, хамство, ругань ни у кого не вызывают положительных эмоций. Но, тем не менее, довольно часто мы наблюдаем неуважительное отношение людей друг к другу.

Неизвестно, по какой причине некоторые люди употребляют дурные слова. Они знают, что поступают плохо, что выглядят некрасиво, но всё равно засоряют свою речь этими словами. Дети любят подражать взрослым и, стараясь казаться взрослее, тоже произносят некрасивые, грязные, нецензурные слова. И на взрослых людей, и в особенности на детей, смотреть в таких ситуациях всегда очень горько и неприятно. А если уж человек стремится быть красивым и нравиться окружающим, то такое речевое хулиганство, кроме недоумения и различных неприязненных чувств, ничего вызвать просто не может.

Многие народы имели особые табу (запреты) на подобные слова, так как связывались они с именами темных духов и демонов. В царские времена в России за матерную брань публично секли, а после она безнаказанно распространилась по всей Руси и до сих пор отравляет наши умы и чувства. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей вставляют в свою речь матерные слова.

Некоторые очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель,ёклмн и д.р.)

Эвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. Эвфемизмы используются в речевых или печатных текстах для замены слов, признанных грубыми или «непристойными», например, бранно-ругательных и матерных слов. Иногда в качестве эвфемизмов используются «нелитературные» слова с меньшей отрицательной «нагрузкой», чем брань и матпросторечные, жаргонные, авторские.

 Часто мы слышим непристойные оскорбительные слова, а, знаете ли, что они обозначают?

Слово «сволочь» означает мусор, который собирают, сволакивают в кучу, а потом выбрасывают за порог жилища. Для христианина духовный дом - это храм, а вечное жилище - Царство Небесное. Поэтому слово «сволочь» - пожелание, чтобы человек был лишен своего дома, выкинут из вечного жилища, как мусор и отрепье, подобно тому, как в евангельской притче хозяин приказывает своим рабам выбросить недостойного гостя за порог дома в ночную тьму. В мистическом значении «сволочь» означает: недостойный спасения, осужденный, выброшенный, изгнанный.

«Мерзавец»- это слово мы слышим очень часто. Это слово означает: мерзлый, замерзший, холодный, безжизненный. Святые отцы говорили: «Бог есть огонь, который согревает сердца, а сатана- вечный холод, леденящий душу». «Мерзавец» - это человек, в котором нет Бога, который потерял любовь. В теле змеи нет теплоты, поэтому «мерзавец» то же самое, что и потерявший любовь демон, и гад, ползающий по земле. Здесь пожелание, чтобы человек потерял Бога и любовь и уподобился демону, который холоден, безжалостен и жесток.

Слово «негодяй», означает: негодный, непригодный, несоответствующий своему назначению, испорченный. Слово «негодяй» в мистическом плане означает: «Пусть не исполнится цель его жизни, пусть он будет неспособен воспринять то, для чего сотворен человек, - Божественную благодать». Здесь слово «негодяй» выступает синонимом слова «отверженный».

Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо в христианском учении о воскрешении мертвых. Слово «стерва» в мистическом смысле означает: «Останься гнилью, не воскресни».

Когда мы произносим эти слова? Влияют ли они на наше здоровье?

Известно, что человек состоит более чем на 75% из воды. Произносимые человеком слова изменяют структуру воды, выстраивая ее молекулы в сложные цепочки, меняя их свойства, а следовательно, меняя генетический код наследственности. При регулярном отрицательном воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует развитию различных болезней и таким образом сокращает срок жизни. И, наоборот, при воздействии позитивных слов и мыслей улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.

Физкульминутка

Игра «Вежливое правило»


А сейчас мы узнаем из ваших ответов, хорошо ли вы разбираетесь в правилах вежливости. Предлагаю найти правильный вариант ответа. (Информация размещена на компьютерах учащихся, после выбора правильного ответа дети отсылают ее на учительский компьютер.)

Карточка №1

Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим:

а) немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику;
б) ни в коем случае не прекращать рассказ; а сделать его более живым и интересным – наполнить сенсационными фактами, жаргонами словечками и т.д.;
в) остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались?

Карточка №2

Как себя вести, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить:

а) молчите, и тогда вежливые люди отстанут от вас;
б) постарайтесь внятно объяснить свое самочувствие, чтобы избавить собеседников от напрасных усилий;
в) изо всех сил постарайтесь скрыть свое психологическое состояние и проявить внимание к собеседникам?

Карточка №3

Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей:

а) это недопустимо;
б) конечно, можно, особенно если она безупречна и внушает восхищение?

Карточка №4

Куда деть руки во время беседы:

а) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу eго пиджака и т.д.;
б) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными;
в) если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди?

Карточка №5

Можно ли, находясь в обществе, тихо напевать любимые мелодии:

а) конечно можно, это только порадует окружающих;
б) конечно можно, особенно если у вас хороший слух и голос;
в) даже при хорошем слухе и голосе от этого лучше воздержаться?

Карточка №6

Можно ли во время беседы потирать лоб, нос, почесывать шею, затылок и т.д.:

а) можно, если это помогает сосредоточиться;
б) нельзя, даже если это помогает сосредоточиться;
в) можно, но только с помощью носового платка?

Карточка №7

Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом:

а) недопустимо, лучше уединиться и поговорить;
б) допустимо, если предмет разговора – глубоко личный;
в) допустимо сказать собеседнику шепотом не более двух-трех слов?

Карточка №8

Как поступить, если, одолжив у друзей вещь, вы ее неожиданно сломали:

а) вернуть как есть, объяснив поломку низким качеством вещи;
б) вернуть, предварительно отремонтировав;
в) купить новую вещь взамен поломанной?

Мы с вами получили правила речевого этикета. Он бывает разный: речевой этикет вежливого человека, речевой этикет делового человека, речевой этикет равнодушного человека.

А вот какой «вредный» совет дает вам писатель Григорий Остер:

  Если ты пришел к знакомым,

  Не здоровайся ни с кем.

  Слов: "пожалуйста", "спасибо"

  Никому не говори.

  Отвернись и на вопросы

  Ни на чьи не отвечай.

  И тогда никто не скажет

  Про тебя, что ты болтун.

Карточки «Ситуации).

 Существует несколько этикетных формул:

формулы благодарности,

формулы извинения,

формулы приветствия,

формулы вежливого отказа.

(Работа в группах-рядах.)

1 группа: знакомство с ребятами вашего возраста в новой школе, во время отдыха, в купе поезда.

2группа: обращение с просьбой в магазине, на транспорте, в учреждении.

3группа: звонок по телефону посторонним из дома, звонок домой, неправильное соединение, звонок по сотовому телефону во время концерта.

Рефлексия.

 У вас на столах конверты, соберите, работая в паре, пословицы.

Язык мой – враг мой: а говорить порознь
Кто мало говорит, тот больше делает
Петь хорошо вместе, вылетит – не поймаешь
Слово не воробей, прежде ума глаголет
Слушай больше а говори меньше

Итог урока.

Продолжите фразу: «Я сегодня узнал…»

«Урок для меня полезен…»

Каждый из вас сегодня получит маленький подарок - правила вежливого человека.

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 3

Тема: «Чистый ручеек нашей речи».

Цель: создание условия для формирования ценностного мира ребенка.

Задачи:

Образовательные: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людей; дать понять, что культура речи- составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести; упражнять в умении правильно употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Развивающие: развивать мышление, память, правильную речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету литературное чтение.

Результаты:

Предметные: определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям; делать свой выбор в воспитательных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Метапредметные:

Познавательные: отбирать необходимые для решения воспитательной задачи источники информации среди предложенных воспитателем словарей, справочников и других материалов; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, таблица, схема, рисунок и др.); перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать задачу; совместно с учителем составлять план ее решения.

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли в паре, группе.

Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого; объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Игра «Испорченный телефон». Воспитатель говорит первому ребенку, что он самый лучший, остальные дети передают фразу друг другу.

Воспитатель: Что вы почувствовали? (Дети высказываются) Я желаю вам, чтобы ощущение тепла, доверия, взаимопонимания присутствовало у вас всегда и помогало в трудную минуту.

Мотивация к деятельности.

Разгадайте ребус.

 -

Воспитатель: Правильно, речка.

Я теку издалека,
Омываю берега,
Широка и глубока,
Называюсь я РЕКА.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.